Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка



Скачать 0.77 Mb.
Название Практикум для студентов пояснительная записка
Анкор практикум по культурологии ситниченко.doc
Дата 26.04.2017
Размер 0.77 Mb.
Формат файла doc
Имя файла практикум по культурологии ситниченко.doc
Тип Практикум
#3921
страница 7 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ТЕМА 7

ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Основные понятия: буржуазный, механистический рационализм, диалектика и метафизика, буржуазная революция, промышленный переворот, рынок как форма культуры (“каталактика”), товарный фетишизм, индивидуализм, антагонизм, марксизм, позитивизм, прагматизм, иррационализм, отчуждение, декадентство, классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, абстракционизм, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм, авангард.
Вопросы семинара:

1. Основные тенденции развития новоевропейской культуры.

2. Основные достижения новоевропейской художественной культуры.

3. Достижения новоевропейской культуры в науке и технике
Краткое пояснение к теме.

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры: становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений и рационалистического мышления. Четкой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует. Отзвук идеи Ренессанса в Европе ощущался очень долго, в разных государствах по-разному.

Период Нового времени охватывает два различных по своему социально-политическому характеру этапа:

1. Почти весь XVII в. — господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытая борьба с изжившими себя феодальными порядками, борьбой за преодоление монополии католической церкви, стремление к свободомыслию и просвещению.

XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии — победа буржуазных революций; во Франции и Испании — победа абсолютизма, в Италии и Германии — мелкодержавный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы. В ответ на Реформацию ожесточилась католическая реакция. Католицизм огнем и мечом, инквизицией и различными формами идеологической борьбы старается воздействовать на сознание народа. Культура XVII в. воплощает в себе всю сложность этой эпохи.

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука. Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда — появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т. д.

Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые представляет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве.
Тесты, вопросы, задания:

Тесты:

1. Эпоха Просвещения означает:

а) "золотой век утопии";

б) нарастание интереса к научно-естественным и философским знаниям;

в) новое понимание самого Человека и его отношения к миру;

г) появление стилевых и жанровых особенностей искусства.

2. В чем заключается главная особенность науки 17 века:

а) она стала экспериментальной в) она обратилась к математической логике

б) она была умозрительной; г) она обратилась к философии

3. Назовите область научной деятельности великих мыслителей 17 века:

а) Уильяма Гарвея; б) Пьера Ферма; в) Готфрида Лейбница; г) Рене Декарта

4. представителями барокко являются:

а) Караваджо; б) Буало; в) Рубенс; г) Тезауро

5. Классицизм в искусстве предполагает:

а) единство времени; в) единство действия;

б) единство места; г) единство взглядов

6. Эпоха Просвещения в Европе ознаменована:

а) созданием Энциклопедии; в) возникновением материализма;

б) развитием археологии; г) изучением механики

7. Какое понятие не присутствовало в лозунге французской революции:

а) свобода; б) любовь; в) равенство; г) братство

8. Среди великих мыслителей 18 века философом не был:

а) П. Гольбах; б) Вольтер; в) Ж.-Ж. Руссо; г) И. Кант

9. Главным противником разума французские просветители считали:

а) чувства; б) государство; в) церковь; г) неравноправие

10. Создателем эстетики как особой отрасли философского знания стал:

а) Дидро; б) Баумгартен; в) Шиллер; г) Лессинг

11. Кто из деятелей искусства 18 века не был живописцем:

а) Гейнсборо; б)Ватто; в) Буше; г) Лесаж

12. Произведения какого из писателей 18 века оказали сильное влияние на героиню пушкинского романа:

а) Сэмюэла Ричардсона; в) Джонатана Свифта;

б) Даниэля Дефо; г) Пьера Огюстена Бомарше

13. Создателем диалектики в философии 19 века стал:

а) К. Маркс; в) Л. Фейербах; б) Г. В. Ф. Гегель; г) Ф. В. Шеллинг

14. Среди художественных стилей и направлений 19 века были:

а) романтизм; в) абстракционизм; б) реализм; г) сюрреализм

15. В 19 веке были изобретены:

а) почта; б) паровая машина; в) телеграф; г) автомобиль

16. Среди научных достижений 19 века:

а) создание теории относительности

в) создание дифференциального и интегрального счисления;

б) открытие электричества;

г) создание эволюционной теории видов

17. Массовая культура возникла:

а) во Франции; б) в Америке; в) в Италии; г) в России

18. В концепции какого мыслителя эпохи Просвещения культура обличалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи. «Культурные народы» воспринимались как «испорченные» и «морально развращенные, им противопоставлялась «чистота и простота нравов» первобытных народов?

а) И.Г.Гердер; б) Ж.Ж.Руссо; в) М.В.Ломоносов; г) Т.Мор.

19. В концепции какого мыслителя эпохи Просвещения культура обличалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи. «Культурные» народы воспринимались как «испорченные» и «морально развращенные», им противопоставлялась «чистота» и «простота» первобытных народов?

а) Д. Лихачев б) Вольтер в) Руссо г) М. Ломоносов

20. Какой культ был провозглашен в эпоху Просвещения?

а) культ разума; б) культ личности; в) культ здоровья.

21. Приведите в соответствие название художественных стилей и их смысловую доминанту:

1) барокко; 2) рококо; 3) романтизм; 4) классицизм.

а) галантность; б) мистицизм; в) рационализм; г) иррациональность.

22. Какое определение из приведенных ниже соответствует понятию «секуляризация»?

а) отторжение или передача церковных земель и имущества в светское владение;

б) высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния;

в) верны все определения.

23. Распределите фамилии художников по стилям европейского искусства:

1) барокко; 2) рококо; 3) классицизм; 4) импрессионизм; 5) постимпрессионизм; 6)сюрреализм.

а) К. Моне; б) С. Дали; в) В. Ван Гог; г) П. Рубенс; д) А. Ватто; е) К. Лоррен.

24. Кто из мыслителей в работе «Закат Европы» предрекал гибель западной культуры, перерождение в цивилизацию?

а) Шпенглер; б) Маркс; в) Ницше; г) Вольтер.

25. Соотнесите название произведений с авторами.

1) роман «Собор Парижской Богоматери»; 2) парки Версаля XVII в.; 3) «Так говорил Заратустра»; 4) пьеса «Мещанин во дворянстве»; 5) опера «Тристан и Изольда»; 6) реалистическая эпопея «Человеческая комедия»; 7) опера «Волшебная флейта»; 8) «Протестантская этика и дух капитализма».

а) Бальзак; б) Мольер; в) А. Ленотр; г) Моцарт; д) Вагнер; е) В. Гюго; ж) М. Вебер; з) Ф. Ницше.

Вопросы:

1. В какой стране впервые возник сентиментализм? Назовите его хронологические рамки.

2. Кто из французских просветителей XVIII в. отстаивал в своем знаменитом труде “О духе законов” конституционно-монархическую форму правления?

3. Назовите имя композитора, который провел оперную реформу в духе эстетики классицизма, отразившую новые тенденции Просвещения (его идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр XIX и XX вв.); он автор опер “Орфей и Эвредика”, “Парис и Елена”, “Ифигения в Авлиде”.

4. Кто из итальянских скульпторов виртуозно решил скульптурную группу “Поцелуй Амура”: она просматривается со всех сторон; Амур полон движения, и поэтому возникает впечатление, что он только что слетел к Психее с Олимпа?

5. Каковы хронологические рамки романтизма – идейного и художественного направления в европейской культуре?

6. Кто является главным представителем импрессионизма, картины которого отличались тонкостью колорита, напоенностью светом и воздухом; экспериментатора, стремившегося запечатлеть состояние свето-воздушной среды в разное время дня (серии “Стога сена”, “Руанский собор”?

7. Как называется стиль в архитектуре и искусстве первых трех десятилетий XIX века?

8. Назовите российских деятелей культуры, современников Эжена Делакруа.
Культурологические термины и понятия к теме:
Основная литература:

Аникеева Е.Н., Семушкин А.В. Диалог цивилизации: Восток и Запад// Вопросы философии. 1998. №2.

Гуревич П. С. Культурология. М. 2006

Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб. 2006.

Культурология./ Под ред.Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М. 2008.

Культурология: Курс лекций/Под ред.А.А. Радугина. М. 1997.

Культурология XX век.Энциклопедия.Т.2. Ст. Диалог, Запад и Восток СПб. 1998

Большаков А. В. Культура ХХ века. // Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М.: Знание, 1993.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Мысль, 1990.

Добрынин В. В. Техника и техническая культура ХХ века // Актуальные программы культуры ХХ века. – М.: Знание, 1993.

Кертман Л. Е. История культуры страны Европы и Америки (1870-1917). - М.: Высшая школа, 1987.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.

Культурология для технических вузов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

Чеснокова В. Д. Индивидуальная культура. // Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М.: Знание, 1993.

ТЕМА 8

РУССКАЯ КУЛЬТУРА 19-20 ВЕКОВ

Основные понятия: менталитет, патриотизм, язычество, византизм, норманнская теория, книжность культуры, иконопись, просветительство, классицизм, декабризм, славянофильство, западничество, реализм нация, дворянская культура, «Серебряный век», «Золотой век», русская религиозная философия, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, “Мир искусства”, русский авангард, “Вехи”, космизм, пролетарская культура, культурная революция, советская культура, диссидентство, андеграунд, эмигрантская культура, тоталитарная культура,
Вопросы семинара:

1. Х1Х в. – золотой век русской культуры.

2. Серебряный век как социокультурная эпоха.

3. Религиозно-философский ренессанс.

4. Художественная культура серебряного века.
Краткое пояснение к теме семинара

В истории культуры России XIX -ХХ века занимают особенное место. Это время необыкновенного культурного подъема, что и позволяет называть этот период «Золотым» и «Серебряным веком».

В XIX веке происходит процесс завершения формирования национальной культуры. Этому способствовал патриотический подъем Отечественной войны 1812 года, появление революционного и либерального течений в русской общественной мысли, формирование разночинской интеллигенции (выходцы из различных сословий), реформы Александра II, развитие капиталистических отношений, изучение народной культуры. Расширение связей с Европой позволило осознать собственную культуру частью мировой.

Складывается национальное самосознание. Так, важным событием начала XIX века стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В России этого времени особенно ярко проявляется стремление к образованию. Открываются новые школы, университеты, в том числе Царскосельский лицей. Во второй половине XIX века быстро развивается женское образование. Большие успехи были сделаны в различных науках, например, XIX век называют еще и «золотым веком» российской медицины.

В обществе появляются новые социальные группы и слои, особенно проявляет себя буржуазия и интеллигенция. Среди буржуазии складываются традиции благотворительности, меценатства, большое влияние на культурную жизнь России оказали династии предпринимателей и промышленников Третьяковых, Демидовых, Морозовых и др. Основным носителем культуры выступает интеллигенция, которая количественно пополняется в результате реформ Александра II.

Лидирующее положение в духовной культуре XIX века занимала литература. В начале XIX века получает распространение романтизм – стремление к высокому идеалу, возвышенным чувствам, героическим поступкам. В романтическом стиле работали А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов. Русский романтизм имел социальный характер, обращался к острым проблемам повседневной жизни.

А.С. Пушкин явился родоначальником реалистического направления в русской литературе. Главная цель реализма – изобразить правду жизни. Русские писатели А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой обращаются к теме «маленького человека», его проблемам. Во второй половине XIX века возникает социально-психологический роман (Ф.М. Достоевский, Л.Н.. Толстой). Тогда же появляется новое направление – критический реализм, который не только изображает жизнь, но и пытается выявить самые острые проблемы, понять их причины. В XIX веке формируются основные литературные жанры: роман, повесть, воспоминания и т.д. В начале века большее распространение получает поэзия, во второй половине – проза.

Смена стилей происходит и в живописи. Романтизм начала века большое внимание уделяет внутреннему миру человека, поэтому развивается жанр портрета (О.А Кипренский, В.А. Тропинин). В романтическом стиле представлена крестьянская тема у художника А.Г. Венецианова, пейзажи С.Ф. Щедрина, историческая живопись К.П. Брюллова.

В 50-60 годы XIX века в русском изобразительном искусстве основным стилевым направлением становится реализм. Главной задачей живописи считали изображение отрицательных сторон жизни, защиту несчастных людей, поэтому реализм в живописи XIX века определяют как критический. Началом критического реализма в живописи считают творчество художника П.А. Федотова, его же признают создателем психологической драмы в живописи («Разборчивая невеста», «Вдовушка», «Игроки» и др.). Художник В.Г. Перов продолжает традиции Федотова. Перов изображает на своих картинах трудную жизнь крестьян, интеллигенции, детский труд, критикует служителей церкви («Проводы покойника», «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Сельский Крестный ход на Пасху» и др.). Перов также работает в жанре портрета, ему принадлежат портреты Ф.М. Достоевского, Островского и др.

Во второй половине XIX века часть художников объединилась в «Товарищество передвижных художественных выставок».Товарищество передвижников просуществовало с 1871 до 1923 года. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в художественной культуре, для их произведений характерна гражданственная направленность. Художники - передвижники работали в различных жанрах, организовывали выставки в провинциальных городах России. С их помощью культурная жизнь происходила не только в столичных городах. Руководителем передвижников был художник Иван Крамской. В разное время в товарищество входили художники: В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, братья Маковские И.Е Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, К.А. Савицкий, В.А. Серов, И.И Левитан, В.Д. Поленов.

Большое значение для распространения живописи и художественной культуры имело открытие музеев. В 1892 году Третьяковская галерея была передана в дар Москве. Эта галерея была открыта при самом активном участии известного коллекционера и мецената Третьякова М.П. В Петербурге для публичного посещения в 1852 году был открыт Эрмитаж.

В XIX веке под воздействием капитализма быстро идет строительство городов, особенно административных зданий. В архитектуре распространен классицизм. В этом стиле работают архитекторы Захаров А.Д., А.Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К.И. Росси, Жилярди и др. Быстро строится Москва, это было важно после пожара 1812 года. Вновь была произведена застройка Кремля, построен Большой театр, много жилых помещений. Архитектор К.А. Тон построил храм Христа Спасителя, который был разрушен в 30 годы двадцатого века, а затем вновь восстановлен. В архитектуре XIX века широко представлена эклектика – произвольное сочетание различных стилей.

Скульптура быстро занимает прочные позиции в русской художественной культуре, ее используют для оформления архитектурных сооружений ( Казанский собор, Адмиралтейство и др.). Также распространена станковая скульптура (памятники М.И. Кутузову и Барклаю де Толлю скульптора Б.И.Орловского).

Музыкальная культура России XIX века представлена рядом выдающихся композиторов. В начале XIX века популярным был лирический романс. Лучшие романсы, например А.А. Алябьева, исполняются и сегодня. Композитор М.И. Глинка является основоположником русской классической музыки, национальной оперы, где главным героем стал народ (опера «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»). С именем Глинки связано распространение в музыке реализма, гражданской направленности.

Эти традиции продолжает союз композиторов XIX века «Могучая кучка». В него входят: М.А Балакирев, Ц.А Кюи, М.П. Мусоргский,А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Выдающимся композитором XIX века был П.И. Чайковский. Ему принадлежат популярные и сегодня оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», а также балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». П.И. Чайковский создал образец классического русского балета.

Реалистические и демократические тенденции представлены в русском театре XIX века. Большим событием в культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». Значительным было влияние драматурга А.Н. Островского, особенно на Малый театр в Москве, а также Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Реформатором актерского мастерства был М.С.Щепкин. Он хотел придать актерским образам правдивость и жизненность.

На рубеже XIX-XX веков вновь отмечается необыкновенный подъем в культуре России. Последние десятилетия XIX века и первые десятилетия XX века вошли в историю культуры России как «серебряный век».

Расцвету культуры этого времени способствовал экономический подъем, плодотворное развитие науки, особенно философии. В это время живут и работают выдающиеся русские философы: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский и др. Было сформулировано космическое направление научно-философской мысли (Н. Федоров, К. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Чижевский и др.), которое имеет мировое значение и получает особое признание в XX веке.

В это время открыто много музеев – Исторический музей, музей изящных искусств, музей народного искусства, Политехнический музей и др. Растет национальное самосознание, интерес русского общества к истории России, ее культуре, традициям. Отмечается большой интерес к литературе, печати. «Серебряный век» ознаменован расцветом литературы, особенно поэзии, в том числе лирической.

Появляются многочисленные культурные, религиозные, политические, экономические движения. Они существовали недолго, быстро распадались, создавались новые. Это привело к мысли об упадке культуры, декаденстве. Происходит становление новых культурно-художественных форм творчества и направлений (кинематограф, символизм, модерн и т.д.). Деятели культуры активно вели поиск синтеза искусств.

В конце XIX- начале XX веков в русской литературе продолжало господствовать мощное направление критического реализма. В его ряды пришло новое талантливое поколение: А.И. Куприн, И. А. Бунин, А.Н. Толстой. Литературные течения, противостоящие реализму, назывались «упадническими», «декадентскими». Декаданс был вызван состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

В русской литературе появились модернисты. Они тоже выступали против реализма. Но цель их была другая  создать поэтическую культуру, содействующую духовному совершенствованию человека. Русский модернизм был представлен разными течениями: символизмом, футуризмом. Символизм (от фр. Знак, символ)  художественное течение со своеобразным мироощущением. Футуризм (от лат.  будущее)  авангардистское течение, представляет новый вид искусства.

Существовали поэты, не связанные с этими течениями (например, М. Цветаева). Представителями футуризма и символизма были поэты  В. Маяковский, А. Блок.

В конце XIX  начале XX веков новые условия общественного развития в России оказали влияние на архитектуру. Развитие промышленности, транспорта, торговли требовали строительства новых типов зданий  заводских корпусов, контор, железнодорожных вокзалов, гостиниц. Строительство фабричных зданий, мостов привело к использованию в архитектуре новых типов конструкций и форм из чугуна и железа. В архитектуре появился новый стиль, который называли модерн. Новый стиль модерн в архитектуре имел отличительные черты: комфортность и целесообразность. Архитекторы применяли новые ассиметрические композиции, разнообразные оконные и дверные проемы, придавали оригинальные пропорции частям здания. Одним из самых известных архитекторов, работающих в стиле модерн был Ф.О. Шехтель.

В процессе нового художественного освоения мира наблюдалось слияние разных жанров. Усиливалось лирическое начало, более многообразно раскрывались связи человека и природы. Большое место занимает пейзаж с натуры. Появились новые художники: К.А. Коровин, Н.К. Рерих. В начале XX века возникли новые объединения «художников»: «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» и другие. Каждый художник в своем творчестве по-своему претворял идеи модерна. Наиболее известными художниками этого периода были: М.А. Врубель, В.М. Кустодиев, В.Э. Борисов-Мусатов и другие.

Культура «серебряного века» оказала большое влияние на культуру XX века.

Перефразируя русского мыслителя М. Бахтина, можно сказать, что Россия избегала "последних", завершающих суждений о себе и своей культуре, она стремилась всей своей историей доказать себе и всем окружающим, что последнее слово о ней еще не сказано, если оно вообще возможно.
Тесты, вопросы, задания.

Тесты:

1. Среди создателей рифмованной русской поэзии можно назвать:

а) Софрония Лихуду; в) Кариона Истомина;

б) Василия Бурцева; г) Сильвестра Медведева

2. «Наипротивейшим человеческому естеству состоянием» самодержавие называл:

а) Сумароков; б) Ломоносов; в) Радищев; г) Карамзин

3. Оду Горация «Памятник» в России переводили:

а) Тредиаковский; б) Капнист; в) Сумароков; г) Ломоносов

4. К первым русским журналам относится:

а) "Северные цветы"; в) "Трутень"; б) "Северная Пальмира"; г) "Современник"

5. Первая русская опера называлась:

а) "Анюта"; б) "Ариша"; в) "Татьяна"; г) "Наташа"

6. Академию художеств в России основала:

а) Елизавета Петровна; б) Екатерина II; в) Екатерина I; г) Анна Иоанновна

7. Среди великих русских писателей к славянофилам принадлежали:

а) И. А. Крылов; б) Н. М. Карамзин; в) М. Н. Загоскин; г) К. Рылеев

8. Западниками в русской литературе считались:

а) И. И. Лажечников; б) Н. П. Огарев; в) К. С. Аксаков; г) А. С. Пушкин

9. Идею космизма в России разрабатывали:

а) Н. А. Умов; б) А. Л. Чижевский; в) И. М. Сеченов; г) Г. В. Плеханов

10. Термин «Серебряный век» принадлежит:

а) К. Сомову; б) Н. Бердяеву; в) Н. Оцупу; г) В. Брюсову

11. «Свершатся сроки: загорится век,

Чей луч блестит на быстрине столетий,

И твердо станет вольный человек

Пред ликом неба на своей планете.

Эти строки принадлежат

а) А. Блоку; б) В. Брюсову; в) В. Маяковскому; г) Б. Пастернаку

12. Кто первым заложил русский национальный стиль в музыке?

а) М.П.Мусоргский; б) П.И.Чайковский; в) М.И.Глинка; г) А.П.Бородин.

13. В деятельности Д.Мережковского, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, А.Блока, А.Белого поэзия была неотделима от философствования. К какому ведущему идейно-художественному и религиозно-философскому направлению они принадлежат?

а) символизм б) просвещение в) реализм г) классицизм

14. Из перечисленных ниже известных русских мыслителей выберите того, кто относится к «западникам».

а) П. Я. Чаадаев; б) А. С. Хомяков; в) И. В. Киреевский; г) К. С. Аксаков

15. В каком знаменитом труде обсуждалась проблема истоков появления, сущность и роли в будущем русской интеллигенции:

а) «Россия и Европа»; б) «Культура и взрыв»;

в) «Вехи»; г) «О сопротивлении злу силою».

16. Кто из перечисленных архитекторов и скульпторов не работал в России?

а) В. Растрелли; б) К. Росси; в) А. Палладио; г) Э. Фальконе.

17. Из предложенных вариантов выберите причины особого влияния литературы, так называемого «литературоцентризма», на культурную жизнь России в XIX веке:

а) появление значительного числа литераторов (критиков, писателей, поэтов, драматургов);

б) деятельность Н.А. Некрасова по выпуску журнала «Современник»;

в) открытие Литературного института;

г) уважительное отношение к печатному слову, пишущим людям, признание за поэтами права «глаголом жечь сердца людей»;

д) земская реформа 1860-х годов;

е) распространенная точка зрения русской интеллигенции, считающей, что литератор обязан занимать определенную гражданскую позицию и выражать ее в художественных произведениях.

18. Соотнесите названия произведений с авторами:

1) «Очерки по истории русской культуры»; 2) пьесы «Бесприданница», «Бедность не порок»; 3) оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя (Иван Сусанин)»; 4) картина «Последний день Помпеи»; 5) оперы «Снегурочка», «Садко»; 6) повесть «Бедная Лиза»; 7) картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге»; 8) «Философия свободы», «Смысл творчества», «Русская идея»; 9) картины «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»; 10) балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

а) П. Чайковский; б) А.Н. Островский; в) Н. Римский-Корсаков;
г) П.Н. Милюков; д) К. Брюллов; е) И. Репин; ж) Н. Бердяев; з) Н. Ка-рамзин; и) М. Глинка; к) В. Суриков.

19. В творчестве А. Белого, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, А. Блока поэзия была неотделима от философствования. К какому идейно-художественному направлению они принадлежат?

а) символизм; б) супрематизм; в) постимпрессионизм; г) социалистический реализм.
Вопросы:

1. Чем реализм отличается от критического реализма? Приведите примеры творчества в рамках этих двух стилей.

2. Назовите известного русского художника-мариниста.

3. Кто эти люди: В.Короленко, Д.Мережковский, Л.Андреев, А.Бенуа, Л.Бакст, Н.Гончарова, А.Скрябин, С.Рахманинов, Л.Собинов, В.Шухов, Н.Умов, В.Вернадский, Н.Жуковский, А.Зилоти?

4.Назовите историческое произведение Л.Н. Толстого (кроме «Войны и мира»).

5. За что А. С. Попов получил золотую медаль в 1900 г. на всемирной выставке в Париже?

6. Кто из поэтов Серебряного века был объявлен “королем русской поэзии”?

7.Назовите историков ХIХ в. (не менее 7).

8. Какие картины рисовал В.Д. Поленов?

9.Из какого блюда состоит завтрак аристократа на картине Павла Федотова?

10. Назовите известных русских философов и их основные работы конца ХIХ - начала ХХ вв. (не менее 5).

11. В ХIХ в. в искусство начала проникать крестьянская тема. Приведите примеры этого в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

12. Кого называют отцом русской классической музыки?

13. Кто из певцов начала XX в. прославился исполнением оперных партий Мефистофеля, Ивана Сусанина, Демона, царя Бориса?

14. Назовите имя одного из деятелей балета в зарубежье, который высказал следующую мысль: “Мы с гордостью утверждаем, что мировой балет всей первой половины XX века есть создание балетных сил русской эмиграции”.

15. Кто из литераторов русского зарубежья, относящийся к писателям «Серебряного века», первым получил Нобелевскую премию по литературе?

16. В чем сущность концепции синтеза культуры Востока и Запада?

17. Кто разделял взгляды евразийцев, в чем они выражались?

18. В чем особенность концепции Н.А.Бердяева о роли России в мировом культурном развитии?

19. Какова особенность теории «созерцающего сердца» как сущности «русской идеи» в понимании И.А. Ильина?

20. Каково соотношение понятий «страх», «стыд», «совесть» и «честь» в русском менталитете и в русской культурологической мысли ХХ века?

21. Как сочетаются утопизм, эсхатологизм и катастрофизм в русской культуре?
Задания:

1. Сравните два явления:

1. Кладбище русских эмигрантов Сен-Женевье в Париже. Оно всегда ухоженное, и на всех могилках – живые цветы.

2. Типичное кладбище в России – столичное или провинциальное. Оно неопрятное, заросшее, мало напоминающее культурный памятник.

То и другое принадлежат одной нации – этническим русским. Но почему между ними такое различие?
Культурологические термины и понятия к теме:
Основная литература:

1. Бердяев Н.А. Русская идея //Вопpocы философии. 1990. № 1.2.

2. Буганов В.И. Петp Великий и его время. М. 1989.

3. Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.1980.

4. История мировой культуры /Под. ред. Драча Г.В. - Ростов -на /Д. 1999

5. Кондаков И.В. Культура России: Краткий очерк истории и теории. М. 1999.

6. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. М. 2000.

7. Культурология. История мировой культуры/ Под ред. А.Н. Марковой. М.1998.

8. Культурология в вопросак и ответах./ Под ред. проф. Драча Г.В. Ростов н/Д. 2001

9. Культурология в вопросах и ответах /Под ред. Пархоменко И.Т., Радугина А.А. М. 2001.

10. Культурология. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М. 1999.

11. Культурология. Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на /Д. 1999.

12. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М. - JI. 1962.

13. Муравьев A.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры 9-l 1 вв. М. 1984.

14. Розин В.М. Введение в культурологию. М.1994

15. Рыбаков В.А. Древняя Русь. М. 1963.

16. Рябиев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М. 1995.

17.Трубецкой Е. Умозрение в красках // Москва. 1990. № 1. С.161-174.

.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта