2). Укрепление всех психол-х защит и компенсатор-ой д-ти от стресса: Периоды формирования: 1. Кризис 3-4 лет – детский негативизм 2.далее 1,5 года подготовки к школе и 1й год школы. (защиты от неудач в шк. д-ти #: труд по дому, общение и социализация в классе) 3.Переход от детского возраста в подростковый 12-14 лет. Происходит формирование взрослых мех-ов психол-ой защиты (#: интеллектуализация, переключение д-ти, ограничесние аффекта, самоприказ, внутренние диалоги и т.д.) 4.юношеские кризисы развития (кр.социализации, отношения и любви.)
Профилактика в шк.: проведение групповых методов соц. адаптации, кот. обеспечивают чувство уверенности в себе и внешней д-ти #: коллективное творчество. Т.о. за счет разделения видов д-ти строго по способностям, все дети д.б. в норме распределены к 4-5 классу, это обусловит положительный ж.опыт, ситуации успеха, укрепляет и развивает их способности и обладает психокорректирующим воздействием. В комлексе с вышеперечисл-ми мероприятиями осуществляется психолог-е конс-е семьи: тренинг родительской компетенции.
Школа тоже м. яв-ся фактором понижающим с\оценку за счет неуспеваемости, которую необходимо преодолевать путем: а)диагностики предметов б) поощрение успешных дисциплин в)ситуации успеха г)репетиторство.
Отсутствие устойчивости л-ти в стрессе.
Стресс – реакция л-ти возникающая в условиях адаптации к новым обстоятельствам окружающей среды. Это реакция психофизиологического напряжения, при котором мобилизуются силы, и при этом организму легче переживать критическую ситуацию.
Стадии стресса: 1.Острая (шок) 2.Возникновение первых психологических защит (реакция) 3.Восстановление
Мероприятия снижения стресса: 1.Создание уюта, извлечение из кризисной ситуации (при острой стадии) 2. и 3. после активизировать, укрепить психологические защиты (#: путем анализа биографических данных).
В школе для повышения стрессоустойчивости необходимо проводить СПТ уверенности в себе, терапию кризисных ситуаций.
Диагностируется при помощи: 1) т.Дембо-Рубинштейн 2) Проективные методики
Вопрос 32. Психолого-педагогическая коррекция в работе с детьми из семей с эмоциональным отвержением.
Своевременное выявление эмоц. отвер. детей в семьях затруднено; чаще оно обнаруживает себя отдаленными последствиями – жестокое обращение родителей с детьми и соц. девиантное поведение детей: лживость, детское воровство, уходы из дома, мелкое хулиганство, пед. запущенность, участие в антисоц. группах, ранняя секс. жизнь. Наиболее патогенными вариантами явл. отвер. самого факта рождения ребенка, его пола, качеств темперамента, характера, внешности и телосложения, автономности, инициативности в поведения, отдельных видов деятельности, будущей профессии, отвержение его друзей и партнера в любви. Распространенность эмоц. отвер. детей в семьях подтверждает скачок в частоте кризисов и неврозов у учащихся, начиная с возрастного кризиса 13 лет. Механизмы возникновения эмоц. отвер. родителями своих детей сложны. Например: эмоц. отвер. самих родителей в детстве со стороны их родителей или жестокой к ним отношение, переживание недостатка род. любви. Семьи с отказом от образования семьи, от рождения детей, разводов в раннем возрасте детей, отвержения молодой семьи родителями супругов, алкоголизм родителя с отказом от лечения, и др. Коррекция: Коммуникативным тренингом супругов достигается их первоначальное «замирение». Далее супруги достигают псих. автономности от своих родителей, принятия себя, друг друга и совместной судьбы( занятия с парами, индивид-но или в группах личностного роста). Далее следовали общесемейные занятия по псих. принятию родителями своего ребенка на основе обнаружения сходства между родителями и детьми – в характерах, взаимно значимых видах деятельности, хобби, событиях и переживаниях с их моделированием в настоящем времени и взаимным закреплением с помощью упражнений, выполняемых под руководством специалиста, и «дом. заданий». Одновременно осуществляется на занятиях и тренинг взаимной эмоц. сенситивности в семье. После занятия с родителями по преодолению дисгармоничных стилей воспитания. В результате родители начинали развивать у ребенка все те ф-ции его личности, которые ранее были ими фрустрированы на соответствующих этапах его развития. Положительный результат проверяется на основании впечатлений, членов семьи друг о друге, а также псих. диагностикой обращающейся к бессознательной сфере: кинетический рисунок семьи, ЦТО. Этими тестами необ. устанавливать появление положит эмоц. реакций и возникновение благоприятной сем. ситуации. Детям необходим тренинг общения со сверстниками, а после 14 лет – тренинг принятия себя и своего пола. При длительном эмоц. отвер. реб. для преодоления отвержения можно применить директивные методы психотерапии – категорический и одномоментный запрет род. на выражение в адрес реб. отрицат. чувств и на его критику, проявлять ласку, поддерживать все его успешные дела, изучать способности реб.. Учителя в школе должны выполнять в отношении подобных детей роль «эффективного родителя»: оказывать ребенку непрерывную эмоц. поддержку, выражать оптимизм в отношении его способностей, быть рядом с ним при ответах, поощрять его самостоятельность.
Вопрос 31. Психолого-педагогическое консультирование семей с детьми раннего юношеского возраста.
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ - Стадия онтогенетического развития м/у подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек - 16-20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В Y-ком плане главной особенностью данного возраста яв-ся вступление в с\стоятельную ж., когда происходит выбор профессии, резко меняется соц. позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с др. дружеских и интимных в\отношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и с\познания, проф-ный выбор.
Особенности работы ψ-га со старшеклассниками обусловлены теми проблемами, кот. яв-ся типичными для данного возрастного этапа и прежде всего потребностью юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, с\определиться в окр-м мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в ж. Юношеский возраст допускает использование приемов и методик, разработанных с целью диаг-ки и коррекции поведения взрослых.
На психофизиологическом уровне юноши м.испытывать дискомфорт по причинам: +незавершенность полного физического развития по всем параметрам; +ощущение своей физической непривлекательности – синдром дисморфофобии; +неустойчивость эмоциональной сферы; +особенности высшей нервной д-ти; +высокий уровень ситуативной тревожности. (применимы: наблюдение, беседа, аппаратурные методы, опросник Айзенка, Кеттелла, Спилбергера).
Причины, препятствующие формированию юноши на индивидуально-личностном уровне: +задержки развития теоретического мышления; +отсутствие навыков и приемов смысловой памяти; +маленький объем оперативной памяти; +неразвитость основных компонентов внимания(объем, переключение, распределение и т.д.); +нереалистичность воображения, оторванность его от практики; +высокий уровень личностной тревожности; +несформированность волевой сферы (применимы: сопоставить со средне-возр-ой нормой – стандартизированные тесты, наблюдение).
Проблемы личностного уровня прояв-ся: *недостаточный уровень с\стоят-ти; *неадекватность с\оценки и уровня притязания; *несформированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов; *отсутствие конкретных ж.целей и устремлений; *сохранение подросткового негативизма; *неудовлетворенность собой (применимы: беседа, метод неоконченных предложений, сочинения, проективные методики).
Трудности, возникающие в процессе в\д-я юноши с другими людьми на микрогрупповом уровне прояв-ся в сферах общения: *семье, *учителями, *сверстниками. Трудности: +несформированность навыков общения (замкнутость, застенчивость, болтливость); +неадекватное понимание сущности высших чел-х чувств, отношений дружбы и любви; +преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости; +излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; +неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним; +неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; +проявление юношеского максимализма (применимы: наблюдения, беседы, эксперименты, социометрия, дискуссии). Трудности в адаптации на соц. уровне: +понимание смысла ж. и имеющиеся ж.планы; +отношение к общественной ж. страны и собственная полит-я активность; +отношение к разным видам труда и реальные возможности в овладении профессией; +проф-е интересы и мотивы выбора профессии; +совпадение учебных и профессиональных интересов; +чув-во долга и стремление к соц.одобрению (применимы: беседа, дискуссия). Проблема профориентации подростка. Если, обучаясь в старших классах шк., юноша намерен сам выбрать себе профессию, кот. по тем или иным причинам не устраивает их род-лей, то в этом случае род-м разумнее всего поступить сл. образом. 1)попытаться понять, почему их реб-к принял именно такое решение, а не то, кот. предлагают род-ли. 2)постараться отыскать такие веские аргументы в пользу защищаемой профессии, кот. соответствовали бы потребностям и интересам реб-ка. Ошибка, - многие родители разговаривают со старшекл-ми так, как будто родители безусловно и во всем правы, а дети во всем без исключения ошибаются. Эта позиция неверна в принципе: не м. один человек быть во всем без исключения правым, а другой всегда ошибаться. Родительские аргументы и факты, которыми они пытаются убедить своего реб-ка при выборе профессии, д.б. так же мотивированы, как аргументы детей. Тогда они лучше смогут понять правоту своих род-лей. Т.О. кризис юношеского возраста яв-ся одним из наиболее частых и типичных возрастных кризисов семьи и мех-мы его преодоления в большей степени заключаются в соблюдении род-ми и юношами рекомендации, основанных на взаимном понимании: *Прежде чем оценивать поведение др. чел-ка, тем более - его осуждать, необх-мо постараться его понять. *Никогда и ни при каких обстоят-х не оскорблять др.др. *Везде, где это возможно, идти друг другу навстречу, искать компромисс. *Если компромисс невозможен, то рассудительно и спокойно объяснить др. свою позицию и далее придерживаться ее. *Находясь в состоянии раздражения, не пытаться выяснять др. с др. в/отношения.
Вопрос 30. Психолого-педагогическое консультирование семей с детьми младшего и среднего подросткового возраста.
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 л).
-интенсивное половое созревание и развитие;
- неустойчивая эмоциональная сфера;
- самоутверждение;
- вед. деятельность – общение со сверстниками;
- формирование самооценки, характера;
- развитие логического мышления;
- формирование самосознания своего «Я»;
Специфика консультирования родителей подростков. Она обусловлена прежде всего непониманием родителями изменений, происходящих в подростке. Из этого могут вытекать их стремления сохранить жесткий контроль над ним или «повернуть назад развитие». Наблюдается иенденция отвержения родителями новых качеств подростка и желание вернуть старые детские качества: послушание. ласковость и т.п.
Большинство родителей на консультации говорят о том, что их ребенок «вдруг» резко изменился, стал раздражительным, закрытым, непослушным. И ждут от консультанта совета, как вернуть контроль и сделать ребенка таким, как прежде. Т.о, они на самом деле хотят получить помощь самим себе, но не видят необходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом. Поэтому первоочередная задача консультанта – это переориентировать родителей с получения помощи на оказание помощи своему ребенку в достаточно сложный для него жизненный период.
Нужно представить родителям краткую информацию о подростковых инициациях – обрядах, которые существовали в древности для того, чтобы помочь подросткам достойно пройти столь важный для них период быстрых качественных изменений. Итогом этого периода является приобретение статуса взрослости в социальном и сексуальном плане. Однако в настоящее время инициаций не существует, поэтому помощь подростку могут оказать прежде всего родители. Направления помощи избираются в соответствии со следующими компонентами психологического здоровья: аксиологическим, инструментальным и потребностно-мотивационным. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Безусловной предпосылкой принятия самого себя и других людей является личностная целостность. Однако известно, что в подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность (Э.Эриксон) за счет быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии, мышлении и т.п. Это может сопровождаться снижением самооценки, нарушением телесного восприятия, некоторым повышением тревожности. Т.о, консультанту нужно по возможности убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее. След-но, аксиологический компонент требует от консультанта переориентации родителей от отвержения изменений в подростке к полному безоценочному принятию этих изменений, а также создание подростку условий, в которых он сам может проявлять заботу, внимание к кому-либо. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Для подр. возраста характерен резкий рост рефлексии. Одним из важнейших условий для развития рефлексии является удовлетворение потребности в самораскрытии. Раскрывая себя другому, подросток раскрывает прежде всего себе самому себя. Поэтому рефлексивный компонент псих. здоровья треб. от консультанта умения показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у подростка, поскольку она не всегда удовлетворяется должным образом в общении со сверстниками. Потребностно-мотивационный компонент психол. здоровья определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Человек становится субъектом своей жизнедеятельности и полностью принимает ответственность за свое развитие. Подр. возраст очень важен для становления этого компонента, т.к. новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение - умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Этот компонент требует от консультанта помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности подростка во всех основных жизненных сферах. Подводя итоги консультированию родителей подростков, еще раз отметим. что подростковый возраст представляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта сл своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, и позднее явится причиной разного рода страданий: чувства одиночества, отчаяния от того, что поздно что-либо изменить.
Вопрос 29. Психолого-педагогическое консультирование семей с детьми младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. Ребенок в процессе учебной деятельности осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Основным новообразованием мл. шк. возраста является переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому на уровне конкретных понятий. Другое важное новообразование – развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли. Ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением. Развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность). Школа способствует самостоятельности ребенка. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Формируется самооценка на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении. Формируется уверенность в себе, либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса в учению, «школьные неврозы». Наиболее вероятная зона конфликта у младших школьников – их взаимоотношения с родителями. и содержание конфликта, обусловленное особенностями переживания ребенком стадий своего созревания, также во многом определяется семьей ребенка. Основной формой работы с родителями является психологическое консультирование. Принципиальная особенность процесса консультирования в рамках формирования психологического здоровья детей – это отсутствие жалобы. Всем детям проводится диагностика, направленная на определение уровня их психологического здоровья. Однако начинать коррекционную работу без согласия родителей неэтично.. Любая психокоррекция детей малоэффективна без понимания и поддержки родителей. Поэтому родители приглашаются на консультацию по результатам диагностики или вскрытым проблемам детей. Первым этапом становится сообщение педагога –психолога родителям о проблеме ребенка. А задачей этого этапа побуждение родителей к формулированию жалоб, а затем и запроса. сложность данного этапа заключается, с одной стороны, в преодолении страха самораскрытия родителей, с другой стороны, в необходимости учитывать установку родителей, которая сложилась у них в отношении школы в период, предшествующий консультации. Наиболее оптимальным является выделение в сообщении психолога двух частей: краткого описания трудностей ребенка и «заброски в будущее» - яркого описания вытекающих из этих трудностей проблем школьника в более взрослом возрасте, способных помешать ему быть успешным, здоровым и счастливым, т.е. угрожающих его самореализации и здоровью. построенное по такой схеме сообщение может стимулировать родителей сотрудничать. Т.о, следующий этап консультации – жалоба родителя, во многом инициируемая сообщением педагога-психолога. Важным для обеспечения быстродействия консультации является постоянное резюмирование - подытоживание мыслей, выраженных родителями, например: «вас больше всего беспокоит, как я понял,…». Достаточно важным является обращение внимание на преобладающие психологические защиты родителей, проявляющиеся в процессе консультации. чаще всего можно встретиться с защитой по типу проекции или слияния. Проекция – это невротический механизм, осн. содержанием которого является стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека.Проецирующие родители, как правило, склонны видеть недостатки ребенка, присущие им самим. приписывать ребенку собственные страхи, желания, суждения. Для слияния характерно отсутствие границы между человеком и средой, в частности между родителем и ребенком. такой родитель, говоря о ребенке, склонен к употреблению местоимения «мы», например, «мы выучили уроки». В беседе с таким родителем часто появляются темы страхов, тревоги либо упоминание о тех или иных психосоматических симптомах ребенка. Это понято, ибо при наличии слия ния у ребенка чаще всего основное содержание внутреннего конфликта относится ко второй стадии созревания внутреннего «Я», присущей второму и третьему году жизни: «самостоятельность – нерешительность». А к типичным проявлениям этого внутреннего конфликта как раз относятся различного рода социальные страхи6 сделать что-то не так, принять самостоятельное решение и т.п. В процессе консультации можно встретиться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». родитель, как правилоЮ проявляет в беседе большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализирует мельчайшие проявления детской души. однако реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны. Соответственно недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии. Основное содержание конфликта у таких детей чаще относится к первой стадии, относящейся к первому году жизни: «доверие-недоверие к окружающему миру». Существенной особенностью в школьном консультировании обладают также этапы интерпретации проблем родителю и реориентации – выработки способов решения проблемы. Сложность этапа заключается в необходимости сообщить родителю о проблеме ребенка так, чтобы он ее услышал. Услышать проблему – это значит принять ее, согласиться с ней, а не отвергнуть и проблему, и самого консультанта. Чтобы родитель услышал проблему, консультант должен почувствовать, какую часть проблемы (может быть и не всю) и в какой словесной форме следует изложить данному конкретному клиенту здесь и сейчас. если родитель не принимает проблему, не соглашается с ней, значит консультанту не удалось найти достаточно мягкий способ ее предъявления. Если же родитель услышал консультанта, то встает вопрос и о причинах существующей проблемы. Здесь можно предложить клиенту веер «обычно существующих причин» такой проблемы, попросить его самого попробовать определить причину. Бывают ситуации, когда клиент выбирает из веера не все. а только те причины, которые он сегодня готов принять. Имеет смысл на данной консультации согласиться с клиентом, возможно в следующий раз он пойдет дальше. Существенной особенностью в консультировании, ориентированном на сохранение психологического здоровья, является стадия реориентации или поиска оптимальных действий родителя в данной ситуации. понятно, что итогом консультации должно стать появление у родителей готовности к изменениям прежде всего самих себя, а не ребенка. Таким образом, и коррекционная работа с самим ребенком, и консультирование родителей направлены прежде всего на инициирование у ребенка собственной активности в поиске способов и возможностей разрешения трудной ситуации.
Вопрос 28. Методы активного социально-психологического обучения; их классификация, возможности использования в профилактической и психокорреционной работе.
Различают 2 гр. Методов СПО: *традиционные *активные. Они отличаются друг от др. по своей задачи. Традиционное обучение – направлено на передачу определенной нормы знаний, формирование навыков практической д-ти. К ним относят: лекции или рассказ, семинар или беседа, практические занятия. Они предполагают предоставление обучаемым приготовленным учителем образца. Задача обучаемого при обучении этими методами в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его. В решении этой задачи необх-ма активность обуч-х. Но эта актив-ть носит репродуктивный хар-р, это и определяет приоритетную роль памяти, и не достаточное внимание развития творчества. Активный метод обучения – это форма направлена на развитие у обуч-х с\стоят-го мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обуч-я – не просто знания, а умение мыслить и размышлять.
Одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний – это зависим-ть эффективности процесса усвоения от собственной интел-ой активности обучаемого.
Активность – собственная динамика живых существ, как источник преобразования или поддержания ими ж.значимых связей с окружающим миром.
Активность л-ти – это способ-ть ч-ка производить общественно значимые преобразования в мире, на основе присвоения богатства материальной и духовной культуры.
|