Навигация по странице:
|
5.Практикум по реш. проф. задач. Практикум по решению профессиональных задач
4. Морально-этические нормы в системе массовых коммуникаций
Проблемы нравственно-этических норм в системе массовых коммуникаций стоят довольно остро, т.к. в сложившейся ситуации каждый может писать практически все, что вздумается, искажая факты. Как наиболее значимые и объемные составляющие системы массовых коммуникаций буду рассмотрены виртуальное пространство и проблемы этики его и средств массовой информации.
Осмысление проблем, связанных с Интернет-коммуникацией только начинается. Как и всякое относительно новое явление, Интернет порождает множество противоречивых ожиданий – от необоснованных страхов до неоправданных надежд, что приводит к неоднозначности этических оценок этого феномена. Поэтому очевидна необходимость создания виртуальной этики, в задачи которой должна входить нравственная оценка процессов виртуальной коммуникации; теоретическое обоснование этических норм и принципов, регулирующих поведение в этой сфере; и создание механизмов, обеспечивающих соблюдение этих норм и принципов.
Специфика виртуальной этики определяется спецификой объекта исследования. Интернет никому не принадлежит, никем не контролируется, следовательно – не управляется, участник виртуальной коммуникации, как правило, анонимен и в любой момент может уйти от контакта, а возможности законодательного регулирования этой области жизнедеятельности сравнительно невелики. Это дает пользователю иллюзорное ощущение неограниченной свободы – вплоть до вседозволенности. Однако, как и в любой социальной среде, в Интернете возникают свои неписаные правила и нормы, определяющие права и обязанности участников взаимодействия и позволяющие Сети поддерживать собственное существование, не прибегая к внешнему силовому регулированию. Эти правила носят название нетикет (от net – «сеть» и etiquette – «этикет»). В целом они не сильно отличаются от этикета традиционного: они предполагают уважение к партнерам по коммуникации. В преамбуле одной из версий нетикета говорится, что при работе в сети прежде всего не следует делать того, что не поощряется в любом цивилизованном обществе: а именно – разжигать национальную рознь, оскорблять людей, ругаться матом, воровать, умышленно пытаться что-то сломать, призывать к свержению существующего строя и т.п.
Вместе с тем, наряду с универсальными этическими стандартами и правилами вежливости, равно применимыми как к реальному, так и к виртуальному общению, нетикет содержит ряд специфических норм, обусловленных особенностями коммуникативного канала. Например, при переписке по электронной почте не рекомендуется писать сообщения заглавными буквами (что эквивалентно громкому крику), экспериментировать со шрифтами, злоупотреблять «смайликами» (специальными обозначениями, служащими для выражения эмоций). Следует излагать мысли точно, грамотно и по возможности лаконично, избегая двусмысленных формулировок. Невежливо отправлять вложенные файлы без предварительного уведомления и посылать письма с незаполненным полем «Тема». Не допускается распространение «спама» – т.е. любой незатребованной корреспонденции, в частности, рекламы.
Не менее важным механизмом этической регуляции Сети являются профессиональные этические кодексы, сфера действия которых, однако, не ограничивается узкими группами компьютерных специалистов, но распространяется на всех субъектов информационного общества. Наиболее известные из них – кодексы, разработанные и принятые Ассоциацией менеджеров информациионных технологий, Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий, Ассоциацией пользователей информационных технологий в США, Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов.
Наряду с общечеловеческими этическими нормами (социальная и персональная ответственность, равноправие партнеров по коммуникации, точное и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей и т.п.), во всех кодексах фиксируются базовые права, принадлежащие каждому взрослому участнику виртуальной коммуникации. Они основаны на соблюдении трех главных моральных принципов: общедоступности, тайны частной жизни и неприкосновенности частной собственности. Этические нормы опираются и на ряд более частных принципов: свободы слова, толерантности (уважения чужого мнения), предупредительности (предполагающим соблюдение норм сетевого этикета), точности (основанном на соблюдении инструкций по эксплуатации информационных систем) и др.
5. Результаты воздействия массовых коммуникаций
По мнению С. Болл – Рокич и М. ДеФлюер, можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание: поведенческий эффект, активация (провоцирование тех или иных действий), деактивация (прекращение некоторых действий), эмоциональный эффект – влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, познавательный (когнитивный) эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентаций населения.
Социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.
Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе). Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т.п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности). Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения.
К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.
Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям в какой-то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.
Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).
Массовая коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям.
6. Оптимизация процесса обучения средствами мультмедиа технологий
Информационно-коммуникативная компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Компьютеры основательно вошли в нашу жизнь, меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее – активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств. В этой ситуации возникает вопрос, как на компьютере максимально удобно и эффективно представить нужную информацию для ученика, чтобы облегчить его общение с компьютером, привлечь его внимание, заинтересовать. Большую помощь в этом могут оказать современные мультимедиа технологии. Мультимедиа – это:
- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем). Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг.
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации к учению за счет применения, в частности, следующих современных способов обработки аудиовизуальной информации:
- «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией;
- контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
- реализация анимационных эффектов;
- деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
- дискретная подача аудиовизуальной информации;
- тонирование изображения;
- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;
- многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» видеофильм, в другом – текст);
- демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств ИКТ в общем среднем образовании. В частности, при использовании средств мультимедиа в школьном образовании существенно возрастает роль иллюстраций. Существует два основных толкования термина «иллюстрация».
Иллюстрация (иллюстрирование) – это:
- введение в текст поясняющей или дополняющей информации другого типа (изображения и звука);
- приведение примеров (возможно и без использования информации других типов) для наглядного и убедительного объяснения.
Важно понимать, что оба толкования термина иллюстрация в равной степени имеют отношение как к обычным бумажным учебникам и учебным пособиям, так и к современным мультимедиа-средствам информатизации образования. Более того, необходимость иллюстрирования приводит к тому, что теперь все средства информатизации обучения должны быть использованы для наглядного, убедительного и доступного объяснения главных, основополагающих или наиболее сложных моментов учебного материала. Мультимедиа как раз и способствует этому. В мультимедиа-средствах иллюстрации могут быть представлены в виде примеров (в том числе и текстовых), двухмерных и трехмерных графических изображений (рисунков, фотографий, схем, графиков, диаграмм), звуковых фрагментов, анимации, видео фрагментов.
Появление в образовательных мультимедиа-средствах новых видов иллюстраций вовсе не означает полного отказа от прежних подходов, используемых при издании традиционных учебников на бумажных носителях. В области иллюстрирования и полиграфического оформления традиционных учебных книг накоплен значительный опыт, согласно которому определяются особенности пространственной группировки элементов издания, осуществляется акцентирование (визуальное выделение) отдельных элементов, учитываются физиологические стороны восприятия и другие факторы. Этот опыт с успехом применяется и при разработке современных средств ИКТ, предназначенных для общего среднего образования. В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям, характерным для современной средней школы. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс в школе с использованием новых методов обучения. Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности школьников и способствовать повышению их мотивации.
Интерактивность средств ИКТ означает, что пользователям, как правило, учителям и школьникам, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство ИКТ. Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: ученики могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Обучаемые могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа-технологий. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование.
Целесообразность применения мультимедиа в школьном образовании можно проиллюстрировать многими примерами.
Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать учащимся ряд опытов по физике или химии, выполнение которых невозможно в школьных условиях. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.
С помощью мультимедиа можно «переместиться в пространстве» и показать учащимся изучаемые в курсе истории экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая класса.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие – посредством восприятия на слух, третьи – посредством просмотра видео, и т.д. Использование мультимедиа позволяет школьникам работать с учебными материалами по-разному – человек сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Работая с мультимедиа-средствами, школьники могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.
Таким образом, мультимедиа способствует:
- стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
- повышению мотивации учащихся;
- развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
- развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа-средств в общем среднем образовании можно отнести:
- одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
- возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты;
- визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
- визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;
- возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учащегося.
Использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучаемыми, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса.
Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей. На эффективность системы общего среднего образования в значительной степени влияет также среда, в которой протекает учебный процесс. В это понятие входит структура учебного процесса, его условия и доступность (общество, библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории и т.п.). В таких условиях мультимедиа-средства могут быть использованы как одна из многочисленных возможных сред обучения. Такая среда применима в многочисленных образовательных проектах, в которых учащиеся размышляют об изучаемой предметной области и участвуют в диалоге со своими сверстниками и учителями, обсуждая ход и результаты своего обучения.
Развитие современных мультимедиа-средств позволяет реализовывать образовательные технологии на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации, позволяющие предоставлять и обрабатывать информацию различных типов. К таким мультимедийным технологиям относится, в частности компьютерная презентация, подготовленная в среде Power Point.
Мультимедиа технологии – это способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. В условиях образования мультимедийные продукты выступают как средства коммуникации, а также как выразительное средство в различных педагогических сценариях. Понятие педагогический сценарий означает определенную, заранее заданную последовательность событий учебной ситуации. Каждое из этих событий характеризуется определенной ролью в нем учителя, ученика и образовательного мультимедийного пособия. Некоторые мультимедиа средства разработаны для управления процессом представления учебного материала, и учащиеся в таком случае играют пассивную роль получателя информации. Другие образовательные мультимедийные продукты являются интерактивными в этом смысле, что учащимся принадлежит активная роль – они могут самостоятельно выбирать темы для изучения и переходить от одной темы к другой.
Оперируя мультимедийными пособиями, можно использовать 4 типа педагогических сценариев:
1. Использование мультимедийных линейных образовательных ресурсов – последовательное представление информации. В частности, последовательное представление нового для учащихся учебного материала некоторой темы, выполненное с использованием мультимедийных средств, таких, как звук, анимация, компьютерное моделирование, видео.
2. Использование мультимедийных гипертекстовых материалов – непоследовательное представление информации. Это работа с электронными энциклопедиями или Интернет-ресурсами для поиска материалов по теме реферата.
3. Использование мультимедийных обучающих продуктов – исследовательская деятельность с использованием мультимедиа. Обычно сценарий 3 включает элементы как сценария 1, так и сценария 2.
4. Использование специальных средств для создания собственных мультимедийных продуктов. В этом случае чащиеся могут использовать стандартный редактор web-страниц или Power Point вместе с текстовым редактором для создания линейной презентации. В сценариях 1,2,3 ученики рассматриваются как конечные пользователи образовательных мультимедиа, в то время как в сценарии 4 они выступают как разработчики небольших мультимедийных продуктов.
Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (80%) и органами слуха (15%) (это давно замечено и эффективно используется в кино и на телевидении). Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны ученика. В отличие от видео, мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, т.е. могут быть интерактивны. Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации. Пользователь может сразу видеть все содержание и переходить к тому, что его заинтересовало. С помощью презентации можно удобно, быстро, технологично и качественно подготовить наглядный материал к конкретному уроку, без усилий создать анимированный слайд, осуществить контроль знаний, обобщить основные этапы урока. Применение методических пособий-презентаций, созданных в программе Power Point, позволяет отказаться почти от всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда в «движении», видео). С помощью презентации можно быстро применить разнообразные формы обучения (фронтальные (при наличии мультимедийного проектора), групповые, индивидуальные), оказывающие огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствующие более глубокому усвоению учебного материала.
Новые информационные технологии могут активно использоваться на занятиях по элективным курсам, в частности «Основы журналистики». Специфика данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. На занятиях ученики знакомятся с особенностями работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении, просматривают и прослушивают радио и телепередачи, определяют их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оценивают их уровень мастерства, поэтому почти каждое занятие технически оснащено: телевизором, компьютером, видеомагнитофоном. Кроме этого, на уроках присутствуют справочники, словари, тематический материал периодической печати, а также схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы. В последнее время все перечисленные средства активно использую в виде компьютерной презентации, которую демонстрирую через мультимедийный проектор на экран или индивидуально на компьютеры. Ученики работают в своем индивидуальном темпе и не зависят от того, как быстро справляются с заданиями другие учащиеся.
При изучении тем курса свои лекции сопровождаю показом презентаций. На слайды вынесены основные понятия и определения учебного материала, схемы, фотографии, видеозаписи сюжетов. Во время работы учащиеся создают в тетради конспект новой темы. Для закрепления знаний и приобретения умений и навыков ученики выполняют практические задания по инструкции, используя алгоритм выполнения работы.
Преимущества применения презентации видится в следующем:
● презентации, созданные в Power Point, это своего рода мини-конспекты урока;
● презентация объединяет большое количество демонстрационного материала, освобождая учителя от большого объема иллюстративного материала и всевозможных ТСО.
Компьютерные презентации учащиеся успешно делают сами, когда выступают с докладами, сообщениями на занятиях; защищают проекты, рефераты; делают презентации к конспектам лекций; сопровождают выступление на школьной научно-практической конференции.
Презентации учащихся оцениваются по следующим критериям:
1. Содержание презентации. Оно включает следующие условия: раскрытие темы; подача материала (обоснованность разделения на слайды); наличие и обоснованность графического оформления (фотографий, схем, рисунков); грамотность изложения; наличие интересной дополнительной информации по теме проекта; ссылки на источники информации (в том числе ресурсы Интернета).
2. Обоснованное использование эффектов мультимедиа (анимации, видео, звука).
3. Доклад на заданную тему с использованием своей презентации.
Для самостоятельной работы над лекционным материалом предлагается учащимся использовать интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над темой и способ изучения, максимально соответствующий психофизическим особенностям его восприятия.
В процессе обучения журналистскому мастерству большую роль играет умение пользоваться с текстовым редактором, так как учащиеся сами создают, обрабатывают, тиражируют собранный материал, создают тексты, печатаются в периодических изданиях и выпускают школьную газету. Каждому предоставляется возможность поработать корреспондентом, фотографом, художником-оформителем, попробовать себя в редакционной компьютерной обработке своего материала.
Таким образом, информационные технологии обеспечивают современный уровень организации образовательного процесса, активизируют учебную деятельность учащихся и способствуют развитию креативного мышления.
Программа экзамена
1. Особенности взаимосвязь теории и практики в педагогике.
2. Методология практической педагогической деятельности.
3. Сущность, особенности, закономерности и принципы воспитания.
4. Современные подходы к воспитанию.
5. Современные концепции воспитания.
6. Педагогическое проектирование: сущность, принципы, объекты, формы, этапы.
7. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
8. Педагогические технологии: понятия, классификации, примеры.
9. Аксиологический подход в педагогике, педагогические ценности.
10. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.
11. Инновационные процессы в образовании, позиция педагога в инновационных процессах.
12. Здоровьесберегающие технологии в современной школе.
13. Педагогическое взаимодействие: структура, типы, показатели эффективности.
14. Коллектив как объект и субъект воспитания.
15. Пути и средства развития и сплочения коллектива.
16. Педагогическое регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.
17. Методы формирования сознания.
18. Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения.
19. Методы стимулирования.
20. Классный руководитель в школе, особенности, функции и направления его деятельности.
21. Методика подготовки и проведения воспитательных дел.
22. Формы работы классного руководителя с родителями учащихся.
23. Условия, пути и средства развития сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.
25. Психолого-педагогическая диагностика.
26. Теория педагогической задачи: понятие, классификации, решение задачи, принятие решения.
27. Технологии решения и анализ педагогической задачи.
28. Способы и приемы контроля и возрастосообразного оценивания педагогической деятельности.
29. Анализ, целеполагание и планирование педагогической деятельности.
30. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Диагностика в педагогическом эксперименте / Под ред. А.И. Кочетова, Н.Н. Верцинской. – Мн., 1995.
4. Кухарев Н.В. Педагог – мастер, педагог – исследователь. – Гомель,1992.
5. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 1996.
6. Седова Н.Е. Основы практической педагогики. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
7. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1991.
8. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М.М. Поташника. – М.: МГПУ, 1991
Дополнительная
1. Введение в научное исследование по педагогике. – М.: Просвещение, 1988.
2. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1984.
3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. – М., 1982.
4. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. – М., 1984.
5. Красовицкий М.Ю. От педагогической науки к практике. – Киев, 1990.
6. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999.
7. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как средство управления школой. – Челябинск, 1988.
8. Кульневич С.В. Педагогика личности. – Ч.1: Стратегия и тактика личностного воспитания. – Воронеж, 1997
10. Педагогическаядиагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Мн., 1987.
11. Подлиняев О.Л. Становление личности. Актуальные концепции. – Иркутск: ИГПУ, 2000.
12. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника / Под ред. Л.И. Рожиной. – Мн., 1989.
13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученического коллектива. – М.: Просвещение, 1988.
14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – СПб: Питер, 2000.
15. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. – М., 1991.
Словари и справочники
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2005.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с. – Т. 1 – А-М. – 1993.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 672 с. – Т. 2 – М-Я. – 1999.
Философские основания педагогики.
Методологическая культура педагога-практика.
Методы педагогических исследований.
Специфика педагогической деятельности.
Оценка преподавателем степени своего соответствия профессиональным требованиям.
Процесс становления профессионально-педагогической культуры преподавателя.
Педагогические ценности как относительно устойчивые ориентиры.
Педагогическое проектирование.
Объекты и этапы педагогического проектирования.
Сущность и специфика педагогической задачи.
Образовательные технологии.
Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач.
Технология конструирования педагогического процесса.
Творческая деятельность педагога.
Инновации как результат научно-исследовательского анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Критерии педагогических инноваций.
Личностный подход как основа построения отношений в системе «учитель – ученик».
Педагогическая деятельность как деятельность, совместная с учащимися.
Стиль педагогических отношений с учащимися.
Образование человека как продолжение духовного и профессионального развития личности.
Профессиональный рост как поиск своего пути, обретение собственного «голоса».
Профессиональное мастерство педагога.
Личностный рост как условие достижения профессионализма.
Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач.
Алгоритм решения профессиональных задач.
Технология педагогической поддержки детей разного возраста.
Диагностические методики изучения детей.
Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи.
Использование разных средств коммуникации.
Виды педагогического творчества.
Глава 11
НАВИГАТОР ПО ПЕДАГОГИКЕ
Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
|
Глава 1. Педагогика — наука о воспитании
|
1.1. Что есть воспитание?
|
http://chtotakoe.info/articles/vospitanie_91.html
|
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
|
1.2. Предмет педагогики
|
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0
|
http://psylist.net/pedagogika/19.htm
|
http://studentochka.ru/liter/03447.html
|
1.3. Возникновение и развитие педагогики
|
http://infospy.ru/modules/Articles/article_storyid_2694.html
|
http://psylist.net/pedagogika/vope.htm
|
1.4. Категории педагогики
|
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/228535
|
http://www.vreferat.ru/cat/index.php?go=3&pid=1296&p=2
|
1.5. Система педагогических наук
|
http://psylist.net/vopros/otvet.php?id=344
|
http://psylist.net/hpor/ped005.htm
|
http://www.sergun-2.narod.ru/aspirant/otvet30_ped.doc
|
1.6. Педагогические течения
|
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/087/588.htm
|
http://pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-26.shtml
|
Глава 2. Закономерности развития человека
|
2.1. Общая характеристика
|
http://stunix.uni.udm.ru/collor/sem_htm/per_t.shtml
|
2.2. Условия и факторы
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped147.html
|
2.3. Влияние наследственности
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped147.html
|
2.4. Влияние среды
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped147.html
|
2.5. Развитие и воспитание
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped147.html
|
2.6. Возрастные особенности развития
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped148.html
|
http://www.sch1207.edusite.ru/p88aa1.html
|
2.7. Гендерные особенности развития
|
http://festival.1september.ru/articles/510173/
|
http://www.genderstudies.info/magazin/magazin_07_02.htm
|
Глава 3. Педагогический процесс
|
3.1. Система и структура
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped152.html
|
http://psylist.net/pedagogika/strpedpr.htm
|
3.2. Закономерности
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped152.html
|
http://psylist.net/pedagogika/pedzzpp.htm
|
http://works.tarefer.ru/64/100266/index.htm
|
3.3. Этапы педагогического процесса
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped154.html
|
http://psylist.net/hpor/ped027.htm
|
3.4.Педагогические инновации
|
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/83825
|
http://psylist.net/pedagogika/inovacii.htm
|
http://studentochka.ru/zakaz/0251.html
|
3.5.Инновационная педагогика
|
http://antonmakarenko.narod.ru/Poltava2002/materi/oksa.htm
|
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm
|
3.6. Оптимизация системы
|
http://www.lib.ua-ru.net/diss/vved/119935.html
|
http://psylist.net/pedagog/obpedpro.htm
|
Глава 4. Педагогические исследования
|
4.1.Методология исследования
|
http://psylist.net/pedagogika/pedis.htm
|
http://zhurnal.lib.ru/k/krasnyh_t_a/gp08-htmlzip.shtml
|
4.2. Закономерности и законы в педагогике
|
http://psylist.net/pedagogika/pedzzpp.htm
|
http://www.eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/7.shtml
|
4.3. Традиционные методы исследований
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped045.html
|
http://psylist.net/pedagogika/pedis.htm
|
4.4.Педагогический эксперимент
|
http://psylist.net/pedagogika/pedaks.htm
|
http://www.eidos.ru/journal/2000/1008-01.htm
|
http://www.astronet.ru/db/msg/1173487/chapter6.html
|
4.5. Тестирование в педагогике
|
http://testolog.narod.ru/Theory57.html
|
http://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогическое_тестирование
|
4.6. Изучение групповых процессов
|
http://www.lib.ua ru.net/diss/vved/124371.html
|
http://www.krugosvet.ru/articles/61/1006144/1006144a2.htm
|
4.7. Количественные методы
|
http://psylist.net/hpor/ped009.htm
|
Раздел II. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
|
Глава 5. Процесс обучения
|
5.1. Что есть обучение?
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped160.html
|
5.2. Как происходит обучение
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped162.html
|
5.3. Дидактика — наука об обучении
|
http://www.detskiysad.ru/ped/ped155.html
|
5.4. Этапы дидактического процесса
|
http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2007.4/564/doronin2007_4.pdf
|
5.5. Цели и задачи обучения
|
http://fizika-igps.by.ru/m01_discussions_presentation_pedtech.ppt
|
http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-1.htm
|
http://shpora.net/index.cgi?act=view&id=570
|
5.6. Содержание общего образования
|
http://psylist.net/pedagogika/8.htm
|
http://planetadisser.com/see/dis_182084.html
|
5.7. Учебные планы, программы, книги
|
http://www.prosv.ru/umk/profile-school/info.aspx?ob_no=15380
|
Глава 6. Условия и факторы обучения
|
6.1. Дидактические факторы
|
http://psylist.net/hpor/ped044.htm
|
http://orel3.rsl.ru/dissert/klyuchenko_e_v/EBD_554_kluchenkoEV.pdf
|
6.2. Факторный анализ в дидактике
|
http://psylist.net/hpor/ped044.htm
|
http://protein.bio.msu.ru/akula/didFA/DidFA.htm
|
6.3. Кривые обучения
|
http://cmacfm.mazoo.net/archives/000946.html
|
http://msk.treko.ru/show_dict_479
|
http://psylist.net/hpor/ped046.htm
|
http://rte1.ru/sovety/chto/learningcurve/index.html
|
|
|
|