Главная страница
Навигация по странице:

Понятие, предмет и методология теории государства и права. Теория государства



Скачать 297.35 Kb.
Название Понятие, предмет и методология теории государства и права. Теория государства
Анкор Shpory.docx
Дата 28.04.2017
Размер 297.35 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Shpory.docx
Тип Документы
#4553
страница 3 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Рабовладельческое государство выступает как орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Достоинства данной типологии:

1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;

2) объяснение поэтапности, естественно-исторического характера развития государства.

Слабые стороны:

1) односторонность, формализм;

2) недооценка духовных факторов.

В рамках цивилизационного подхода (представители: А. Тойнби, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.). Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др. (С. С. Алексеев)

Достоинства цивилизационного подхода:

1) выделение культурных факторов;

2) наличие более четкой типологии государств.

Недостатки:

1) недооценка социально—экономических факторов;

2) преобладание типологии общества, а не государства.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические


  1. Формы государства: понятие и элементы

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

И. А. Ильин: форма государства – не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно "так" — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма государстваэто способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Элементами формы государства выступают:

  1. форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. государства подразделяются на монархические(в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха.) и республиканские(в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.));

  2. форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. государства делятся на унитарные (цельное, единое, централизованное государство, кот-е состоит из админ. единиц и не имеет в своем составе иных гос. образований -Швеция, Дания ) и федеративные (сложное, союзное государство);

  3. политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти (демократический и антидемократический (тоталитарный, авторитарный) политические режимы).

Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.


  1. Форма государственного устройства: понятие, виды и особенности.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест – О.О. Миронов.

По форме государственного устройства государства бывают:

  1. Простое (унитарное) государство – цельное, единое, централизованное государство, кот-е состоит из админ. единиц и не имеет в своем составе иных гос. образований. Признаки: 1) наличие единых для всей страны высших органов гос. власти; 2) единая законодательная система (наличие одной конституции); 3) в составе гос-ва отсутствуют иные гос. образования, а присутствуют админ. ед. (провинции, префектуры). Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

  2. Сложные формы гос. устр.:

  1. федеративное государство(сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. Признаки: 1) состоит из суверенных образований, облад. полит. и хоз-ной самостоятельностью; 2) наличие 2-уровневой системы гос. органов (федеральные и субъектов федерации); 3) наличие двойного гражданства; 4) двойная система законодательства; 5) многоуровневая система налогообложения. Федерация может быть построена в соотв. со след. принципами: 1) территориальный; 2) национальный; 3) смешанный. В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства.

Выделяют симметричную федерацию (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметриичную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. Первой является Германия, второй — Россия. Наконец, федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта образования в Основном законе страны).

  1. конфедерация(форму объединения, государств, сохраняющих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные. Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

«Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», – говорится в статье 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 г. об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций таким правом наделялись.

  1. Кроме названных имели место и некоторые другие специфические формы государственного устройства: империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, римская, британская, российская) существовали в различные исторические эпохи. Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.



  1. Формы государственного правления: типичные и новые.

Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением. На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии: а) наличие единоличного главы государства; б) передача власти по наследству представителям правящей династии; в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно; г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.);

дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.);

2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики: а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти; б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви; г) сменяемость и выборность представительной власти; д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

В. Л. Кулапов выделяет также аристократическую республику (Рим, Спарта), где широкие слои населения не допускались к управлению, а государством руководил обособленный чиновничий класс.

Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольности парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти. (Чиркин – нетипичные формы правления, н-р, монархическая республика)


  1. Политический режим: понятие и виды.

Политический режим (государственно-правовой) – это совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

В.Л. Кулапов отмечал, что государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

Полит. и гос. режимы соотносятся как целое и часть: гос. режим – это составная часть и элемент полит. режима.

Политический режим – более широкое понятие, чем гос. режим, поскольку включает не только методы и приемы гос. властвования, но и хар-ные особенности, способы деятельности негос. органов.

Виды политических режимов:

  1. демократический. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

  • провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

  • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

  • предполагается существование правового государства и гражданского общества;

  • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

  • доминируют методы убеждения, компромисса;

  • политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

  • гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

  • реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

  1. антидемократический. Для антидемократического режима характерно: 1. господство беззакония и террора; 2. отсутствие политического плюрализма; 3. запрещение деятельности оппозиционных партий; 4. отсутствие демократических прав и свобод граждан; 5. отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.

Антидемокр. режим в свою очередь имеет след. разновидности: авторитарный, тоталитарный, фашистский, расистский.

Авторитарный режим характеризуется ограничением прав и свобод гр-н, возможностью запрета полит. партий, ограничение роли выборов гос. органов и усиление исполнительной власти.

Тоталитарный режимпредставлен в лице диктатора. Установлен полный контроль над всеми сторонами общественной жизни. Для него характерно наличие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массовый террор.

Основой фашистского режима является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы. Полное лишение демократических прав и свобод, уничтожение всех оппозиционных учреждений и организаций.

Расистский режим характеризуется принижением всех наций, кроме одной с применением геноцида и апартеида.

Кроме того, в научной литературе, кроме указанных выше, выделяют и такие режимы, как деспотический; тиранический; либерально-демократический; собственно-демократический и др.

Кулапов также отмечал конституционно-авторитарный режим - ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан; переходные режимы - формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.


  1. Форма современного российского государства.

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. “Гибридный” характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.

А.Б. Венгеров: федерализм в России во многом уникален. Поскольку почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. В мире более типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают центр и передают ему часть своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра – субъектам, самостоятельность которых неравномерно увеличивается. Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов. В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти и Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет. Практически все процессы замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Демократия в России практически носит формальный характер, она не выражает интересы большинства населения.

Характерные черты государственного строя РФ: 1) демократизм; 2) республиканская форма правления; 3) федерализм; 4) разделение властей; 5) идеологическое и политическое многообразие; 6) признание и гарантирование местного самоуправления; 7) правовое государство; 8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ; 9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Форма правления – республиканская - форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2)срочность; 3) зависимость от избирателей.)

Российское государство – это полупрезидентская республика. (гос. Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).)Российское государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма: 1) добровольность объединения субъектов РФ; 2) равноправие субъектов РФ; 3) государственная целостность; 4) самоопределение народов, наций и национальностей; 5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т. д.

Государственно—правовой режим РФ – демократический. (Синюков: Россия – нетипичная федерация, сочетает в себе национально-государственные (республики), административно-территориальные (области) и национально-территориальные (автономные округа) образования).


  1. Политическая система общества и её структура. Государство в политической системе общества.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
написать администратору сайта