Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.
Теоретически любой педагогический проект есть разновидность модели, хотя не всякая модель может доводиться до уровня проекта.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая задача.
Схема 9. Проектирование педагогических ситуаций
личности, снижающими воспитательную эффективность педагогического процесса, и новыми развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности, могущими быть удовлетворенными лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.
Проблема – cложный вопрос, задача, требующие решения, исследования.
5.3. Понятие педагогической задачи
Сущность, виды и типология педагогических задач представлена на схеме 10.
5.4. Алгоритм решения педагогической задачи
I. Чтение педагогической ситуации и определение ее типа.
II. Формулирование противоречия, лежащего в основе педагогической ситуации.
Педагогическое противоречие – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики, между устаревшимипедагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами формирования личности, снижающими воспитательную эффективность педагогического процесса, и новымиразвивающимися, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности, которые могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.
III. Выдвижение проблемы задачи.
Проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели). Решить проблемную задачу – значит найти вариант эффективной педагогической помощи школьнику.
IV. Характеристика общественно-воспитательной среды:
- укажите, где происходит педагогическое действие (школа, класс, отдельная группировка внутри класса, ученическая производственная бригада, спортивная команда и т. д.);
- дайте оценку воспитательной направленности социальной микросреды, отметьте ее положительное или отрицательное воздействие;
- дайте приблизительную оценку степени воспитанности группы (коллектива), если имеются соответствующие данные: а) имеется хорошо воспитанный коллектив; б) имеется процесс становления коллектива; в) коллектива, по существу, нет, группа слабо воспитана и коллективом называется формально; г) имеется отрицательная направленность группы.
V. Выявление объектов и субъектов воспитания.
Выявление объектов воспитания (на кого направлено педагогическое воздействие) и субъектов воспитания (кто воспитывает, кто оказывает воздействие), их педагогическая характеристика:
- назовите объекты воспитания в предложенной педагогической ситуации (личности, коллективы);
- назовите субъекты воспитания в данной педагогической ситуации;
- укажите основные качества объекта воспитания: взгляды, идеалы, черты
Виды
педагогических задач Педагогическая задача
Педагогическая задача
Задача – цель, заданная в конкретных условиях и требующая эффективного способа ее достижения (О.К. Тихомиров).
Решить задачу – значит найти вариант эффективной педагогической помощи школьнику (не знал – стал знать; лгал – становится правдивым).
стратегические
тактические
оперативные
Это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.
Задачи стратегического характера формируют мировоззрение, жизненную позицию, знания о закономерностях освоения человеком объективной реальности, принципы морали.
Формируют у ученика определенные новые качества и устойчивые состояния (не знал – стал знать).
Тактические задачи требуют от учителя умения:
- планировать свою деятельность и учащихся,
- диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа);
- управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д.
Это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения.
Требуют: способности теоретически обоснованно и педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение школьников.
Типология
педагогических
задач
Классификация учебных педагогических задач в соответствии с характером анализируемых ситуаций:
- задачи, выполняющие функцию формирования методологии и овладения теоретическими знаниями;
- задачи, выполняющие функцию овладения практическими знаниями, нормами и правилами педагогической техники (инструментовки);
- задачи, выполняющие функцию развития оперативного мышления;
- задачи, выполняющие функцию формирования профессионально-педагогических умений.
Л. Ф. Спирин. Классификация педагогических задач на основе учета структуры педагогического управления:
- задачи этапа педагогической диагностики;
- задачи этапа педагогического планирования, прогнозирования предстоящей работы, конструирование деятельности, развитие личности:
- задачи этапа практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка);
- задачи этапа анализа выполненной работы.
Схема 10. Педагогическая задача
характера, потребности, поступки, навыки, привычки, чувства, убеждения и т.д.);
- дайте обоснование наличия каждого из указанных качеств с помощью аргументов, взятых из анализируемой педагогической ситуации;
- дайте каждому из этих качеств оценку, обосновав ее с точки зрения целей воспитания, выделив при этом положительные качества и тенденции развития, которые стимулируются, и отрицательные, требующие снятия;
- назовите конкретные социальные и психологические причины, вызвавшие данные качества (проявления их) в поведении воспитуемого и данные качества воспитателя.
VI. Характеристика отношений в педагогической ситуации.
Дайте характеристику отношений в педагогической ситуации, имеющей место между субъектом и объектом воспитания; субъектом воспитания (личностью) и объектом – коллективом; какие отношения по содержанию и по форме имеют место?
VII. Конкретизация воспитательных целей и содержания воспитания.
Цель предполагает прогноз результата воспитательного воздействия:
- укажите конкретно, какие изменения объекта воспитания должны произойти в результате педагогического воздействия;
- сформулируйте конкретную цель и воспитательные воздействия по каждому объекту воспитания, использовав при этом полученные данные произведенного анализа;
- укажите содержание воспитательного воздействия: имеет ли место в данной ситуации: 1) умственное воспитание; 2) нравственное воспитание; 4) воспитание патриотизма; 3) трудовое воспитание и профессиональная ориентация, 4) эстетическое воспитание, 5) физическое воспитание, 6) политическое воспитание.
VIII. Диагностический анализ поступков объектов воздействия (учащихся):
- психологические особенности школьников, других людей, их состояние в момент взаимодействия;
- конкретные социально-психологические причины, вызвавшие их состояние и поступки;
- анализ и диагностика поступков всех участников педагогической ситуации осуществляется по следующей схеме: описание, объяснение поступка, педагогическая оценка поступка, диагностическое решение, предвидение.
IX. Диагностический анализ поступков субъектов воздействия (учителя):
- определение субъектов непреднамеренного педагогического действия, которые, действуя стихийно, влияют положительно или отрицательно на ход педагогического процесса;
- осуществление и обобщение диагностических решений в характеристиках: умелые – неумелые действия, действия частично правильные и частично неправильные.
X. Анализ педагогических решений.
Укажите, какие педагогические воздействия оказали воспитатели на каждый из объектов воспитания (на отдельных воспитанников, на группы, на коллективы), установите связи между воспитательными воздействиями и их педагогическими результатами:
- Какие методы и приемы выбрали объект и субъект воспитания?
- Какие виды деятельности выбрали объект и субъект воспитания, какие средства использовали в этой деятельности?
- Какие формы деятельности выбрали объект и субъект воспитания?
- Какое решение приняли объект и субъект воспитания?
Осуществляемые педагогом педагогические воздействия представлены в таблице 8.
Таблица 8
Осуществляемые педагогические воздействия
№
|
Преследуемая цель
|
Какие педагогические воздействия
осуществлялись
|
На какие качества были направлены
|
Какие произошли изменения
|
Оценка
|
Методы
|
Приемы
|
Средства
|
|
|
|
Объект
Субъект
|
1-я конкретная цель
2-я конкретная цель
|
Возможные методы: убеждение, приучение,
пример, требование, поощрение, наказание,
соревнование,
упражнение через практические задания.
|
Возможные приемы: проявление доверия, косвенные замечания, советы,
Предоставление полной свободы выбора поступка в определенных ситуациях, рекомендация, просьба и т.д.
|
Возможные средства: общественно-полезный труд, книги, журналы,
газеты, кинофильмы, спектакли, речь и внешний вид воспитателя,
средства наглядной информации и т.д.
|
|
|
|
XI. Анализ исполнительской и организаторской работы воспитателя.
Дайте, по возможности более подробную характеристику фактической деятельности воспитателя по осуществлению педагогических решений:
- как выдается учебно-воспитательная информация школьникам;
- как воспитатель осуществляет руководство практической деятельностью учащихся в ситуации;
- как осуществляется регулирование взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками, ликвидация конфликтов, оказание педагогически целесообразной помощи и т.д.
XII. Общие оценки результатов педагогических воздействий.
Дайте оценки результатам педагогических воздействий, указав:
- достигло ли цели педагогическое воздействие, и в какой мере;
- какие положения педагогической теории (принципы, методика и т.д.) были удачно использованы воспитателем в данной ситуации;
- какие были допущены ошибки, недостатки в воспитании, которые обнаружились в данной ситуации;
- каких знаний, навыков, умений недостает воспитателю;
- какой положительный и отрицательный опыт воспитания из данной ситуации следует учесть в дальнейшей работе.
5.5. Образец анализа конкретной психолого-педагогической
ситуации (по А.К. Быкову)
Ситуация. Вовка Вернер был самым тихим и незаметным учеником в классе. Спрашивать его о чем-либо на уроке учителя считали бесполезным делом. Когда его вызывали к доске, он выходил, виновато моргал глазами и всей пятерней чесал свою вечно лохматую голову. Вовка Вернер всегда был одет неряшливо: брюки неглаженные, на пиджаке всегда одна пуговица. Руки мальчика постоянно испачканы.
Вовка никогда не высказывал своего мнения. Его «наставником» и руководителем был Вовка Пупынин по кличке «Пупок». Поэтому ребята прозвали Вернера «Вовкой № 2», а Пупынина – «Вовкой № 1». Последний всегда был хорошо одет, умыт, причесан. К своему приятелю он относился по-барски, подкармливал вечно голодного Вернера. Со стороны это выглядело неприятно:
Пупынин усаживался на парту, раскрывал на портфеле завтрак и начинал выбирать, что съесть самому, а что отдать «Вовке № 2».
В течение дня Пупынин менялся как хамелеон: с учителями был вежлив, со слабыми одноклассниками – высокомерен, с более сильными ребятами – услужлив. Вернера он презрительно называл «дубом». Когда в классе заходила речь о неудачах последнего, Пупынин изрекал: «Что с дерева взять, кроме опилок?» Вернер на это никак не реагировал и на перемене вновь как в ни в чем не бывало подходил к Пупынину и ждал свою долю завтрака.
В октябре в класс пришла новая учительница математики Ольга Ивановна. Она была молоденькой и, заходя в класс, смущалась. Но на уроке преображалась, уверенно, с увлечением объясняла учебный материал. Было видно, что общение с ребятами доставляет ей подлинную радость.
Пупынин, сидевший на первой парте, старался понравиться учительнице. Он льстиво улыбался, охотно шел за мелом, поднимал руку. Но Ольга Ивановна почему-то больше посматривала на последнюю парту, где сидел Вернер.
Однажды во время самостоятельной работы Ольга Ивановна подошла к последней парте, где сидел «Вовка № 2», постояла около него, вникая в написанное, и вдруг погладила мальчика по голове. Это было так неожиданно, что Вернер на мгновение замер, потом захлюпал носом и, опустив голову, тихо заплакал.
На следующий день Вернер к Пупынину не подошел, чтобы получить свою долю завтрака. Тот, глядя на него, ухмылялся:
«Все равно, «дуб», придешь. Но Вовка больше к нему не подходил. Его как будто подменили. Глаза Вернера засветились каким-то светом, взгляд стал тверже, увереннее. Ребята с недоумением поглядывали то на Пупынина, то на Вернера. А Ольга Ивановна теперь, входя в класс, смотрела на Вернера и приветливо улыбалась. И от этого у подростка на душе становилось светло и радостно... И вдруг...
В тот день Ольга Ивановна вошла в класс, как всегда, радостная. Приветливо кивнув ребятам, она села на стул и открыла журнал. Когда учительница направилась к доске, класс охнул и притих: на ее новом светлом платье расплылось огромное масляное пятно. Почувствовав неладное, она обернулась, слегка приподняла подол платья. Увидев пятно, побледнела и вдруг, расплакавшись, выбежала из класса.
Пупынин повернулся в сторону Вернера и нагло ухмыльнулся. Дальше произошло то, чего никто не мог ожидать. Вернер вскочил с места, быстро подошел к Пупынину и ткнул кулаком в его нахальную физиономию. Тот от неожиданности завалился на парту. Вовка повернулся и спокойно пошел к своей парте. Услышав за спиной шаги Пупынина, он резко развернулся в его сторону. Тот, увидев его ненавидящий взгляд, затеять драку не решился.
– Дрянь ты, Пупынин, – выдохнул Вернер...
5.6. Вариант анализа предложенной ситуации и решения
содержащейся в ней проблемы
Общая характеристика образовательно-воспитательной среды, в которой происходит действие
В тексте описания ситуации нет информации о социальном окружении школы и о самой школе. Можно предположить, что школа городская. Любая школа как положительная образовательно-воспитательная среда не исключает возможность возникновения в ней конфликтных ситуаций, аморальных поступков учащихся (иногда даже и учителей), их хулиганских действий, драк, детского рэкета, курения и т.д. Сознание учащихся, как говорил А. С. Макаренко, – часто сбивается с правильной нравственной позиции, и это определяет соответствующее поведение. Событие происходит в коллективе класса, и его мы будем рассматривать как педагогическую систему.
Воспитуемые: «Вовка № I», «Вовка № 2», все одноклассники. Учащиеся так или иначе непреднамеренно оказывают друг на друга воспитательное воздействие, но в описанной ситуации в этой главной роли явно выступает Вовка («Вовка № 2») по фамилии Вернер. Он, конечно, сознательно (и тем более профессионально) не ставит цели воспитательного воздействия на Пупынина «Вовку № I». Однако своим решительным и мужественным поступком воздействует на последнего и на весь класс положительно.
Учительница Ольга Ивановна – субъект педагогической деятельности по отношению ко всем учащимся класса и в первую очередь к Вернеру и Пупынину. Связи между учителем и учащимися прямые, они приобретают формы взаимодействий и взаимоотношений.
Анализ сложившейся ситуации подсказывает необходимость привлечения для решения задачи классного руководителя, который не описан, а также других учителей и родителей учащихся, особенно родителей «Вовки № 2».
Определим порядок изучения действующих лиц, их взаимоотношений. По педагогической значимости и логике анализа расположим объекты психолого-педагогического анализа в таком порядке: Вернер, Пупынин, Ольга Ивановна, классный руководитель, родители.
|