Навигация по странице:
|
Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации
Вопрос 49. Детские общественные объединения и их роль в социализации личности.
Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.
Детские объединения - это объединения детей от 7 до 18 лет. Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности. Явление это социальное, закономерное, динамичное, многоуровневое. Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастным особенностями. Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям. Детским объединениям присущи три основные функции: развивающая, ориентационная, компенсаторная.
Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели.
Ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в систем социальных, нравственных, политических ценностей.
Компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованные в других общностях, членом которых он является, для дефицита общения и соучастия.
Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями. Каждый из названных типов детских объединений может действовать и как временный детский коллектив: отряд в детском лагере, экспедиция, команда для похода и т. п. Сохраняя все характерные особенности, эти детские коллективы отличаются еще и высоким темпом развития внутриколлективных процессов, особенностью межличностного взаимодействия, что позволяет довольно быстро (за одну лагерную смену, например) получить результат педагогического влияния. Только целостность объективных и субъективных характеристик раскрывает всю силу воспитательного потенциала педагогически организованного детского сообщества. Стремление к объединению - естественная потребность подросткового возраста. В объединении с другими ребенок видит прежде всего средство самоутверждения, самозащиты , самоопределения себя как личности. Участие в детских общественных объединениях является своеобразной ступенью, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт,, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Эти свойства детских общественных объединений обуславливают их роль в качестве факторов, которые дополняют формирующее воздействие семьи, школы и других институтов социализации.
В детском или молодёжном объединении ребёнок, подросток реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, строит свою жизнь, исходя из личных интересов, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.
Вопрос 48. Воспитательная система школы: сущность понятия, структура, основные функции, взаимодействие с социальной средой. Под сит-й понимают цел-ное единство составленное из совокупности элементов нах-ся во взаим-зи, взаим-ии др. с др. Признаками сис-ти (сис-ми св-ми) яв-ся: компонентность (наличие компонентов); структурность (опр-я иерархия); многоуровневость; иерархичность (соподчинение, взаимосвязи); зависимость ф-й; обусловленность (каждый компонент обуславливает наличие др. компонента); взаимосвязь. Т.о., понятие сис-ма м/б отнесено ко многим явлениям соц-й жизни ч-ка в том числе и к процессу вос-я. Процесс вос-я осущ-ся в семье, в гос-х учреждениях, общ-х, частных, религиозных вос-х орг-ях. В этих соц-х системах вос-е подразумевается как процесс направленный на эффективную соц-цию л-ти. Соц-е вос-е осущ-емое в вос-х орган-ях реализуется посредством ф-ния в них вос-х систем. Понятие вос-я система стала наиболее актуальным во 2 половине 80-х начале 90-х годов XX в. Это было связано с потерей школой основной ф-ии. К этому времени в школе относительно раздельно сущ-ли дид-я система (учебная д-ть), внеурочная д-ть ш-ов, внеклассная вос-я работа, система вос-й работы (праздники и мероприятия), преимущественной в школе была дид-я система, а к середине 90-х стала единственной, это обусловило кризис совр-й школы и системы обр-я. К середине 80-х в школах сложилась традиционная система, состоящая из след-х компонентов: *дид-я система; *система вос-й работы; *система внеклассных вос-х мероприятий. Эти составляющие в редких случаях пересекались м/у собой, были параллельными, а преимущественное влияние оставалось за дид-й составляющей. Само вос-е в большей степени связанное с организацией жизнид-ти ребят в разных сферах (познание, общение, спорт, игра и т.д.) реализовывалась в младшем школьном возрасте ч/з пионерскую организацию, а в старшем шк. воз-те ч/з комсомольскую орг-ю. к началу 90-х по политическим мотивам и детская и молодежная организации были упразднены, что привело к исчезновению вос-я из обр-х учр-й. Один из путей восстановления равновесия м/у стр-ми компонентами пед-й системы обр-го учр-я был предложен группой ученых (Новикова, Караковский, Селеванова Н.Л.). по мнению этих авторов школа на сегодняшний день не перестала выполнять ф-ю вос-я если его рассм-ть на основе опр-я Лиймица Х.И. согласно которому вос-е представляет собой созн-е целенаправ-е управление раз-ем л-ти, Ане мез-ю передачу зунов и правил поведений. Раз-е л-ти обеспечивается не только и столько теми подсистемами, кот-е отвечают в школьной пед-й системе за учебный процесс, за обр-е. ср-ми этих систем яв-ся уроки, Д/з, К/р, проверочные работы, С/р, работа с книгой, техническими ср-ми, а т.ж. сами учителя. Основное раз-е л-ти осущ-ся в общении со сверстниками в различных вариантах предметно-прак-й д-ти и дух.-практ-й д-ти, спорта, игре, в познании окр-го мира. Процесс раз-я л-ти становится упр-м и эфф-м посредством реализации вос-й системы. Под вос-й системой в школе понимают единство и взаимо-е всех компонентов обеспечивающих раз-е л-ти ш-ка. К таким компонентам отн-ся: тер-я концепция ВСШ в кот-й отражены принципы, ведущие идеи о раз-ии л-ти и факторах обусловливающие это раз-е, а т.ж. прогрессивные идеи пед-ов и спих-ов, понимания условий благоприятного, успешного раз-я л-ти. А следовательно и формулировка целей ВС на основе теор-х положений: 1. д-ть обеспечивающая реализацию целей вос-й системы; 2. субъект д-ти, ее организующий и реализующий; 3. отношения, кот-е рождаются в д-ти и превращают пед-й и ученический кол-вы в единый и общешкольный коллектив (субъект – субъектные отношения); 4. среда освоенная школой; 5. управление раз-ем ВС. Т.о., ВСШ м/б определена как упорядоченная сов-ть взаимосвязанных компонентов хар-х на теор-м и пр-м уровнях в наиболее обобщенном виде составляющие вос-й пед-й д-ти. Практика показывает, что «сильные» вос-е системы могут оказывать серьезное влияние на вос-е пространства микросоциума становясь реальными центрами воя-я в семье, поселке, городе. Этапы стан-я и раз-я ВС: Этап стан-я ВС (выработка целей; опред-е главных ориентиров в организации вос-го процесса; проектировка групповых и коллективных ценностей). Главная цель этого этапа: выработка нового пед-го мышления, фор-е коллектива единоличников. На этом этапе пока компоненты работают разрозненно нет внутренней связи и преобладают организационные моменты упр-я. В ученическом кол-ве выделяются те ребята кто обладают лидерскими качествами, орган-ми спос-ми фор-ся актив, но пока еще нет целенапр-го взаимод-я со средой, оно хар-ся стихийностью. Обработка стр-ры системы сод-я, форм и методов д-ти кол-ва. Главной целью яв-ся раз-е ученических кол-ов, органов самоуправления, создание предпосылок для кол-го тв-ва, рождение кол-х традиций. На этом этапе закр-ся системообразующие виды д-ти приобретенные напр-я ВС, отраб-ся наиболее эфф-е формы и методы основная трудность этого этапа состоит в согласовании темпов раз-я ученического пед-го кол-ов, причем пед-й должен сохранить активность инициировании и организации жизнид-ти общешкольного кол-ва. Окончательное оформление вос-й системы. На этом этапе кол-в обр-го учр-я пред-т собой содружество вос-й и вос-ов объединенных общей целью, д-ю, отношениями сотрудничества и тв-ва. Функционирование вос-й системы в стабильном режиме. Затухание и отмирание системы («годы застоя»). Критерии факта: *упорядоченность жизнид-ти школы; *наличие сложившегося единого шк-го кол-ва; *интегрированность вос-х воздействий, концентрация пед-х усилий. Критерии качества: *степень приближенности системы к поставленным целям, реализация пед-й концепции; *общий псих-й климат школы, стиль отношений, самочувствие учащихся их соц-я защищенность, их внутренний климат; *уровень вос-ти учащихся с определяющим показателем чув-ва собственного достоинства (но не эгоизм). Ф-ии: Приобщение вос-лей и вос-ов к ценностям гуманитарной культуры; Соц-я защита и охрана детства, жизни, здоровья детей, их достоинства и прав ч-ка и др.; Создание условий для раз-я р-ка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества; Оказание помощи р-ку в раз-ии тв-го потенциала, склонностей, способностей, в жизненном самоопределении, самореализации себя в семье, школе, окр-й среде.
Вопрос 47. Особенности современной школы, как воспитательной организации.
Воспитание – это планомерное и целенаправленное воздействие на повед-е ч-ка, с целью формирования опред-х установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, обеспечивающих благоприятные условия для формирования и раз-я его л-ти. В., как пед. яв-е, осуществляемое шк. предполагает, что воздействие направлено на конкретную л-ть или на опред-ю группу. В., как пед. явл-е осуществляется и в семье, многие родители не всегда осознают каким образом они влияют на сознание и поведение своих детей. Это проявляется в различных стилях воспитания. В семье воспитание не осознаваемо взрослыми, именно как педагогическое явление, оно остается стихийным. В шк. оно осуществляется профессионально и организовано. В., как пед.явл-е представляет собой относительно самостоят-й процесс, являющийся частью ЦПП. В ЦПП взаимодействует 2а процесса: воспитание и обучение. Их в\д-е и в\дополнение обуславливает развитие ч-ка. Именно В. В >ей степени определяет яв-ся ли ч-к субъектом, или пассивным объектом воздействия ж.обстоятельств.
Педагогика в условиях современной шк. раскрывая сущность процесса воспитания, исходит из того, что сущность процесса В. отражает не прямое воздействие, а социальное в\д-е педагога и воспитанника, их развивающиеся отношения, этим подчеркивая двусторонность процесса В.,кот. предполагает как организацию и руководство со стороны педагога, так и собственную активность л-ти воспитанника.
Идея субъект-субъектных отношений яв-ся гуманистической основой шк. воспит-я, в кот. оно как пед. в\д-е предполагает не только и не столько передачу некоторых ЗУНов, как их совместный личностный рост. В основе такого лич-го в\д-я лежат 4 в\связанных принципа: (по Орлову) 1. Принцип диалогизации (=правные отношения) 2.Пр-п проблематизации (взрослый не воспитывает, а стимулирует стремления реб-ка) 3. Пр-п персонализации (включ-е во в\д-е элементов личного опыта) 4.Пр-п индивидуализации.
Вопрос 46. Понятие социального воспитания, характеристика его основных принципов.
Социальное воспитание- понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений. Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта, интереса. Социальное воспитание означает процесс, помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях. Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для подростка это еще и улица. Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т.д. В современных условиях кризиса социализация ребенка принимает обостренный характер. Психологи зафиксировали постоянную тревожность школьника, которую вызывают учебная нагрузка (перегрузка), двойки, несправедливый учитель, неустроенность семьи, двор. Ребенку нужна поддержка в небольшом коллективе, поддержка противостоять злу, лжи, преступности, наркомании, жестокости родителей. Молодому человеку требуется в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. В юношеском возрасте особенно проявляется стремление быть достойным, стать гражданином, работником, признанным в коллективе, равным среди сверстников.
Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика — «наука о воспитательном влиянии социальной среды» [В.Д.Семенов]. Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время. В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др. (В. И. Загвязинский и др.); природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др. Принцип природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека. Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека. Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей. Основными ценностями социального воспитания являются: произведения материальной и духовной культуры общества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др. Социализация и социальное воспитание человека происходит с помощью ряда «механизмов». Выделяют психологические и социально-педагогические механизмы. К психологическим относят следующие механизмы: подражание (Г. Тард), идентификация и обособление (В. С. Мухина); имитация, идентификация, стыд, чувство вины (Н. Смелзер); идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность (Р. С. Немов, Н. И. Шевандрин). К социально-педагогическим А. В. Мудрик относит традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный механизмы. Традиционный механизм (стихийное воспитание) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально для этого созданными (детский сад, школа), так и реализующими эти функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производство, средства массовой коммуникации). Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (отец или мать, тренер, наставник и т.д.). Социализация и социальное воспитание происходит с помощью всех названных механизмов, но их соотношение может быть различным для каждого отдельного человека на том или ином этапе социального становления.
|
|
|