Главная страница
Навигация по странице:

Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15



Скачать 2.31 Mb.
Название Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Анкор Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.31 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Краткий курс психологии_пособие (дополненное).doc
Тип Учебное пособие
#133
страница 9 из 96
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   96

12. Внимание как общий компонент всех психических процессов.


Определений внимания в современной психологии достаточно много. Важно, что в большинстве определений внимание характеризуется не как самостоятельная функция психической деятельности, а как общий компонент всех психических процессов.

Осознанное протекание любой деятельности, любого психического процесса (ощущения, восприятия, памяти, мышления, волевой или эмоциональной активности) возможно только при наличии внимания.

Обратимся к определению внимания, данному в учебнике общей психологии под редакцией В.В.Богословского: «Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на определенном объекте, имеющем для субъекта устойчивую или ситуативную значимость при одновременном отвлечении от всего остального».

А в «Общей психологии» под редакцией А.В.Петровского читаем, что внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Обе характеристики содержат указание на направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Это имеет значение для выявления определяющей черты внимания - его избирательности (селективности).

Человек не может быть невнимательным. Объективно получается, что внимание к чему-либо - это одновременно и невнимание ко всему остальному, неактуальному, постороннему в данный момент.

Таким образом, сущность внимания - в отборе нужной, важной для ориентации в жизни информации.

А.Р.Лурия в книге «Внимание и память» дает следующее определение внимания: «Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием ... принято называть вниманием».

13. Физиологические основы внимания.


Физиологически внимание обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием процессы.

Физиологической основой внимания является наличие очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. И.П.Павлов писал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Движение очагов возбуждения по коре головного мозга подтверждают и последние экспериментальные исследования (Н.М.Ливанов). Следует упомянуть о значении принципа доминанты, разработанного советским физиологом А.А.Ухтомским.

Доминанта - временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждение и тормозить работу других нервных центров. Согласно А.А.Ухтомскому, доминанта - физиологическая основа внимания.

В последние годы большую роль начинают играть представления о ведущей роли коры больших полушарий в системе психофизиологических механизмов внимания. С процессами внимания связывают наличие особого типа нейронов.

14. Виды внимания


По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Второе развивается на основе первого, поэтому - это разные уровни внимания. И если непроизвольное внимание основано на безусловных рефлексах, то произвольное - на условных.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. И, прежде всего, важны такие особенности раздражителя, как новизна, контрастность в сравнении с другими раздражителями. Например, не в меру расшумевшиеся на уроке ученики смолкают, услышав первые звуки знакомой мелодии, звучащей с пластинки, поставленной учителем.

Непроизвольное внимание связано с направленностью личности, например, человек, увлекавшийся театром, не пройдет мимо театральной афиши, заметит её.

Преднамеренное или произвольное внимание вызывается не внешними особенностями раздражителя, а осознанными особенностями субъекта. Это активное, волевое внимание.

Произвольное внимание - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, связанное с постановкой цели и приложением усилий воли для её достижения. Допустим, ученик нехотя решает задачу, вникает в смысл и ставит перед собой цель - найти правильный ответ. На этом этапе возникает произвольное внимание.

Особый, третий вид внимания - послепроизвольное внимание (понятие ввёл психолог Н.Ф.Добрынин).

Послепроизвольное внимание - это сосредоточенность на объекте в силу его ценности для личности. В ходе решения задачи учеником такое внимание возникает на этапе заинтересованности содержанием работы. Послепроизвольное внимание не требует волевых усилий, продуктивная работа продолжается уже в силу интереса и положительных эмоций от успеха.

Существует два критерия различения видов внимания: наличие или отсутствие цели и наличие или отсутствие волевых усилий.

Критерии различения

Виды внимания:


Цель


Воля

непроизвольное внимание

-

-

произвольное внимание

+

+

послепроизвольное внимание

+

-

15. Свойства внимания.

Рассмотрим следующие свойства внимания.

Объем внимания - это количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени.

Для определения объема внимания группу объектов экспонируют 1/10 секунды. Объем внимания взрослого человека - 4-6 объектов, не связанных между собой, а объем внимания детей - 2-4 объекта. Vвним.= 7 2 (по Г.Миллеру).

Распределение внимания - способность человека одновременно выполнять несколько разнородных операций, одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов. Так, учитель на уроке, опрашивая ученика, заполняет журнал и поддерживает дисциплину в классе.

Концентрация внимания - это степень сосредоточенности внимания на объекте, интенсивность внимания. Ф.Н.Гоноболин в книге «Внимание и его воспитание» приводит пример на концентрацию внимания. Древняя Греция, осада Сиракуз, в которых жил Архимед. Ученый сосредоточенно чертил геометрические фигуры на песке во дворе своего дома. Чужеземному солдату, убившему его, Архимед успел крикнуть: «Не трогай моих фигур!»

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения на объекте. Исследования психолога Н.Ф.Добрынина доказывают, что ученики 9-11 лет обладают довольно продолжительной устойчивостью внимания: их внимание более или менее устойчиво может быть привлечено к работе в течение 40 минут. Устойчивость внимания связана с динамическими особенностями внимания, например, с флуктуациями – колебаниями внимания (непроизвольные кратковременные изменения степени интенсивности внимания): слушаем часы - то слышим, то не слышим тиканья.

Переключение внимания - это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Многим выдающимся ученым поддерживать внимание удавалось следующим образом: они разнообразили свою работу. Н.П.Бехтерева в одном из своих выступлений отметила, что переключение внимания важнее и существеннее отдыха для человека.

Отвлечение внимания - неосознанный перенос внимания, потеря цели внимания, объекта. У школьников, особенно в младшем школьном возрасте, отвлечение внимания проявляется довольно часто. Учитель должен наблюдать и за чрезмерной подвижностью внимания и за его инертностью.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   96
написать администратору сайта