Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
18. Виды ощущений. Классификации ощущений.
Существуют различные походы к классификации ощущений.
По модальностям, т.е. видам, ощущения бывают такими: обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. А.Р.Лурия предлагает: «Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные». Атлас по психологии объясняет, что интероцепторы - рецепторы, расположенные на внутренних органах, передают сигналы из внутренней среды организма; проприоцепторы сигнализируют о положении различных частей тела и их движении, а экстероцепторы сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира.
Рассмотрим систематическую классификацию ощущений. Данная классификация была предложена английским физиологом Чарльзом Шеррингтоном (см. схему).
интероцептивные ощущения -
проприоцептивные ощущения,
экстероцептивные ощущения:
Контактные
|
Дистантные
|
Вкус
|
Обоняние
|
Осязание
|
Слух
|
|
Зрение
|
19. Свойства ощущений.
Общие свойства ощущений. Эти свойства будут характерны для любого анализатора. Ощущение – это форма отражения адекватных раздражителей.
Модальность – (разновидность) – качественное своеобразие, все ощущения отличаются модальностью. Основное качество соответствующего ощущения (обоняние, вкус, осязание, слух и зрение). Внутри некоторых из модальностей можно выделить субмодальности, например, вкусовая (вкусовые ощущения) – 4 субмодальности: соленое, горькое, кислое, сладкое.
Инерционность ощущение не возникает в тот момент, когда действует раздражитель (это мили секунды, но их можно измерить) – возникшее в анализаторе также не исчезает мгновенно, оно сохраняется – последовательные образы. Длительность ощущения – временная характеристика возникшего ощущения.
Интенсивность – является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора (например, при насморке интенсивность ощущения запахов может быть искажена)
Пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать откуда падает свет, идет тепло.
Степень чувствительности – количественные параметры основных характеристик ощущений. 2 вида чувствительности: абсолютная чувствительность и чувствительность к различию.
Человеческие органы чувств - удивительно тонкие аппараты. Так, человеческий глаз может различить световой сигнал в I/1000 свечи на расстоянии 1 км. Но - одновременно - мы можем не услышать звука с частотой выше 20 000 герц.
В психофизиологии различают два вида порогов - порог абсолютной чувствительности и порог различения.
Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение - это нижний абсолютный порог чувствительности. Наибольшая cилa раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, - верхний абсолютный порог чувствительности. Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к конкретному виду раздражителя (в монографии А.Р.Лурии «Ощущение и восприятие» приведена таблица зон чувствительности, которая может заинтересовать студентов). Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога - обратная зависимость.
Формула Е=1/р показывает, что чем меньше величина порога (р), тем выше чувствительность анализатора (Е). Для вызова вкусовых ощущений нужно в 25000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения (8 молекул).
Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Немецкий физиолог Э.Вебер (1795-1878) утверждал, что порог различения относителен, а не абсолютен.
Следует учитывать, что для данного анализатора порог различения - величина постоянная: для зрительного анализатора - 1/100, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30. Немецкий ученый Густав Фехнер (1801-1837) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя:
S = K Lg J + C ,
где S - интенсивность ощущения,
К - коэффициент пропорциональности,
J - сила раздражителя,
С - константа.
Эта формула показывает, что при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее). Так звучит формулировка основного психофизического закона Вебера-Фехнера.
К свойствам ощущений относится и адаптация - приспособление, изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Всем известно, что человек, перешедший из ярко освещенного помещения в темное, сначала ничего не видит; необходимо определенное время, чтобы начать хорошо ориентироваться в темноте. Существует негативная адаптация - притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя и позитивная - повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.
Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием другой. Известны такие формы взаимодействия ощущений:
с одинаковой модальностью (в пределах одной модальности) - контраст ощущений (например, на синем белый лист), гармония и дисгармония ощущений;
с разной модальностью - сенсибилизация и синестезия.
Сенсибилизация - это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. Так, изменение чувствительности может быть вызвано воздействием речи: при словах «кислый, как лимон» наблюдаются факты изменения чувствительности глаз и языка. Оказалось, что сенсибилизация может быть достигнута с помощью упражнений: например, у детей, занимающихся музыкой, можно развить звуковысотный слух.
Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (вспомним о лимоне - это зрительно-вкусовая синестезия). Известные случаи синестезии - способность цветного слуха у композиторов Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина, М.Чюрлёниса.
В жизненной практике можно говорить о совершенствовании многих свойств наших ощущений в результате упражнений: остроты зрения у шлифовальщиков, слухового различения шумов в сердце - у врачей-кардиологов. Миру известны имена слепоглухонемой О.И.Скороходовой, ученого, описавшего воспринимаемый ею мир; Лины По, скульптора, лишенного зрения и создавшего лучший бюст А.П.Чехова, слепоглухого доктора психологических наук А.В.Суворова.
|
|
|