Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

типология регионов. Типология регионов



Скачать 140 Kb.
Название Типология регионов
Анкор типология регионов.doc
Дата 15.04.2017
Размер 140 Kb.
Формат файла doc
Имя файла типология регионов.doc
Тип Документы
#1171

ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ


1.Признаки классификации регионов

2.Проблемные регионы: понятие и классификация

3.Кризисные регионы

4.Отсталые регионы

5.Депрессивные регионы

6.Приграничные регионы

7.Регионы Севера.

8.Современные точки зрения на типы регионов РФ
1.Признаки классификации регионов

Множество подходов к анализу региональных проблем, самого понятия региона и его функций определило наличие огромного числа классификаций регионов.

Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть, где численность населения растет, и есть – где падает, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи.

Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров.

Проще всего классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.

Чаще всего в основу классификации регионов кладутся следующие критерии:

-уровень и темпы экономического развития,

-тип территориальной структуры,

-коэффициент плотности населения,

-темпы прироста населения,

-характер и коэффициент производственной специализации и др.

Большинство ученых выделяют 5 основных групп.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

объем валового регионального продукта;

темпы экономического роста;

тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

коэффициент плотности населения;

характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;

пионерные регионы - регионы нового освоения;

программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, Прибалтийский, Приволжский).
5.По признакам масштабности и периодичности решения проблем различается типология тактического и стратегического характера.

Тактическая типология используется для разработки практических мероприятий на ближайшие годы:

- механизм регулирования по выходу из кризисных ситуаций;

-стабилизации экономики, социальной сферы и др.

В связи с этим выделяют регионы развитые, опорные, проблемные и т.д.

Стратегическая типология регионов предназначена для разработки долговременной политики их социально-экономического развития. Здесь выделяют регионы старопромышленного (постиндустрильного), переходного и осваиваемого типов.

Возможно использование смешанной типологии – тактическо-стратегической, но универсальной типологии регионов нет, есть только целевая.

В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, высказывается новый критерий классификации, а именно, емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т.е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада принято выделять:

-депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

-стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

-пионерные регионы или регионы нового освоения;

-микрорегионы или первичные экономические регионы;

-экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны;

-программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки;

уникальные регионы, связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы).

По мнению большинства специалистов, основой для большинства типологий является трехзвенная группировка регионов по уровням социально-экономического развития (выше среднего, среднего и ниже среднего).

В современной экономической науке используются различные методы составления типологии регионов, например, метод многофакторного кластерного анализа. Суть его заключается в исследовании места каждого региона в их ранжированном ряду с выделением групп (кластеров), сформированных по основным факторным показателям.

Вследствие огромных различий природно-географических, экономических и других условий в регионах России региональные воспроизводственные процессы уникальны, их эффективность является необходимым условием комплексного пропорционального развития региональной экономики. Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Уровень развития регионов обусловливается не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания федеральных и региональных социально-экономических интересов, которые определяют разумную и действенную региональную экономическую политику.

В современной России в связи с продолжающимся кризисом особое значение получают проблемные регионы.
2. Проблемные регионы: понятие и классификация

Качественные признаки проблемных регионов:

-особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности

-Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики

-Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны

-Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.

В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев.

Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов.

Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

Субъекты федерации

Части субъектов федерации

Несколько субъектов Федерации

Сопредельные части субъектов Федерации.

3. Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений.

Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

-Центральный пояс

-Южный пояс

-Уральский пояс

-Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:

-Спад производства

-Высокая безработица

-Низкий уровень жизни

-Низкая бюджетная обеспеченность

-Высокий уровень депопуляции населения.

Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

-Спад производства

-Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью

-Низкий уровень жизни

-Низкая бюджетная обеспеченность

-Межэтнические военные конфликты

-Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом, в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

-Локальный спад производства

-Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

-Основными проблемами данного пояса являются:

-Спад производства и высокая безработица

-Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения

-Слабая транспортная доступность

-Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения

-Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.

Существенное и повсеместное ослабление роли государства привело к тому, что появились новые точки зрения на кризисные регионы: это территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы развитых общественно-политических конфликтов, вызвавших разрушение накопленного экономического потенциала и значительные масштабы вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Классическим примером является республика Ингушетия. После раздела с Чечней она унаследовала менее 10 % ОПФ, была разрушена производственная и социальная инфраструктура, по основным показателям жизнеобеспечения – на последнем месте среди субъектов РФ, республиканский бюджет на 90% формируется за счет средств федерального бюджета, а также множество беженцев из-за военных действия в Чечне.

Анализ проблем кризисных поясов России свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.

4. Отсталые (слаборазвитые) регионы

Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов.

Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:

-Состояние длительного застоя

-Низкая интенсивность хозяйственной деятельности

-Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики

-Слабый научно-технический потенциал

-Низко развитая социальная сфера.

На сегодня, к данной категории регионов можно отнести следующие регионы:

-Большинство республик Северного Кавказа

-Республики и автономные округа юга Сибири

-Республика Марий Эл

-Республика Калмыкия.

Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 1).

Таблица 1. - Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами

Ежегодный темп прироста среднероссийского ВРП на душу населения = 3%

 

Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 4%

Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 10%

Дагестан

158

24

Ингушетия

139

21

Калмыкия

125

19

Северная Осетия

113

17

Тыва

110

17

Адыгея

95

14

Кабардино-Балкария

94

14

Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня. При этом, даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития.

Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик Северного Кавказа являются:

-Выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним востоком, транзита между Каспийским и Черным морями

-Курортно-рекреационный комплекс

-Нефтяные месторождения на шельфе каспийского моря

-Возможность добычи вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья

-Подземные термальные воды, являющиеся ресурсом для развития местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.

Перспективными направлениями для развития регионов южной Сибири могли бы стать:

-Восстановление традиционных отраслей хозяйственной деятельности

-Улучшение транспортной доступности

-Развитие курортно-рекреационных зон

-Развитие собственной энергетики

-Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, главный путь преодоления хронической отсталости ряда регионов России - саморазвитие территории на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.

5. Депрессивные регионы

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а оп некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

-Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала

-Значительная доля промышленности в структуре экономики

-Относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

-Снижение конкурентоспособности основной продукции

-Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса

-Истощение минерально-сырьевой базы

-Структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в России ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

-Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации

-Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия)

-Необходимость переселения избыточного населения.

По затерявшейся Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов РФ провинция поделена на доходных, то есть доноров, кормящих себя и страну, и на доходяг, то есть депрессивных и отсталых реципиентов-вампиров. Последних больше. С таким делением не согласны даже те, кто числится в авангарде. Они считают, что нет депрессивных и отсталых субъектов РФ, а есть регионы с нереализованными возможностями.

6. Приграничные регионы

К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию. Распад Советского Союза привел к существенному изменению государственных границ, а следовательно, и к изменению перечня приграничных регионов. В советский период к категории приграничных относилось 22 субъекта федерации, где на площади 10,4 млн. кв. км. проживало 21,5 млн. чел. В настоящее время к ним добавилось 26 субъектов Федерации, где на площади 18,4 млн. кв. км. проживает 49,5 млн. чел. Калининградская, Ленинградская области и республика Алтай имеют как старые, так и новые границы; на территории в 200 тыс. кв. км. здесь проживает 2,8 млн. чел. вместе с тем, очевидно, что в силу значительного территориального масштаба субъектов Федерации, государственная граница оказывает селективное влияние на его развитие. Для того, чтобы более четко оценить воздействие государственной границы на региональное развитие, выделяется три уровня приграничья.

К макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Это 51субъект федерации, площадь которых составляет около 73% от общей площади территории страны, а численность населения - около 50% от общероссийской величины.

К мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.

К микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км, по нормам ВТО - полоса приграничной торговли составляет 15 км.

Возможности развития приграничного сотрудничества во многом определяются характером отношений, сложившихся на межгосударственном уровне. Одним из наиболее благоприятных для приграничного сотрудничества является норвежско-финляндское приграничье. Данная территория входит в систему сотрудничества Баренц-Евроарктического региона и частично - в программу европейского Союза (INTERREG). Баренц - Евроарктический регион организационно оформлен в 1993 году с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС.

Балтийское приграничье образуется на границах с Эстонией, Латвией, литвой. Здесь россия участвует в работе Совета государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне. Создан Совет приграничных регионов России, Эстонии, Латвии. Основными проблемами данной зоны приграничья являются:

Эксклавное положение Калининградской области

Необходимость обеспечения надежных транзитных коммуникаций

Демаркация границ, решение таможенных и этнических проблем.

Белорусское приграничье хотя и является "спокойным" в политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических связей на микроуровне приграничья.

На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается преимущественно по инициативе Украины.

Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.

Казахстанское приграничье демонстрирует возможности рационального и прагматичного сотрудничества. Действует Соглашение о сотрудничестве приграничных областей, Россия и Казахстан входят в таможенный союз. Развивается производственная кооперация в энергетике, металлургии, машиностроении, аграрно-промышленном комплексе.

Восточно-Сибирское и дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем. В то же время, близкое соседство наименее заселенных территорий России с государствами, обладающими значительным населением и ограниченными территориями, создает серьезные угрозы национальной безопасности страны в этом регионе. Наиболее неоднозначным представляется расширение сотрудничества с Китаем, бросающим геополитический и геоэкономический вызов России.

7.Зона Севера

Геоэкономическое и геополитическое значение российского Севера. Зона Севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 70% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала. Российский Север это:

-72% всей нефти и газового конденсата

-93% природного газа

-37% деловой древесины

-почти 100% алмазов

-основная часть цветных, редких металлов и золота

-около 60%от объема российского экспорта.

В геополитическом аспекте Север является плацдармом международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна. Он обеспечивает России независимый выход на мировые рынки через порты Арктики и Северный морской путь.

Северные регионы существенно дифференцируются по уровню развития. С одной стороны, Ямало-Ненецкий и Ханты-мансийский автономные округа входят в первую пятерку субъектов федерации РФ по большинству социально-экономических показателей. С другой стороны, Эвенкийский, Таймырский, Корякский автономные округа относятся к слаборазвитым территориям с низким уровнем хозяйственного освоения.

Неоднородность экономического пространства Севера предопределила формирование двух методологических подходов к районированию этой территории. В соответствии с первым подходом на Севере необходимо выделить компактные территории, отвечающие критериям кризисных, депрессивных, отсталых и прочих проблемных регионов.

В соответствии со вторым подходом предполагается, что у всех северных регионов есть общие черты, которые позволяют определить их как проблемные независимо от текущего социально-экономического положения. Независимо от уровня социально-экономического развития регионы Севера обладают общими проблемами, обусловленными особенностями природно-климатических условий. Такими особенностями являются:

-Неблагоприятный климат (от абсолютной до умеренной дискомфортности)

-Вечная мерзлота

-Удаленность от экономических и культурных центров.

Вышеназванные факторы существенно ухудшают условия хозяйственной деятельности в северных регионах, детерминируя высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокую стоимость жизни, экологическую уязвимость северных биоценозов. На сегодня данный подход представляется наиболее методологически оправданным. Таким образом, благополучие ряда северных регионов России достигается не благодаря, а вопреки суровым климатическим условиям и это благополучие может очень быстро исчезнуть. В силу вышеназванных обстоятельств, определенные упреждающие стабилизационные мероприятия региональной политики необходимы и для наиболее благополучных регионов российского Севера.

8.Современные точки зрения на типы регионов РФ

Экспертное сообщество предпочитает иную, чем официальная, типологию субъектов.

В таблице 1 представлен рейтинг российских регионов по их инвестиционной привлекательности.

«Локомотивы», «опорные регионы» и «полюса роста» — это субъекты, имеющие высокий инвестиционный потенциал и значительные внутренние ресурсы. Это позволяет им развиваться без значительной поддержки федерального центра. Если бы вся Россия обладала такими же, как у «локомотивов», социально-экономическими показателями и политическими пристрастиями, то она давно бы приблизилась к самым передовым странам мира.

Реальность требует срочного перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов – «локомотивов роста». Через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем. Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъём окружающих регионов. Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня (международного – пока на это роль претендуют только Москва и Санкт-Петербург, федерального, окружного).

Регион можно считать «локомотивом», если он удовлетворяет следующим условиям:

- в данном регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока;

- наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;

- в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

- данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал,

- регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

- в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;

- в перспективе 10-12 лет данный регион может стать «девелопером» для соседних территорий.

Специфика геостратегического окружения России требует, чтобы при определении опорных регионов учитывались не только экономические и геоэкономические факторы, но и фактор национальной безопасности.

Именно совокупность регионов – «локомотивов роста» – должна составить новую каркасную структуру пространственной организации России. Данная структура может быть образована не только субъектами Федерации, но и городами и городскими агломерациями, связанными общностью хозяйственной и социальной жизни, имеющими общую систему транспортных коммуникаций. «Опорные регионы» должны быть выделены Генеральной схемой пространственного развития Российской Федерации с указанием их функций, а также национальных задач развития.

Опорные регионы (локомотивы, центры роста) могут поддерживаться за счет:

  • Формирования узлов инфраструктур, в первую очередь транспортных, придания отдельным транспортным узлам и коридорам статуса федерального значения, стыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами, строительства системы коммуникаций, повышающих мобильность населения (скоростных железнодорожных и иных магистралей, создание авиатранспортных хабов);

  • Размещения в опорных регионах территориальных органов федеральных органов государственной власти; придания данным регионам специального экономического статуса в Российской Федерации: создание специальных экономических и средовых зон, придание особого правового режима территориям (в рамках действующей Конституции);

  • Поддержки пилотных экономических проектов и имеющих федеральное значение культурных инициатив данных регионов; размещения в опорных регионах социально-культурных учреждений, имеющих федеральное значение (национальных университетов как центров университетских округов, крупных культурных комплексов, развитие инфраструктуры инновационной экономики и пр.); построения системы профессионального образования с учетом интересов групп регионов; создания институтов приема и адаптации миграционных потоков;

  • Формирования системы межбюджетных отношений, учитывающих роль и функции опорных регионов в стране.

«Точки роста» — это небольшие по численности населения и экономической мощи регионы с низким инвестиционным риском, которые в ближайшие 10—15 лет достигнут потолка в своем развитии.

«Проблемные регионы», наоборот, при повышении их инвестиционной привлекательности могут даже перескочить точки роста и оказаться среди устойчиво развивающихся субъектов РФ.

Самая многочисленная группа «Регионов с неопределившимися перспективами» находится в полной зависимости от квалификации и управленческого профессионализма региональных властей. Наконец, «Регионам особого внимания», по всей видимости, вечно пребывать в малоутешительной зоне повышенного внимания, и только.

Типология российских регионов по признаку инвестиционной привлекательности


Регионы-«локомотивы»

Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО - Юрга

Опорные регионы

Нижегородская область, Самарская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Ростовская область, Красноярский край, Челябинская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Кемеровская область

Регионы – «полюсы роста»

Ямало-Ненецкий АО, Иркутская область, Новосибирская область, Ленинградская область, Республика Саха (Якутия), Волгоградская область, Белгородская область, Воронежская область, Ставропольский край, Хабаровский край, Оренбургская область, Омская область, Тульская область, Алтайский край, Приморский край, Саратовская область

Регионы – «точки роста»

Калининградская область, Липецкая область, Тюменская область, Ярославская область, Чувашская Республика, Орловская область, Республика Мордовия, Новгородская область

«Регионы с неопределившимися перспективами»

Мурманская область, Курская область, Владимирская область, Удмуртская Республика, Тверская область, Архангельская область, Ульяновская область, Рязанская область, Пензенская область, Смоленская область, Кировская область, Астраханская область, Тамбовская область, Псковская область, Республика Бурятия, Республика Карелия, Костромская область, Республика Хакасия, Республика Адыгея, Ивановская область

«Проблемные регионы»

Республика Алтай, Ненецкий АО, Агинский Бурятский АО, Республика Коми, Брянская область, Читинская область, Сахалинская область, Республика Северная Осетия – Алания, Курганская область, Республика Марий Эл, Чукотский АО, Еврейская автономная область, Амурская область

«Регионы особого внимания»

Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Усть-Ордынский Бурятский АО, Корякский АО, Республика Тыва, Магаданская область, Карачаево-Черкесская Республика, Камчатская область

Своевременно и эффективно решая проблемы всех регионов без исключения, федеральный центр может обеспечить благополучие всей страны. Но сделать это невозможно без четко сформулированной и выверенной по финансам и срокам исполнения региональной политики государства.



написать администратору сайта