Глава 12
ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
12.1. Личностный подход как основа построения отношений в
системе «учитель – ученик»
Личностный подход к учащимся представлен в схеме 19.
12.2. Взаимодействие субъектов педагогического процесса
Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Понятие педагогического взаимодействия представлено в схеме 20.
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется осознанием учителем функций педагогического общения: коммуникативная функция (обмен информацией); перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга); интерактивная (организация и регуляция совместной деятельности). Это исключает неправильное педагогическое общение, порождающее страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как правило, появление стереотипных высказываний школьников, поскольку у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конфликтность поведения.
Оптимальное педагогическое общение, по А.Н. Леонтьеву, – это такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, а также эффективное управление социально-психологическими процессами в детском коллективе.
Оптимальность педагогического общения обеспечивается знанием содержания этапов решения коммуникативной задачи (схема 21), а также владением педагогических качества, значимых для межличностного и делового общения: аттракция, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, нравственная стабильность, открытость.
Аттракция – визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению
Личностный подход как основа построения отношений в системе «учитель – ученик»
Личностный (гуманно-личностный, личностно ориентиро-ванный) подход к учащимся
Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Личностно ориентированный подход означает, во-первых, создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Сущность
личностного подхода
любить, понимать, принимать, сострадать, помогать
Идеи и принципы личностного подхода к учащимся
- развитие личности или личностной направленности в учебно-воспитательном процессе – ключевое понятие воспитания и образования;
- общечеловеческие принципы гуманизма;
- демократизация педагогических отношений как основа формирования демократической личности;
- углубление индивидуального подхода;
- природосообразность обучения и воспитания;
- активизация и использование внутренних саморегулирующих механизмов развития личности.
Схема 19. Личностный подход к учащимся
Взаимодействие субъектов педагогического процесса
Понятие
педагогического
взаимодействия
Педагогическое взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанников. Его цель – взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
Технология
педагогического общения
Это совокупность методов и приемов передачи информации, понимания состояния ученика, организации взаимоотношений с детьми, воздействия на партнера по общению, управления собственным психическим состоянием.
Профессионально-педагогическое
общение
это система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого являются обмен информацией, воспитательное воздействие, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств (В.А. Канн-Калик.)
Процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач
Коммуникативная задача – это задача, производная от педагогической задачи
Общие коммуникативные задачи
Сводятся к повествованию (сообщению) и побуждению.
Повествование представлено разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др.
Побуждение имеет такие виды: приказ, команда, требование, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, мольба и др.
Текущие коммуникативные задачи
Возникают в ходе педагогического взаимодействия
Виды коммуникативных задач
Схема 20. Взаимодействие субъектов педагогического процесса
Этапы решения коммуникативной задачи
Этап ориентирования
(моделирование предстоящего общения)
Компоненты:
- осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися;
- мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе - коммуникативная память;
- уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности
Этап привлечения к себе внимания
Варианты:
- речевой - вербальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним требованием внимания к себе;
- двигательно-знаковый - применение таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.;
- смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
Этап «зондировния души объекта»:
- педагог уточняет сложившееся на предыдущих стадиях представление об условиях общения и возможных коммуникативных задачах;
- пытается уловить уровень готовности аудитории к немедленному началу продуктивного общения.
Этап осуществления
вербального общения
Средства, повышающие эффективность коммуникативного взаимодействия:
- способность к приспособлениям «сверху и снизу» (достройки и пристройки);
- мускульная мобильность;
- инициативность в общении;
-способность управлять общением;
- владение жестами, мимикой и пантомимикой;
- повышение (усиление) и понижение голоса или педагогически целесообразное интонирование
Этап организации обратной содержательной и эмоциональной связи
Она осуществляется:
- с помощью фронтального и оперативного индивидуального опроса;
- периодической постановки вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий
Формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса
Фасилитация
Процесс поиска и создания благоприятных условий для самоактуализации школьников
Взаимовлияние
Воздействие друг на друга, вызывающее обоюдные изменения (взаимовлияние культур)
Взаимопонимание
Способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон
Диалог
Разговор между двумя или несколькими лицами
Схема 21. Этапы решения коммуникативной задачи и формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса
обостренной потребности в общении. Причины, стимулирующие аттракцию, разнообразны: эмпатия, обаяние образа, родственная близость.
Доброжелательность – способность не только чувствовать другого, но и выражать людям свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию.
Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность – готовность однозначно отвечать на вопросы.
Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми. Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, без всяких «экивоков».
Нравственная стабильность – постоянство проявления нравственных качеств.
Открытость– умение говорить о своих мыслях и чувствах.
12.3. Формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса
Одним из субъектов взаимодействия с учащимися в отечественных школах является педагог, который реализует как функцию учителя, так и функцию классного руководителя. В зарубежных школах взаимодействие осуществляет фасилитатор.
Фасилитатор (англ. облегчать, помогать, способствовать) – тот, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации. Функционально деятельность фасилитатора в зарубежных школах принципиально иная, чем традиционная функция учителя (классного руководителя) в общеобразовательной школе в России.
Фасилитатор не подчиняет школьников своим педагогическим влияниям и «дидактическим покушениям»; не «загоняет» образование в искусственные, жестко фиксированные профессиональные рамки; не «формирует образ»; не «испытывает школой» как учреждением смирения, принятия учащимися социальных норм мышления ценой отречения, отказа от своего «Я». Фасилитатор созданает благоприятные условий для самоактуализации школьников.
В наши дни сложились разнообразные формы общения одноклассников: на уроке (групповые и коллективные формы); в клубе по интересам; в театре, цирке, кино, на стадионе; на дискотеке или школьном вечере; в неформальной группе; по телефону; в гостях друг у друга; эпистолярное общение; любовь и дружба.
В процессе педагогической деятельности непосредственно на уроках практикуются следующие формы общения учителя с детьми: заочные экскурсии, походы; олимпиады, викторины; проблемные дискуссии; педагогические тренинги; уроки-спектакли; «литературные гостиные»; «круглые столы»; «совещания» и другие ролевые игры; соревнования; экспресс-информация; коллективное творчество; самостоятельное проведение уроков учащимися под наблюдением педагога.
12.4. Стили педагогического общения
Стиль педагогического общения, по Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, – это стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей; индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками. Стили общения осуществляются на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, на основе дружеского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания. Стиль рассматривается и как устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования (таблица 22).
12.5. Технология педагогического общения и установления
педагогически целесообразных взаимоотношений
Охарактеризуем этапы организации педагогического общения, реализующие как технику общения (совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и слушать), так и средства коммуникативного общения: занимательные факты; проблемные ситуации; отрывки из художественных произведений, научно-популярной литературы; исторические справки; речь (правильность, точность, ясность, логичность, простота, образность, эмоциональность).
1. Прогностический этап – моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию.
Рекомендации:
- представьте конкретный класс, в котором предстоит давать уроки;
- настраивайтесь на положительные эмоции в общения с классом;
- представьте стиль общения, который будет свойствен вам именно в данном классе;
- соотнесите присущий вам стиль общения с классом с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) сегодняшнего урока, попытайтесь добиться их единства;
- избегайте стереотипных психологических установок по отношению к детям;
- попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке, это сделает вас более уверенным.
2. Этап начального периода общения – «коммуникативная атака».
Рекомендации:
- попытайтесь осознать стиль собственного общения с учащимися;
- уточните ваш стиль общения в новых коммуникативных условиях.
3. Этап управления общением в ходе педагогического процесса.
Инициатива педагога проявляется:
- в оперативности при организации начального контакта с классом;
- в оперативном переходе от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.п.) к деловому и личностному общению;
- в отсутствии промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
Таблица 22
Стили педагогического общения
Название стиля
|
Характеристика стиля
общения
|
Методы
воздействия
|
Психологический климат классного коллектива
|
Демократический
|
Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместной деятельности. Учитель привлекает учащихся к планированию, принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность суждений, учитывает личные качества учеников. За реализацию предложений отвечают все.
|
Побуждение к действию.
Совет.
Просьба.
Инструкция в форме предложений.
Дискуссии.
|
Учащиеся испытывают состояние спокойствия, высоко оценивают свой труд. Учитель удовлетворен своей деятельностью.
|
Авторитарный стиль
|
Это власть, основанная на страхе и насилии. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Отрицательные последствия: потеря времени на переживания и страх; снижение самооценки и уровня притязаний школьника; осторожность и нежелание экспериментировать; снижение инициативы и энтузиазма; снижение стремления к поиску и творчеству; потеря времени на оправдание; стремление к обману и сокрытию отрицательных отклонений в своей работе.
|
Приказ.
Поучение.
Наказание.
Запрет без снисхождения.
Угроза.
Порицание.
|
Учащиеся теряют активность, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Силы учеников направлены на психологическую защиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Для учителя характерна низкая удовлетворенность профессией.
|
Либеральный стиль
|
Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы. Проявляет нерешительность, колебания.
|
Отсутствие методов поощрения и наказания.
|
В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. Дела в классе «идут» сами собой.
|
- в постановке задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
- в сокращении запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;
- во внимании к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;
- в использовании речевых и невербальных средств взаимодействия (активное включение мимики; контакт глазами и т.п.);
- в нахождении ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;
- в понимании ситуативной внутренней настроенности учащихся, учете этого состояния, передаче учащимся этого понимания.
4. Этап анализа осуществленного технологии общения. Главное назначение этой стадии – диагностически-коррекционное: соотнесение целей, средств и результатов общения.
Кинетические средства общения
Американский психолог Р. Бердвистл предложил термин «кинесика» для изучения общения посредством анализа движений тела. Изучение кинесики – огромная область исследований в психологии, теории коммуникации, культурологии. Наиболее изученными на сегодняшний день элементами кинесической структуры невербального поведения можно считать мимику, жесты, позы, взгляд.
Выразительность речевого поведения зависит от умелого использования кинетических средств (от греч. kineticos – движение) – мимики, жестикуляции, позы, походки, экспрессивно-выразительных движений, визуального контакта, направления движения, частоты контакта. Действуя на зрительный канал восприятия, они придают общению различные нюансы.
Мимика может многое рассказать об ученике. Укажем на характеристики педагогической мимики, выделенные Щурковой Н.Е.
Мимика педагога должна отличаться открытостью ко всему миру и детям так, чтобы педагог не был «страшным» для ребенка, чтобы он не боялся в любых случаях обратиться к педагогу.
Мимика педагога должна быть подвижной, чтобы отражать отношение педагога к окружающей действительности, такой разнообразной и динамичной. Мимическая выразительность педагога создает зону эмоционального заражения, а значит, обогащает детей опытом отношенческих реакций на пестрые являения пестрого мира.
Педагог никогда не перевоплощается в другой «Я» – он всегда выражает только собственное «Я». В отличие, например, от актера педагогическая мимика должна быть адекватной – точно соответствовать внутреннему состоянию педагога. Это позволяет ребенку без страха взаимодействовать с педагогом.
В системе гуманистического воспитания необходимо предъявлять к мимике педагога требования позитивности, т.е. гуманистических отношений, наполненных положительными чувствами, мыслями, побуждениями. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, поскольку немедленно приобретают свое продолжение в мимике детей.
Немаловажное значение имеет взгляд учителя. Взгляд человека почти не поддается тренировке, и поэтому наиболее адекватно выражает эмоционально-психическое состояние партнера. В связи с этим учителю важно осознавать «как» он смотрит, какую «информацию» несет его взгляд и уметь «читать» взгляд ребенка. Рассмотрим некоторые особенности «языка» глаз.
Прикрытые («занавешенные») глаза выражают равнодушие, покорность, инертность, неподдельное отсутствие интереса, утомление, скука. Порою это может быть выражением высокомерия, чванства, высокого самомнения.
Суженный или прищуренный взгляд чаще всего означает пристальное наблюдение, напряженное внимание. А если это взгляд сбоку, то еще хитрость и коварство. Возможно, чрезмерная критичность, черствость, недоброжелательность.
Сверкание глазами (усиленное мигание) – сигнал неуверенности, затруднений, нервозности.
Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, означает интерес, уважение и самоуважение, открытую позицию, уверенность, готовность к контакту.
Взгляд, направленный вдаль, чаще всего говорит о задумчивости, сосредоточенности, раздумье, сомнении и колебании.
Взгляд «сквозь» партнера означает неуважение, возможную агрессивную реакцию.
Взгляд сбоку выражает скепсис, цинизм, скрываемый интерес, дистанцию, недоверие.
Твердый, фиксированный взгляд характеризует устремленность к цели, уверенность в себе.
Неопределенный взгляд часто означает недостаток ясности в целях, намерениях, мотивах, недостаток твердости, отсутствие постоянства.
«Вращение» глазами выражает потерю интереса к партнеру, скуку, разочарование.
Немаловажным средством общения в арсенале учителя являются жесты – бессловесный язык общения. Понимание языка жестов должно быть связано с осмыслением психических состояний, влияющих на динамику, интенсивность, ритмичность и др. Так, по жестам учеников можно ответить на вопрос: Почему лгут дети?
Ложь – это намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды. Хвастовство и преувеличение – вид лжи, характерный и для детей, и для взрослых.
Мотивы лжи: повысить свой социальный статус; завоевать признание и вызвать интерес у других людей; выглядеть в глазах других более важным, привлекательным, интересным»; стремление оградить свою личность (личную жизнь) от контроля родителей, чужого вмешательства; стремление бросить вызов власти родителей или педагога, доказать свое превосходство над ними; подчас ложь произносится потому, что ее хотят услышать; иногда сказать правду – невежливо или жестоко («ложь во спасение»); избежать наказания; добиться или получить что-то, чего иначе не получишь; защитить себя или друзей от неприятностей; избежать стыда; не создавать неловкую ситуацию.
Лжеца можно распознать по чрезмерному возбуждению; испуганному, виноватому виду; искривлению лицевой мышцы; расширению или сужению зрачков; испарине на лбу; румянцу на щеках; учащенному морганию.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте личностный подход как основу построения отношений в системе «учитель – ученик».
2. В чем сущность взаимодействия субъектов педагогического процесса?
3. В чем специфика педагогического общения?
4. Каковы место и роль педагогического общения в структуре деятельности учителя и воспитателя?
5. В чем сущность коммуникативной задачи?
6. Каковы этапы решения коммуникативной задачи?
7. Назовите стадии педагогического общения.
8. Раскройте технологические приемы реализации основных стадий педагогического общения.
9. Что такое «стиль педагогического общения», и каковы его основные признаки?
11. Что понимается под педагогически целесообразными взаимоотношениями?
Задание 1. Опишите технологическую характеристику основных стилей педагогического общения.
Задание 2. Выделите условия и выпишите технологические приемы установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Литература
Основная
1. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]: книга для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190с.
2. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 256с.
3. Педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
4. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.
5. Седова, Н.Е. Основы практической педагогики [Текст] / Н.Е. Седова. – М.: Сфера, 2008. – 192с.
Дополнительная
1. Ильин, Е.Н. Искусство общения [Текст] / Е.Н. Ильин // Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. – М., 1990. – С. 211-278.
2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 363с.
3. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.
4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого.– Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 554с.
|