Навигация по странице:
|
Философия и мировоззрение. Природа философских проблем Мировоззрение
Социальная диалектика – это диалектика противоречий общественной жизни людей. Человеческое общество – сложная диалектическая система разнообразных материальных и духовных отношений, как индивидов, так и социальных групп.
О развитии общества нельзя рассуждать, не учитывая потребностей, ценностных ориентаций, воли, разума людей, характера их практических действий. Т.к. история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Люди сами со всеми своими особенностями являются важнейшим фактором объективной диалектики общественного развития. Научное понимание социальных процессов требует изучения людей в их исторических действиях.
Нужно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание стихийности и целенаправленности в жизни отдельных индивидов и сообществ. В философском анализе исторических событий и общественных процессов нельзя ограничиваться только общими диалектическими представлениями, их надо соотносить с социальными реалиями: интересами людей, их надеждами, верой, знаниями и т.д. Все человеческие качества не могут не сказываться на содержании конкретных действий людей.
Человек живет в сложном сочетании производственных, политических, нравственных, познавательных и иных общественных отношений. В одних событиях он выступает как индивидуальный деятель, в других – как часть социальной группы (класс, нация). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях.
Особо важно понимать специфику противоречий в обществе. Одни из них индивидуальны, другие являются сущностью общественных отношений, в которых реализуется исторический прогресс. Социальные противоречия возникают посредством деятельности человека, развиваются и разрешаются также в этой деятельности.
Особенности социальных противоречий:
1. Человек сам включен в структуру социальных противоречий. Они носят субъект - объектный характер. Социальные противоречия собственной его жизни могут возникать и разрешаться без его участия; возникать без участия, но разрешаться только им; возникать и разрешаться только им (социальные противоречия могут быть политическими, экономическими, религиозными и т.д.).
2. Объемность социальных противоречий: уровень объективных общественных отношений, различные интересы людей, практические действия (субъект – объектные и субъект – субъектные отношения). Объекты – различные общественные образования.
3. Антагонизм – установление диаметрально противоположных отношений людей.
4. Сознание людей, их отношение неодинаково к социальным противоречиям: а) создают оптимальные формы функционирования противоречий; б) усиливают существующие противоречия и порождают новые; в) акцентируют внимание на одних и игнорируют другие; г) препятствуют разрешению противоречий; д) не допускают развитие антагонизма; е) обостряют до антагонизма; ж) разрешают противоречия.
13. Диалектика и синергетика
В совр. философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории.
Принципы: 1) развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности); 2) всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Законы диалектики традиционно подразделяют на основные, раскрывающие сущность развития, и неосновные, дополняющие картину развития.
Основные законы диалектики: 1) закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник развития); 2) закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития); 3) закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между: возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым.
В XX веке расширились сами представления о развитии как в области естественных, так и социально-гуманитарных наук. Прежде всего пересматривалась идея о линейном характере развития. И практика социальных процессов, и анализ истории культуры, и исследование органической эволюции в биологии свидетельствовали о том, что общая восходящая прогрессивная линия развития переплетается с изменениями попятного, а иногда и регрессивного, тупикового хода эволюции. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем. Так, синергетика привнесла трансформацию представлений о развитии (Г. Хаккен, И. Пригожин, С. Курдюмов), выявила общие принципы, ледащие в основе процесса самоорганизации: так, источником развития самоорганизующихся систем различной природы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие.
Синергетика — новое постнеклассическое направление междисциплинарных исследований процессов самоорганизации и развития, протекающих в открытых нелинейных и далеких от равновесия системах.
Синергетика исследует процессы самоорганизации в различных системах. Под самоорганизацией понимаются явления генезиса пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в состояниях, удаленных от равновесия. Когда система достигает особого критического состояния (т.н. точки бифуркации), ее поведение делается неустойчивым и под воздействием незначительных случайных факторов (флуктуации) может радикально измениться. В этот переломный момент нельзя однозначно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы: перейдет ли она на более высокий уровень организации или станет хаотичной, утратив целостность своей структуры.
Таким образом, идеи динамики неравновесных систем и синергетики в целом оказали огромное влияние на развитие современной научной картины мира, поскольку позволили системно обосновать представления об эволюции физических систем и включить их в интегральную матрицу развивающейся реальности неорганических, органических и социальных объектов.
14. Многомерность феномена человек. Основные философские концепции в понимании человека.
Человек — наиболее уникальное и одновременно универсальное существо, что определяет «вечность» его проблемы в динамике культуры и философии и сложность его однозначного определения. Трудность заключается в том, что определение человека невозможно осуществить обычными методами (человек слишком уникален, чтобы его можно было подвести под более широкое родовое понятие или специфизировать через соотнесение с противоположным). Полное определение человека возможно лишь через описание мира человеческого бытия, однако при этом оказывается, что «человек — это в известном смысле все» (М. Шелер).
Человек в широком смысле может быть определен как конкретное единство микрокосма, микротеоса и микросоциума. Человек как микрокосм (малый мир) вбирает в себя основные законы организации жизни и природы. В качестве микротеоса («малого бога») он соотносится с обсолютными ценностями, отражающими идеал совершенной личности. Как микросоциум он является носителем самых разнообразных общественных ролей и отношений.
Классической считается триадичная модель человека: тело (природное) + душа (источник жизненной энергии и свободы творчества, а также носитель бессмертия) + дух (общечеловеческое, или разум, или воплощение Универсального - Абсолютного).
Используется еще один категориальный ряд для реконструкции феномена человека: индивид (человек как отдельно взятый представитель человеческого рода в целом), индивидуальность (совокупность индивидуальных черт личности, отличающих ее от других), личность (человек в аспекте его социально-значимых и индивидуально-психических характеристик).
Труднее всего, но правильнее рассматривать человека целостно.
Основные стратегии осмысления природы человека в философии:
- натуралистическая (человек – невычленимая часть природы, либо ее венец, а заодно разновидность животного);
- рационалистическая (человек носитель разума, тождественного разумности Мироздания или Разуму Всевышнего);
- философско-религиозная (человек сотворен Господом по образу и подобию своему);
- социологизаторская (человек не столько природный, сколько социальный продукт);
- марксистская (человек – совокупность общественных отношений, разумный преобразователь природы, развитый соответственно уровню развития своих производительных сил и производственных отношений);
- экзистенциально-персоналистская (человек нечто уникальное, особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);
- психоаналитическая (человек единство сознательного и подсознательного, причем подсознательное буйствует и с большим трудом укрощается разумом и системой общественных ограничений);
- синтетическая (сочетание всех или нескольких стратегий).
15. Происхождение человека. Осн. концепции антропосоциогенеза
Антропогенез — процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение ее во многом периближает нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации: креационистские и эволюционные.
Креационизм рассматривает человека как продукт специального Божественного творения, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от др моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования, соответственно для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога. Креационистская концепция активно разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения.
В качестве современных модификаций креационизма выступают популярные сегодня уфологические концепции антропогенеза, объясняющие возникновение человека участием внеземного разума (связывает первоначальное появление разума с инопланетными мирами, откуда он якобы и был когда-то занесен на Землю).
Эволюционизм (человек - результат биологической эволюции). Среди важных для антропогенеза биологических качеств выделяют «гомидную триаду»: 1) прямохождение, 2) кисть руки, приспособленная к труду, 3) высокоразвитый мозг.
На сегодняшний день осоновными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая.
- игровая (человек формируется от избытка внутренней «игривости» - творческой активности, спонтанной жажды разнообразных развлечений, свободной игры внутренних сил);
- трудовая (человек, изменяя природу своим целенаправленным трудом, становится разумным и социальным существом);
- психоаналитическая (создавая табу, призванные сдерживать его неумеренные бессознательные влечения, человек становится сдержанным животным, то есть социализируется);
- семиотическая (создание и совершенствование языка преобразовывает человека, приспосабливающегося к речевым контекстам).
16. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность.
Сегодня принято считать человека – высшей ценностью, наиболее уникальным и универсальным существом. Столь сложный и важный субъект является и самой большой проблемой (загадкой) философского исследования: в каждом из нас находят неисчерпаемую глубину, неизъяснимую сложность, множество необъясненных и даже необъяснимых качеств.
Философы любят подчеркивать человеческий универсализм, позволяющий каждому из нас приспосабливаться к любой среде и заниматься любым видом деятельности. Правда, с разной степенью успешности в зависимости от задатков и воспитания соответствующего индивида.
Сущность человека реализуется в его существовании. Специфические формы человеческого существования: жизнь в большом коллективе (обществе), использование языка, творческое преобразование окружающей среды, целеполагание и поиск смысла жизни.
Будучи природным существом, человек отделятся от естественной природы и возвышается над ней, благодаря своей разумной, преобразовательной деятельности. На этом основании психика человека считается сложнее и совершеннее психики высших животных, потому что она носитель абстрактного мышления, этических и эстетических ценностей.
Высокоразвитой считается и человеческая склонность к общению. Потому что ни одно животное не способно к столь сложному языку и созданию таких больших коллективов.
Рассматривая человека обособленно, в нем отмечают единство индивида, индивидуальности, личности. В таком контексте понятие «индивид» самое бедное по содержанию. Оно обозначает лишь на то, что данный человек один из множества элементов, составляющих человечество, лишь «социальная единица». Понятием «индивидуальность» подчеркивается обособленность и своеобразие каждого, но в той лишь мере, что и любого другого. И, наконец, понятие «личность» самое богатое по содержанию. Оно объединяет все человеческие качества в неповторимую целостность - уникальное сочетание общего, особенного и единичного. Экзистенциалисты и близкие к ним философские школы объявляют носителем всего сугубо личного сверхчувственную экзистенцию (существование).
В процессе формирования индивида-индивидуальности-личности важными факторами являются: генетическая наследственность и влияние социальной среды (от семьи до культуры в целом). Кроме того, в качестве самостоятельного существа человек способен заниматься и самовоспитанием (в какой-то мере сам делает себя). Средства воздействия социальной среды – язык, обычаи-традиции, умения-навыки, мораль и право.
В книге создателя и первого президента «Римского клуба» А. Печчеи «Человеческие качества» (1977 г.) всесторонне демонстрируется, как нынешний безудержный рост потребления природных благ может в любой момент обернуться истощением природы и гибелью человечества. Главную причину грядущего глобального кризиса автор видит в том, что развитие социальных качеств людей сильно отстало от развития индустриальных мощностей.
Чтобы выжить человечество, по мнению Печчеи, должно стать рачительным хозяином природы, превращенной в «человеческую империю». Для этого необходимо узнать допустимые пределы роста цивилизации, и каждому научиться сдерживать свои эгоистические потребности в пределах общих для всех норм довольствия (от ограничения деторождения и личного потребления до сдерживания научных исследований и технических новаций). Стихийный выход из глобального кризиса («саморегулирование хаоса») Печчеи исключает и большие надежды возлагает на просвещение и ненавязчивое руководство со стороны «мозгового треста человечества», в качестве прообраза которого рассматривает свой Римский клуб и ему подобные неформальные объединения «наиболее мудрых». Главное препятствие к реализации своих идей автор видит в алчности частных собственников и раздробленности мира на суверенные государства.
17. Экзистенциально-феноменологическая, социально-культурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания.
Сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга отражать реальный мир в его идеальных образах, это субъективный образ объективного мира. Отражение происходит в процессе практического освоения мира человеком, живущем в обществе. (соврем трактовка сознания). Сложность теоретической реконструкции феномена сознания связана с: - сознание является неуловимым для внешнего наблюдения, то есть не существует в качестве отдельного предмета или вещи; - опыт сознания открывает органичную связь индивидуального и всеобщего, поэтому существует необходимость корректного соединения различных аспектов этого опыта. Каждая эпоха создавала собственные представления о сознании, которые можно свести к следующим основным подходам: субстанциальному, функциональному, экзистенциально-феноменологическому и психоаналитическому.
Основные особенности исторически первой модели, субстанциализма (Платон, Аристотель, Декарт, Гегель и др.): - апелляция к разуму как наиболее универсальному и значимому свойству сознания; - проецирование разума на структуру Универсума в целом (разум выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, обеспечивает мировой порядок и гармонию); - рассмотрение индивидуального человеческого сознания как отдельного проявления Мирового разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи определяют содержание индивидуального сознания. С позиций субстанциализма, сознание обладает самостоятельным существованием и не зависит от материальных образований, в частности, от функционирования человеческого мозга.
Функциональный подход (Демокрит, Эпикур, Гоббс, Локк, Гельвеций и др.). Сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, которые организованы в соответствии с фундаментальными законами механики. При этом сознание выступает уже не конкретизацией универсальных понятий (идей), а отражением реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях. Оно рассматривается как способность субъекта отражать объективный (вне нас существующий) мир в виде его живого образа. Первоначально сознание – это tabula rasa (чистая доска), на которой опыт оставляет свои письмена. Переход к неклассической философии сознания был обусловлен, в первую очередь, развитием марксизма. Марксизм вскрыл социально-практическую природу сознания и указал на его неизбежную идеологическую обусловленность: индивидуальное сознание определяется лишь через его соотнесенность с общественным, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. Будучи социально детерминированным, сознание не просто пассивно отражает действительность, но всякий раз творчески организует ее в соответствии с определенными мировоззренческими установками той или иной эпохи.
Возникновение экзистенциально-феноменологического подхода(Гуссерль, Хайдеггер, Мерло-Понти и др.) было обусловлено: а) обоснованием первичности воли и иррациональных аспектов человеческого бытия в «философии жизни»; б) открытием феномена бессознательного в психоанализе. Акцент делается на описании опыта сознания и самосознания. Одна из основных его характеристик – интенциональность, то есть направленность вовне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Сознание – уже не столько отражение действительности, сколько ее творческая интерпретация, оценивание. Именно оно формирует «жизненный мир» человека, определяет весь опыт его существования и структурирует саму действительность. Подлинное бытие сознания осуществляется как поток мыслей, чувств, ассоциаций, как единство внутреннего и внешнего. Человеческое «Я» оказывается проектом, выбирающим себя и свой жизненный мир.
|
|
|