Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Учебнометодический комплекс модуля дисциплин история Казахстана. История национальноосвободительных движений второй половины XVIII начала XX вв



Скачать 1.55 Mb.
Название Учебнометодический комплекс модуля дисциплин история Казахстана. История национальноосвободительных движений второй половины XVIII начала XX вв
Анкор UMKDm_-_Mukhlisov_N_K_Yurisprudentsia.doc
Дата 30.04.2017
Размер 1.55 Mb.
Формат файла doc
Имя файла UMKDm_-_Mukhlisov_N_K_Yurisprudentsia.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#4918
страница 19 из 20
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

Тема №24. История независимого Казахстана.


24.1.Этапы становления независимости Казахстана.

24.2. Политические и социально-экономические реформы с 1991г. - по современный период.

24.3. Внешняя политика Республики Казахстан.

Цели и задачи: Дать характеристику этапам становления независимости республики, выявить процессы социально-экономического, общественно-политического и духовного преобразования в условиях демократизации казахстанского общества и место Казахстана в мировом сообществе.

Ключевые понятия: Суверенитет, независимость, демократия, многопартийность, Конституция, тенге.

Литература:

1. Абенов Е., Арын Е., Тасмагамбетов И. Казахстан: эволюция государства и общества. Алматы, 1996.

2. Кабульдинов З.Е. Народ Казазстана: история и современность. Уч. пос., Алматы, 2007.

3. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.

4. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы, 2003.

5. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы,2000.
1. Путь, пройденный Казахстаном за последние 20 лет, у многих государств мира занял по нескольку десятков лет. Первые шаги к реальной независимости были сделаны в 1990 году.

1 этап на пути к независимости охватил период с сентября 1989 года до апреля 1990 года.

2 этап охватил период с 25 октября 1990 года до 10 декабря 1991 года. На этом этапе важнейшим событием стало принятие «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР».

3 этап длился с 16 декабря 1991 года до конца 1992 года.

4 этап продлился с начала 1993 года до марта 1995 года.

С принятия новой Конституции 30 августа 1995 года начался новый 5 этап, он продлился до осени 1997 года.

Важным на этом этапе стало принятие стратегической программы «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

Последний этап связан с процессом демократизации общества и дальнейшего наращивания потенциала суверенным Казахстаном. На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу. 6 мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.

В 1998 году были внесены поправки в Конституцию Республики, по которым политические партии получили возможность участвовать на выборах в Мажилис. Это решение привело к активизации политической жизни, партийного строительства. На выборах, состоявшихся осенью 1999 года, 10 мест получили партии «Отан», Гражданская, Аграрная, Коммунистическая. Процесс партийного строительства продолжается, мелкие партии, не имевшие широкой социальной базы, четкой программы действий ушли с политической арены, появились новые.

2000 год был объявлен Годом поддержки культуры в Казахстане, а в 2004 году 13 января была утверждена Государственная программа «Культурное наследие», где были определены основные приоритеты сохранения и развития культурного наследия Казахстана: изучение национальной культуры, обобщение многовекового культурного опыта, воссоздание исторических и архитектурных памятников, развитие образовательной сферы и.т.д.

2. Экономические реформы в Казахстане. Американский профессор М.Б. Олкотт оценила процесс обретения суверенитета республиками Средней Азии словами "катапультирование в независимость". Сказанное в полной мере относится к Казахстану.

В первой половине 1992 руководство республики выработало основные стратегические направления социально-экономического развития Казахстана, изложенные в работе Н.Назарбаева "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства".

Были определены и хронологические рамки достижения основных экономических целей.

На первом этапе - 1992-1995 гг. - разгосударствление, приватизация собственности и насыщение потребительского рынка товарами.

На втором - 1996-2005 гг. - постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций, формирование развитых товарных и валютных рынков, других рынков - капитала, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности.

Третий этап, по мнения авторов стратегии, продолжительностью 5-7 лет будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых индустриальных государств.

В марте 1993 года Н.Назарбаев подвел итого первого этапа (1991-1993 гг.) приватизации (малой приватизации). Итоги были неутешительные. Численность работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа работающих. Не были выполнены намеченные планы по приватизации государственного жилищного фонда, объектов торговли и бытового обслуживания.

В торговле на долю приватизированных предприятий приходилось всего 4.5% розничного товарооборота, хотя приватизировано было 40% их общего количества. В бытовом обслуживании частный сектор обеспечил лишь 21% услуг вместо намеченных 50%.

Тем не менее, власти с энтузиазмом приступили к осуществлению второго этапа приватизации. В марте 1993 года Указом Президента была введена в действие "Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 гг. (2 этап).

Согласно Программе, все объекты государственной собственности разделялись на две группы:

объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;

объекты, приватизация которых запрещена.

Ко второй группе относились земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир- все, что составляет исключительную собственность государства.

В апреле 1993 года Верховным Советом была одобрена предложенная правительством С. Терещенко "Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ". Основную задачу правительство определило в достижение макроэкономической стабилизации, ускорении преобразовании собственности и создание конкурентной рыночной среды.

В 1992 году Россия "отпустила" цены, что привело к резкому витку инфляции. Тогда же в Казахстане началась секретная операция по подготовке своей валюты. С Англией была заключена договоренность об изготовлении клише. В том же году тайно было отпечатано 20% тенге.

Летом 1993 года в России были введены деньги нового образца. Центральный банк России объявил о том, что все рублевые банкноты, выпущенные до 1993 года, более не являются законным платежным средством России.

15 ноября 1993 года Казахстан ввел собственную национальную валюту - тенге.

Весной 1996 года Кабинет министров и Комитет по управлению государственным имуществом подвели итоги второго этапа приватизации.

По официальным данным, в рамках малой приватизации было продано в частные руки 9 тысяч объектов, что составляет почти 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации.

Полностью была завершена массовая приватизация. За три года на 22 аукционах были проданы акции 2000 предприятий. В агропромышленном секторе из 2120 государственных хозяйств преобразовано в частную собственность 1962 - (93%).

Приватизация по индивидуальным проектам осуществлялась как через непосредственную передачу предприятий в частную собственность, так и через этап передачи гигантов индустрии Казахстана в управление отечественным и иностранным фирмам. Так, с конца 1994 года, с ними было заключено 42 контракта, из которых на начало 1996 года действовали 30. В управление перешли такие предприятия, как ПАЗ, Донской ГОК, Ермаковский и Актюбинский ферросплавные заводы, Карметкомбинат и др.

Несмотря на неоднозначное отношение в обществе к преобразованиям собственности, цифры говорят, что их ход стал практически необратим. Так, если в 1990 году доля хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности составляла 40%, то на конец 1994 года их доля составила 60%. Если в 1990 году удельный вес продукции, производимой в частном секторе, составлял 8%, то в конце 1994 года - уже 38%. В 1994 году впервые частный сектор на селе превзошел государственный в производстве мяса и молока.

Была проведена реформа банковской системы. К началу 1994 года в республике, помимо пяти преобразованных государственных банков, функционировали 175 коммерческих, включая частные.

Главным для ускорения экономических реформ, безусловно, оставалось формирование законодательной базы рыночной экономики.

В июне 1997 года Президентом был издан Указ «О государственной поддержке малого предпринимательства».

В 1997 году в послании Н. Назарбаева к народу была обнародована стратегическая программа развития страны - «Казахстан - 2030».

Важнейший момент, из которого исходит Стратегия, состоит в том, что ядро мировой экономики будет постепенно перемещаться в Азию, на Юго-Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион и Казахстан окажется в центре равновесия экономических сил.

Утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года:

  1. Национальная безопасность;

  2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества;

  3. Экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;

  4. Здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана;

  5. Развитие энергетических ресурсов,

  6. Развитие инфраструктуры (особенно транспорта и связи);

  7. Профессиональное государство;

В составе главных стратегических приоритетов определены и более локальные задачи, предусмотренные к реализации и трехмесячный срок нулевую ставку сборов за лицензирование, регистрацию юридических лиц и прав на недвижимое имущество.

Тогда была проведена акция по уничтожению всех деклараций о доходах, а также всех сведений о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995 по 2000 год.

По официальным данным, за период с 14 июня по 13 июля 2001 года в экономику страны было возвращено около 480,2 млн. долл. Из почти 500 млн. долл. легализованных доходов лишь 50,5 млн. долл. (или немногим более 10%) пришло из-за рубежа.

Решающим фактором подъема производства и повышение его конкурентоспособности является научно технический прогресс, проблемы которого в стране обострены в связи сложившейся глубокой технической отсталостью казахстанских предприятий.

Результаты экономической политики за годы независимости характеризуются следующими данными.

С 1991 по 2000 гг. число промышленных предприятий сократилось с почти 20 тыс. до почти 14,5 тыс. В 2000 г. к 1990 г., в Казахстане снизилось производство по всем основным видам продукции, кроме добычи нефти, а именно: железной руды на 83%, угля на 55%, электроэнергии на 59%, стали на 69%, минеральных удобрений на 11%, тракторов на 95%, цемента на 13%, тканей на 94% и т. д.

По данным официальной статистики, в 2000 году в Казахстане было добыто 35 миллионов тонн нефти и газового конденсата. Нефтяной экспорт только из Мангистауской области составил 1,1 миллиарда долларов.

Доля сельского хозяйства в экономике упала с 34% в 1990 г. до 10% в 1999 г. Посевные площади сельскохозяйственных культур сократились почти в три раза. Численность крупного рогатого скота сократилась с 1990 по 2000 гг. с 9.8 млн. голов до 4.1 млн., овец - с 36.2 до 9.8 млн., свиней с 3.2. до 1 млн., лошадей с 1.6 до 0.9 млн., птиц с 59.3 млн. до 18.8 млн.

За годы независимости Казахстан привлек в свою экономику 10 млрд. долл. инвестиций (главным образом из - США, Южной Кореи, Турции, Германии, Франции). В 2000 году в стране работало 1.500 зарубежных компаний.

По официальным данным, на 2000 г. внешний долг Казахстана составлял 7 млрд. 893 млн. долл. или половину (49,9%) ВВП страны. Из него "государственный и гарантированный государством" - 4 млрд. В пересчете на каждого казахстанца - 527 долларов.

В 2003-2005 гг. принята программа индустриально-иновационного развития. Ее ближайшие задачи были конкретно намечены в ежегодных послниях Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстан и в программе действий правительства в 2006-2012 гг. по осуществлению стратегии главы государства по вводу Казахстан в число наиболее конкурентоспособных 50 стран мира.

В целом индустриально - инновационная программа обеспечит ежегодный прирост Отечественной экономики не ниже 9%, увеличит к 2015 году объем валового внутреннего продукта приблизительно в 3,5 раза.
Одна из предстоящих задач - социальное обеспечение общества. В этом направлении в настоящее время проведены мероприятия. В 2005-2007 годы только по этой программе введено в строй 12 млн.м" жилья, обеспечены квартирами более 1 млн. человек.

Социальная политика в Казахстане на современном этапе. Численность населения Казахстана на 2002 год составила около 15 миллионов человек, из них более 50% - городское население и более 40% -сельских жителей.

В общей численности населения женщины составляли более 50%, дети и подростки - более 30%, более 50% - население трудоспособного возраста и более 12% - пенсионеры.

С 1992 г началось реформирование системы образования. Были разработаны Национальная программа государственной поддержки образования, Концепция государственной политики в области образования, Концепция гуманитарного образования и другие.

В рамках реформы было неоднократно упразднены и преобразованы Министерство высшего и среднего образования и Министерство просвещения. Появились новые формы школьного образования: лицеи и гимназии. В систему высшего образования внедрились новые предметы, системы тестирования при оценке знаний студентов, степени бакалавра и магистра. Появилась и расширилась сеть частных высших учебных заведений.

В 1995-1996 гг. началась реорганизация системы здравоохранения. Основным направлением реформирования стало введение многоукладной медицины (государственное здравоохранение, обязательное медицинское страхование, частный сектор). Только в 1997 году было закрыто 181 амбулаторно-поликлиническое учреждение, сокращено 26 тысяч больничных коек.

В 1998 году началась пенсионная реформа Ее основным принципом стал переход от государственной "солидарной" к накопительной системе пенсионного обеспечения. Для претворения пенсионной реформы созданы: Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, Национальное пенсионное агентство. Создана сеть негосударственных пенсионных фондов, банки-кастодианы, компании по управлению пенсионными активами., сущность которой заключалась в переходе от распределительной к накопительной системе. Согласно концепции реформы, отныне существует три вида пенсий - государственной, выплачиваемой из государственного бюджета, фондовых, формируемых за счет частного обязательного пенсионного страхования и дополнительных фондовых пенсий, формирующихся за счет частного добровольного пенсионного страхования.

Важным направлением социальной политики стала работа по возвращению в страну казахов, вынужденно покинувших Казахстан. В 1992 году на Всемирном Курултае казахов было принято решение о приглашении на историческую родину репатриантов. Этнические казахи-иммигранты получили название оралманов.

По данным Агентства по демографии и миграции, за период с 1991 по 2000 год в республику прибыло свыше 42 тыс. казахских семей или более 183 тыс. человек. Из них около 60% прибыло из стран СНГ: Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, России и других стран.

Из дальнего зарубежья прибыли репатрианты из Монголии, Ирана, Турции, Афганистана, Китая, Пакистана, Саудовской Аравии и других стран. Выходцы из Монголии составляют свыше 80% от общего числа казахских семей, прибывших в республику из стран дальнего зарубежья.

На протяжении всего периода репатриации квота приема оралманов уменьшалась и в 2001 году по сравнению с 1993 годом сократилась в 20 раз (на 1993 год квота иммиграции составила 10 тысяч семей, 1994 год - 7 тысяч, 1995 год - 5 тысяч, 1996 год - 4 тысячи, 1997 год - 2,2 тысячи, 1998 год - 3 тысячи, 1999-2000 годы - по 500 семей, 2001 год - 600 семей).

В октябре 2001 года была утверждена отраслевая Программа миграционной политики на 2001-2010 годы, предусматривающая систему мер по реализации миграционной политики, в частности в отношении оралманов.

Заметным феноменом общественной жизни страны стала Ассамблея народов Казахстана, созданная по решению Форума народов Казахстана в декабре 1992 года и начавшая функционировать в соответствии с Указом Президента с 1995 года. Ей был придан статус консультативного - совещательного органа при главе государства.

Задачей Ассамблеи была определена консолидация граждан Казахстана всех национальностей на пути модернизации политической, экономической и социальной сфер жизни республики. С 1995 по 2001 год прошло 8 сессий Ассамблеи.

Социальные последствия переходного периода или результаты социальной политики за десять лет независимости следующие.

В результате миграционного оттока численность населения население республики с 1991 года сократилось почти на 2 млн. человек. За десять лет независимости в Казахстан приехало около 183 тыс. казахов, а уехало свыше 100 тыс.

С 1991 по 2001 год средняя продолжительность жизни в стране снизилась на 4 года - с 68 до 64. В три раза упал за десять лет естественный прирост населения, в 1,5 раза - рождаемость. Общая смертность населения увеличилась на треть - в 1991 году - 7,7 человека на каждую тысячу, в 2001-м - более 10.

Более 40% населения страны (в сельских районах - почти половина) имели доходы ниже уровня прожиточного минимума (3484 тенге в 2001 году).

По официальным данным, в 2001 г. уровень общей безработицы составил 12,7% трудоспособного населения (более 900 тыс. человек). Независимые экономисты называют цифру - 4 миллиона "скрытых безработных", или 40% трудоспособного населения.

Благодаря реализации Программы по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы удалось снизить долю населения, имеющую доходы ниже прожиточного минимума до 27% и уровень безработицы до 9,4% в 2002 году

Тяжелая ситуация сложилась в здравоохранении. В 1999 году госбюджет покрывал нужды учреждений здравоохранения только на треть, практически прекратилось строительство объектов здравоохранения за счет госбюджета, обострилась проблема обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием. Как следствие, смертность за десять лет возросла почти на 20%.

Происходит неуклонное снижение уровня образования населения. С 1991 года в шесть раз сократилось число дошкольных учреждений, (это означает, что лишь 11 детей из 100 имели доступ к дошкольному образованию), с 1998 года прекратилось строительство новых дошкольных учреждений. Государственные расходы на образование неуклонно сокращались и составляли в процентах от ВВП в 1991 год - 6.5%, в 1998 году - 3.9%. Как следствие, доля учащихся сократилась с 67% в 1991 году до 64% в 1998 году.

Появился частный сектор в образовании. Количество негосударственных средних специальных учебных заведений выросло с 7 в 1994 -1995 учебном году до 117 в 2000-2001 учебном году, количество негосударственных высших учебных заведений выросло соответственно с 32 до 112.

По отчету ООН, по индексу человеческого развития, (индекс измеряется на основании трех компонентов: продолжительной и здоровой жизни, приобретении знаний и реального ВВП на душу населения), Казахстан занимал среди 175 стран:

* в 1991 году 61 место;

в 1995

- 64;

в 1996

- 72;

в 1997

- 93;

в 1999

- 76;

в 2000

- 79;

в 2001

- 75.

3. Сразу после обретения независимости Казахстан подписал в числе 11 бывших республик СССР (без прибалтийских республик СССР и Грузии) совместную Декларацию о целях и принципах СНГ (Алма-Ата, 21 декабря 1991 года), а затем с пятью — Договор о коллективной безопасности (ДКБ) (Ташкент, 15 мая 1992 года).

5 июля 1998 года в Астане, с этой даты новой столице страны, президентом Назарбаевым и первым президентом России Борисом Ельциным был подписан Договор о Вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией.

10 октября 2000 года в Астане главами 5 государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

Казахстан также стал инициатором (Алма-Ата, 2002) регулярных саммитов СВМДА — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, участниками которых стало уже 20 (на 2008 год) азиатских стран, включая Индию и Пакистан, Израиль и Палестину.

26 апреля 1994 года в Алма-Ате президентом Казахстана Назарбаевым Н. А. и премьером Госсовета Ли Пэном было подписано Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе. Впервые в истории обеих стран был проведен процесс делимитации и демаркации государственной границы, устроивший обе стороны. До этого миллиардный Китай имел территориальные претензии ко всем своим соседям — СССР, Японии, Вьетнаму и Индии и др., что часто приводило к пограничным конфликтам и даже локальным войнам.

Казахстан стал инициатором по урегулированию границ между Китаем и сопредельными странами СНГ. 26 апреля 1996 года на встрече глав пяти государств — Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Шанхае было подписано историческое Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе государственных границ. После ряда встреч «пятерки» Соглашение переросло в ШОС — Шанхайская организация сотрудничества.

Также были подписаны Соглашения о делимитации границ с Киргизией (2001), Узбекистаном (2002), Туркменией (2003) и Россией (2006).

Многовекторная внешняя политика страны продолжена и в экономической сфере, так, например, вместе с нефтепроводом КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) (2004) на запад через Россию, был построен нефтепровод ККТ (Казахстанско-Китайский Трубопровод) Кумколь — Алашанькоу на восток (2005). Казахстан принимает участие и в южном нефтепроводе БТД (Баку - Тбилиси - Джейхан) на средиземноморское побережье Турции (2006), поддерживаемого Соединенными Штатами Америки.

С 30 января 1992 года Казахстан является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а в 2010 году председательствовал в этой влиятельной международной организации, в 2011 г. — в Организации Исламская Конференция.

16 апреля 2010 г. Казахстан в тесном сотрудничестве с США и Россией спасли от гражданской войны Киргизию.

1 января 2010 г. начал действовать Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси, а с 1 января 2012 г. начался провоз товоров, работ и услуг по новым тарифным ставкам.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
написать администратору сайта