Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

лого. 1. причины, механизмы и классификации нарушений голоса нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным



Скачать 20.52 Mb.
Название 1. причины, механизмы и классификации нарушений голоса нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным
Анкор лого.rtf
Дата 22.04.2017
Размер 20.52 Mb.
Формат файла rtf
Имя файла лого.rtf
Тип Документы
#1424
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1. ПРИЧИНЫ, МЕХАНИЗМЫ И КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва. Более распространенными являются односторонние нарушения. Положение голосовой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной — дыхания. Нарушение двигательной функции гортани ведет к неврогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Функциональные нарушения голоса. Наиболее распространенные и многообразные — это функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждения о более легком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно.

Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии. Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением. Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению и четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные исследователи такого разделения не придерживаются.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т. е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса

может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И. И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70—80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

2. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с 6 лет

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Коррекционное обучение предусматривает также формирование определенного круга знаний и представлений об окружающем мире и соответствующем им объеме словаря, речевых умений и навыков. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте - вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух - трехсложных слов. Навыки речи - звукового анализа и синтеза - совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Работа начинается с уточнения артикуляции звуков "У", "А", "И". Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа - выделения первого гласного звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Четко артикулируя, они произносят указанные звуки, а затем определяют количество их и последовательность.

Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа "ап", "ут", "ок". Дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова (кот, мак). Затем они прислушиваются к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа "са".

Далее основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трехзвуковых (типа "мак") и двухсложных (типа "зубы") слов, составляют соответствующие схемы, в которых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки.

Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двусложных с одним закрытым слогом (кошка), некоторых трехсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук - сук, мак - рак). За это же время практически усваиваются термины: звук, слог, слово, предложение; согласные звуки; звонкие, глухие, твердые и мягкие звуки; гласные звуки.

Наряду с закреплением всех полученных навыков, ребенка необходимо познакомить с буквами, объединением букв в слоги и слова, умением охватить зрением одновременно две буквы, уяснением значения прочитанного.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным чтением, уметь читать не только слова, но и простые предложения и тексты. Г.А. Каше разработала систему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, которая состоит из 3-х периодов обучения [15].

Первый период обучения длится 2 месяца. Основное внимание в это время уделяется осознанному овладению детьми наиболее легкими с точки зрения произношения звуками и постановке отсутствующих звуков, подготовке к звуко-слоговому анализу слов. В качестве опоры при развитии фонематического восприятия в этот период обучения служит зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия, зрительное восприятие артикуляции к концу первого периода обучения теряет свое значение.

Второй период обучения длится около четырех месяцев. В этот период наряду с продолжающейся постановкой звуков максимальное количество времени отводится на закрепление поставленных звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф - в, с - з, п - б, т - д, к - г, ш - ж), свистящие и шипящие (с - ш, з - ж), фрикативные и аффрикативные (с - ц), плавные вибранты (л - р, ль - рь), мягкие и твердые. Анализ и синтез звукового состава слова пронизывает все занятия.

В третьем периоде дети учатся слитно, без перебора букв, с четким и правильным произнесением каждого звука читать слоги в две, три буквы; слова в один, два, три слога, состоящие из открытых и закрытых слогов, предложения из этих слов.

По существу и разработки Г.А. Каше, а также и других авторов применимы в условиях работы с детьми 6-летнего возраста. В нашу систему коррекционного обучения были включены методы и приемы Д.Б. Эльконина, который предпринял попытку пересмотреть основные принципы методики обучения грамоте детей 6-летнего возраста, ее лингвистические и психологические основы, с целью облегчить детям процесс усвоения чтения и сделать этот процесс развивающим, содействующим умственному развитию ребенка, вводящим в познание языка и облегчающим его дальнейшие усилия.

3. Дизартрия. Этиология, механизмы нарушения, симптоматика.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Этиология дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой моторики и речевого дыхания. При дизартрии в отличие от дислалии может нарушаться произношение как согласных , так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируются по по рядам и подъемам, нарушения согласных по их четырем признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию и отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу.

^ В зависимости от нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:

- антропофонические (искажение звука)

- фонологические (отсутствие звука, замена звука, смешение).

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит от локализации поражения мозга. Выделяют следующие нарушения мышечного тонуса:

- спастичность артикуляционных мышц - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, и т. д., которое приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены.

- гипотония мышц, при которой губы вялые, язык распластанный, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда струя воздуха уходит через нос. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, пь, б, бь, переднеязычных т, ть, д, дь. Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, часто межзубный и боковой.

- дистония ( меняющийся характер мышечного тонуса), которая приводит к искажениям, заменам и пропускам звуков.

Ограничение движения языка вниз связано с нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц. Ограничение движений языка назад может зависеть от нарушений иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-глоточной, шило-подъязычной и др. мышц.

При парезах мышц мягкого неба затруднен подъем небной занавески и воздух утекает через нос, речь приобретает носовой оттенок. Иннервация мышц мягкого неба осуществляется веточками тройничного, лицевого и блуждающего нерва. При парезах мышц лицевой мускулатуры (височной, жевательной) ограничиваются движения нижней челюсти, в результате чего нарушается тембр голоса.

Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики являются дискоординированные расстройства, которые проявляются в нарушениях точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений, часто с гиперметрией ( чрезмерной двигательной амплитудой) или с тремором ( мелким дрожанием кончика языка). Также признаком дизартрии являются синкенезии, непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях. Например, при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, обычно усиливаются при волнении или эмоциональном напряжении. Характерны для дизартрии и насильственные движения, которые наблюдаются и в покое и в статистических артикуляционных позах.

Частым признаком дизартрии является недостаточность артикуляционного аппарата (диспраксия). А.Р. Лурия выделяет два вида диспраксических расстройств: кинестетической и кинетической. При кинестетическом наблюдаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом согласных звуков. При кинетическом типе нарушается отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. Нарушается произношение как гласных так и согласных звуков.

При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох приводит к тому, что ребенок говорит на выдохе. Также характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани.

Таким образом, основные симптомы дизартрии – нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств.

4. Формы дизартрии:

Бульбарная дизартрия.Проявляется при воспалении или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого неба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через носи все звуки приобретают назальный оттенок. У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония).Паретитечское состояние мышц языка является причиной искажений звукопроизношения. Речь невнятная, замедленная. Лицо ребенка с бульбарной дизартрией амимично.

Экстрапирамидная подкорковая дизартрия.Возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез – насильственные непроизвольные движения, не контролируемые ребенком. Могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи - темпа, ритма, интонации.Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, которые отражаются на коммуникативной функции речи. Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.
Корковая дизартрия.Возникает при поражении вторичных зон постцентральной и премоторной зон коры головного мозга. Корковая дизартрия — формы дизартрии, при которых моторные расстройства речи возникают в связи с очаговым поражением коры головного мозга. Корковая дизартрия может наблюдаться при двусторонних или односторонних поражениях нижнего отдела передней центральной извилины, при односторонних поражениях коры доминантного полушария мозга.

Мозжечковая дизартрия. Наблюдается при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС. Характеризуется скандированной «рубленой» речью, отсутствует расстановка ударений. В общей мускулатуре наблюдается гипотония. Артикуляционные движения размашистые с обширной амплитудой. Губные звуки артикулируются более утрированно, смычка плотная, замедленная, звуки размыты, нечетки. Мышцы то расслабляются, то напрягаются.

Псевдобульбарная дизартрия.Является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, опухолей, родовых травм, интоксикации и т.д. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нерва. В результате нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается. Наблюдается гиперсалевация, мускулатура лица нарушена.

Паретическая форма.Характеризуется слабостью речевой и фонаторной мускулатуры. Вследствие этого ограничена активность движений, наблюдается пониженный тонус мышц и гиперсалевация. Язык вялый, распластанный, занимает всю ротовую полость. Речевые движения неточные, неполные. Чаще нарушено произношение переднеязычных звуков. Они либо искажаются, либо заменяются более простыми по артикуляции звуками. Речь монотонна, голос слабый.

Спастико- паретическая форма.Ребенок не может выполнить движения в нужном объеме, с правильной скоростью, плавностью. Нарушается симметричность движений, наблюдаются синкенезии, в речевой мускулатуре – истощение движений.

Особенности произношения звуков.Нарушено произношение всех звонких и глухих звуков. Нарушены звуки, требующие большой мышечной силы: губно-губные, смычно-губные. Также страдают гласные звуки, требующие подъема спинки языка. Нарушено непроизвольное и произвольное дыхание. Оно поверхностное с маленькой амплитудой. Дети не могут равномерно распределить вдох и не чувствуют сокращение дыхательных мышщ.

Спастико-регидная форма.При этой форме заметно нарастание тонуса мышц под влиянием глобальной синкенезии. По механизму это нарушение имеет подкорково-стволовый характер. Это более тяжелое нарушение, чем при спастическом парезе. Многие артикуляционные позы могут совсем не выполняться. Патология речевого аппарата выражается в патологическом объеме движений. Движения замедленны, при выполнении любого артикуляционного движения наблюдается напряжение. Тонус мышц нарастает при любых раздражителях. При попытке любого движения наблюдаются гиперкинезы. Ребенок постоянно производит какие-либо движения: сосание, глотание и т.д. Наблюдается насильственная улыбка, сменяющаяся спазмами, язык либо выдвигается вперед, либо убирается вглубь рта.

5.6.7. Ринолалия (гнусавость) - изменение тембра голоса, искажение произношения звуков в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.

Во время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытая ринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта