Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка



Скачать 0.77 Mb.
Название Практикум для студентов пояснительная записка
Анкор практикум по культурологии ситниченко.doc
Дата 26.04.2017
Размер 0.77 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по культурологии ситниченко.doc
Тип Практикум
#3921
страница 11 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

90. Мистéрия (от гр. mystěrion – тайна, таинство) – 1) мистерии у древних греков и римлян, у народов Древнего Востока – тайные религиозные обряды, к участию в которых до­пускались только посвященные (наиболее известны Элевсинские таинства в Греции); 2) вид средневекового европейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площадях во время религиозных празднеств.

91. Миф (гр. mythos – сказание, предание) – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.

92. «Могýчая кýчка» – творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 1850-х – начале 1860-х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог – кри­тик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки», развивая традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского боролись за развитие национального стиля, народность в музыке. К сере­дине 70-х гг. «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать.

93. Модернúзм (фр. modernisme) – 1) общее название направлений в искусстве и лите­ратуре XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматри­вает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевид­ное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся со­знанием.

94. Монумéнт (лат. monumentum, от monere – напоминать) – архитектурное или скульптурное сооружение в память выдающегося события или лица; памятник.

95. Мýза (гр. musa) – 1) в древнегреческой мифологии – каждая из девяти богинь, по­кровительниц поэзии, искусств и наук: Урания – покровительница астрономии, Каллиопа -эпоса, Клио – истории, Мельпомена – трагедии, Полигимния – гимнов, пантомимы, Талия -комедии, Эрато – любовной поэзии, Терпсихора – танцев и хорового пения, Евтерпа – лири­ческой поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камена; 2) источник поэти­ческого вдохновения; творчество поэта в его отличительных особенностях.

96. Музéй (лат. museum, от гр. museion – храм муз) – научно-исследовательское или на­учно-просветительское учреждение, комплектующее, хранящее и выставляющее для обозре­ния (экспозиция, выставка) произведения искусства, предметы истории, науки, быта, про­мышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и т. д., расположенные в определенной системе.

97. Мýзыка (гр. musikě – буквально: искусство муз) – искусство, отражающее действи­тельность в звуковых художественных образах; произведение или совокупность произведе­ний этого искусства.

98. Мышлéние – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения и преображения действительности, обеспечивающий обработку чувственных данных, открытие закономерных связей и свойств природных и общественных явлений, выражение их в систе­мах понятий, суждений, умозаключений, открытий, изобретений, инноваций и др. Мышление есть процесс продуктивного диалога человека с обществом и самим собой.

99. Натуралúзм (фр. naturalisme, от лат. natura) – 1) направление в искусстве послед­ней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма харак­терно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма на­турализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.

100. Наýка – 1) сфера деятельности людей по производству нового знания и подготовке его к использованию в практической деятельности (фундаментальные, поисковые, приклад­ные исследования и разработки); 2) совокупность организаций и учреждений, осуществляю­щих научную и научно-вспомогательную деятельность; 3) форма культуры: сфера взаимона­учения людей, онаучивания их сознания, превращения научных идей и методов в производи­тельные и потребительные силы общества, в составной элемент быта общественных индиви­дов.

101. Неандертáльцы (по названию долины Неандерталь в Германии – места первой находки ископаемых останков (1856 г.)) – ископаемый вид человека, занимавший в эволюции человечества промежуточное положение между питекантропом и современном человеком; жил в среднем и верхнем плейстоцене.

102. Неолúт (от гр. neos – новый + гр. lithos – камень) – последняя эпоха каменного ве­ка (8-3 тысячелетия до н. э.); характеризуется оседлостью населения, появлением скотовод­ства и земледелия, изобретением керамики; каменные орудия хорошо отшлифованы; разно­образны и изделия из кости и дерева; появляются прядение и ткачество.

103. Неолитическая революция (греч.) – термин ввел в научный обиход английский археолог Г. Чайлд. Он обозначил им исторический период перехода в эпоху неолита от при­сваивающего к производящему типу хозяйства, от охоты, рыболовства, собирания плодов растений к животноводству и земледелию. Неолитическая революция дала толчок для воз­никновения городских поселений, ремесел, письменности и систем рационального знания.

104. Нирвáна (санскр.) – в буддизме и джайнизме – состояние высшего блаженства, ко­нечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений и слияние с божеством; погрузиться в нирвану – отдаться состоянию полного покоя.

105. Ноосфéра (гр. noos – ум, разум + гр. sphaira – шар) – новое эволюционное состоя­ние биосферы, при котором разумное начало становится предпосылкой глобальной деятель­ности человечества, всеобщий общественный интеллект, основу которого составляет наука и организация, обеспечивают гармонизацию связей и отношений в системе «Природа – Обще­ство – Человек».

106. Óбраз – субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его. В образе отра­жается как единичное, так и всеобщее, проявляющееся в особенном, что в целом характери­зует духовный мир человека и общества.

107. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – кален­дарными.

108. Óбщество – это не сумма индивидов, а совокупность связей и отношений, в ко­торых они находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного произ­водства собственной материальной жизни. Этот процесс складывается из двух частей: преоб­разования объекта (природы) – (производство вещей) и преобразования субъекта (человека) – производства творческих человеческих сил. Поскольку эти два вида производства неразрывно связаны, постольку общество – одновременно и субъект экономики, и субъект воспроизвод­ства самого себя, людей исторически определенного типа (культура).

109. Объéкт (от лат. objectum – предмет) – 1) существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предпосылкой жизнедеятельности субъекта (человека); 2) то, на что направлена деятельность человека; 3) в культуре объектом воздей­ствия выступает сам человек.

110. Объективáция – воплощение, выражение чего-либо субъективного в объектах доступных восприятию и практическому использованию. То, что существовало в форме цели, стало продуктом целесообразной деятельности.

111. Опредмéчивание и распредмéчивание – категории культурологии, выражаю­щие характерные особенности практической деятельности человека; опредмечивание – про­цесс перехода и воплощения человеческих знаний и способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей природе, предметом культуры; распредмечивание – переход от предмета в сферу и форму человеческой деятельности, формирование деятельных способностей, знаний, навыков субъекта под воздействием предметов и форм культуры.

112. Орнáмент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитек­турных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и т. п.

113. Отчуждéние – процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему; вы­ражение бессилия человека перед такими силами как рынок, государство, частная собствен­ность и др. В философской мысли XX в. отчуждение в основном связывается с процессами дегуманизации современного общества, ведущими к «обесчеловечению» личности.

114. Оцéнка – установка ценности какого-либо явления или объекта. Представляет со­бой заключительный этап процесса восприятия и осознавания результата деятельности, при котором явление оценивается в различных аспектах (теоретическом, практическом, экономи­ческом, эстетическом, нравственном и др.). Культурологическая оценка выявляет жизне-смысловое значение явления для человека и человечества.

115. Палеолúт (от гр. palaios – древний + гр. lithos – камень) – древнейший период ка­менного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приемами скалывания и оббивки камня; начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьянопо­добных людей (свыше 2 миллионов лет назад), конец относится к периоду времени приблизи­тельно 10 тысяч лет назад.

116. Палóмничество (от лат. palma – пальма) – странствие верующих к «святым мес­там» (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) в надежде на помощь. На­звание по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

117. Пантеóн (гр. pantheion – место, посвященное всем богам) – 1) у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; 2) совокупность всех богов того или иного культа; 3) усыпальница выдающихся людей.

118. Парфенóн – храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегре­ческой высокой классики. Разрушен в 1687 г.; частично восстановлен.

119. Патриархáт (гр. patěr (patros) – отец + archě – власть) – сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

120. Патриáршество – в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Патриарх имел право созывать церковный собор, контролировать соблюдение канонов и церковных законов, посвящать в сан митрополита. Русские патриархи всегда играли суще­ственную роль в государстве, хотя и занимали подчиненное по отношению к государственной власти положение. В 1700 г., в царствование Петра I, патриаршество было упразднено и высшим руководящим органом церкви стал Священный синод. Только 5 ноября 1917 г. на поместном Соборе русской православной церкви оно было восстановлено.

121. «Передвúжники» – художники-реалисты, входившие в российское демократиче­ское художественное объединение – Творчество передвижных художественных выставок (образовалось в 1870 г.). Порвав с академизмом, передвижники руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, освободительного движения России, родной природы; обличали порядки самодержавной России, пережитки крепостничества, пороки капитализма. Картины передвижников отлича­лись психологизмом, мастерством социального обобщения. Передвижники (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др.) находились под воздействием взглядов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского.

122. Перфомáнс (англ. performance – представление) – одно из авангардных, чисто экспериментальных направлений в современной культуре. Используя свое тело и тела своих коллег, костюмы, вещи и окружение, художник ведет своеобразный диалог со зрителем. Это определенный символический ритуал, игра по четким правилам. Перфоманс иронизирует над духовной убогостью повседневной жизни, над лицемерными традициями, ханжескими нормами морали. Раз исполненный, перфоманс не повторяется, а зрители знакомятся с ним по фотографиям, кино и видеосъемке. Одним из ярких представителей перфоманса в России является А. Бартенев.

123. Плéмя – тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно­общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на ро­ды и фратрии, общность территорий, некоторых элементов хозяйства, самосознания и само­названия, обычаев и культов, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов племен, завоевания и переселе­ния вели к смешению племен и возникновению более крупных общностей – народностей. Пе­режитки племенных организаций сохраняются у некоторых народов и в классовом обществе.

124. Полифонúя (гр. polyphônia) – музыкальная, иначе контрапункт – вид многоголо­сия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или несколь­ких самостоятельных мелодических линий (голосов).

125. Поп-áрт (англ. pop art, от popular art – популярное, общедоступное искусство) – поп-искусство – направление в изобразительном авангардистском искусстве, возникшее во 2-й половине 50-х гг. XX в., использующее реальные предметы, изображения, рекламу, упаков­ку товаров и т. д., вырванные из их естественного бытования, для создания произвольных комбинаций.

126. Поп-мýзыка (англ. pop music, от popular music – популярная, общедоступная му­зыка) – обозначение разных стилей и жанров развлекательной эстрадной музыки XX в.

127. Постмодернúзм – характеристика современной культуры, связанная с фунда­ментальными сдвигами в формах мышления и в направлении исследовательских интересов. Постмодернизму присуща критика проекта Просвещения, рациональности, разума.

128. Правослáвие – одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантиз­мом) христианских направлений. Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце IV в. Окон­чательно этот раскол оформился в середине XI в. Богословские, идеологические основы пра­вославия складывались в VIII-XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору», т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как «благодать», она переживается не столько разумом, сколько «сердцем». Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в.

129. Прáво свод общеобязательных правил поведения, установленных государством, нормирующих общественные отношения с позиции должного; совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, на­дежность и т. д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права.

130. Прагматúзм (гр. pragma – дело, действие) – разновидность буржуазной культуры, основанная на субъективно идеалистических взглядах, согласно которым все, что приносит на практике личную выгоду, то и есть истинно человеческое существование.

131. Прáздник – общественные события торжественного характера, выделенное из по­вседневности и проводимое в свободное от работы время. Возникли в глубокой древности и были частью культа главнейших богов. Большинство праздников было приурочено к опре­деленным датам, а некоторые назначались по мере надобности. Праздники часто сопро­вождались жертвоприношениями, торжественными процессиями и театральными представ­лениями. Выделяют праздники религиозные и государственные.

132. Произвóдство материáльное – процесс создания материальных благ. Пред­ставляет естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов дея­тельности. Две стороны производства: производительные силы и производственные отноше­ния образуют способ производства, определяющий характер данного общества.

133. Прúнцип (от лат. principium – основа, начало) – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения; 3) основа уст­ройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.

134. Просвещéние – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.

135. Протестантúзм (от лат. protestans (protestantis) – возражающий, несогласный) – одно из основных направлений в христианстве, возникшее в ходе Реформации XVI в. как протест против римско-католической церкви; объединяет множество самостоятельных тече­ний, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм, методизм и др.); протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, скандинав­ских странах, Швейцарии, Канаде, в странах Прибалтики.

136. Псúхика (от гр. psychikos – душевный) – 1) функция мозга, сущность которой за­ключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятии, представлений, мыслей, чувств, воли и прочего; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека; высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, – человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.

137. Психоанáлиз (от гр. psychě – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – разработанный 3. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболева­ний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни чело­века и развитии человечества.

138. Пуритáнство (англ. puritan, от лат. purus – чистый) – образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, протест про­тив какой бы то ни было роскоши и удобств, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака.

139. Рационалúзм (фр. rationalisme, от лат. rationalis – разумный) – 1) философское на­правление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) архитектурное направление XX в., представители которого используют современные строительные материалы и индустриаль­ные методы строительства для создания наиболее рациональных (т. е. целесообразных, эко­номичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте) конструктивных, планировоч­ных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.

140. Реалúзм (от позднелат. realis – вещественный) – 1) направление в литературе и ис­кусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действитель­ности; 2) наивный реализм – естественное, стихийное, основанное на повседневном опыте и практике убеждение каждого человека в том, что вещи, мир существуют независимо от нас, от наших ощущений, от нашего сознания, в том виде, как мы их воспринимаем; 3) схоласти­ческий реализм – направление в средневековой схоластике (противоположно ламинализму), признававшее объективную реальность общих понятий – универсалий, существующих неза­висимо от отдельных вещей; 4) критический реализм – философское течение в европейской мысли конца XIX – середины XX в., представители которого, критикуя философские учения, сводящие предмет познания к опыту, в частности концепции субъективного идеализма, на­стаивали на принципиальном различии предмета познания и его познавательного образа, который является результатом не отражения, а символизации реальности в сознании челове­ка; критический реализм внутренне неоднороден, в нем сочетаются элементы естественнона­учного материализма и идеализма; критический реализм внес вклад в конкретный анализ ме­ханизмов познания, в теорию истинного знания; 5) социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства – эстетическое выражение социалистически осознанной кон­цепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических идеалов; 6) научный реализм – общее название ряда учений, развивавшихся в европейской философии и отличав­шихся антиинструментализмом и антиконвенционализмом в трактовке научного знания и его соотношения с объективной реальностью; согласно научному реализму, научные иссле­дования являются единственным средством достижения истинного знания; 7) ясное понима­ние и учет условий действительности при осуществлении чего-либо.

141. Культурная революция – коренной переворот в общественных отношениях, обеспечивающих скачок в деле воспроизводства сущностных сил человека, в развитии науки, образования, искусства и т. д. (неолитическая революция, изобретение письменности, книго­печатания, урбанизация, электронизация, кибернетизация и т. д.) и, связанные с ними преоб­разования форм межиндивидуального общения и быта.

142. Релúгия (лат. religio) – 1) одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъесте­ственные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); 2) од­но из направлений такого общественного сознания, та или иная вера, вероисповедание, на­пример, христианская религия, мусульманская религия.

143. Ренессáнс (от фр. renaissance – возрождение) – 1) Возрождение – период в куль­турном и идейном развитии ряда стран Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах -XV-XVI вв.), наступивший после средневековья; в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической науке средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создала замечательные образцы реа­листического искусства; эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изоб­ретениями, а также пробуждением («возрождением») интереса к литературе и искусству Древней Греции и Рима; крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: Петрарка, Бокаччо, Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Вин­чи и многие другие; период подъема, расцвета в развитии чего-либо; 2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.

144. Реставрáция (от лат. restauratio – восстановление) – 1) восстановление в перво­начальном виде произведений изобразительных искусств и архитектуры, пострадавших от времени или испорченных, искаженных последующими переделками; 2) восстановление ста­рого, свергнутого революцией строя или династии, например, реставрация Бурбонов во Франции в 1814 и 1815 гг.; период господства восстановленных реакционных режимов, на­пример, реставрация во Франции в 1814-1830 гг.; 3) в палеонтологии – восстановление недо­стающих частей скелета или отдельных его элементов.

145. Реформáция (от лат. reformatio – преобразование) – 1) широкое общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носившее в своей основе антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви; началось в Германии. Основные направления реформации: бюргерско-буржуазное (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин), народное (Т. Мющер, анабаптисты), королевско-княжеское. Реформация положила начало протестантизму, в ряде стран возникли различные протестантские церкви: лютеранская, кальвинистская, англиканская и др.; 2) в узком смысле – проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.

146. Роботизáция развитие автоматизации производства на основе промышленных роботов.

147. Рококó (фр. rococo) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причуд­ливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.

148. Романтúзм (фр. romantisme) – 1) направление в искусстве конца XVIII- первой половины XIX в., явившееся выражением неудовлетворенности результатами Великой фран­цузской революции; романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее иде­альными устремлениями; искусству романтизма в литературе свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; романтизм ярко проявился в музыке, изобразительном искусстве, театре; 2) бытующее в литературоведении обозначение метода, предполагающего художественное пе­ресоздание действительности в соответствии с идеалами автора; 3) мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

149. Секуляризáция духóвного мúра (от ср.-лат. saecularis – светский) – 1) обраще­ние церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, например, се­куляризация школьного преподавания; 3) освобождение от церковного влияния (в обще­ственной и умственной деятельности, в художественном творчестве).

150. Семиóтика (от гр. sěmeiotikě – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее на­звание комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая сим­волика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и практатика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.

151. Семь чудéс свéта – в представлении античного общества наиболее прославлен­ные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н. э.; Мавзолей в Ганикарнасе, середина IV в. до н. э.; террасные, так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.; статуи – Зевса в Олимпии, около 430 г. до н. э., Гелиоса в Родосе (так называемый Колосс родосский), около 292-280 гг. до н. э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н. э.

152. Синкретúзм (от гр. synkrětismos – соединение, объединение) – 1) слитность, не­расчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, напри­мер, синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчлененно; 2) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии – сочетание противоречивых, несовместимых воззрений, в религии -различных культов религиозных систем.

153. Символúзм (фр. symbolisme) – направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражаю­щий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иноска­зания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

154. Сионúзм (по названию холма Сион близ Иерусалима) – идеология и обществен­ное движение, возникшее в конце XIX в. и провозгласившее своей целью возрождение еврей­ского национального самосознания и создание еврейского государства в Палестине; включа­ет ряд течений – социалистических, либеральных, националистических.

155. Систéма (от гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множе­ство закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, прин­ципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, един­ство. Различают неорганическую и органическую целостности. Культура относится к орга­ническим системам высшего порядка.

156. Скоморóхи – странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV-XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей.

157. Славянофúльство – направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновывавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству.

158. Собóр – 1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в России XVI-XVII вв. (Земский собор, Вселенский собор); 2) крупный христианский храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана (например, Парижской Бо­гоматери собор).

159. Соловéцкий монастырь – крепость, религиозный центр и крупное феодальное хозяйство на севере России. Основан в конце 20-30-х гг. XV в. на Соловецком острове в Бе­лом море. В XVII в. один из центров раскола. Был также местом ссылки. Архитектурный ан­самбль: крепостные стены с башнями, трапезная с Успенским собором, Преображенский со­бор (все – XVI в.), церковь Благовещения (конец XVI – начало XVII вв.), каменные палаты (XVII в.). Исторически-архитектурный заповедник.

160. Сослóвие – группа людей, которые связаны общностью нравов и обычаев и пре­тендуют на официальное признание, выражаемое определенным способом.

161. Софúзм (гр. sophisma) – ложное по существу умозаключение, формально кажу­щееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логи­ки.

162. Соц-арт – одно из течений русского искусства 60-70-х гг. XX в. Оно появилось как реакция русских художников на американский поп-арт, проникавший в страну посред­ством многочисленных репродукций. Соц-арт стал первой попыткой сопоставления двух принципиально различных систем ценностей. В основе поисков московских художников ле­жали традиции русского авангарда. Первым представлением этого течения стала серия кар­тин московских художников В. Комара и А. Меланида, работавших вместе. Это были полот­на «Пачка сигарет», «Лайка», «Двойной портрет», «Встреча Солженицына с Беллем на даче у Ростроповича».

163. Социализáция (от лат. socialis – общественный) – 1) процесс становления лич­ности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общ­ности, группе.

164. Социалúзм (фр. socialisme, от лат. socialis – общественный) – 1) название ряда уче­ний, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; 2) общественный строй, воплощающий эти принципы.

165. Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными офи­циальной православной церкви. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.

166. Стилизáция – 1) подражание внешним формам какого-либо определенного сти­ля, например, стилизация под классицизм; 2) подчинение художественного изображения условно упрощенным, орнаментальным формам; стилизация обычна в декоративно-прикладном искусстве.

167. Стиль (лат. stylus, от гр. stulos – стерженек для письма) – 1) идейно и художе­ственно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве опре­деленного времени или направления, а также в отдельном произведении; 2) индивидуальный слог писателя; 3) функциональная разновидность литературного языка; особенности по­строения речи, словоупотребления; 4) способ осуществления чего-либо, отличающийся сово­купностью своеобразных приемов.

168. Стоицúзм (по названию портика Stoa в Афинах, где учил философ Зенон, осно­ватель стоицизма) – 1) направление в античной философии, согласно которому задача мудре­ца – освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму; римский стоицизм, в ко­тором преобладали идеалистические и религиозные воззрения и призывы к покорности судь­бе, оказал большое влияние на ранее христианство; 2) стойкость и мужество в жизненных ис­пытаниях.

169. Структýрализм (лат. structura) – направление в гуманитарных науках (в лингви­стике, литературе, истории, этнографии и др.), связанное с использованием структурного ме­тода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации.

170. Субъéкт (лат. subjectum) – 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воз­действующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носитель каких-либо свойств, личность; 3) юридический субъект права – носитель прав и обязанностей; субъектом права может быть лицо физическое и лицо юридическое; 4) логическое подлежащее, предмет суждения; 5) грамматическое подлежащее.

171. Суфúзм (от ар.) – мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII-XIX вв., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм.

172. Схолáстика (от лат. scholastikos – ученый, школьный, от гр. schole – школа) – 1) средневековая религиозная философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; 2) бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жиз­ни.

173. Сюрреалúзм (фр. surrěalisme – буквально: сверхреализм) – сменившее дадаизм направление в авангардистском искусстве XX в., объявляющее своей задачей бесконтроль­ное, «автоматическое» воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождало причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.

174. Табý (полинез.) – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестествен­ными силами; 2) вообще – строгий запрет.

175. Теáтр (гр. theatron) – 1) род искусства, особенностью которого является художе­ственное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художе­ственной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.

176. Текст – (от лат. textum – связь, соединение) – 1) авторское сочинение или доку­мент, воспроизведенные на письме или в печати; 2) основная часть печатного набора – без ри­сунков, чертежей, подстрочных примечаний и т. п.; 3) слова к музыкальному сочинению (опере, романсу и т. д.); нотный текст – музыкальный материал произведения в нотной запи­си; 4) в семиотике и лингвистике – последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки -лингвистики текста.

177. Теóрия (от гр. theôria – наблюдение, исследование) – 1) обобщение опыта, обще­ственной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общест­ва; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства; 3) совокупность научных поло­жений, учение о каких-либо явлениях, фактах; система взглядов по какому-либо вопросу; 4) отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность.

Нормáннская теóрия антинаучное направление в русской и зарубежной буржу­азной историографии, сторонники которого считали норманов (варягов) основателями госу­дарства в Древней Руси. Сформулирована во 2-й четверти XVIII в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Мил­лером и др. Норманнскую теорию отвергал М. В. Ломоносов и др.

178. Тéхника (от гр. technike – искусная, от techně – искусство, мастерство) – 1) система искусственно созданных средств человеческой деятельности; в технике материализованы зна­ния и производственный опыт, накопленные в процессе развития общества; 2) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства, например, техника строи­тельная, техника музыкальная, техника стихосложения, техника спортивная; 3) отрасль науч­ного знания: общее техникознание, специальные технические науки.

179. Тотемúзм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – форма рели­гии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается родоначальни­ком и покровителем рода.

180. Труд – целесообразная деятельность человека, опосредующая обмен веществ меж­ду природой и обществом, которая включает в себя предмет труда, средства труда и саму це­лесообразную деятельность. Продуктом труда выступают измененная природа, и духовно преображенный человек.

181. Университéт (нем. Universitat, от лат. universitas (universitatis) – совокупность) -1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного зна­ния; 2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и науч­но-политических знаний (например, народный университет культуры).

182. Урбанúзм (от лат. urbanus – городской) – 1) в искусстве XX в. – тематика, связан­ная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов.

183. Феодалúзм (лат. feodum – феод, т. е. поместье, имущество, скот, деньги + владе­ние) – общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но на­ходятся в личном и экономическом подчинении господствующему классу, которому они от­дают феодальную ренту; земельная собственность выражается в том, что феодал «держит» землю на правах феода, полученного от вышестоящего сеньора; права людей взаимно огра­ничены и неразрывно соединены с обязанностями; общественное сознание пронизано рели­гиозным мировоззрением; политическое господство осуществляет иерархически организо­ванное военное сословие; феодализм исторически предшествует капитализму.

184. Фестивáль (фр. festival, от лат. festivus – праздничный, веселый) – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства (музыкального, театрального, кино и т. д.).

185. Фетишúзм (фр. fétichisme) – 1) религиозное поклонение фетишам; фетишизм – общий и постоянный элемент многих религий, например, в современных религиях: поклоне­ние иконам, мощам и т. п.; 2) слепое поклонение чему-либо; 3) товарный фетишизм – в марк­систской политэкономии – порожденное условиями товарного хозяйства, основанного на частной собственности на средства производства, превратное представление о производ­ственных общественных отношениях между людьми как об отношениях между вещами (товарами); культ вещей, наделение их сверхъестественными свойствами, преклонение перед ними как перед воплощением силы, власти и господства.

186. Филармóния (гр. phileô – люблю + harmonia – гармония) – I) учреждение, зани­мающееся организацией концертов и пропагандой музыкального искусства; 2) концертный зал, в котором происходят концерты, организованные этим учреждением.

187. Фольклóр (англ. folk-lore) – народное творчество, произведения, создаваемые на­родом и бытующие в нем (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.).

188. Фóрум (лат. forum) – 1) площадь в Древнем Риме, на которой происходили народ­ные собрания, устраивались ярмарки и совершался суд; 2) место выступлений, высказываний; 3) широкое представительное собрание, съезд.

189. Фрейдúзм – учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессоз­нательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных; эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрей­да и его многочисленных последователей.

190. Футурúзм (от лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в евро­пейском искусстве 10-20-х гг. XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации; отсюда «динамическое», совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэ­зии; итальянские футуристы эстетизировали как таковые силу, движение, войну; ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский) подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового (революционного) содержания; формальные нов­шества футуристов отразились в конструктивизме.

191. Христиáнство (от гр. Christos – буквально: помазанник) – одна из мировых ре­лигий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – бо­гочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения лю­дей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо; христианство возникло в начале I в., в IV в. стало господствующей религией Римской империи.

192. Цéнности – характеристики объектов и процессов мира, имеющих положитель­ное или отрицательное значение для жизни человека. Ценностное отношение возникает в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности. Ценности могут быть материальными и духовными, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д. Высшей ценностью является сам человек. Он мера всех вещей.

193. Цивилизáция (от лат. civilis – гражданский) – 1) в культурно-исторической перио­дизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., – третья ступень общественного развития, следую­щая за варварством (первая ступень – дикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом); 2) уро­вень развития культуры, характеризуемой преимущественно ее объектным материально-вещественным воплощением, отчуждением людей друг от друга и господством одних над другими.

194. Человéк – наиболее общее понятие для обозначения как отдельного представите­ля рода Homo Sapiens, так и человечества в целом. Являясь телом природы, человек принци­пиально отличается от животных не только морфологически (рука, мозг, голосовые связки, прямохождение), но и способом существования – труд, творчество, социальное общение. Сущность человека можно понять только путем анализа его связей и отношений с другими в рамках конкретно-исторической организации общества.

195. Шамáн (тунг. – маньчж.) – колдун-знахарь, главным образом у северных народно­стей. Шаманы приводили себя в состояние экзальтации во время камлания (ритуал ша­манства, сопровождаемый пением, плясками, ударами в бубен) и испрашивали у духов исце­ление от болезней, обеспечение хорошей охоты, улова и т. п. Культ шаманства является фор­мой первобытной религии, связанной с анимизмом.

196. Шаманúзм – ранняя форма религии. Основывается на представлении о сверхъес­тественном общении служителя культа – шамана с духами во время ритуала камлания (сопровождается пением и ударами в бубен). Основная форма шаманизма – лечение больных.

197. Шариáт (ар.) – совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право; исламский образ жизни и мышления.

198. Шлягер (нем. Schlager) – модная, популярная песня, мелодия.

199. Шкóла (лат. schola, от гр. scholě) – 1) учебно-воспитательное учреждение; 2) систе­ма образования, выучка, приобретенный опыт; 3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принци­пов и методов.

200. Эволюционúзм (от лат. evolutio – развертывание) – вульгарный, плоский эволю­ционизм – социально-политическая теория, настаивающая на постепенном, а не революцион­ном характере модернизации общества, обоснованно усматривающая возможную опасность во взрывных социальных процессах.

201. Экзистенциалúзм (от лат. existentia – существование) – иррационалистическое направление в философии и культурологии (в особенности немецкой и французской); экзи­стенциализм считает, что предметом философии является уникальность существования чело­века, которое рассматривается лишь как непознаваемое духовное начало.

202. Эмпирúзм (от гр. empeiria – опыт) – философское учение, признающее чувствен­ный опыт единственным источником знаний; эмпиризм недооценивает роль рационального познания (понятий теорий).

203. Энеолúт (лат. aeneus – медный + гр. lithos – камень) – иначе халкалит, меднокаменный (медный) век – переходный период от неолита к бронзовому веку; время появления первых металлических орудий из меди, наряду с которыми продолжали употребляться и пре­обладали каменные орудия.

204. Эпос (от гр. epos – слово, рассказ, песня) – 1) повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ; 2) героический эпос – героическое пове­ствование о прошлом, составляющее героев-богатырей, бытующее в книжной и устной фор­ме (например, «Иллиада», «Одиссея», «Махабхарата», русские былины, саги и др.).

205. Эстéтика (от гр. aisthětikos – относящийся к чувственному восприятию) – 1) фи­лософская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; эстетика изучает законы развития искусства, его художественно-идейное

содержание и формы, его место в жизни общества и человека, особенности художественного творчества; 2) красота, художественность чего-либо.

206. Этика (лат. ethica, от гр. ěthos – обычай, характер) – 1) философское учение о мо­рали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) си­стема норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессио­нальной группы (например врачебная этика).

207. Язычество – традиционное обозначение нетеистических религий по их противо­положности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обря­дов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сфор­мировались основные мировые религии. Он существовал у всех народов мира, но в разное время уступил место более развитым религиозным системам. Однако, те или иные его следы сохранились в различных областях человеческой культуры до наших дней.
Заключение

Под культурой современная наука понимает ценностно-смысловое, нормативно-регулятивное и символико-информационное содержание любой сферы общественно значимой деятельности людей. Именно с этой точки зрения обретают смысл понятия “экономическая культура”, “политическая культура”, “культура труда” и т. п. В отличие от “политических технологий”, преследующих цель повышения утилитарной эффективности политической деятельности, “политическая культура” выбирает из всего множества возможных технологий (способов и средств) достижения поставленных целей только те, которые являются общественно приемлемыми по социальной цене и последствиям. То же самое можно сказать и о любой иной “культуре сферы деятельности”, впрочем, как и о культуре обыденной жизни людей.

Одна из важнейших социальных функций культуры — историческая селекция, отбор приемлемых форм и технологий осуществления деятельности и взаимодействия людей, выбираемых не только по признакам их утилитарной эффективности, но и по критериям социальной допустимости. Мораль, нравственность, духовность, идеология, патриотизм, эстетические категории и т. п. - это лишь технические средства, с помощью которых действует механизм культурного отбора, закрепления в практике и памяти людей и трансляции следующим поколениям социально приемлемых форм и способов человеческой жизнедеятельности. Этот же механизм работает и в направлении локализации и социальной изоляции (отторжение, изгнание, вытеснение “на обочину”, т. е. в маргинальное поле в дословном переводе) лиц, не желающих соблюдать соответствующие нормы. Культура в качестве нормативного явления, как это ни парадоксально, служит во многом психологическим аналогом правоохранительных органов, только действующим методом не силового, а нравственного одобрения и поддержки или осуждения и отторжения нарушителей. Это внутренний “страж порядка” в психологическом строе каждого человека, и чем строже и бескомпромисснее он исполняет свои обязанности, тем высококультурней (в рамках норм своей этнической и сословной культуры) проявляет себя индивид. Но этот “страж порядка” не возникает автоматически с появлением на свет нового человека. Культура не передается от родителей генетически, а приобретается по ходу жизни. Общество должно взрастить ее в каждом человеке, познакомить его со всем сводом норм и порядков, с “правилами игры” социокультурного бытия, четко очертить границы, за которыми кончается “нормальное” социокультурное поле и начинается поле маргинальное.

Для преодоления опасных тенденций массовой маргинализации населения требуется не только деятельностная социализация людей, но и их инкультурация, т. е. введение человека в систему принятых в обществе культурных норм социального общежития и взаимодействия, иерархию ценностей, степеней допустимости тех или иных суждений и поступков и т. п., а также стимулирование в человеке мотивации к соблюдению этих норм, демонстрация и доказательство того, что, соблюдая нормы, человек имеет больше шансов достичь желаемого, нежели их нарушая. Этому в конечном счете и служат (с точки зрения их социальных функций) философия, религия, искусство, образование, воспитание, мораль, обычаи, ритуалы и пр. Все они так или иначе обучают человека тому, как следует, а как не следует поступать, говорить и думать, живя в обществе совместно с другими людьми и не желая эту общность разрушить.




1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта