Навигация по странице:
|
ТКП 45.3.03.19-2006 Автомобильные дороги. Нормы.... Кодекс ткп 45 03192006 (02250) установившейся практики
Таблица 6
Расчетная скорость, км/ч
|
140
|
120
|
100
|
80
|
60
|
40
|
Радиус кривой, м
|
3000
|
2000
|
2000
|
2000
|
1000
|
–
|
–
|
–
|
–
|
600
|
600
|
|
Примечание – В числителе приведены значения для дорог с дорожной одеждой капитального и облегченного типов, в знаменателе – для дорог с дорожной одеждой переходного и низшего типов.
|
Вираж следует начинать с уклона, равного уклону проезжей части на прямой, в точке, с радиусом кривизны, соответствующим значениям, приведенным в таблице 6, с доведением до максимального уклона, назначаемого на участке круговой кривой в соответствии с таблицей 7. Допускается смещение точки начала виража в случае недостатка места для перехода от двускатного поперечного профиля к односкатному (см. 5.2.11).
Таблица 7
Уклон виража
Iв, ‰
|
Минимальный радиус круговой кривой, м,
соответствующий уклону виража 1в, для дорог категорий
|
I-а
|
I-б, I-в,
II-IV
|
V
(с дорожными одеждами капитального и облегченного типов)
|
IV, V
(с дорожными одеждами переходного и низшего типов)
|
20 (25)
|
1330
|
850
|
540
|
–
|
30
|
1240
|
800
|
510
|
300
|
40
|
1150
|
750
|
480
|
280
|
50
|
1060
|
700
|
450
|
260
|
Примечание – При применении радиусов, меньших приведенных в таблице, следует принимать максимальные уклоны виража, которые соответствуют следующим значениям: 40‰ – в северном дорожно-климатическом районе, 45‰ – в центральном и 50‰ – в южном. Деление территории Республики Беларусь на дорожно-климатические районы приведено в приложении А.
|
Переход от двускатного поперечного профиля к односкатному (отгон виража) следует начинать, как правило, в начале переходной кривой. Длину отгона следует принимать исходя из допустимого значения дополнительного продольного уклона наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону дороги на участке отгона виража и изменения уклона виража, которое должно быть не более, ‰.
для дорог I-a, I-б, I-в и II-IV категорий,
соединительных ответвлений транспортных развязок – 5;
для дорог V категории – 10;
для всех дорог – на участке перехода от двускатного
поперечного профиля к односкатному – не менее 3‰.
При отсутствии переходной кривой (при реконструкции) отгон виража допускается осуществлять на прилегающем прямом участке.
Допускается не устраивать вираж в случае реконструкции участков дорог с числом полос движения четыре и более при условии обеспечения коэффициента поперечной силы (см. 5.3.6) не более 0,1 (для основной расчетной скорости).
Уклон внешней обочины в пределах участка с виражом следует принимать равным уклону виража, уклон внутренней обочины – равным уклону на прилегающем прямом участке.
Результирующий уклон в любой точке поверхности отгона виража должен быть не менее 4‰.
Виражи на многополосных дорогах с разделительными полосами следует проектировать раздельно для проезжих частей разных направлений, предусматривая мероприятия по водоотводу с разделительной полосы.
В случае, если расстояние между виражами двух смежных закруглений, направленных в одну сторону, меньше расстояния, проходимого автомобилем с расчетной скоростью за 5 с, на всем протяжении между ними следует назначать односкатный профиль с соответствующими уклонами.
В пределах участков кривых в плане с радиусом кривизны 500 м и менее (для дорог V категории – 300 м и менее) следует предусматривать уширение проезжей части за счет обочины. Значение уширения следует принимать по таблице 8. Уширение следует производить с внутренней стороны закругления, ширина обочины при этом должна быть не менее 1 м. Отгон уширения следует выполнять на участках длиной 20 м, прилегающих к точке закругления с радиусом кривизны 500 м (300 м – для дорог V категории).
Таблица 8 В метрах
Радиус кривизны
|
Значение полного уширения
|
Дороги III и IV категорий,
соединительные ответвления
|
Дороги V категории
|
Для двух полос
|
Для одной полосы
|
Для двух полос
|
500
|
0,25
|
–
|
–
|
300
|
0,40
|
–
|
0,25
|
200
|
0,50
|
–
|
0,35
|
150
|
0,75
|
–
|
0,50
|
100
|
1,0
|
0,70
|
0,70
|
50
|
2,10
|
1,40
|
1,40
|
30
|
3,50
|
2,40
|
–
|
20
|
–
|
3,50
|
–
|
Примечания
1 Значения уширений для других радиусов следует принимать по интерполяции.
2 Значение уширения многополосной проезжей части следует принимать пропорционально числу полос исходя из уширения для двух полос движения.
3 Полное уширение следует устраивать, если произведение минимального радиуса кривизны закругления на угол поворота превышает 50 м. В противном случае величина уширения должна быть уменьшена.
|
-
План и продольный профиль
-
План и продольный профиль дорог следует проектировать исходя из условий наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности и комфортности движения, возможности реконструкции дороги за пределами перспективного периода.
При новом строительстве, а по возможности и при реконструкции, трассу дороги следует проектировать с учетом принципов ландшафтного проектирования как плавную пространственную линию с взаимной увязкой элементов плана и профиля между собой и с окружающим ландшафтом, с оценкой их зрительного восприятия.
В качестве составляющих элементов плана и продольного профиля трассы дороги следует применять кривые как постоянной, так и переменной кривизны линейной или нелинейной функции, а также прямые. В качестве основного составляющего элемента плана трассы прямые могут применяться, как правило, только при реконструкции. При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
продольные уклоны – не более 40‰;
радиусы кривизны в плане, м, не менее:
на дорогах I-a категории – 3000;
то же I-б, I-в и II категорий – 2000;
" III и IV категорий – 1200;
радиусы кривизны выпуклых кривых в продольном профиле, м, не менее:
на дорогах I-a категории – 70 000;
то же I-б, I-в и II-IV категорий – 25 000;
радиусы кривизны вогнутых кривых в продольном профиле – не менее 8000 м;
длину кривых в продольном профиле, м, не менее:
непрерывно выпуклых – 300;
непрерывно вогнутых – 100.
На участках дорог, где возможно попадание на проезжую часть с придорожной полосы животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии не менее 25 м от кромки проезжей части для дорог I-a, I-б, I-в и II категорий и не менее 15 м – для дорог III и IV категорий.
Если по условиям местности не представляется возможным выполнение условий 5.3.2 или их выполнение связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства, при обосновании допускается снижение норм проектирования до предельно допустимых, которые следует принимать по 5.3.6 и таблице 9. Сочетание на одном отрезке трассы предельно допустимых для принятой расчетной скорости параметров плана и продольного профиля не допускается.
Таблица 9
Расчетная скорость, км/ч
|
Наибольший продольный уклон, ‰
|
Наименьшее расстояние видимости для остановки, м
|
Наименьший радиус кривизны в продольном профиле, м
|
Выпуклой кривой
|
Вогнутой кривой
|
140
|
40
|
350
|
25 000
|
8000
|
120
|
40
|
250
|
15 000
|
6000
|
100
|
50
|
160
|
8000
|
4000
|
80
|
60
|
100
|
4000
|
2500
|
60
|
70
|
60
|
1500
|
1500
|
40
|
90
|
40
|
1000
|
1000
|
Примечание – Значение максимального продольного уклона для расчетной скорости 60-120 км/ч может быть увеличено на 5‰ в точке сопряжения вертикальных кривых.
|
Переломы прямых в продольном профиле допускается не сопрягать вертикальными кривыми при алгебраической разности уклонов:
2‰ и менее – на дорогах I-a, I-б, I-в и II категорий;
5‰ и менее – на дорогах III, IV и V категорий с дорожной одеждой усовершенствованного типа;
20‰ и менее – на дорогах IV и V категорий с дорожной одеждой переходного и низшего типов.
При этом длина прямой должна составлять не менее 150 м.
Наименьшие радиусы кривых в плане следует определять по формуле
, (1)
где v – расчетная скорость, км/ч;
μ – коэффициент поперечной силы, определяемый по формуле
(2)
iпп – поперечный уклон проезжей части в долях единицы, принимается для виража со знаком «плюс», для двускатного поперечного профиля – со знаком «минус».
Длина прямого участка новой дороги в пределах видимости по условиям продольного профиля, как правило, не должна превышать значений, приведенных в таблице 10.
Таблица 10
Расчетная скорость, км/ч
|
140
|
120; 100
|
80
|
Длина прямого участка, м, не более
|
4000
|
2000
|
1500
|
-
При проектировании новых дорог следует избегать вставок прямых участков между кривыми в плане, меньших значений, приведенных в таблице 11.
Таблица 11
Расчетная скорость, км/ч
|
140
|
120
|
100
|
80
|
Длина прямого участка, м, не менее
|
700
|
500
|
400
|
350
|
При углах поворота трассы до 5° длина кривой в плане должна быть не менее значений, приведенных в таблице 12.
|
|
|