Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
С момента возникновения психологии как науки она дала множество определений личности, которые изменялись и конкретизировались. В XIX веке существовало множество определений личности, сейчас их значительно меньше, но более 100 все же существует. В начале XX века американский психолог Джеймс считал, что «личность – это все, что можно назвать своим» (это индивидуальность).
Личность как психологическое понятие – это социально детерминированная совокупность внутренних условий человека, через которую преломляются все внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн): внутренний мир человека обусловлен процессами, происходящими в обществе, в котором он живет.
Иначе говоря, личность – это сознательный взрослый человек, выполняющий определенную социальную функцию.
Человек не рождается, а становится личностью благодаря усвоению системы исторических, социальных норм поведения и деятельности.
По А.Н. Леонтьеву, «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека», «личность – субъект деятельности».
Л.И. Божович отмечала: «Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности».
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.).
У младенца или сумасшедшего нет «социального лица», собственной внутренней позиции, следовательно, личностями их назвать нельзя.
Социологи и философы в ряде случаев отождествляли понятия «человек» и «личность», хотя это и неверно.
Человек – понятие, выражающее принадлежность лица к биологическому роду или социальной общности.
Личность иногда отождествляют и с индивидом.
В психологии эти понятия также различны. Индивид – единичный представитель человеческого рода, а индивидуальность – неповторимое своеобразие каждой личности, определенное сочетание психологических особенностей человека.
Следует помнить, что личность – объект и субъект общественных отношений: как объект личность оказывает влияние на экономику, политику, идеологию, а как субъект личность – деятель общественного развития.
О постановке вопроса о личности в истории науки и развитии этого понятия писал Б.Г. Ананьев в книге «Человек как предмет познания». На протяжении последнего столетия создана не одна теория личности. С ними можно познакомиться в соответствующих разделах учебников «История психологии» М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, А.И. Ждан, книгах Б.В. Зейгарник («Теории личности в зарубежной психологии»), Дж. Блюма («Психоаналитические теории личности»), Гамезо М.В. Домашенко И.А. (Атлас по психологии) и др. многочисленных источниках по данной тематике.
10. Структура личности
В 1981 году в журнале «Вопросы психологии» была опубликована статья А.В. Петровского «Личность в психологии с позиции системного подхода». Вот основные ее положения.
1. В современной психологии нет общепринятого определения личности как предмета исследования.
2. В 50-е-60-е годы бытовал так называемый «коллекционерский подход», когда личность превращали в некое вместилище черт темперамента, характера, потребностей, интересов, способностей и т.д.
3. С середины 60-х годов делались усилия по выявлению общей структуры личности. В личности выделяют социальное и биологическое, ставится вопрос об их соотношении.
4. К концу 70-х годов возникает новая тенденция – системный подход к личности (Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). Во главу угла был поставлен принцип деятельностного опосредования.
Положения этой статьи легли в основу главы о личности в учебнике «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского. Структура личности, по А.В. Петровскому, представлена тремя составляющими:
внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема включает темперамент, характер и способности человека;
интериндивидная подсистема (не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия рассматриваются как проявления личности каждого из участников групп);
-
метаиндивидная (надиндивидная) подструктура – это «вклад в других людей», который субъект осуществляет через свою деятельность, т.е. это процесс «продолжения себя в других» не только в момент взаимодействия, но и за его пределами.
Процесс продолжения субъекта в другом индивиде называется персонализацией. Именно ею объясняется феномен бессмертия. Например, у А.С.Пушкина в стихотворении «Памятник»: «Нет, весь я не умру...» А единство индивидуальности личности (всех этих составляющих структуры личности), ее роли в межличностных отношениях и представленности в других людях обнаруживается в авторитетности как черте личности.
Итак, По А.В.Петровскому в структуру личности входит 3 подсистемы:
Индивидуальность личности (внутрииндивидная);
Ее роль в межличностных отношениях;
Представленность в других людях (надиндивидная).
Еще один вариант структуры личности мы находим в учебнике общей психологии под редакцией В.В.Богословского. По В.В. Богословскому, структура личности включает 4 основных компонента:
1 компонент – направленность личности (избирательное отношение человека к действительности – цели, мотивы деятельности, потребности, интересы, ценности и т.д.);
2 компонент – возможности, реализуемые в способностях, обеспечивающих успех деятельности личности;
3 компонент – характер как стиль поведения в обществе;
4 компонент – надстройка над предыдущими компонентами – система управления, понятия «Я», самосознание личности.
Кроме того, в структуру личности, по В.В. Богословскому, включены психические процессы, свойства, состояния. С.Л. Рубинштейн считал, что «состояния являются фоном, на котором деятельность протекает».
С развитием личности развивается и ее структура.
В «Атласе по психологии» М.В. Гамезо и И.А. Домашенко описаны компоненты структуры личности:
по С.Л. Рубинштейну:
направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.);
знания, умения, навыки (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности);
индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях);
по К.К. Платонову:
подструктура направленности (объединяет отношения и моральные черты личности);
форм отражения (охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни);
социального опыта (включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения);
-
биологически обусловленная подструктура (объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга);
по А.Г. Ковалеву:
направленность (определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.);
характер (определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые качества);
возможности (включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности);
система упражнений (обеспечивает саморегуляцию и самоконтроль, коррекцию действий и поступков, жизни и деятельности).
|
|
|