16.4. Личностный рост как условие достижения
профессионализма
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Из ряда других ее выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим она стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, учитель призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых убеждает, значит, в его деятельности нет самого важного. С другой – профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Учитель, как любой другой руководитель, должен знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и специальной.
В профессии учителя умение общаться – профессионально необходимое качество. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В.А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем – по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.
Значимым звеном содержания педагогического образования является самообразование, способствующее становлению личности. В широком смысле слова – это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком – совершенствование специальных знаний и умений в конкретной деятельности. Его содержание должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям.
Педагогическое самообразование – четко спланированная логически стройная система, цель которой – реализация достижений педагогической науки в школьной практике. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль, а не контроль со стороны. Учитель должен уметь оценивать свои возможности совершенствовать педагогические умения, навыки и использовать различные формы самообразования.
Наиболее популярная его форма – работа с книгой. Систематическое изучение учителем педагогической, психологической, методической литературы помогает осмыслению своей работы на уроке, повышает профессиональный уровень. Успешному самообразованию способствует участие учителей в научно-практических семинарах. Особенно важна их практическая направленность. Каждому участнику должны быть заранее известны цель и задачи данного семинара, тематика докладов. Посещение открытых уроков, обычно проводимых учителем-мастером по сложным или слабо разработанным темам, помогает начинающему учителю легче заняться самообразованием, которое находится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием – сознательной и целенаправленной деятельностью по совершенствованию своей личности.
Профессия учителя немыслима без постоянного самосовершенствования: он должен быть образцом для своих учеников. Общеизвестно, что учитель способен воспитывать и образовывать своих учеников, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. При постановке целей самовоспитания важно определить их подлинную необходимость, соотнеся себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания). Здесь может помочь совет В. Леви: главное – не «что», а «зачем» (я хочу, например, преодолеть в себе лень: зачем? Чтобы больше успевать делать за день. Зачем? Чтобы...).
Постановка целей – самопроектирование, мощнейший стимул развития.
Самовоспитание начинается с момента появления плана-программы изменения своей личности. При этом используют различные приемы воздействия, которые можно разделить на три группы: самоинформирование, самопобуждение, самоорганизацию.
Самоинформирование основывается на самопознании. Без точного знания и оценки своей личности учитель не может определить направление работы над собой. Самопознание как бы опирается на умение критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.
Самопобуждение зависит от уровня развития конкретной личности. Основными его формами являются самоободрение и самоубеждение, которое помогает формировать образы исходного и желаемого профессионально-значимого качества личности. Тем учителям, у которых намечена программа самовоспитания, но которые испытывают затруднения в ее осуществлении, необходимо опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.
Непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие современного учителя базируется на новой основе: он не может принять новые установки как обычные методические инструкции, он должен «подойти к ним сам». Профессионализм учителя должен опираться на следующую схему: постоянно учиться самому, делиться своими находками с коллегами, увлекать своим интересом к профессии, не спешить оценивать, а подсказывать и направлять. Именно такой подход стимулирует поиск новых идей, средств и способов деятельности.
Судить о профессиональных качествах учителя можно на основании изучения общественного мнения (учащихся, коллег, родителей). Введение рейтинговой системы управления (применение балльной системы, ранжирование предметов по значимости, анкетирование стилей деятельности учителя) предполагает активное участие в учебно-воспитательном процессе не только учителей, но и родителей. Рейтинговую систему управления можно представить в виде цепочки: исследование – вычисление проблемы – коррекционная работа – результат. Для наблюдения за ростом профессионального мастерства учителя исследования необходимо повторять, сравнивая результаты, делая выводы.
В школах невозможна никакая инновационная деятельность, если у педагогов недостаточно развиты способности к саморазвитию, а самой школой не созданы условия для этого. Выявляя способности учителей к саморазвитию, исследователи И.М. Курдюмова и Н.И. Калиниченко установили, что больше всего учителя ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди факторов, препятствующих саморазвитию, чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства. Учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный, – отсутствие знаний о планировании и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Подобные трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают ее потенциальных возможностей. Чаще всего попытки саморазвития направлены только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности.
Важное профессиональное качество учителя – уверенность в себе. Как правило, начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из слабого знания дела, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хочется. Рассмотрим тактику развития этого качества у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее – определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного. Однако зафиксированное состояние может закрепиться, если не победит стремление к преодолению его как недостатка. Студенту необходимо выработать установку на самосовершенствование, поиск способов преодоления недостатков, задав себе, например, такой вопрос: «Как бы на моем месте почувствовал себя мой идеал педагога?»
Разрабатывая программу саморазвития, будущий учитель может воспользоваться такими установками, предложенными В. Леви.
1. Самооздоровление. Суть не только и не столько в том, каких результатов вы добьетесь, а в том, как и зачем будете добиваться. Физическое здоровье – не самоцель, но одно из средств одухотворения жизни.
2. Самообщение. Переоценка ценностей. Обновление кредо. Пересмотреть и подвергнуть критическому разбору свои представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо» вообще и для вас в частности.
3. Развитие самобытности, которая достигается не стремлением к оригинальности, а одержимостью быть собой – любимым возделыванием своего жизненного участка. Необязательно быть дипломированным ученым, прыгать выше других, писать стихи. Оригинальность возникает сама, самобытность развивается, когда человек становится поэтом, исследователем и рекордсменом своей собственной жизни, и совершенно при этом неважно, отличается ли он от других внешней формой существования. В этом и только в этом случае человек становится воистину интересным.
4. Самообразование. Спросите себя: все ли вы делаете для своего образования? Питаете ли свой дух регулярно и полноценно, умеете ли выбирать?
5. Выход из одиночества. Шесть замен. Есть только один путь выхода из одиночества. Есть только один способ найти настоящего друга. Способ заключается в том, чтобы самому стать таким человеком, которого вы хотели бы иметь другом... Постарайтесь произвести шесть замен в ваших привычных и таких понятных стремлениях; шесть замен, которые могут сотворить чудо в ваших взаимоотношениях с людьми.
Вся программа самообразования и самосовершенствования будущего учителя должна отражать основные требования к педагогической профессии, к тому, что составляет в ней общее, особенное и индивидуальное. Целенаправленное, систематическое, успешное самообразование и самоусовершенствование учителя имеет двойной результат:
- педагогический (развивающий эффект, овладение самой способностью заниматься самовоспитанием);
- предметный (те изменения, которые происходят в качествах личности учителя).
Для адаптации к быстро меняющейся жизни современный человек должен обладать, среди прочих, навыками саморазвития, эмоциональной гибкостью, терпимостью к чужому мнению, вере, культуре. В связи с этим сейчас, как никогда, важна способность учителя словом, поведением, образом ярко представить ребенку разные культуры, помочь сопоставить их и сориентировать на самостоятельную мыслительную активность, интенсивность эмоций и сферу продуктивного воображения.
Сегодня школе нужен учитель, личностно включенный в профессию, обладающий широким кругозором, владеющий многими нетрадиционными технологиями, несущий в себе привлекательный для ребенка гуманистический потенциал образовательного процесса. Он должен уметь выбирать способы мышления и действия, позволяющие проявить понимание и терпимость к чужим миропониманию и мироотношению и способствующие сохранению и развитию гуманистической культуры, а также должен быть способен к сотрудничеству со своими учениками. Уметь стать референтной для них личностью, неповторимой, нетипичной; учителем, который может вместе со знаниями, эмоциями и верой передать ребенку и свое мотивационно-ценностное отношение к ним. Для этого учитель должен обладать целым комплексом свойств, среди которых особо выделяется артистизм как важное профессиональное качество, позволяющее оказывать влияние на отношения и ценности учеников, индуцировать их творчество.
Дать однозначное определение артистизму очень сложно. Словарь современного русского литературного языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой – как результат труда.
Артистизм – особый образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим. Артистизм – способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе; богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем.
Актерский артистизм определяется как совокупность специальных способностей, связанных с физической организацией актера, особенностями эмоционального аппарата, своеобразным творческим мышлением. Артистизм учителя по наполненности своего содержания, вероятно, сложнее, потому что он лишь компонент его творческой индивидуальности и тесно связан с разными его сторонами. В педагогической литературе термин «артистизм» приближен к понятиям «мастерство», «педагогическая техника». Под ним понимается способность яркой передачи педагогически целесообразного переживания; умение воплощать мысль в образе, поведении, слове; своеобразное подыгрывание ребенку как приспособление к нему; надевание «масок», игру роли.
В результате анализа литературых и собственных наблюдений можно сделать следующие выводы.
1. Артистизм учителя – это способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость, острота, эмоциональность, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность, не нравясь «по частям», нравиться в целом, одухотворенность, ощущение внутренней свободы особенности психики, тип нервной системы, акцентуация личности. К. Леонгард выделяет такие стимулирующие моменты артистической натуры: эмоциональную возбудимость; демонстративные черты характера; интровертированность; способность к органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.
2. Совокупность учебных приемов, «техник» заключается в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным наукой до конца. Здесь налицо искусство отбора наиболее эстетически яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в игру-урок и позволяющих уроку запомниться; использование приемов искусства, в частности – отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского поведения (если это необходимо) в соответствии с определенными педагогическими задачами.
3. Концепцию педагогического творчества следует рассматривать не «запорошенным» взглядом, ведь вся окружающая действительность «работает» на него, а содержание урока не сводится до какого-то узкого аспекта – «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой все – главное. И тогда не тема «проходится», а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину жизни. Внешние движения в творческой манере педагога-артиста сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний, со всей структурой деятельности. Гармоничные отношения между педагогом и учеником достигаются естественностью обеих сторон, создающейся отсутствием строгой и сжатой внешней запрограммированности общения, жесткой схемы, которые нередко мешают ученику и учителю импровизировать, строить догадки и неординарно мыслить, хотя внутри всего процесса общения проходит стержень, вокруг которого идет разговор. В импровизации, рожденной не стихийностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, является основой артистизма.
Педагогический артистизм – феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадиях педагогического творчества. Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы, синтезировать и делать целостной всю деятельность.
На наш взгляд, задача артистичного педагога – оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах детей, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение.
При этом основная задача педагога – способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом – положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, органижание урока не сводится до какого-то узкого аспекта – «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой все – главное. И тогда не тема «проходится», а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину жизни. Внешние движения в творческой манере педагога-артиста сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний, со всей структурой деятельности. Гармоничные отношения между педагогом и учеником достигаются естественностью обеих сторон, создающейся отсутствием строгой и сжатой внешней запрограммированности общения, жесткой схемы, которые нередко мешают ученику и учителю импровизировать, строить догадки и неординарно мыслить, хотя внутри всего процесса общения проходит стержень, вокруг которого идет разговор. В импровизации, рожденной не стихийностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, является основой артистизма.
Педагогический артистизм – феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадиях педагогического творчества. Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы, синтезировать и делать целостной всю деятельность.
На наш взгляд, задача артистичного педагога – оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах детей, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение.
При этом основная задача педагога – способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом – положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником собственных средств для самореализации.
Основной жанр уроков артистичных педагогов – соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», его «партитура» создается каждый раз заново. Отсюда – импровизация. А так как в ней участвуют все, то она становится соимпровизацией.
Главным результатом труда артистичных педагогов является то, что процесс творчества протекает с активным участием учеников, ориентируясь на их желание раскрыться, поделиться тем, что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.
Развитие творческой индивидуальности учителя – неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей, которые могут проявляться в чертах темперамента, характера, специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических процессов, в особенностях деятельности и творчества. Каждый человек отличается от другого прежде всего своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности намного сильнее, чем ее внешность, физические качества.
Когда говорят о творческой индивидуальности личности, имеют в виду, во-первых, сформированность у нее способностей, наличие потенциала, потребность в труде на пользу общества в целях самореализации, самоутверждения; во-вторых, дифференциацию творческой деятельности, ее определенность в чем-либо конкретном; в-третьих, определенный уровень творческих достижений человека; в-четвертых, личностный стиль творчества; в-пятых, наличие особой иерархии мотивов, среди которых творческое самоутверждение занимает место смыслообразующего.
Важность индивидуально-творческого развития будущих учителей обусловлена личностно-неповторимым характером усвоения культуры, профессионального и творческого опыта.
Творчество, оригинальность мышления возникают при стремлении личности разобраться во всем самостоятельно, не ориентируясь на авторитеты и чужие мнения, при постоянном сомнении в незыблемости научных истин и всеми разделяемого мнения, при наличии установки проверять все на практике, на личном опыте.
Индивидуально-творческое развитие предполагает не запоминание и механическое воспроизведение информации, а творческое преобразование ее, усмотрение в ней иного смысла, нахождение оригинальной интерпретации, формирование личностного отношения к ней, оценку важности и эффективности идей, теорий, методических рекомендаций, способность будущего учителя вести диалог с автором, дискутировать с ним.
Творческий, личностный характер усвоения проявляется и в том, что каждое средство обучения и воспитания испытывается на эффективность в личном опыте, т.е. личностно «присваивается».
Основная цель и главный смысл образовательной деятельности – развитие личности, создание условий для творческого ее саморазвития, раскрытие всех ее дарований, самореализации в труде. В этом, собственно, заключается и смысл жизни человека.
Основное качество, которое существенным образом сказывается на эффективности формирования творческих профессиональных способностей, – внутреннее единство, цельность личности. У личности, обладающей данным качеством, четко выстраивается иерархия мотивов, определяющих ее направленность. Эта направленность, по выражению Б.М. Теплова, характеризуется доминирующими стратегическими целями и задачами, которые ставит перед собой человек, ее «руководящей идеей». Процесс развития творческой индивидуальности будущего учителя становится наиболее оптимальным, если такой «руководящей идеей» выбирается мечта – стать профессионалом, «настоящим педагогом», «известным педагогом».
Другая важнейшая личностная черта, влияющая на формирование творческой индивидуальности учителя, – познавательная потребность и вызываемая ею интеллектуальная активность. Постоянное удивление, восхищение мастерством, эмоциональное восприятие явлений и процессов педагогической деятельности, любовь к детям и стремление понять их, общаться с ними, увлеченность делом и приложение всех усилий для того, чтобы каждое порученное дело было выполнено на высоком уровне мастерства, постоянное размышление над тем, как это лучше сделать, активность в организации интересной жизни в детском коллективе – вот те позиции, на которых формируется познавательная потребность и развивается творческая индивидуальность будущего учителя.
Еще одним интегральным личностным качеством, существенным образом влияющим на формирование творческой индивидуальности личности, является способность к профессиональной рефлексии.
Под рефлексией понимают процесс самопознания и самоанализа и осознание своей деятельности и отношений как бы со стороны, глазами других людей. Интенсивность процесса саморазвития личности и ее качественные особенности во многом зависят от умения человека правильно оценить свои потребности и возможности, интересы в той или иной ситуации. Заниженная самооценка своих возможностей, как правило, тормозит развитие творческих способностей личности. Много проблем возникает при высоком уровне притязаний и завышенной самооценке. Наиболее благоприятные условия для творческого развития создаются при адекватной самооценке и наличии небольшого «зазора» между уровнем притязаний и сформированностью к этому моменту возможностей личности. Уровень притязаний как бы «ведет за собой» развитие способностей.
Основными механизмами развития индивидуальности Е.А. Климов считает адаптацию, компенсацию и коррекцию. Исходя из этого, механизм развития творческой индивидуальности педагога можно представить следующим образом.
Во-первых, целенаправленно организуется формирующая среда, центральной областью которой выступает школьная жизнь. Длительное включение в многообразные отношения, связанные с профессиональной деятельностью, вызывает приспособление, адаптацию личности к этим условиям, требованиям, осознанному или неосознанному проявлению ее сильных сторон, своего творческого потенциала для достижения успеха.
Во-вторых, к деятельности и отношениям будущих учителей предъявляются требования, соответствующие уровню качественного преподавания и воспитания современного школьника. Требования к деятельности возникают постепенно, по мере адаптации к ним будущих учителей. Но каждый раз уровень требований соответствует этапу ближайшего развития личности.
В-третьих, целенаправленно ведется работа по формированию операционально-технологического фонда для осуществления личностной учебно-профессиональной деятельности: ознакомление будущих преподавателей с разными технологическими системами, стилем деятельности разных учителей; расширение форм, методов и приемов работы с детьми; накопление методических разработок, диагностических методик, дидактических материалов, наглядных пособий, популярного материала и др. И на фоне этого каждому будущему преподавателю предоставляется возможность выбора тех средств обучения и тех технологических систем, методов и форм работы, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям.
Таким образом, работа ведется по двум параллельным и взаимосвязанным направлениям: расширяется пространство для выбора за счет повышения потенции будущего преподавателя, практического освоения им приемов, методов и форм работы с детьми, ознакомления с разными дидактическими системами и одновременно предоставляется возможность выбора своего решения учебно-профессиональных задач. Такой подход позволяет будущим учителям постоянно учиться компенсировать слабые стороны своей личности за счет сильных ее качеств.
В-четвертых, особое внимание обращается на своевременную помощь, коррекцию действий будущего специалиста при реализации намеченной им индивидуальной программы деятельности, чтобы обеспечить ее успех и качественно сформировать основные профессиональные умения и навыки.
В-пятых, будущие учителя целенаправленно включаются в общение, совместную работу с творческими преподавателями, расширяя интересный опыт профессиональной деятельности. В процессе такого общения происходит «творческое заражение», возникает вдохновение, появляется желание творить самому.
В-шестых, процесс учебно-профессиональной деятельности будущих учителей строится таким образом, чтобы они не только брали для себя все лучшее, что есть в школе, но и пробовали усовершенствовать существующий процесс обучения и воспитания учащихся, совместно с методистами, а затем и самостоятельно проектировали бы и испытывали на практике новые формы и методы работы с детьми, необычные обучающие средства, которые позволяли бы получить лучшие результаты.
Главное в развитии творческой индивидуальности специалиста – формирование у него творческих способностей, в результате которого появляется объективно новый продукт, вносится объективная новизна в технологию, организацию трудовой деятельности, конструкцию или предмет труда. Результат в трудовой деятельности может быть нов для всего общества в целом или же для отдельного образовательного учреждения, предприятия. В то же время продукт творчества обладает и субъективной новизной, является новым для личности самого творца. Его создатель не встречал подобных решений в своей практической деятельности, в своем субъективном опыте, а пришел к ним на основе размышления, собственной идеи, догадки, интуиции, воображения. Продукты творческой деятельности будущих учителей чаще обладают лишь субъективной новизной. Но ценность такого творчества заключается в том, что оно по психологическому механизму не отличается от творчества с объективной новизной. На основе решения данных творческих задач усваивается опыт творческой деятельности, и личность становится способной творчески решить профессиональные задачи с объективной новизной. Как показывает практика, все творческие личности проделывают один путь – от открытия истин, новых лишь для них самих, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, созданию истин, новых для всех.
|