Навигация по странице:
|
Политология. М. В. Бутырина политология
8.3. Понятие политической системы, ее структура
Понятие политической системы является одним из самых широких категориальных понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой. Данное понятие позволяет, с одной стороны, выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни, а с другой – свести воедино основные элементы политической жизни общества.
Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования политической власти.
Анализ функционирования политической системы предполагает характеристику ее внутренней структуры. Политическая система выступает как целостное образование, в единстве своих частей. В то же время она состоит из относительно самостоятельных подсистем.
В структуре политической системы, как правило, выделяют следующие взаимодействующие подсистемы:
1) Институциональная подсистема. Она состоит из политических институтов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная система. Она включает государство и его органы, политические партии и группы интересов, избирательную систему, СМИ, церковь и т.д. Особая роль принадлежит государству как основному субъекту политики и власти.
Этой подсистеме принадлежит ключевая роль, так как здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможность и границы функционирования всей политической системы.
2) Нормативная подсистема. Она опирается на политико-правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе принципы.
Нормативная подсистема регулирует общественные взаимосвязи, формирование и деятельность политических институтов, функционирование политической системы и общества в целом. Она определяет не только цели и направления функционирования всей политической системы, но и желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения ее укрепления.
Функциональная подсистема. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления.
Эта подсистема является основой политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.
4) Коммуникативная подсистема. Она представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы (отношения по поводу управления обществом, связанные с борьбой за власть, неформальные отношения, не закрепленные в существующих правовых нормах), и включает разнообразные формы и принципы взаимодействия.
Данная подсистема устанавливает связи между различными институтами политической системы (например, партии – государство, группы интересов – партии, политическая система – экономическая система и т.п.). К ней относятся каналы передачи информации правительству, СМИ.
5) Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политические концепции, теории, взгляды и играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.
Культурно-идеологическая подсистема обеспечивает сохранение и воспроизводство существующей модели общества. В то же время в ней происходят процессы, связанные не только с подтверждением, но и с видоизменением данной модели общественного устройства.
Каждая из главных подсистем политической системы общества организована на трех уровнях власти:
мегауровне (центральный аппарат государственного управления);
мезоуровне(региональная и муниципальная власть);
неинституционализированном микроуровне (массовое участие общественных групп и граждан в политике).
Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, но в конкретных условиях разных государств эти подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Поэтому реальные политические системы современного мира очень разнообразны.
Политическая система призвана решать следующие задачи:
политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);
согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интеграция социума);
ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (поддержание образца);
восприятие и реагирование на потоки информации (информационно-коммуникативное обеспечение).
Главное назначение политической системы – руководство и управление общественными делами. Политическое руководство – это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, управление – их реализация.
8.4. Функционирование политической системы в обществе
В современной науке анализ функционирования политической системы общества осуществляется на основе модели (Д. Истон, Г. Алмонд и др.), представленной на рис.8.1.
Среда
|
требования
|
|
решения и
|
Среда
|
«вход»
|
|
Политическая система
|
|
«выход»
|
Среда
|
поддержка
|
|
действия
|
Среда
|
Обратная связь
|
Рис. 8.1. Политическая система: модель Д. Истона
Политическая система – саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивного и деструктивного характера) и поддержки.
Требования бывают:
распределительными (заработная плата, рабочее время, условия получения образования, услуги и т.п.);
регулировочными (обеспечение внутренней и внешней безопасности, контроль над рынком и т.п.);
коммуникативными (предоставление политической информации, демонстрация политической силы и т.п.).
Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Вопросы, поступающие от правящей элиты, имеют мало общего с интересами и желаниями граждан (например, применение насилия в отношении отдельных социальных групп, начало войны и т.п.).
Поддержкаможет выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти и ее символам.
Г. Алмонд разработал одну из самых известных классификаций функций политической системы.
Функции политической системы на «входе»:
политическая социализация – приобщение членов общества к политической деятельности;
политическое рекрутирование – отбор людей для заполнения различных структур власти;
артикуляция (выражение) интересов, т.е. выдвижение требований к тем, кто вырабатывает решения;
агрегирование интересов – согласование и обобщение требований, превращение их в некую позицию, придание ей вида политической платформы;
политическая коммуникация;
различные виды взаимодействий, в том числе информационные.
Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны ею учитываться. Результатом функционирования политической системы является выход информации. Он осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия оказывают воздействие на окружающую среду.
Функции политической системы на «выходе»:
нормотворчество, т.е. разработка правил и законов, регулирующих поведение;
применение правил и процедур введения их в действие;
контроль за соблюдением правил;
истолкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение.
Поддержка со стороны окружающей среды будет усиливаться, если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многих слоев и групп населения. Усилятся и стабилизационные процессы в обществе. Если же политические решения полностью или частично не соответствуют ожиданиям граждан, они будут порождать новые требования и могут привести к негативным процессам (при определенных условиях к полному кризису политической системы), что дестабилизирует всю общественную жизнь.
Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие будет слабым, тогда политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, что также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, в результате чего принимаются ошибочные решения.
Функционирование политической системы предполагает тщательное изучение политической ситуации и максимальный учет ее особенностей. Только на этой основе возможна выработка адекватного политического решения проблем. Основное внимание должно быть уделено множественности общественных интересов, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.
Вопросы и задания
1. В чем состоит значимость системного подхода к анализу человеческого социума и его политического бытия?
2. Каково соотношение понятий «политика» и «политическая система»?
3. Как функционирует политическая система общества?
4. Какова значимость гражданского общества в свете современных представлений о политической системе?
5. Объясните значение каждой подсистемы для нормального функционирования политической системы.
6. Что общего между общественными политическими системами, и какие особенности придают им индивидуальные отличия?
7. Представьте модель политической системы, в которой поступающие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.
8. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
а) политическая коммуникация;
б) агрегирование интересов;
в) требования;
г) структурная дифференциация;
д) «выход» политической системы;
е) функции;
ж) роль;
з) «вход» в политическую систему;
и) политическая стабильность;
к) политический риск;
л) политическая система;
м) поддержка;
н) артикуляция интересов;
о) эффективность политической системы;
п) политический институт;
р) адаптация;
1) устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;
2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;
3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование данной системы» (Р. Мертон), «доступная наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему» (Г. Алмонд);
4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;
5) совокупность реакций политической системы, проявляющаяся в принятии формально-правовых норм, решений и их реализации;
6) смоделированное поведение;
7) «выражение мнения о том, что уполномоченные на то лица осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);
8) «совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимо-действия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения легитимного насилия» (Г. Алмонд);
9) процесс преобразования настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования;
10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в политике и экономике;
11) лояльность по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;
12) приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;
13) распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;
14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;
15) систематизированные и практически используемые формы политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Именно структура представляет системный характер. Она состоит из таких элементов, что изменение любого из них влечет за собой изменение всех остальных» (К. Леви-Стросс, французский этнограф, антрополог и социолог ХХ в.).
«Политическая система может быть определена как совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитетным способом привносятся в общество; это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем» (Д. Истон, американский политолог ХХ в.).
«Лучше тот строй, который прежде всего отвечает человеческому характеру в его обычной амбивалентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, но в то же время оказывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие, для их способности к добру» (Б. Сутор, немецкий политолог ХХ в.).
Темы докладов, рефератов, сообщений
Развитие системных представлений об обществе и политике.
Вариативность современных научных представлений о политической системе общества.
Структура и функции реальных политических систем.
Основные элементы политической системы и отношения между ними.
Виды, функции подсистем как составляющих политической системы.
Политические системы современных обществ.
Условия политической стабильности и методы ее обеспечения.
Политическая стабильность советской и российской политических систем: сравнительный анализ.
Литература
Андреев, С. Политические системы и политическая организация общества / С. Андреев // Социально-политические науки. – 1992. – № 1. – С. 23–34.
Анохин, М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость / М.Г. Анохин. – М.: Агентство «Инфомарт», 1996. – 305 с.
Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Верба // Полис. – 1992. – № 4. – С. 122–134.
Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций / Г. Алмонд // Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М.: Мысль, 1997. – Т. 2. Зарубежная политическая мысль. – С. 593–610.
Берталанфи, Л. История и синтез общей теории систем / Л. Берталанфи // Системные исследования. Ежегодник, 1973. – М.: Наука, 1973. – С. 20–37.
Дербишайр, Д.Д. Политические системы мира / Д.Д. Дербишайр. – В 2 т. – М.: Рипол Классик, 2004. – Т. 1. – 495 с.
Дианов, М. Инициативы президента по изменению политической системы и особенности российского федерализма / М. Дианов // Вестник аналитики. – 2005. – № 1. – С. 7–13.
Ежов, Д. Вперед в прошлое: Новый проект политической системы России / Д. Ежов // Свободная мысль. – XXI. – 2005. – № 3. – С. 78–89.
Истон, Д. Категории системного анализа политики / Д. Истон // Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М.: Мысль, 1997. – Т. 2. Зарубежная политическая мысль. – С. 630–642.
Кабаченко, А.П. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития / А.П. Кабаченко // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2001. – № 3. – С. 102–119.
Науменко, Т.В. Массовые коммуникации в политической структуре общества / Т.В. Науменко // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. – 2003. – № 3. – С. 102–129.
Пантин, В.И. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования / В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Полис. – 2002. – № 2. – С. 6–19.
Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 270 с.
Пляйс, Я.А. Диалектика взаимодействия политических и партийных систем / Я.А. Пляйс // Полис. – 2004. – № 6. – С.103–104.
Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 558 с.
Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 535 с.
Цветкова, Е. Политическая система Россия страдает синдромом политико-идеологического дефицита / Е. Цветкова, Н. Корольков, С. Фролов // Власть. – 2005. – № 3. – С. 16–22.
Яковлев, А.Н. Реформация в России / А.Н. Яковлев // Общественные науки и современность. – 2005. – № 2. – С. 5–15.
|
|
|