Главная страница
Навигация по странице:

Философия и мировоззрение. Природа философских проблем Мировоззрение


Скачать 201.13 Kb.
Название Философия и мировоззрение. Природа философских проблем Мировоззрение
Анкор shpory_filosofia.docx
Дата 22.04.2017
Размер 201.13 Kb.
Формат файла docx
Имя файла shpory_filosofia.docx
Тип Документы
#1578
страница 4 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

10. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты


Динамику бытия раскрывают категории «движение» и «развитие».

Движение – это любое изменение состояния (количества, качества, отношений, связей, действий и т.д.), но прежде всего пространственно-временных характеристик. По Энгельсу движение в широком смысле – способ существования материи.

Развитие – изменение усложняющее и обогащающее. Развитие обычно признается необратимым. Покой – это отсутствие движения, он считается относительным и временным, а движение универсальным и постоянным.

Диалектика в современной отечественной философии – наиболее полное и всестороннее учение о развитии, объединяющее:

1) динамику бытия (объективную диалектику - онтологический аспект),

2) методологию развития познания (субъективную диалектику – гносеологический аспект);

3) сущностные взаимосвязи явлений и понятий (диалектическую логику – логический аспект).

Во всех случаях диалектика основана на противоборстве двух противоположных тенденций или мнений. Ее важнейшие принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи. Диалектический процесс в соответствии с учением Гегеля описывают триадой категорий: тезис – антитезис – синтез.

Основные законы диалектики, сформулированные Энгельсом в «Анти-Дюринге» и «Диалектике природы», таковы:

1) закон единства и борьбы противоположностей (противоречия источник саморазвития – пример любая конкуренция, вынуждающая поднапрячься);

2) закон взаимопорождения количественных и качественных изменений (количественный рост скачкообразно изменяют качество, а качественные изменения меняют количественные характеристики – подкрепляется примерами типа превращения воды в лед или пар при уменьшении или увеличении температуры, а также зависимостью химический свойств вещества от атомарного веса и количества атомов в молекуле);

3) закон отрицания отрицания (двойное отрицание дает развитие по спирали, повторение изначального на более высоком уровне – пример: зерно – колос (отрицание зерна) - много зерен (отрицание колоса или отрицание отрицания); первобытный коммунизм – частная собственность – промышленный коммунизм.

11. Диалектика как философская теория развития


Диалектика - философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение всеобщих форм движения диалектики. Принципы развития и взаимосвязи говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений (т. е. связано с ними), влияя, в свою очередь, на них.

К основным законам материалистической диалектики традиционно относят : 1) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т. е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние. 2) Закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. 3) Закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали» и т. п.).

К неосновным законам диалектики чаще всего относят следующие:

1) Закон единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления. 2) Закон необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими. Вместе с тем синергетика сегодня установила, что и случайность способна порождать новую необходимость. 3) Закон содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс. 4) Закон причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин. 5) Закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность. 6) Закон части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей.

Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (наука о сложных самоорганизующихся системах, в которых исследуется совместное взаимодействие многих подсистем). Так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней.

Также синергетика считает , что там, где царят покой, равновесие, однородность, не может быть подлинного, развития. По мере того как открытая самоорганизующаяся система будет стремиться к равновесию, ее беспорядок и дезорганизация возрастают. В равновесных системах случайные отклонения от величин, характеризующих системы, от их среднего значения (флуктуации) ослабляются и подавляются, а в неравновесных системах, наоборот, усиливаются и тем самым «расшатывают» прежний порядок и основанную на них структуру. В результате этого возникает неустойчивость и появляется особая точка перехода, которую называют точкой бифуркации или разветвления. Какую
из возможных структур в этой точке «выберет» система, зависит от случайных факторов, и заранее этого предсказать нельзя. Появляется новый порядок или динамический режим с соответствующей структурой, который приходит на смену старой неустойчивости. Таким образом, процесс самоорганизации происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от устойчивости к неустойчивости, от покоя к движению, от«порядка к xaocy».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14