Главная страница
Навигация по странице:

Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации


Скачать 0.83 Mb.
Название Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации
Анкор shpory_GOS.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.83 Mb.
Формат файла doc
Имя файла shpory_GOS.doc
Тип Документы
#2011
страница 8 из 15
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

Дискуссия – это форма делового общения, признаки ее связаны с организованностью, коллективной д-тью по прояснению истинности каждого положения, вносимого на обсуждение. Основные черты Д.: 1.Субъекты – партнеры. 2. позиции сторон м.б. не только взаимоисключ-ми, но и в/модополн-ми др.др. 3. Цель – установление меры истинности и меры ложности каждого тезиса. 4.Д. организована и регламентирована. 5.м.б. определена как форма научной и познавательной д-ти. 6.Д. тяготит к компромиссу и подведению тезисов под общее основание. 7.Проходит в форме: конференций, симпозиумов, конгрессов.

Виды Д.: *полемика (борьба мнений, доведенная до конфликта оснований, хар-т принципиально не сводимые др. к др. позиции) *мозговой штурм (модель обсуждения, беспорядочное обсуждение, приоритет отдается не организации, а идеям. Признаки М.Ш. +предполагает ключевой вопрос в виде проблемной ситуации, +«Нет идеи – не выступай», + «Без критики, нет идеи», критикуются идеи, а не личности, +Если кто-то говорит, то его не перебивают, слушает тот, кто хочет, а записывает тот кому нужно.)

Психотерапевтические эффекты Д.: +Позволяет преодолеть часть невротических синдромов участников и акцентуированные черты характера, раз-ть др. черты противоположные акцентуированным; +позволяет преодолеть тревогу, неуверенность в себе, трудности в высказывании своего мнения, трудности в самоописании, особенно чувств (алекситимия – является причиной мигрени, дистании, гипертонии). +Учит описывать свои чувства, т.к. рассказ – это метод психотерапии. +преодоление застенчивости.

М.б. 2а варианта ведения дискуссии ведущим: 1)позитивный 2)конфликтный

Драматический вариант проведения Д. основан на использовании ведущим закономерностей групповой динамики. 1)ориентировочный этап (нарастание тревоги) 2)конфронтация 3) отреагирование тревоги 4)первоначальное сплочение группы 5)спонтанно-развивающей зрелой группы.

Вопрос 27. Психологическое консультирование: сущность, цели, задачи, теоретические основы. Психологическое консультирование – это психологический процесс, который фокусирует внимание на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно. Данное определение психологическому консультированию дал Нельсон Джонс.

Кровосанский определил психологическое консультирование как профессиональную помощь клиенту в поиске решения проблемной ситуации, где в качестве клиента могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенционального кризиса, межличностные конфликты или профессионального выбора.

Психологическое консультирование имеет ряд основных характеристик:

- психологическое консультирование является лидером психологической помощи;

- помощь носит практический процессуальный характер;

- помощь оказывается специалистом, который имеет квалификацию;

- для реализации данной помощи необходимо наличие клиента;

- присутствие в жизни клиента некоего дискомфорта, определяемого им как проблема;

- желание клиента решить данную проблему;

- целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения;

- при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы4

- консультация проводится в конфиденциальной обстановке.

Таким образом, психологическое консультирование – это область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беды, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.

Современная трактовка понятия психологического консультирования звучит следующим образом: психологическое консультирование – это доверительная беседа, изложение проблемы и поиск решения, профессиональная помощь, взаимодействие – профессиональное взаимодействие квалифицированного консультанта и клиента, направленное на помощь в решении трудностей и принятия решения относительно карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от подхода к психологическому консультированию, в рамках которого предпочитает работать консультант.

Алешина Юлия Евгеньевна основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:
1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.
4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

Абрамова Галина Сергеевна определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
На близких позициях находится Кочюнас. Целью психологического консультирования, с его точки зрения, является появление у клиента черт зрелой личности. Первоочередная задача здесь – появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта.В настоящий момент психологическое консультирование как таковое реализуется в следующих видах деятельности:

  • Индивидуальное консультирование в решении произвольных задач личности, включая задачи психотерапии и личностного роста - область, наиболее часто идентифицируемая термином "психологическое консультирование"

  • Психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений

  • Групповое консультирование для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной (ре)адаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе использования культурно-независимого подхода

  • Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (наркотическими и психологическими) и членов их семей

  • Психологическое консультирование и сопровождение в посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях

  • Консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе

  • Экспертное и аналитическое психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) в профессиональной и деловой сфере (включая бизнес-тренинги и решение задач повышения мотивации).Цели консультирования.Несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. Таблица 1. Современные представления о целях консультирования

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям. Консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. Методологической основой психологического консультирования является психотерапия.В настоящее время в качестве общетеоретической и методологической основы психологического консультирования часто используются следующие основные психологические и психотерапевтические концепции:

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология. Основоположником был З.Фрейд. Главная задача – выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – исходная позиция состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать перемены в его поведении. Авторы Уотсон и Скиндер. Психолг вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ставит в центр своей методологии личность клиента, который является контролирующим центром в принятии психологом решений. Автор Роджерс и Франкл. Их основная позиция в том, что истинное предназначение человека – жить и действовать, определяя свою судьбу. Задача клиента и психолога – понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.Уместно использование открытых и закрытых вопросов.

Вопрос 26. Основные направления профилактической работы и коррекционной работы педагога-психолога с девиантным детьми и подростками.

К ранним формам девиантного поведения относят раннее детское воровство, сопровождающееся детской лживостью, уходами из дома, раннее агрессивное хулиганское поведение.

1. Раннее детское воровство – это явление охватывает весь диапазон развития личности от нормы, когда воровство явл-ся этапом в развитии правильности до патологии, когда воровство входит в состав психопатических расстройств.

2. Уходы и побеги из дома.

3. Раннее хулиганское и агрессивное поведение. Мотивация хулиганского поведения включает в себя сочетание следующих социально незрелых мотивов поведения: *Реакция протеста против взрослых; *Негативизм к окружающему (3-4, 11-12лет) ; *Компенсаторному поведению в связи с заниженной самооценкой; *Протестные реакции против неудачной уч- деят-ти у педагогически запущенного р-ка; *Реакции протиста против кризисной ситуации в родит-ой семье. *Ранние закрепления агрессивных тенденций с детства. *Асоциальное воспит-е в асоци-ой семье.

Во всех этих случаях у р-ка сначала возн-ют заниженная самооценка, затем компенсация. Единственным исключением, при кот. хулиганское поведение развив-ся на фоне завышенной самооценки явл-ся воспит-е р-ка в асоциальной семье с ранним агрессивным порведением, кот. р-к исп-ет для обеспеч-я своего лидерства и доминирования. Во всех случая хулиганства – признак длительного, кризисного развития личности.

Профилактика хулиганства проводится в соотв-вии указанными выше мех-ми его происхождения. В связи с этим для правильного построения профилактики требуется точная пс--пед-я диагностика р-ка и его семьи. Хулиганство связано с протестными реакциями преодол-ся развитием в семье успешных внутрисем-х деят-ей реб-ка. При эмоциональном отвержении р-ка, если род-ли способны еще осуществить воспит-ную ф-ю, то пров-ся программа преодорления эмоц-го отвержения, сплочения род-ей с р-ком с последовательным восстановлением нормативного развития его личности. При хулиганстве на фоне развивающей педагогич-ой запущенности и протеста против школы проводится программа преодоления педагогич-ой запущенности. Если р-ли не способны к воспит-ой ф-ции при выражении длит-го эмоц-го отвержения или при асоц-ных установках семье, р-к передается на воспит-е другим родственникам или государству, а род-ли или ограничив-ся в дееспособности или лишаются родх прав.

Время необходимое для психокоррекции раннего детского воровства и хулиганского поведения – от 0,5 до 1 года.

Вопрос 25. Причины и особенности проявления девиантного поведения несовершеннолетних.

К ранним формам девиантного поведения относят раннее детское воровство, сопровождающееся детской лживостью, уходами из дома, раннее агрессивное хулиганское поведение.

1. Раннее детское воровство – это явление охватывает весь диапазон развития личности от нормы, когда воровство явл-ся этапом в развитии правильности до патологии, когда воровство входит в состав психопатических расстройств.

2. Уходы и побеги из дома.

3. Раннее хулиганское и агрессивное поведение. Мотивация хулиганского поведения включает в себя сочетание следующих социально незрелых мотивов поведения: *Реакция протеста против взрослых; *Негативизм к окружающему (3-4, 11-12лет) ; *Компенсаторному поведению в связи с заниженной самооценкой; *Протестные реакции против неудачной уч- деят-ти у педагогически запущенного р-ка; *Реакции протиста против кризисной ситуации в родит-ой семье. *Ранние закрепления агрессивных тенденций с детства. *Асоциальное воспит-е в асоци-ой семье.

Во всех этих случаях у р-ка сначала возн-ют заниженная самооценка, затем компенсация. Единственным исключением, при кот. хулиганское поведение развив-ся на фоне завышенной самооценки явл-ся воспит-е р-ка в асоциальной семье с ранним агрессивным порведением, кот. р-к исп-ет для обеспеч-я своего лидерства и доминирования. Во всех случая хулиганства – признак длительного, кризисного развития личности.

Вопрос 24. Синдром невропатии. Основные направления коррекционной работы по преодолению школьной дезадаптации у детей-невропатов.

Отмечается от 15 до 25% детей всех новорожденных. Причины: генетическая предрасположенность; предневратическая личность может формироваться в период протекания беременности; особенности матери; экологические вредности; интоксикация во время беременности; инфекции перенесенные во время беременности; плохое питание, недостаток витаминов. Проявление невропатии от рождения до 3 лет: 1. Психосоматические - нарушение функций пищеварения (частые срыгивания при кормлении, нарушение аппетита), может развиться субфебрилитет.(повышенная температура явл. Бессознательной реакцией на подкорковом уровне). 2. Нарушение сна – инверсия суточного режима, увеличение или уменьшение потребности во сне, недостаточная глубина сна, сон как правило беспокойный. 3. Гиперпатия – повышение чувств на все раздражители (запах, свет, воздух). 4. Повышенный инстинкт самосохранения (возникновение страхов в ответ на любые опасные ситуации). С развитием укрепляется невропатия, страх становится универсальным способом реагирования на окружающий мир, к 3 годам у ребенка проявляется масса страхов. Этапы развития невропатической личности: на каждом этапе развития личности возникают определенные типы неврозов. Невроз – функциональное заболевание функций нервной системы, связанной с развитием нервной системы в условиях непреодаления кризиса личности или семьи (1-невр.фобии(2,5)невр.истерия (4,5)невроз неудачной социализации(6-7)ипохондрия(11-12)- стойкое представление у себя болезней и дифектов). Условия способствующие развитию невратизма: тревога матери; отсутствие постоянства среды воспитания; эмоциональное отвержение со стороны родителей(по самому фактору существования ребенка, по полу, стороны личности): подавление активности ребенка. Ситуации обостряющие у невротика все симптомы: 1. Кризис адаптации в дет.саду: начинаются невротические реакции – плач, протест, слабо развит соц. опыт. В течение всего дня пребывания в саду теряет аппетит, сидит на стуле весь день, тяжелый вариант обострения с добавлением депрессии, снижение речевой активности, плохо ходит в туалет. Если кризис затягивается более чем на неделю это значит, что ребенок не готов идти в д/с и ребенку нужно около 6мес пережить этот стресс. Необходимо проводить дома работу: развивать соц. навыки, повышение самооценки, давать легкие успокаивающие настои.2. подготовительная группа – обостряется страх неудач, избегание уч. д-ти. 3. Кризис учебы в классе – возникает явление первичного психически – зависимого поведения. 4. Середина начальной школы – идет сравнение с др., появляется комплекс неуспешности.

Невротическая реакция – невротическое состояние – невротическое развитие личности.

Адаптация включает 3 момента: лечение; доразвитие его как личности; помощь в развитии уч. деят. Программа по преодолению школьной дезодаптации у детей невропатов: цель её – создание противоневратической среды 1.Сажать реб. надо в зоне наименьшей тревоги (2-3 парта). 2.Спрашивать в середине урока в момент наименьшей тревоги. Новый материал отвечают спустя нек. время. 3.Опрос вести с предварительным предупреждением. 4.Нежелательно пребывание его в группе продленного дня. 5.Приготовлению д/з должен предшествовать сон, игры в которых можно смоделировать ситуацию успеха, устраивать перерыв. 6.После завершения приготовления д/з родители должны похвалить. 7.Смена деятельности. 8.Вечером успокоительные процедуры. 9.Подведение итогов дня. 10.Укладывать спать не позднее 22ч. 11.Утром теплый душ, массаж. Необходимо повышать соц.компетенцию ребенка, продукты творчества. Так же д/б поддержка интеллектуального развития, развить навыки коммуникаций. 12.Формировать качества лидера.

Школьный невроз: Дубровина выделила несколько групп страдающих неврозом: 1.Школьники у которых при кажущимся спокойствии, благополучии, наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия – боязнь отвечать у доски, говорит тихо, плаксивость, находится в стороне от других, заниженная самооценка, ранимы; потенциальные возможности таких детей раскрывают при индивидуальной работе. 2.Успевающие школьники, которые удовлетворительно ведут себя на уроках, но в результате перегрузок начинают меняться – депрессия, апатия, могут появляться аутичные черты. 3.Дети с отклонениями поведения, которые вызывающе ведут себя, неуправляемы, самооценка завышена. В среднем звене (5-6) ребенка записать в какой – либо кружок.

Вопрос 23. Гиппердинамический синдром. Основные направления работы по преодолению гиппердинамического синдрома у детей.

Этот синдром очень часто встречается в рамках ЗПР. В основе его микроорганические поражения г.м., кот-е приводят к мин-й мозговой дисф-ии (ММД).

ММД – врожденное неравномерное раз-е мозговых ф-й. наличие ММД выявляет, опр-ет только врач навропотолог. Эта микроорганика возникает при ГДС, кот-я возн-ет в основном в рез-те гипоксии (недостаточно кислорода внутриутробно – при курении матери, обвитии пуповины), инфекции, интоксикации матери, патологии родовой д-ти.

Симптомы: при рожд-ии отличается повышенный мышечный тонус и рефлексы, отмечаются патологические рефлексы (при ходьбе, Н., ). Для них хар-ны инверсии суточного ритма (путанее дня и ночи). Эти дети рано начинают ходить 9 – 10 мес. причем они пропускают период ползания. И когда р-к начинает ходить это переходит в бегание.

Основные признаки ГДС:

*Двигательная расторможенность: с раннего детства у таких детей непрерывная физическая активность (бегают пока не упадут). Именно эти дети убегают из д/с (увидев открытую калитку). Импульсивность (Н., увидели дыру в заборе или открытую калитку сразу очень быстро решают и убегают, при чем делают это импульсивно, т.е. если бы калитка была заперта р-к никуда не пошел). Т.е. все делается очень быстро. Руки у них всегда в движении. Дети при ГДС бывают разными, и.е. одни встав утром встали и сразу куда-то побежали и к концу дня выматываются, а др. долго раскачиваются, но вечером их трудно уложить спать.

*Дефицит внимания: к 3-4 годам уже отчетливо прояв-ся неспособность р-ка сосредоточенно заниматься ч.-л. его д-ть носит преимущественно хаотический хар-р, т.е. начинает дело, но потом бросает и ни одно дело не доводит до конца. Чащ всего именно эти дети теряют вещи. В классе именно они дезорганизовывают др.детей.

*Импульсивность: дети при ГДС действуют не задумываясь о последствиях (увидел – схватил - побежал). В момент выраженного упрямства они м. дать очень бурную реакцию гнева с криком, слезами, но, получив требуемое очень быстро успокаиваются.

Когда такие дети поступают в школу они также не усидчивы. Во время урока в школе им очень трудно справиться с заданиями, потому что испытывают трудности в организации и завершении работы. Они очень быстро выключаются из процесса обучения. Навыки чтения и письма значительно ниже, чем у сверстников. Письменные работы очень неряшливы. Очень много ошибок из-за невнимательности, угадывания. Страдает мелкая моторика, поэтому у них очень своеобразный подчерк (разновысокие буквы, зигзагообразные, разное написание слова). Успеваемость очень своеобразна: гуманитарные науки идут хорошо до тех пор пока ему кто-то читает, мат-ка и рус.яз. сразу идут плохо, стихи запоминают с трудом, но феноменальная оперативная память (теннис, стрельба – быстрая смена д-ти). Очень хорошая память на боевики, любят см. телевизор. Очень трудно заставить см. р-ка сказку. Агрессивный реакции этих детей это как способ защиты на постоянное одергивание, подавление активности р-ка.

Основные напр-я корр-й работы:
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15