Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
практикум по культурологии ситниченко. Практикум для студентов пояснительная записка
Культурологические термины и понятия к теме:
Основная литература
Актуальные проблемы культуры XX века. М. 1993.
Бердяев Н.А. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники). // Вопросы философии – 1989. № 2.
Бердяев Н.А. Кризис искусства. М. 1990.
Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М. 1994.
Гуревич П.С. Философия культуры. М. 1994. Гл.13, 14.
Гурова Т. Компьютер как смерть культуры // 250 недель развития капитализма в России. М. 2000. С. 391-395.
Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический аспект // Вопросы философии. 2003. № 9.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. 1998.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М. 1993.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М. 1993. С. 325-445.
История культуры России. М. 1993. С. 156-172.
Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития – М. 1997.
Культурология в вопросах и ответах. /Под ред. проф. Драча Г.В. Феникс Ростов н/Д. 1999. 2001.
Культурология. ХХ век: Словарь. СПб. 1997. Ст. Авангард, Инновация, Культура XX века, Модернизм, Научно-техническая революция, Постмодерн.
Культурология: Учеб. пособие / Сост. А.А. Радугин. М. 1996. С. 356-382.
Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М. 1997. С. 313-342, С. 3-19.
Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1993.
Учебный курс по культурологии. /Под ред. проф. Драча Г.В. Феникс Ростов н/Д. 1999.
Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня М. 1992.
СЛОВАРЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ:
Предлагаемый словарь в краткой, популярной форме раскрывает содержание основных понятий и терминов, с которыми встречаются студенты при изучении курса «Культурология». Словарь дает анализ концепций и явлений общественно-политического и социально-культурологического характера. Он позволяет студентам и всем интересующимся в значительной степени обогатить свой словарный запас, расширить кругозор. Содержание понятий и терминов раскрыто на основании ранее изданных словарей, практикумов и пособий. В словаре применена единая система ссылок и сокращений, принятая для справочных изданий.
1. Абстракционúзм (лат. abstractio – отвлечение) – абстрактное искусство – формалистическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.
2. Авангáрд (или авангардизм) (фр. avant-garde) – название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического качества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.
3. Австралопитéк (лат. australis – южный + гр. pithěkos – обезьяна) – ископаемая человекообразная обезьяна, близкая к предковой форме человека; австралопитек жил в начале четвертичного периода; остатки австралопитека найдены в Южной, Восточной и Центральной Африке.
4. Авторитéт (нем. – власть, влияние) – термин обозначает влияние отдельных личностей и организаций (государство, церковь, семья и др.) на жизненный выбор и способ решения проблемы, основанный на доверии и уважении к ним членов общества.
5. Адаптáция (лат. adaptatia – приспособлять) – процесс приспособления отдельного человека или социальной группы к постоянно меняющимся условиям существования.
6. Аксиолóгия (греч. axios ценный + ... логия) – философско-культурологическое учение об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми.
7. Альма-матер (лат. alma mater – буквально кормящая мать) – субкультуре студентов старинное название университета, дающего духовную пищу.
8. Андегрáунд (англ. underground – подземный, расположенный под чем-либо) – определенный феномен в развитии искусства в условиях классового общества. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 1940-х годов для обозначения некоммерческих фильмов, созданных начинающими режиссерами на собственные средства для домашнего просмотра; нелегальная политическая или культурная организация, движение, а также не одобряемое и преследуемое властями неортодоксальное, не ангажированное направление в искусстве.
9. Анимúзм (от лат. anima – душа) – 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.
10. Антагонúзм (от гр. antagônisma – спор, борьба) – непримиримое противоречие в культуре антагонизм между носителями взаимоисключающих социальных программ поведения, мировоззренческих установок (гуманизм и человеконенавистничество, национализм и интернационализм).
11. Антúчный (от лат. antiqnus – древний) – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.
12. Антропогенéз (от гр. antrôpos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о происхождении человека.
13. Антропосфéра – понятие, которое фиксирует созданную людьми технику, домашних животных, культурные растения и часть природы (космоса), с которой непосредственно взаимодействуют люди.
14. Артефáкт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.
15. Археолóгия (от гр. archaios – древний + ... логия) – наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребений), находимым главным образом при раскопках.
16. Архитектýра (лат. architectura, от гр. architektonikě (techně)) – строительное (искусство)) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.
17. Аскетúзм (от гр. askětěs упражняющийся, подвижник) – 1) учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей (соблюдение диеты, овладение культурой тела и т. п.) и ограничения и подавления чувственных влечений и желаний (гурманства, лени, сладострастия); в истории культуры аскетизм, как правило, осуществлялся в рамках религиозных учений, поэтому обычно воспринимается как исключительно религиозный принцип; 2) религиозное подвижничество; 3) крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.
18. Астролóгия (греч. astron звезда + ... логия) – учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими судьбами людей; возникло в средние века и продолжает существовать и в наше время.
19. Бáухауз (Bauhaus) – высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная в 1919 году в Веймаре (Германия), в 1925 переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус, X. Мейер, Л Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.
20. Бескультýрье – присутствие элементов дикости, варварства и отрицательных образцов вообще в современной культуре, отсталость культурного развития.
21. Бúблия (греч. biblia, мн. ч. от biblion книга) – свод книг, составляющих Священное писание; библия состоит из двух частей – Ветхого завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового завета, содержащее собственно христианское учение.
22. Буддúзм – одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвященный). Буддизм получил распространение в Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Средней Азии и Сибири.
23. Буржуазúя (фр. bourgeois – жители города) – 1) в Западной Европе в средние века – горожане, представители среднего сословия, в отличие от высших сословий феодального общества (дворянства и духовенства); 2) господствующий класс капиталистического общества.
24. Вáрварство (греч. barbaros) – в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., средняя из трех эпох истории человечества: дикость, варварство, цивилизация. Схема обоснована Л. Г. Морганом и принята Ф. Энгельсом. Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. Переносное значение – крайняя жестокость, грубость.
25. Век – мера культурологической периодизации истории человечества на основе достижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т. д.
26. Вéра – элемент мировоззрения, посредством которого выражается отношение человека к собственным жизненным силам, их источнику, их возможностям. Вера может быть положительной (уверенность) и отрицательной (неверие, неуверенность); «слепой» – доверие чувствам, интуиции без каких-либо доказательств и «зрячей» – доверие осмыслению опыта, научным доказательствам.
27. Вернисáж (фр. vernissage – букв. лакировка) – торжественное открытие художественной выставки (первоначально – покрытия картины лаком перед открытием выставки).
28. Вкус – понятие культурологии обозначающее способность человека проявлять избирательность в потреблении, творчестве и общении на основе усвоенных им нравственных и эстетических норм; эстетическая мера избирательности оценочного отношения человека к миру.
29. Возрождéние – см. статью «Ренессанс».
30. Вхутемáс – Высшие художественно-технические мастерские, московское учебное заведение, основано в 1920 г. Имел художественные и производственные факультеты; готовил в основном художников-станковистов и архитекторов, создал основы подготовки художников-конструкторов. В 1926 г. преобразован во Вхутеин.
31. Герáльдика (от ср. – лат. heraldus – герольд) – гербоведение – составление, истолкование и изучение гербов; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфические исторические источники.
32. Гóтика (фр. gothique – от названия германского племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе; готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.
33. Грáфика (гр. graphikě, от graphô – пишу, черчу, рисую) – 1) вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок, а также печатные художественные изображения, в основе которых лежит такой рисунок; 2) лингвистическая часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками.
34. Гуманúзм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV-XVI вв.) – общественное и литературное движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности; гуманизм реальный – мера человечности общественных отношений.
35. Декадéнтство (фр. děcadence, от лат. decadentia – упадок) – иначе декаданс – общее наименование кризисных, упадочных явлений в искусстве конца XIX- начала XX в., отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, неприятием жизни, эстетизацией небытия.
36. Дéятельность – способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целесообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которого является модифицированная природа и обновленный человек. Основу культуры образует не всякая деятельность, а деятельность положительная, создающая и накапливающая прибавочный продукт в материально-вещественной, организационно-нормативной и духовной формах.
37. Диалéктика (гр. dialektikě (techně) – (искусство) вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положительного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.
38. Дизáйн (от англ. design – проектировать, конструировать) – художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика объектов культуры.
39. Дúкость – название 1-го этапа человеческой истории, сменившегося варварством. Дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Периоду дикости соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит).
40. Диссидéнт (от лат. dissidens (dissidentis) – несогласный, противоречащий) – 1) человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; 2) инакомыслящий человек, не согласный с господствующей идеологией, с господствующим мировоззрением, с существующим строем.
41. Дух – термин для обозначения нематериального начала, отличающегося от материального, природного. В культурологии понятие «дух» используется в широком и узком смыслах, как синонимы господствующей духовной культуры и ее ядра мировоззрения.
42. Душá (гр. psyche, лат. anima) – понятие выражающее исторически менявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция независимая от тела; в современной науке – обозначение целостности идеальных психических процессов, отражающих и выражающих в различных чувственных и рациональных формах внешний мир и меру причастности личности к историческому процессу творческого преобразования природы и общества.
43. Жанр (от фр. genre – род, вид) – 1) исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, например, в живописи – портрет, пейзаж, в литературе – роман, поэма; 2) то же, что жанровая живопись.
Мифологический жанр – разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрождения достиг расцвета.
44. Жúвопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.
|
|
|