Главная страница
Навигация по странице:

Понятие, предмет и методология теории государства и права. Теория государства



Скачать 297.35 Kb.
Название Понятие, предмет и методология теории государства и права. Теория государства
Анкор Shpory.docx
Дата 28.04.2017
Размер 297.35 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Shpory.docx
Тип Документы
#4553
страница 4 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Политическая система - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все эти субъекты политики, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Т.о., политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом. В юр. литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности.

1. Институционный (организационный) элемент является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (организации, фонды, органы самодеятельности и т.п.) политические партии как специфический субъект и др.

2. Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах политических партий, нормы права, содержащиеся в Конституции, ФЗ «Об общественных объединениях» и др.;

3. Функциональный элемент раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (например, политические действия - проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.;

4. Идеологический элемент включает в себя теории, представления, понятие об обществе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.

5. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.

С. С. Алексеев выделяет: Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне — с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты).

Функции политической системы: обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.); управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения; мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и решения задач; выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии); политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в «работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности); легитимация политической власти (достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Место и роль государства в политической системе общества.

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

  • устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;

  • регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

  • может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

С. С. Алексеев: Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Т. к. 1.Государство – альтернатива бесплодной борьбы между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. 2. Государство – организационная форма, союз людей, объединившихся для совместного проживания. 3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. => государство – политическая организация экономически господствующего класса. 4. Государство – первый результат политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. 5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

Роль права в политической системе общества: 1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения); 2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил; 3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, Конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.); 4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.; 5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые должны действовать в их рамках. Так, любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий.


  1. Функции государства: понятие и классификация. Функции современного российского государства.

Функции гос-ва – основные направления деятельности государства, в кот-х выражается его сущность и национальное значение.

Признаки функций:

  1. устойчиво сложившийся предмет деятельности гос-ва во всех сферах общественной жизни;

  2. это исторически изменчивое явление, кот. может менять свой состав в зависимости от целей гос-ва;

  3. охватывают его деятельность в целом и они находятся между собой в тесном взаимодействии.

Не следует отождествлять такие категории, как цели, задачи и функции гос-ва.

Цель – это то, к чему стремится государство. Задачи – средство достижения цели.

Функции – основные направления деятельности гос-ва для решения задач.

1)В зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства:

Внутренние функции – основные направления деятельности гос-ва по решению внутренних задач и проблем:

-экономическая – управление гос. собственностью, вопросы приватизации и монополизации права;

-социальная – поддержка инвалидов, ветеранов; предоставление здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения;

-культурная функция;

-налоговая/фискальная функция;

-экологическая;

-охрана правопорядка и защита прав и свобод ч-ка и гр-на.

Внешние ф-ии - основные направления деятельности гос-ва на международной арене:

-обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику;

-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;

-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, участие в охране окружающей природной среды и др.

2)С. С. Алексеев: по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

3)М. И. Байтин: в зависимости от значимости: основные (функ. охраны обществ-го порядка) и неосновные (ф. рассмотрения споров). Байтин придерживается традиционного определения, что в итоге звучит «неосновные основные направления деятельности гос-ва»

4)Н. И. Матузов: в зависимости от продолжительности действия: постоянные (на всех этапах развития – эконом.) и временные (прекращают действие с решением опред. задачи – оказание помощи региону после землетряс.); в завис-ти от принципа раздел-я властей: законодат. (правотворческие), исполнительные (управленческие), судебные.

От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);

На основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства) Ещё ученые – Л. А. Морозова.


  1. Формы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций (М.С. Строгович и др.); во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции (М.И. Байтин).

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным формам относятся:1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Алексеев: В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют убеждение(поощрять к опред-й деятельности, обеспечивая свободу выбора) и принуждение (склонять к деятельности посредством силового давления), поощрение(через вознаграждение побуждать следовать действиям) и рекомендации(ориентировать на действия) и т.д.


  1. Глобализация и функции госудрства.

Глобализация — это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками. Возрастание влияния глобализации на жизнь всех государств не может не сказываться в первую очередь на внутренних и внешних функциях государства. Обычно в юридической литературе отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интернационализация, т.е. придание внутренним функциям значительного международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства.

Глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции, т.е. обязанности государства обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. В плане реализации политической функции государства заслуживает пристального внимания проблема государственного суверенитета, обеспечение которого, как и его защита, составляют важный аспект анализируемой функции.

Современные процессы глобализации отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств. Указанные процессы серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства.

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства. Глобализация и интернационализация мировых экономических процессов подвергли кардинальному преобразованию рынок труда и отношения занятости.В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию государства: в достижении высокого качества окружающей среды заинтересовано все международное сообщество. Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит странам, обладающим высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсовым потенциалом. На долю этих стран приходятся значительные масштабы загрязнения природной среды, в том числе появление «парникового эффекта», изменения климата на Земном шаре.К числу функций государства, имеющих не только внутренний, но и глобальный аспект, относится функция защиты и охраны прав и свобод личности. Права человека признаны всем международным сообществом в качестве общечеловеческой ценности. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в отношении соблюдения стандартов прав и свобод личности, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами прав и свобод человека и гражданина.Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Появление общих интересов у государств, единение их на базе общечеловеческих интересов обусловили интернационализацию национальных интересов государств. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне.



  1. Механизм государства и государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
написать администратору сайта