Главная страница
Навигация по странице:

Учебнометодический комплекс модуля дисциплин история Казахстана. История национальноосвободительных движений второй половины XVIII начала XX вв



Скачать 1.55 Mb.
Название Учебнометодический комплекс модуля дисциплин история Казахстана. История национальноосвободительных движений второй половины XVIII начала XX вв
Анкор UMKDm_-_Mukhlisov_N_K_Yurisprudentsia.doc
Дата 30.04.2017
Размер 1.55 Mb.
Формат файла doc
Имя файла UMKDm_-_Mukhlisov_N_K_Yurisprudentsia.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#4918
страница 18 из 20
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

План:


1. Коллективизация сельского хозяйства.

2. Культура Казахстана 20-30-х гг. ХХ века.

3. Преобразование КАССР в КССР.

4. Массовые репрессии 20-30-х гг. ХХ века.

Цели и задачи:Показать как реализовывалась практическая доктрина построения социализма в Казахстане, утверждалась тоталитарная, казарменная система.

Литература:

1. Козыбаев М.К. Историография Казахстана: уроки истории. Алматы, 1990.

2. О прошлом – для будущего. Алматы, 1990.

3. Рыскулов Т. Избранные труды. Алматы, 1984.

Ключевые понятия: Коллективизация, «Малый Октябрь», седентаризация, джут, Конституция, Казахская ССР, репрессии.
1. Коллективизация в Казахстане началась в 1927 году после 15 съезда ВКП (б) и связана с именем Ф.Голощекина, который был первым лицом в республике с 1925 по 1933 годы. В это время явно проявился примат политики над экономикой. Ф.И.Голощекин активно проповедовал идею «Малого Октября».

В Казахстане коллективизация должна была завершиться к весне 1932 года. Совершенно не учитывались ни национальные, ни климатические условия Казахстана. В погоне за высоким процентом вступивших в колхозы, с 1929 года началась насильственная коллективизация и седентаризация кочевников.

Следующим этапом коллективизации стала ликвидация кулачества и байства как класса.

В то же время Казахстан стал местом ссылки кулаков и их семей из других регионов СССР – к 1937 году их прибыло 180015 человек.

Компании по заготовке скота не учитывали реальных данных, зачастую планы превышали фактическое количество скота в 1,5-2 раза. В результате кочевое население осталось без скота (на хозяйство оставляли 2-3 баранов). Перевод казахов на оседлость также был насильственным. В 1930 г. осели 87136 хозяйств, а в 1933 – 242208. Седентаризация проводилась людьми, не имевшими никакого понятия о кочевом типе хозяйства, его специфике.

С 1930 года начались массовые откочевки казахов за пределы республики. До середины 1931 года откочевало 281 230 хозяйств, в основном в Китай, Афганистан, Иран, всего за время коллективизации из Казахстана ушло 1миллион 130 тыс. человек, из них 676 тысяч безвозвратно.

В марте 1930 года в «Правде» – официальном партийном органе появилась статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой критиковались перегибы в проведении коллективизации, однако для Казахстана она позитивных последствий не имела.

В 1931-33 годах в результате проводимой политики, неурожая и джута в Казахстане разразился голод.

2. Развитию культуры 20-30-х годов характерны как позитивные, так и негативные черты. В начале 20-х годов по всему советскому союзу началась борьба с безграмотностью, коснувшаяся всех в возрасте от 8 до 50 лет.

Обучение грамоте на казахском языке осуществлялось на основе арабского алфавита, в 1928 году было принято решение о переводе на новый, латинский алфавит. В 1930 году было введено всеобщее начальное образование.

Большое развитие получила система среднего специального образования - двухгодичные учительские и педагогические институты в Караганде, Уральске, Семипалатинске, Чимкенте и др., музыкально-драматический техникум, сельхозтехникумы, медтехникумы и др.

Начала развиваться система высшего образования Казахстана. В 1928 году открылся первый вуз – Казахский государственный педагогический институт (в 1935 году ему было присвоено имя Абая), в 1929 - Алматинский зооветеринарный институт, в 1930 - Казахский сельскохозяйственный, в 1931-Алматинский медицинский, в 1934 - КазГУ и Казахский горно-металлургический институт. В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен» профессора Асфендиярова С.

3. В 1936 году, на основе новой Конституции СССР, принятой в декабре, Казахская АССР была преобразована в союзную республику. 21-26 марта 1937 г. на 10 съезде советов Казахстана была утверждена новая Конституция Казахской ССР. Статус союзной республики был представлен Казахстану в связи с наличием внешних границ с иностранными государствами.

4. 30-е годы XX века вошли в историю Казахстана не только как время индустриализации, коллективизации, значительных культурных успехов, но и как время массовых репрессий. Противоречие между утопической идеей коммунизма и реальным социально-экономическим развитием Советского государства привели к окончательному установлению в 30-х годах тоталитарного режима.

На территории Казахстана шло активное строительство концентрационных лагерей, всего их было 7. Уже в 1930-1931 годах на угольных разработках и строительстве Карагандинской железной дороги было занято более 30000 раскулаченных. По данным на 1939 год на территории Казахстана находилась 21 тюрьма. Наиболее крупными из лагерей были Карлаг, создававшийся вначале как образцово-показательный совхоз НКВД, и АЛЖИР.

Таким образом, мы видим, что могущество СССР было построено противозаконными методами, ценой жизни не одного поколения. Будущее могущество СССР как ядерной державы в немалой степени было создано жизнями сотен тысяч политических заключенных.
Тесты к теме №20:

1. Методы коллективизации в Казахстане:

а) зачисление в подкулачники, аресты, лишение гражданских прав

б) уговоры, посулы передачи имущества раскулаченных в руки бедняков

в) все перечисленное

2. Какое восстание против коллективизации в Казахстане было самым крупным?

а) Абралинское

б) Сузакское

в) Адаевское

3. Кто возглавлял республику во время коллективизации?

а) У.Исаев

б) Ф.Голощекин

в) Л.Мирзоян

4. Сколько раз был сменен алфавит в рассмотренный период?

а) два

б) один

в) не менялся

5. Какие формы искусства развивались в первую очередь в 20-30-е годы?

а) классические жанры и фольклор

б) эстрада и кино

в) фольклор и кино

6. В каком году открылся Государственный академический театр оперы и балета имени Абая?

а) 1936 г.

б) 1934 г.

в) 1933 г.

7. Что служило основанием для придания Казахской авто-номии статуса союзной республики в 30-е годы?

а) наличие государственной границы с иностранной державой

б) рост экономических показателей

в) успешное решение партийных задач

8. Когда была принята Конституция Казахской республики, отменившая ограничение прав при выборах?

а) 1936 г.

б) 1924 г.

в) 1937 г.

9. Сколько заключенных прошло через систему Гулага за время его существования?

а) более 6 тысяч человек

б) более миллиона человек

в) более ста тысяч человек

10. В чем обвинялся руководитель республики Л.Мирзоян в газете «Правда» в 1937 году?

а) в нежелании бороться с «бродяжничающими кочев-никами-скотоводами»

б) в нежелании бороться с «буржуазным национализмом»

в) в нежелании бороться с алашординцами
Тема №21. Казахстан в годы Великой Отечественной войны.

1.Участие казахстанцев в боях Великой Отечественной войны, партизанском движении.

2.Реорганизация экономики. Прием эвакуированного населения, предприятий.

3.Депортация народов на территорию Казахстана.

Цели и задачи: Осветить роль Казахстана в годы Великой Отечественной войны, подвиги казахстанцев на фронте и в тылу, проблема депортации народов на территорию Казахстана.

Литература:

1. История Казахстана. Очерк. Алматы, 1993.

2. Казахстан – арсенал фронта. Алма-Ата, 1970.

3. Бауыржан Момышулы – герой войны и патриот страны. А., 2010. - 240 с.

4. Депортация. Алматы, 1999.

Ключевые понятия: Великая Отечественная Война, эвакуация, арсенал фронта, мобилизация, депортация.
1. В 1939 году, 1 сентября началась вторая мировая война. Ряд договоров, заключенных Советским союзом с Германией (Пакт Молотова-Риббентропа и др.) оттянули начало войны, но не дали возможности избежать ее совсем. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 25-26 июня 1941 года состоялся 5 Пленум ЦК КП(б) Казахстана, посвященный вопросам реорганизации жизни на военный лад. 30 июня 1941 года был создан Государственный комитет обороны (ГКО) под председательством И.Сталина. Первыми начали призываться мужчины 1905-1918 года рождения. В Казахстане в скором времени была сформирована 316 стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.В.Панфилова. В нее вошли призванные из Алма-Атинской, Джамбульской и ЮКО областей. Следом на территории Казахстана были сформированы 238, 310, 312, 314, 387, 391 стрелковые дивизии. Всего было сформировано более 20 стрелковых и кавалерийских дивизий и бригад, артиллерийские и авиационные полки, батальоны разных родов войск.

Воины-казахстанцы участвовали в боях за Брест, на Крайнем Севере в начале войны. В боях под Москвой, начавшихся 30 сентября 1941 года, активное участие приняла 312 стрелковая дивизия полковника Наумова. 7 июля 1942 г. началась Сталинградская битва. Бойцы и офицеры 29 стрелковой дивизии, сформированной в Акмолинске, 38 стрелковой, 27 гвардейской, 292 стрелковой, 81 Джамбульской кавалерийской дивизий приняли участие в этой битве. В битве на Курской дуге, которая вошла в историю как «танковая битва» и состоялась летом 1943 г., получил звание ГСС капитан Ильясов, капитан Игишев, пулеметчик Асаинов.

Активно участвовали казахстанцы в партизанском движении на территории Украины, России, Белоруссии, Прибалтике. Их было более 3500 человек. Имена партизан Касыма Кайсенова, Сухова, Бондаренко известны и почитаемы до сих пор. Около 300 казахстанцев участвовали в движении Сопротивления в Европе.

Одним из установивших знамя над Рейхстагом стал Кошкарбаев. Всего звание Героя Советского Союза получили более 150 воинов-казахстанцев. Дважды героями Советского Союза стали летчики-штурмовики Т.Бегельдинов, И.Павлов, Л.Беда и летчик-истребитель С.Луганский.

2. Казахстан, все его жители внесли огромный вклад в Победу. Во-первых, было резко увеличено производство продукции оборонного характера, особенно в Балхаше и Чимкенте, поскольку в первую очередь для производства боеприпасов нужны были балхашская медь и чимкентский свинец. Было введено централизованное снабжение и распределение товарных фондов, карточная система на продовольственные и потребительские товары. Сельское хозяйство полностью подчинило свою работу нуждам фронта, тем более, что основные хлебосеющие регионы Советского Союза оказались уже к сентябрю 1941 года в зоне немецко-фашистской оккупации. Постоянно проводился сбор средств для нужд фронта, Государственный заем. Часто пожертвования носили добровольный характер. Например, выдающийся казахский борец Хаджи-Мукан Мунайтпасов на свои деньги купил и полностью снарядил боевой самолет.

В Казахстан было перебазировано значительное количество предприятий и промышленного оборудования. Казахстан стал зоной размещения эвакуированного населения. Общая численность прибывших составила свыше 500 тысяч человек. Все они были в кратчайшие сроки расквартированы, обеспечены работой, продовольственными карточками.

3. В годы Великой Отечественной войны Казахстан стал одной из основных территорий депортации малых народов. Еще в 1937 году постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 1428-326сс “О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края” в Казахстан было депортировано 20789 семей, всего 98454 человека. Их продолжали расселять внутри Казахстана до 1942 года.

В первые дни войны началась депортация немецкого населения из западных регионов Советского Союза, из Немецкой автономии Поволжья. В Казахстан прибыло почти полтора миллиона этнических немцев.

Все депортированные – немцы, чеченцы, ингуши, калмыки – были зачислены в трудовую армию, приписаны к месту работы, зарплата не выплачивалась, они лишь получали минимальный паек.

Подводя итог лекции, отметим, что крайнее испытание моральных, физических, нравственных сил, каким была Великая Отечественная война, казахстанское общество выдержало с честью.
Тесты к теме №21:

1.Сколько воинских формирований было сформировано в Казахстане?

а) более 20

б) более 10

в) более 30

2. Сколько человек было призвано в ряды Советской армии из Казахстана?

а) около миллиона человек

б) миллион двести тысяч человек

в) более двух миллионов человек

3. Уроженец Казахстана, дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель:

а) Бигельдинов

б) Луганский

в) Павлов

4. В какой битве совершил свой геройский подвиг летчик Нуркен Абдиров?

а) под Москвой

б) под Сталинградом

в) под Курском

5. Какая область Казахстана приняла эвакуированный скот из западных регионов страны ?

а) Уральская

б) Павлодарская

в) Актюбинская

6. Герой Советского Союза Нуркен Абдиров был ?

а) летчиком

б) танкистом

в)кавалеристом

7. В каком году были депортированы на территорию Казахстана немцы Поволжья?

а) 1941 г.

б) 1942 г.

в) 1944 г.

8. Сколько воинов-казахстанцев стали дважды Героями Советского Союза?

а) пятеро

б) двое

в) четверо

9. Когда закончилась Вторая мировая война?

а) 2 сентября 1945

б) 2 сентября 1942

в) 2 сентября 1944

10. Кто из выдающихся казахских борцов на свои деньги купил и полностью снарядил боевой самолет?

а) Нуркен Абдиров

б) Касым Кайсенов

в) Хаджи-Мукан Мунайтпасов
Тема №22. Казахстан в 1946 – 1964 гг.

22.1.Экономическое развитие Казахстана в 1946-1964 годах. Освоение целинных земель.

22.2.Обществено-политическое развитие Казахстана в 1946-1964 годах.

22.3.Развитие культуры, образования, науки.

Цели и задачи: Дать характеристику общественно-политической жизни в послевоенный период, осуждения культа личности Сталина, раскрыть причины неравномерности социально-экономического развития республики в 1946-1964 гг.

Литература:

1. История Казахстана. Очерк. Алматы, 1993.

2. О чем не говорили. Алма-Ата, 1990.

Ключевые понятия: милитаризация, культ личность Сталина, освоение целины, тоталитарный режим, Советы народного хозяйства.
1. Период 1946-1964 годов можно условно разделить на более короткие этапы: 1946-1953 годы, которые называют послевоенными, 1954-1964 годы – попытки реформирования экономики.

1946-1953 годы отмечены ускоренными темпами восстановления народного хозяйства на западе СССР, чему была подчинена жизнь восточных регионов.

В развитии промышленности наблюдались некоторые положительные тенденции. Заданный в годы войны темп промышленного развития продолжал сохраняться.

Другие отрасли промышленности, связанные с обеспечением повседневной жизни людей, оставались в отсталом положении. Большинство предприятий легкой промышленности были созданы до или вскоре после Октябрьской революции. И здесь мы видим закрепление за Казахстаном роли сырьевого придатка. Производилось огромное количество кож, шерсти, выращивался хлопок, но в республике практически не производились обувь, ткани, одежда, хотя население за годы войны резко возросло за счет эвакуированных и депортированных.

В сельском хозяйстве ситуация была хуже, чем в промышленности. Урожай зерна в послевоенные годы оказался ниже урожаев 20-30-х годов, усугубили ситуацию засуха и неурожай 1946-1947 годов. Животноводство пребывало в плачевном положении, поголовье скота в 1951 году составляло 4.5 миллиона голов крупного рогатого скота, 1,5 миллиона голов лошадей и 127 тысяч голов верблюдов. Необходимо добавить к этому, что сельские труженики были фактически лишены прав .

Не намного лучше обстояло дело в городе. Низкий уровень зарплаты – 62 рубля, постоянные подписки на облигации Государственного займа частично покрывались бесплатным медицинским обслуживанием, ежегодным снижением цен на продукты и товары первой необходимости, но не давали возможности повысить качество жизни.

Таким образом, мы видим, что милитаризация экономики, движение СССР по пути постоянного соревнования с западными державами обеспечивались за счет сельского сектора экономики. Это привело к кризису в сельском хозяйстве в начале 50-х годов. Выход был найден в освоении целинных и залежных земель восточных регионов.

После смерти И.В.Сталина, недолгого правления Маленкова к власти пришел реформатор Н.С.Хрущев, одним из первых шагов которого стало перераспределение инвестиций в пользу сельского хозяйства, смягчение налогового режима.

В 1954-1955 годах в сельское хозяйство Казахстана было вложено 6 миллиардов 105 миллионов рублей. По всей территории распашки начали строиться совхозы с достаточно развитой инфраструктурой – школами, фельдшерскими и акушерскими пунктами, клубами с библиотекой, магазинами. В 1954 году было построено 90 совхозов. Между районными центрами была проложена телефонная связь, большинство совхозов радиофицировалось. Значительным был приток квалифицированных специалистов сельского хозяйства – агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей.

Но как у всякого крупного исторического явления, у освоения целинных и залежных земель были и отрицательные стороны. В первую очередь пострадала среда обитания казахстанцев. Уже в конце 50-х – начале 60-х годов появились первые признаки эрозии почв.

Сбор урожая ежегодно превращался во всесоюзную эпопею. Привлекалось огромное количество техники и специалистов, большим был расход горюче-смазочных материалов.

Это привело к резкому снижению удельного веса казахского населения в этнической структуре республики до 29,7 %. Но 30 % - это тот порог, за которым начинается размывание социо-культурных особенностей этноса – языка, традиций, обычаев.

Не менее парадоксальным явлением остались в истории Казахстана попытки хозяйственно-экономических реформ конца 50 – начала 60-х годов. В 1957 году была предпринята попытка демократизации управления народным хозяйством, вылившаяся в разделение органов управления по территориальному принципу, получившими наименование совнархозов (советы народного хозяйства). Однако реально в жизни многочисленные отделы и управления тормозили работу.

Потенциально еще можно было вывести экономику всего СССР и Казахстана на интенсивный путь развития путем реформирования, но шансы 50-х – начала 60-х годов не были использованы.

2. Политическое развитие в рассматриваемый период отмечено продолжением линии на полное вытеснение инакомыслия, народы Советского Союза, победившие в Великой Отечественной войне, вынесшие все тяготы послевоенного периода, не дождались никаких послаблений со стороны тоталитарного режима.

Продолжались репрессии.

В 1947 году вышла в свет монография Ермухана Бекмахановича Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы ХХ века», до сегодняшнего дня не утерявшая своего научного значения. Она посвящена социально-политическому развитию Казахстана в названный период и восстанию Кенесары Касымова. На основании архивных документов, изучения огромного массива исторических источников, Е.Бекмаханов оценил восстание К.Касымова как национально-освободительное. Этого было достаточно, чтобы развернуть мощную травлю ученого в научных изданиях, а затем осудить его на 25 лет без права переписки. Только смерть И.Сталина спасла его от верной гибели в лагерях.

Гонениям подверглись первый президент Академии наук Казахской ССР Каныш Имантаевич Сатпаев, великий писатель Мухтар Омарханович Ауэзов, известнейший Ахмет Жубанов.

Хотелось бы заметить, что не прекратились репрессии против простых людей. В 1949 году в Казахстан прибыл последний эшелон с депортированными таджиками, обвиненными в пособничестве басмачам .

ХХ съезд КПСС, на котором публично был осужден культ личности Сталина, внушал надежды на демократизацию политической, общественной сферы, но этого не произошло. Даже материалы съезда остались засекречены для большинства населения. Некоторого расширения прав дождались профессиональные союзы, которые получили возможность технического инспектирования предприятий, условий труда в городе и на селе. Но последнее слово оставалось за коммунистической партией.

Таким образом, можно констатировать, что тоталитарный режим, созданный в конце 20-х годов, сохранил свои позиции даже после победы СССР в Великой Отечественной войне.

3. Основные тенденции в развитии культуры Казахстана послевоенных десятилетий состоят как в положительных, так и отрицательных явлениях.

Нельзя не отметить, что ускоренными темпами развивалось образование. Приток эвакуированных учителей в годы войны, открытие новых школ в послевоенный период привели к увеличению количества людей с неполным средним образованием, из числа которых формировался контингент профессионально-технических училищ, системы фабрично-заводского обучения.

Открылись в Казахстане новые вузы. В Алматы – Казахский государственный женский педагогический институт, в областных центрах - педагогические институты, политехнический институт в Караганде и т.д. Первый из названных стал кузницей подготовки педагогических кадров для села, в КазГосЖенПИ работали лучшие ученые и преподаватели страны.

1946-1964 годы в истории Казахстана стали временем закрепления тоталитарного режима, основными чертами которого были:

- жесткая централизация власти;

- административно-командные методы управления не только экономическими, но и социальными, политическими, культурными процессами;

- полное подчинение республики центру;

- формальность гарантированных Конституцией прав граждан;

- отставание в НТР.

Тесты к теме №22:

1.Заводы Казахстана после войны перешли к выпуску какой продукции?

а) военной продукции

б) мирной продукции

в) сельскохозяйственной продукции

2.В каком году вышла в свет монография Ермухана Бекмахановича Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы ХХ века»?

а) 1943 г.

б) 1945 г.

в) 1947 г.

3. Дефляция в период освоения целины ?

а) выдувание почвы

б) вымывание почвы

в) орошение почвы

4. В период освоения целины какой тип хозяйства начинает создаваться?

а) совхозы

б) колхозы

в) артели

5. Какой принцип экономической политики оставался доминирующим в развитии страны в послевоенный период?

а) ускоренное развитие легкой промышленности

б) ускоренное развитие тяжелой промышленности

в) ускоренное развитие сельскохозяйственной промышленности

6. Какое количество земель было освоено в Казахстане в годы целины?

а) 25 млн.га

б) 21млн. га

в) 28 млн.га

7. Когда началось освоение целинных и залежных земель?

а) 1954 г.

б) 1955 г.

в) 1956 г.

8. В чем состоит историческое значение XX съезда Коммунистической партии?

а) Был разоблачен культ личности И.В.Сталина

б) Была создана партия

в) Была принята программа реформирования советского общества

9. 1946-1964 годы были временем закрепления какого политического режима?

а) демократического режима

б) авторитарного режима

в) тоталитарного режима

10. Когда была создана Академия наук Казахской ССР?

а) 1939 г.

б) 1946 г.

в) 1947 г.
Тема №23. Казахстан в годы «реального социализма» (1964-1991 годы)

План:

23.1.Реалии экономического развития: стагнация, нарастание кризисных явлений

23.2.Основные тенденции социально-культурного развития

23.3.Политика перестройки, ее воплощение в Казахстане (1985-1991гг.).

23.4. Декабрьские события 1986.

Цель и задачи: Раскрыть тенденции социально- экономического развития Казахстана в 1964-1991- е годы, показать причины нарастания застойных и кризисных явлений в экономике и в других сферах жизнедеятельности казахстанского общества.

Литература:

1. ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. М., 1991.

2. Алексеенко А.Н., Алексеенко Н.В. Этносы Казахстана. Астана, 2001.

Ключевые понятия: Стагнация, централизация, плановость, коммунистическая идеология, перестройка, Декабрьские события 1986 года.
1. 1964 год можно назвать началом долгого пути к закату тоталитаризма. Попытки реформирования управления промышленностью и хозяйством еще не прекратились. Однако все они упирались в жесткую систему централизованного ценообразования и плановость развития. К тому же часто перевод предприятий на хозрасчет показывал, что самостоятельность приводит одних практически к разорению, других – к рывку в развитии. При установке на всеобщее равенство, уравниловку в оплате труда эксперименты были обречены на провал.В промышленности Казахстана продолжала доминировать сырьевая направленность.

Для облегчения управления промышленностью, с целью несколько удешевить продукцию, в Казахстане были созданы территориально-производственные комплексы: Мангышлакский, Каратау-Джамбульский, Павлодар-Экибастузский. Но все это не снижало повышенной металлоемкости продукции, ограниченного ассортимента.

Принципы жесткой централизации управления, огромные потребности военно-промышленного комплекса СССР сделали неизбежным передачу многих стратегически важных предприятий Казахстана в союзное подчинение.

Если коснуться аграрного сектора экономики, то основная тенденция – снижение объемов валовой продукции с 15% в 1971-1975 годах до 0,1% в 1985 году. Уравниловка в оплате, экстенсивные способы производства, отсутствие заинтересованности в конечном результате своего труда у сельских тружеников привели к крайне низкой производительности труда.

По сути, речь шла о неспособности СССР самостоятельно прокормить собственное население. В итоге Советский Союз становится одним из крупнейших импортеров продуктов питания и фуража.

Уже в начале 80-х годов было ясно, что система, созданная в 20-30-е годы исчерпала свои экономические возможности.

2. Социальное и культурное развитие было тесно связано с экономическими реалиями, последствиями потребительского отношения союзного руководства к нуждам населения и среды его обитания.

На Семипалатинском ядерном полигоне с 1964 года было произведено 354 подземных взрыва, на полигоне Азгир в Западном Казахстане – 17 взрывов.

Неблагоприятные экономические тенденции привели к инфляции, хотя открыто в Советском Союзе никто не признавал ее наличия. Инфляция выступала в скрытой форме, в виде неудовлетворенного спроса на товары первой необходимости и продукты, а значит в дефиците, спекуляции, доставании. При этом соблюдалась ранжированность в потреблении. Партийно-советская элита имела доступ в закрытые магазины, столы заказов, ателье, где по доступным ценам получала самые высококачественные товары и услуги. В то же время основная масса населения либо не имела необходимого, либо вынуждена была переплачивать за элементарные товары. В общественной жизни кризис вылился в господство партийной идеологии, невозможность свободно высказывать собственное мнение, если оно не совпадало с общепринятым, не вписывалось в рамки социалистической идеологии.

В 1980 году в Карагандинском государственном университете была раскрыта студенческая организация, объединившая в своих рядах отличников учебы, самых одаренных представителей исторического и юридического факультетов.

Таким образом, можно констатировать, что в рассматриваемый период позиции тоталитарного режима были еще сильны, но за десятки лет сам режим несколько смягчился, итогом репрессий становилось не тюремное заключение или принудительные работы, а лишение возможности заниматься любимым делом, активно участвовать в общественной, политической жизни.

Развитию культуры в целом в рассматриваемый период характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, это переход в 1977 году на всеобщее десятилетнее, то есть среднее образование, что способствовало повышению общеобразовательного уровня населения. С другой стороны нельзя отрицать постепенную русификацию учреждений образования, особенно в Центральном, Северном, Северо-восточном Казахстане.

Наука Казахстана также не стояла на месте. Развивались научные школы, велись активные исследования, особенно в областях гуманитарных, точных наук.

Нельзя не сказать о том, что примат коммунистической идеологии, насаждение идеи объединения всех народов СССР в единый народ, говорящий на одном языке, изгнание из общественного оборота оппозиционных идей не могли не привести общество к осознанию необходимости перемен в политическом, общественном, экономическом устройстве.

3. В середине 80-х годов приход к власти нового генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева, его новаторские идеи были позитивно восприняты обществом. «Перестройка» Горбачева касалась экономики и социальных проблем, но нетронутой осталась коммунистическая идеология.

Но главным в перестройке было все-таки декларирование свободы слова, демократизации всех сторон общественной жизни. Началась работа общественных объединений, поставивших своей целью вернуть истории имена незаслуженно репрессированных, забытых деятелей государства, науки, культуры, восстановить белые пятна истории.

Однако все эти заявления носили декларативный характер и касались в основном центра советской империи, что было доказано трагическими событиями декабря 1986 года.

По итогам декабрьских событий было задержано более 8,5 тысяч человек, 1722 получили телесные повреждения, 99 были привлечены к уголовной ответственности, 83 получили сроки от 1,5 до 15 лет заключения, 309 – отчислены из вузов, 758 – из комсомольской организации, были сняты с работы 12 ректоров вузов.

Летом 1987 года вышло постановление ЦК КПСС «О работе Казахской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся».

Но значение декабрьских событий в том, что они сделали необратимыми демократические изменения в обществе. Несмотря на мощное давление центра, казахстанское общество встало на путь изменений.

В 1987 году появились экологические движения «Общественный комитет по проблемам Балхаша и Арала», в Алматы, Джамбуле, Талды-Коргане, Усть-Каменогорске и других.

К 1990 году были созданы все предпосылки к созданию суверенного независимого государства.

Тесты к теме №23:

1. Руководитель совхоза «Илийский» Алматинской области, внедрявший новые формы управления сельским хозяйством?

а) И.Худенко

б) Р. Семенов

в) К. Христенко

2. Сырьевая направленность промышленности Казахстана означала?

а) развитие обрабатывающих отраслей

б) развитие добывающих отраслей

в) развитие мелкой промышленности

3. Попытки внедрения хозрасчета были предприняты в ходе реформы?

а) 1965 г.

б)1966г.

в) 1967г.

4. Совхозы и колхозы были переведены на хозрасчет в ?

а) 1965г.

б) 1967г.

в) 1966г.

5. Когда молодежь Целинограда выступила против создания немецкой автономии на территории Казахстана?

а) август 1977г.

б) июль 1976г.

в) июнь 1979г.

6. Когда начался курс на перестройку?

а) 1987г.

б) 1985г.

в) 1986г.

7. Какой характер носили события 17-18 декабря 1986 года в Алматы?

а) экономический

б) политический

в) социальный

8) Как называлась система государственных мероприятий, проводимых в СССР в 1985-1991 годах?

а) интеграция

б) демократизация

в) перестройка

9. Автор книги «АЗиЯ»?

а) Олжас Сулейменов

б) Мухтар Ауезов

в) Сакен Сейфуллин

10. Экологическое движение «Невада – Семипалатинск» было создано по инициативе?

а) М.Шаханова

б) О.Сулейменова

в) Д.А. Кунаева

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
написать администратору сайта