Навигация по странице:
|
ТКП 45.3.03.19-2006 Автомобильные дороги. Нормы.... Кодекс ткп 45 03192006 (02250) установившейся практики
Укрепление земляного полотна и водоотводных сооружений и специальные геотехнические конструкции
Типы укреплений откосов земляного полотна и водоотводных сооружений должны отвечать условиям работы укрепляемых сооружений, учитывать свойства грунтов, особенности погодно-климатических факторов, конструктивные особенности земляного полотна и обеспечивать возможность механизации работ и минимум приведенных затрат на строительство и эксплуатацию дорожных сооружений.
Подтопляемые откосы насыпей следует защищать от волнового воздействия, а также от гидростатического и эрозионного воздействия воды соответствующими типами укреплений в зависимости от гидрологического режима реки или водоема.
При соответствующем технико-экономическом обосновании взамен укрепления допускается выполнять уположение откосов (пляжный откос). Крутизну устойчивого к водному воздействию откоса следует определять расчетом в зависимости от гидрологических и климатических условий и вида грунта насыпи.
Защитные и удерживающие сооружения, применяемые при возведении земляного полотна, следует проектировать индивидуально на основе требований П2 к СНиП 2.05.02.
8 ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА
-
Общие положения
Дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к дороге и обеспечивать расчетную скорость, безопасность и комфортабельность движения транспортных средств. Это достигается обоснованным выбором и проектированием дорожной одежды и покрытия проезжей части, укрепленных и разделительных полос.
Выбор типа дорожной одежды и материала покрытия следует производить в зависимости от категории дороги в соответствии с таблицей 22. Изменение области применения дорожных одежд по сравнению с данными таблицы 22 допускается после технико-экономического обоснования принятого решения.
Таблица 22
Тип дорожной одежды
|
Вид покрытия, материал и способ укладки
|
Категория дороги
|
Капитальный
|
Монолитный цементобетон
|
I-a, I-б, I-в, II-V
|
Сборный железобетон
|
IV, V
|
Асфальтобетон щебеночно-мастичный; асфальтобетон из плотных смесей марки I, укладываемых в горячем и теплом состоянии
|
I-a, I-б, I-в, II
|
Асфальтобетон из плотных смесей марки II, укладываемых в горячем и теплом состоянии
|
III, IV
|
Облегченный
|
Асфальтобетон из плотных смесей марки I, укладываемых в холодном состоянии
|
III, IV
|
Асфальтобетон из плотных смесей: марки III, укладываемых в горячем и теплом состоянии, марки II, укладываемых в холодном состоянии; каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, на дороге, пропитки (полупропитки); органо-минеральные смеси
|
IV, V
|
Переходный
|
Щебеночное покрытие из щебня прочных пород, устроенное по способу заклинки без применения вяжущих; грунты и малопрочные каменные материалы, укрепленные вяжущими; мостовые; щебеночно (гравийно)-песчаные смеси
|
IV, V
|
Низший
|
Грунты, укрепленные или улучшенные различными местными материалами
|
V
|
Примечание – На дорогах IV категории, относящихся к республиканским, следует предусматривать дорожную одежду капитального типа. Дорожную одежду облегченного типа следует предусматривать на республиканских дорогах при расчетной интенсивности движения менее 1000 ед./сут и на местных дорогах; дорожную одежду переходного типа допускается устраивать при расчетной интенсивности движения менее 500 ед./сут.
|
Дорожные одежды по сопротивлению нагрузкам от транспортных средств и характеру деформирования следует подразделять на две группы: жесткие и нежесткие.
К жестким дорожным одеждам следует относить одежды, имеющие цементобетонные монолитные или сборные покрытия, а также основания из цементобетона. Нежесткие одежды состоят из асфальтобетона, из каменных материалов и грунтов, укрепленных битумом, цементом, известью и другими вяжущими, в том числе на основе отходов производства (зола уноса, шлак, цементная пыль и др.), а также зернистых материалов (щебень, гравий, шлак и др.).
-
При конструировании дорожной одежды следует руководствоваться следующими принципами.
Вид покрытия, конструкция дорожной одежды в целом должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к дороге соответствующей категории и ожидаемым в перспективе составу и интенсивности движения.
Конструкция одежды должна учитывать местные природные и грунтово-гидрологические условия, обеспечивать эффективное осушение и морозоустойчивость.
Материалоемкость и энергоемкость дорожных и транспортных составляющих, определенные по сумме приведенных капитальных вложений, должны быть минимальными.
При назначении конструкции дорожной одежды необходимо учитывать региональный опыт строительства и эксплуатации дорог, уделяя особое внимание новым конструктивным решениям, прошедшим опытную проверку.
Дорожную одежду укрепленных полос следует принимать, как правило, такой же конструкции, как и проезжей части. В случае, если конструкция отличается, ее следует рассчитывать на нагрузку от интенсивности движения, соответствующую 1/3 расчетной.
Дорожная одежда остановочной полосы должна быть капитального или облегченного типа и рассчитана на статическую нагрузку от наиболее тяжелого автомобиля при единичном нагружении.
Поверхность остальной части обочин следует укреплять в зависимости от интенсивности и характера движения, грунтов земляного полотна и особенностей климата засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других местных материалов, обеспечивающих устойчивость земляного полотна.
Для автомобильных дорог с расчетной интенсивностью движения 3000 ед./сут и более, а также на участках применения допускаемых расчетных скоростей (по таблице 4) при интенсивности движения 1000-3000 ед./сут следует применять покрытия, обеспечивающие более высокие коэффициенты сцепления шин с поверхностью проезжей части (из щебеночно-мастичных и плотных асфальтобетонов типов А, Г и Б по СТБ 1033 – с использованием щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород), а также поверхностные обработки.
Жесткие дорожные одежды
Расчет толщины бетонного покрытия следует производить с учетом величины и повторяемости суммарных напряжений от транспортных нагрузок и температуры.
В бетонном покрытии необходимо предусматривать поперечные и продольные швы. К поперечным швам относятся швы сжатия, расширения, коробления и рабочие швы.
Необходимость устройства швов расширения в монолитных бетонных покрытиях и расстояние между ними следует обосновывать расчетом с учетом климатических условий и конструктивных особенностей покрытия, за исключением примыкания к мостам и путепроводам, где их устройство обязательно.
Деформационные швы в покрытии должны быть защищены от проникания поверхностных вод и засорения путем заполнения их специальными герметизирующими материалами, отвечающими требованиям деформативности, адгезии к бетону, температурной устойчивости, химической стойкости.
Для предупреждения образования уступов в поперечных швах, превышающих 3 мм, при тяжелом и интенсивном движении транспорта (на дорогах I-a, I-б, I-в и II категорий) следует предусматривать штыревое соединение плит, а в качестве основания применять материалы малой эрозионности (тощий бетон, асфальтобетон).
Для снижения эрозии основания в зоне стыка цементобетонного покрытия проезжей части и асфальтобетонного покрытия укрепленной полосы обочины необходимо предусмотреть устройство продольного шва с заполнением его герметизирующими материалами.
-
При проектировании конструкции дорожной одежды, включающей асфальтобетонное покрытие на цементобетонном основании, следует предусматривать мероприятия, направленные на снижение вероятности образования отраженных трещин в асфальтобетоне. К таким мероприятиям относятся:
применение трещинопрерывающих слоев из зернистых, эластичных, высокопористых, высокопрочных или уменьшающих трение материалов, в том числе рулонных;
устройство защитного слоя из материалов повышенной деформативности при низких температурах;
устройство температурных швов в асфальтобетонном покрытии;
повышение трещиностойкости асфальтобетона за счет модификации битума и дисперсного армирования;
увеличение толщины асфальтобетонного покрытия.
Нежесткие дорожные одежды
Нежесткие дорожные одежды на полосах движения проезжей части следует рассчитывать на прочность с учетом кратковременного многократного действия подвижных нагрузок. Продолжительность действия нагрузки следует принимать равной 0,1 сив расчет вводить соответствующие этой продолжительности значения модуля упругости и прочностных характеристик материалов и грунтов.
Дорожные одежды на площадках отдыха, автобусных остановках, обочинах следует рассчитывать на продолжительное действие нагрузки (10 мин). Повторность нагружения в этом случае допускается не учитывать.
Нежесткие дорожные одежды следует рассчитывать с учетом уровня надежности по следующим критериям:
сопротивление упругому прогибу всей конструкции;
сопротивление растяжению при изгибе монолитных слоев;
сопротивление сдвигу в слоях дорожной одежды и в грунте земляного полотна;
морозоустойчивость и осушение.
-
В качестве оснований для дорог I-a, I-б, I-в и II категорий следует применять, как правило, монолитные материалы (пористый и высокопористый асфальтобетон, каменные материалы и грунты, укрепленные цементом, отходами и побочными продуктами промышленности, обладающими вяжущими свойствами, тощий бетон, а также слои из каменных материалов с пропиткой цементопесчаной смесью).
Дополнительные слои дорожных одежд
При невозможности выполнения требований 7.3.1 - 7.3.7, а также в случаях, когда необходимая по условиям прочности толщина дорожной одежды не превышает 2/3 глубины промерзания, следует предусматривать противопучинные мероприятия в соответствии с 7.3.8, обеспечивающие достаточную морозоустойчивость дорожной одежды.
Поверх рабочего слоя земляного полотна из глинистых и пылеватых грунтов следует предусматривать дренирующий слой, предназначенный для сбора и отвода воды, поступающей в дорожную одежду сверху или снизу, толщину которого следует определять расчетом. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности у песка, применяемого для устройства дренирующего слоя, должен быть не менее 1 м/сут.
Дренирующий слой допускается не предусматривать на участках дорог с морозозащитным слоем или с верхней частью рабочего слоя, устроенного в соответствии с 7.3.7, из непучинистых или слабо-пучинистых песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации не менее 0,2 м/сут, в которых может разместиться вся поступающая в основание дорожной одежды вода.
Материалы для дорожных одежд
Для цементобетонных покрытий и оснований следует применять тяжелый и мелкозернистый бетоны по СТБ 1310.
Бетон для покрытий и оснований должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633 и таблицы 23.
Таблица 23
Категория дороги
|
Назначение бетона
|
Минимальный проектный класс бетона по прочности на растяжение при изгибе
|
Минимальный проектный класс бетона по прочности на сжатие
|
Минимальная проектная марка бетона по морозостойкости
|
I-a, I-б,
I-в, II
|
Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия
|
Btb4,0
|
В30
|
F150
|
Нижний слой двухслойного покрытия
|
Btb3,2
|
В22,5
|
F50
|
III
|
Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия
|
Btb3,6
|
В27,5
|
F150
|
Нижний слой двухслойного покрытия
|
Btb2,8
|
В20
|
F50
|
IV
|
Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия
|
Btb3,2
|
В25
|
F150
|
Нижний слой двухслойного покрытия
|
Btb2,4
|
В15
|
F50
|
I-V
|
Основание
|
Btb1,2
|
В5
|
F50
|
Примечания
1 При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытия дорог I-a, I-б, I-в, II и III категорий допускается применять тяжелый бетон, как для дорог III категории.
2 Классы бетона по прочности на сжатие следует учитывать только при проектировании железобетонных и предварительно напряженных покрытий.
3 Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНБ 2.04.02.
4 Допускается устройство цементобетонных покрытий для дорог IV категории при соответствующем технико-экономическом обосновании.
|
Асфальтобетонные и органоминеральные смеси для покрытий должны применяться в соответствии с СТБ 1033, ГОСТ 30491 и таблицей 24.
При соответствующем технико-экономическом обосновании для обеспечения повышенной сдвига-устойчивости и трещиностойкости асфальтобетонных покрытий следует применять асфальтобетоны с использованием полимерно-битумных вяжущих.
Асфальтобетонные и органоминеральные смеси и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для оснований должны применяться в соответствии с таблицей 25.
Таблица 24
Категория дороги
|
Материал покрытия
|
верхнего слоя
|
нижнего слоя
|
I-a, I-б, I-в, II
|
Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов ЩМСц, А, Б, В и Г марки I
|
Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки I
|
III, IV
|
Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II
Холодные асфальтобетонные смеси типов Бх, Вх и Гх марки I
|
Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II
Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
|
IV, V
|
Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III
|
Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II
|
Холодные асфальтобетонные смеси типов Бх, Вх, Гх и Дх марки II
|
Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими.
Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
|
Органоминеральные смеси по ГОСТ 30491
|
Органоминеральные смеси по ГОСТ 30491
|
|
|
|