Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы функции образования?
2. Какова структура личности педагога?
5. В чем сущность двух подходов к пониманию педагогического мастерства, исторически сложившихся в педагогической теории?
Задание 1. Раскройте сущность показателя эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.
Задание 2. Перечислите правила, необходимые для создания в коллективе благоприятного психологического климата, способствующего творческой деятельности.
Литература
Основная
1. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст]: учебное пособие / С.Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1989. – 189с.
2. Как построить свое «Я» [Текст] / под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1991. – 133с.
3. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / К.А. Абульханова [и др.]. – М.: Совершенство, 1998. – 318с.
4. Седова, Н.Е. Основы практической педагогики [Текст] / Н.Е. Седова. – М.: Сфера, 2008. – 192с.
5. Управление развитием школы [Текст]: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 462с.
Дополнительная
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: инновационный курс: учебное пособие для вузов. В 2 кн. Кн. 1 / В.И. Андреев; Казан. гос. ун-т. – Казань: КГУ, 1996. – 565с.
2. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст]: пер. с англ. / Р. Бернс; общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420с.
3. Битянова, М.Р. Психология личностного роста [Текст]: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / М.Р. Битянова. – М.: Межд. психол. акад., 1994. – 64с.
4. Фромм, Э. Душа человека [Текст] / Э. Фромм; общ. ред., сост. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Республика, 1992. – 430с.
Учебная единица 2.4
Технология педагогической поддержки детей разного возраста
_________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ В УЕ 2.4
Цели изучения
● раскрыть понятие «технология поддержки ребенка»;
● выявить и охарактеризовать особенности технологии поддержки ребенка в концепции Карла Рэнсома Роджерса;
● выявить и охарактеризовать особенности технологии поддержки ребенка в концепции Абрахама Харольда Маслоу;
● выделить требования, которым должен удовлетворять учитель в различных технологиях индивидуальной поддержки детей разного возраста.
Вопросы и задания
1. В чем сущность «технологии педагогической поддержки ребенка»?
2. Охарактеризуйте технологию личностного роста Карла Рэнсома Роджерса.
3. Охарактеризуйте технологию самоактуализации личности Абрахама Харольда Маслоу.
4. Что общего и в чем отличие отечественной и западной технологии педагогической поддержки детей разного возраста?
5. В чем заключаются особенности технологии поддержки ребенка в русле отечественного гуманистического подхода к обучению?
6. Сформулируйте базисные положения, которых должен придерживаться учитель для создания в классе нужной атмосферы и индивидуального развития ребенка.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ УЕ 2.4
Поддержка. Технология педагогической поддержки детей.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: схемы и тексты [Текст] / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 208 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 494 с.
3. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А.С. Роботова [и др.]. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
4. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! [Текст]: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: Новая шк., 1996. – 155 с.
5. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В.А. Караковский. – М.: Творческая педагогика: Новая школа, 1992. – 125 с.
6. Караковский, В.А. Стать человеком [Текст]: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М.: Творческая педагогика: Новая школа, 1993. – 80 с.
7. Кульневич, С.В. Педагогика личности [Текст]: Стратегия и тактика личностного воспитания : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / С.В. Кульневич; отв. ред. Е.В. Бондаревская; Воронеж. гос. пед. ун-т. – 4-е изд., испр. и доп. – Воронеж : ВГПУ, 1997. – 184 с.
8. Кьеркегор, С. Страх и трепет [Текст]: этические трактаты / С. Кьеркегор; пер. с дат., коммент. Н. Исаевой, С. Исаева; сост. и предисл. С. Исаева. – М.: ТЕРРА-Кн. Клуб: Республика, 1998. – 383 с.
9. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея; Моск. гос. ун-т. – М., 1982. – С. 118-208.
10. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс; общ. ред. Е.И. Есенина. – М.: Прогресс: Универс, 1994. – 480 с.
11. Роджерс, К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем [Текст] / К.Р. Роджерс // Семья и школа. – 1987. – № 10. – С. 21-24.
Дополнительная литература:
1. Ответы на незаданные вопросы, или Давайте жить дружно [Текст] / сост. Л.М. Горбунов. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. – 208 с.
2. Подлиняев, О.Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях [Текст]: учеб. пособие / О.Л. Подлиняев; Иркут. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Иркутск : ИГПУ, 2006. – 160 с.
3. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. В 2 т. Т. 1. А-М / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 607 с.
4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст]: в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 574 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЕ 2.4
1. Сущность понятия «технология педагогической поддержки детей»
Утверждающиеся сегодня социально-экономические отношения и государственно-политическое устройство породили немалые трудности при вхождении личности в новые общественные условия. Процессы интенсивных социальных преобразований способствовали смене жизненных приоритетов и потребовали новых подходов к проблеме воспитания личности. Очевидной становится потребность в переоценке и в переосмыслении не только статуса педагога как личности и профессионала, но и статуса ученика как субъекта собственного развития. Данная потребность настоятельно требует разрешения противоречия между очевидной необходимостью гуманизации современного отечественного образования и отсутствием у многих педагогов гуманистически-ориентированного личностно-профессионального мировоззрения. Это приводит к преобладанию в реальном образовательном пространстве традиционного прескриптивного (предписываемого, обязательного) подхода. Попытка частично «очеловечить» авторитарную педагогику, внося в нее элементы гуманистического подхода при сохранении авторитарного стиля взаимоотношений, изначально обречены на неудачу. Названное противоречие заставляет педагогическую теорию перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей личности к саморазвитию, саморегуляции и самообразованию.
Школьный возраст противоречив. Это возраст, предполагающий, с одной стороны, незрелость, а с другой – стремление и способность к выработке самостоятельных представлений о будущем, о смысле и цели жизни. Тем не менее, получив неограниченные свободы, молодой человек не всегда умеет ответственно ими воспользоваться. Непротиводействие массированному влиянию низкопробной информации приводит к растлению некоторой части школьников, к пассивному, потребительскому отношению к жизни, взращиванию цинизма, ханжества, бездуховности. Сегодняшний школьник дезориентирован наплывом негативной информации, ему самому сложно разобраться в реально существующих противоречиях. Вот почему в последние годы проблема педагогической поддержки детей остается важной не только в специальной, но и общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания.
В словаре Владимира Ивановича Даля слово «поддержка»поясняется как действие по значению глагола «поддержать»:
● «поддерживать» –служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем);
● подставкой –всем, что поддерживает тяжесть;
● укрепой – всем, что придает крепость, прочность, силу.
Другими словами, это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что движется – находится в динамике.
Рассуждая в логике «свободного движения», толкование В. Далем слова «свободность» можно охарактеризоватьпуть к свободному развитию, как равнозначное другому слову – «непрепятственность». Следовательно, преодоление препятствий, которые мешают, задерживают, останавливают развитие чего-нибудь, – неизбежный процесс созревания и роста человека.
Таким образом, семантическийи педагогический смысл понятияподдержки может заключаться в следующем:
- поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне, количестве, качестве);
- поддерживается «самодвижение», развитие «самости», самостоятельности человека.
Отсюда и основная направленность поддержки и способов ее осуществления – саморазвитие личности.
В мировой системе образования чаще встречается термин «гайденс».
Российская педагогическая энциклопедия так раскрывает смысл этого понятия: «гайденс» (англ. вести, руководить, направлять), психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования США. В широком смысле «гайденс» –помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям.
В узком смысле – процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.
В США с содержанием понятия «гайденс»тесно связано другое – «экология класса». Эта связь подразумевает создание определенной окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.
В Англии суть педагогической помощи и поддержки наиболее точно выражается в понятиях «пасторская забота», «опекунство», «курс личностного и социального образования».
В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается словосочетанием «система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути» или как «педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры».
Разница в употреблении терминов связана в первую очередь с культурными традициями каждой страны.
Существуют и различные модели деятельности взрослых в зарубежной школе в системе поддержки, в частности в США:
● «тьютор, куратор» (индивидуальный, групповой, классный), психолог;
● «советник»;
● «консультант»;
● «консультант по выбору профессионального пути»;
● «учитель компенсирующего обучения» (иногда переводят – «лечебный» педагог, корректор);
● «координатор по защите прав ребенка», и другие.
В американской системе образования существуют наряду с упомянутыми формами поддержки такие, как школьный советник/консультант – «school-counselor»; школьный психолог – «school-psychologist»; школьный социальный работник – «schoolsocialworker».
В отечественной системе образования существуют следующие модели деятельности взрослых: классный руководитель, практический психолог, социальный педагог.
Таким образом, педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Несмотря на различия в терминологии, важно подчеркнуть, что сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки, заключается в оказании помощи школьнику в затруднительной ситуации, с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с повседневным трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды.
Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии). А это уже ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности.
Предметом деятельности педагога по поддержке в образовании выступает процесс совместного с ребенком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достигать результатов. Термин «препятствие» рассматривается на данном этапе как обобщенное понятие, включающее помеху и трудность, задержку и затруднение, преграду и остановку, проблему и задачу, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуацию проблемности.
Препятствие – это задержка, которая отдаляет или отделяет личность (учащегося) от достижения желаемого результата.
Источником препятствий выступает какая-либо недостаточность, имеющаяся в самом субъекте и/или в окружающей социальной среде, и/или в материальных и иных условиях.
Таким образом, препятствия могут дифференцироваться на субъективные (личностные) «Я – препятствия», социальные (средовые) «ОНИ – препятствия», материальные.
«Я – препятствия». По уровню сложности преодоления препятствий их можно разделить на три группы: 1. Препятствие – отсутствие ориентировки, 2. Препятствие – трудность, 3. Препятствие – проблема.
Препятствие – отсутствие ориентировки
Отсутствие ориентации как препятствие можно связать, главным образом, с недостаточностью у субъекта первичной информации для какого-либо самостоятельного действия. Потеря или отсутствие ориентации выражается в вопросе и может быть устранено ответом на вопрос. Этого бывает достаточно, чтобы школьник мог сориентироваться, т.е. определить свое местоположение и пространстве, во времени, разобраться в социальном и природном окружении, учебном материале, возможных границах поведения, опасностях для жизни; определить оптимально направление своей активности. Отсюда в системе педагогической поддержки ориентировать – означает отвечать на вопросы, давать необходимую информацию и тем самым помогать в дальнейшем самодвижении.
Препятствие-трудность
Это некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании с которой человек может справиться сам, так как имеет для этого необходимые задатки, способности качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил; трудность требует дополнительного труда от личности. Помощь в преодолении трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации.
Препятствие-проблема
Есть переживаемая личностью недостаточность (физического, психического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения) для достижения необходимого результата. И эту недостаточность нельзя устранить имеющимися у субъекта в данный момент средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения проблемы требуется использовать новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлекать других субъектов или отказаться от в принципе не решаемых задач.
Социальные препятствия («ОНИ – препятствия»)
Источником этого вида препятствий выступает социальная среда – школьная и внешкольная: работники школы (учителя, администрация) как носители существующих программ и методов обучения и воспитания, стиля отношений к детям; друзья, группы сверстников в школе и вне ее; семья; социокультурная атмосфера (ценности, традиции) населенного пункта и др.
Материальные препятствия могут лежать в сфере организации образовательного процесса (недостаточность учебников, пособий, помещений, оборудования в школе (парты по росту), или связанные с материальным положением семьи.
Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно педагогической поддержки. Это предполагает наличие медицинской, психологической, социальной помощи и поддержки и иных их форм постольку, поскольку школа в лице педагога как первого контактного для ученика и его родителей профессионала, удерживающего целостность ребенка, берет на себя интегрирующую функцию.
2. Особенности технологии педагогической поддержки детей в зарубежной педагогике, психологии
В концепции датского философа Серена Кьеркегора педагогическая поддержка детей проявляется:
- в помощи школьнику быть свободным (Свобода, по мнению Серена Кьеркегора, – это всегда ответственность. Человек не может и не должен нести ответственность за чужие выборы. Человек создает себя сам);
- в помощи школьнику в поиске смысла жизни, в обретении утраченных смыслов;
- в помощи воспитаннику обрести свободу в выборе собственного жизненного пути;
- в содействии в решении проблем отношений как с миром внешним, так и с миром внутренним;
- в уважении индивидуальности другого человека и одновременно признании непознаваемости глубинной сущности личности;
- в научении школьника творить себя как личность.
В концепции американского психолога, психотерапевта Карла Рэнсома Роджерса педагогическая поддержка детей проявляется в оказании помощи ребенку в его личностном росте. В чем конкретно выражается это проявление:
- в содействии индивидуальному становлению школьника;
- в обеспечении личностной автономии школьника;
- в обеспечении более полного выявления и развития своих возможностей и способностей;
- в научении воспитанника жить насыщенной, полнокровной жизнью в каждый ее момент;
- в научении ориентироваться на собственные внутренние побуждения, обращаться к своему внутреннему миру при решении жизненных проблем;
- в развитии рефлексивной способности воспитанника (т.е. в умении оценивать окружающее);
- в научении управлять психическими процессами, речью, поведением;
- в демонстрации детям своего полного доверия к ним;
- в вере, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
- в создании условий для самоактуализации школьника;
- в стремлении жить настоящим и доверять своему организму;
- в научении выражать свои чувства (эмпатия).
В концепции американского психолога, психотерапевта Абрахама Харольда Маслоу педагогическая поддержка детей проявляется:
- в научении воспитанника полно и адекватно переживать свой опыт;
- в способствовании развития умения нести ответственность за свой выбор и свои действия, и, прежде всего, ответственность перед самим собой;
- в воспитании нонконформиста, т.е. личности независимой и отличной от других людей, в умении быть самодостаточным;
- в обеспечении условий для самоактуализации воспитанника;
- в активизации естественного стремления воспитанника к собственному уникальному развитию.
Понимание педагогической поддержки детей в традиционной отечественной педагогике состоит в специфике деятельности педагога, обязанного: влиять на внутренний мир ребенка; уметь общаться с ним; уметь предъявлять, когда это необходимо, требования; способствовать формированию общественно ценных отношений и разрыву тех, которые идут вразрез с воспитательными целями.
Традиционной точке зрения в понимании педагогической поддержки детей противопоставлена альтернативная педагогика – «Педагогика сотрудничества»,
возродившая прогрессивные гуманистические идеи в отечественном образовании. В творчестве педагогов-новаторов педагогическая поддержка детей осуществляется:
- в гуманном отношении к личности воспитанника;
- в уважении его прав и свобод;
- в предъявлении воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
- в уважении к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
- в уважении права человека быть самим собой;
- в доведении до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
- в ненасильственном формировании требуемых качеств;
- в отказе от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
- в признании права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.);
- в максимальной опоре на собственную активность.
Основными условиями эффективности педагогической поддержки детей в альтернативной отечественной педагогике являются духовная близость педагога с воспитанниками; степень эффективности применения воспитательных средств педагогического такта. Иначе, по мнению Ш.А. Амонашвили, воспитатель, не владеющий опытом, навыками педагогической поддержки детей, неизбежно становится либо на путь администрирования, либо на путь панибратства, и в конечном итоге «отчуждает» от себя детей.
Выделим общее и отличие понимания педагогической поддержки детей зарубежными и отечественными (нетрадиционная педагогика) педагогами, психологами.
Сходство заключается в стремлении реализовать следующие принципы:
- принцип сотрудничества (равенство учителя и воспитанника; душевная щедрость, искренность, справедливость, сердечность отношений);
- принцип бесконфликтности (щадящая, ненасильственная педагогика);
- принцип открытых перспектив (воспитанник не только субъект деятельности в классе, но и в школе, городе, стране, в мире);
- принцип гласности (воспитанник должен знать, что его любят всегда).
Отличие заключается в самом подходе к воспитанию личности, в понимании функций воспитателя.
В зарубежных источниках акцент проявления педагогической поддержки детей делается наследующие термины:
- самоактуализация (т.е., процесс полного саморазвития и использования талантов, способностей, возможностей, изначально заложенных в человеке);
- самопрезентация (т.е., демонстрация себя в каждый момент процесса обучения);
- саморазвитие;
- креативность – способность создавать принципиально новые материальные и духовные ценности.
В России акцент делается на следующие термины:
- воспитание, понимаемое как процесс передачи старшего поколения младшему опыта, накопленного человечеством. Активность принадлежит учителю;
- формирование, рассматриваемое в основном как процесс изменений во внутреннем мире школьника в угоду государственного стандарта. Личность ребенка только декларируется, а на практике не учитывается.
В зарубежной педагогике, психологии эту функцию выполняет фасилитатор – это человек, который, по мнению В. Зинченко, превращает ничьи, бездомные знания в «живые человеческие мысли и эмоции». Он существует для того, чтобы создать условия для саморазвития личности воспитанника.
В России воспитатель (классный руководитель) – это паттерналист, т.е. опекун воспитанников. Он зачастую подменяет учащихся в их делах, не доверяет их личностному опыту, пытается все сделать сам (т.е. он влияет на внутренний мир ребенка; он предъявляет требования; он формирует и т.д.), а учащимся отводится роль пассива;
- на переднем плане у педагога общественно значимые цели, общественно значимая деятельность, т.е. «давление» на общественный долг. А личные цели учащегося, личный интерес ученика в школе мало учитываются (ученик всегда должен).
Отметим, что основными гуманистическими принципами обеспечения педагогической поддержки детей являются:
- вера в возможности ребенка;
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- доброжелательность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- реализация принципа «Не навреди».
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
|