Навигация по странице:
|
Понятие, предмет и методология теории государства и права. Теория государства
М. И. Байтин: механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления.
Механизм (аппарат) государства – система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Структурными элементами механизма государства являются государственный аппарат под которым понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти, а также государственные учреждения, предприятия и государственные служащие.
Структурными элементами механизма государства являются - Орган государства, - Государственное учреждение (это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних), - Материальные средства (часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы).
Особенности:
состоит из служащих (лица профессионально занимаются управленческой деятельностью и получают за это денежн. вознаграждение);
состоит из системы гос. органов, кот. связ. между собой отношениями соподчинения;
совершает действия, которые явл. монополией государства;
сост. из различных видов мат. средств, кот. способствуют осуществлению деятельности государственного механизма;
обеспечивается едиными целями и задачами.
Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.
Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства: Президент, правительство, министерства (комитеты, службы, надзоры, комиссии), ФС РФ, ВС, КС, ВАС РФ, вооруженные силы (Байтин отдельно выделил).
Органы государства и их классификация.
Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства. М. И. Байтин: Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками. Государственный орган наделен властными полномочиями.
Признаки органа государства: 1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера;2) наличие собственной структуры;3) наделение государственно—властными полномочиями;4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом;5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме;6) выполнение строго определенных государственных функций и задач;7) наличие права на издание юридических актов;8) наличие необходимых материальных средств;9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов;10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.
Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие – Байтин М.И.
Виды государственных органов:
1) в зависимости от порядка формирования:а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);
2) в зависимости от объема полномочий:а) высшие – правительство, парламент и др.;б) центральные – министерства;в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;
3) в зависимости от широты компетенции: а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.; б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;
4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих: а) коллегиальные – правительство;б) единоличные – президент;
5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности: а) законодательные;б) исполнительные;в) судебные;г) контрольно—надзорные органы;
6) в зависимости от действия в пространстве: а) федеральные государственные органы;б) органы государственной власти субъектов федерации;
7) в зависимости от длительности действия: а) постоянные;б) временные;
8) в зависимости от правовых форм деятельности: а) правотворческие; б) правоприменительные; в) правоохранительные.
Гражданское общество и государство.
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Его особенности:
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан. Государство призвано выражать их общие интересы.
Государство и только оно располагает аппаратом принуждения.
Государство творит право, обязательное для него самого и всех других политических институтов.
Государство имеет возможность воздействовать на другие элементы политической системы.
В государстве рождается бюрократия, т. е. появляется особая социальная группа с особыми интересами, отличными от общественных интересов. Бюрократия имеет возможность реализовать бюрократический интерес непосредственно, злоупотребляя своими должностными полномочиями.
Гражданское общество – система общественных отношений, складывающихся в обществе между частными лицами и их объединениями с целью удовлетворения их частных интересов.
Признаки гражданского общества:
это система общественных отношений, прямо не связанных с осуществлением политической власти;
это отношения между юридически равными индивидами;
эти отношения основаны на свободе индивидов, которые сами определяют, где, когда и с какой целью они вступают в подобные отношения;
эти отношения движутся частными потребностями и интересами индивидов;
государство по возможности не вмешивается в эти отношения, хотя вправе в общих интересах устанавливать и охранять общеобязательные нормы в этой сфере;
эти отношения регулируются нормами частного права.
В политической системе государство взаимодействует с иными политическими институтами:
политическими партиями и иными общественными объединениями (в том числе религиозными);
группами давления (так называемыми лоббистами, такими как ВПК, экспортеры нефти и др.), СМИ
Гражданское общество и лгосударство, обладая относительной самостоятельностью по отношению друг к другу, вместе с тем составляют единое, не лишенное противоречий целое. Ни государство, ни гражданское общество не способны к самостоятельному, более того — взаимоисключающему сосуществованию. Государство—закономерный продукт развития общества, оно появляется тогда, когда в недрах этого общества объективно назрела потребность в таком образовании как государство.
Содержание направлений взаимодействия государства и гражданского общества в целом может характеризоваться наличием у последнего права на невмешательство государства в определенную сферу жизнедеятельности личности, права на участие в формировании определенных органов государства, управлении некоторыми его делами, права на определенные услуги государства.
Государство и церковь. Светское государство.
Взаимодействие государства и церкви детерминируется ее двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза.
В зависимости от отношения к религии в современном мире выделяют:
1. Теократическое государство – это государство, в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви. В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы. Сегодня такими государствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.).
Признаки светского государства:
1) отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;
2) невмешательство церкви в государственные функции;
3) выполнение церковью исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества;
4) отсутствие контроля об отношении граждан к религии;
5) охрана государством законной деятельности религиозных объединений;
6) отрицание религиозных норм в качестве источников права;
7) гарантия свободы религии, обеспечение равенства всех религиозных объединений перед законом.
Основной признак светского государства — отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви, российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.
3. Клерикальное государство – государство, где власть сливается с церковью, однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль.
4. Атеистическое государство — это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствах запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.
Правовое и социальное государство: сущность и основные черты.- это разные понятия
Правовое государство – это форма организации и деятельности гос-ной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права. Право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и гос-ва, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой гос-ности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных гос-вах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового гос-ва. Взаимосвязь гос-ва и права в правовом гос-ве И. Кант обосновал идею о правовом гос-ве как о такой гос-ной власти, целью которой есть право. С позицией современного анализа это означает, будучи связанным правом, гос-во может действовать “свободно”. Само гос-во возникает и существует не одновременно с пра вом, но до известной степени и ради самого права – для его формулирования и обеспечения. Устанавливая правовые нормы, гос-во обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой гос-ности присущ особый характер взаимосвязи гос-ва и права, главное в правовом гос-ве – это признание верховенства права над гос-вом, подчинение всех его органов закону. (С. С. Алексеев). Главные принципы правового государства таковы: верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни; правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам; приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие; государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо.; взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также проникнуты морально-эстетическими обязанностями; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.
Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.
Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса в обществе. В перераспределения помощи от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидов, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан. Эффективность социального государства происходит в зависимости от факторов, среди которых выделяют: высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределения средств на социальные программы; согласие основных политических сил о необходимый набор социальных программ, которые будут реализовываться государством, достижения подобного консенсуса позволяет сохранить правопреемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий; развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.
Происхождение права. Основные теории права.
К настоящему времени в мировой юриспруденции сложилось несколько теорий понимания права. К наиболее важным теориям, на которые нужно обратить внимание, относятся:
-Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления.- Алексеев
-теория естественного права: параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право (До начала буржуазной эпохи - о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители утверждали, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. (Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж-Ж.Руссо, А.Н.Радищев, Зародилась в Древней Греции и Древнем Риме, но основное распространение получила в ХVII-ХVIII веках.);
-историческая школа права:- право зарождается и развивается исторически; Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. каждый регион имеет свою систему права в зависимости от историч., экономич., соц. предпосылок. (немецкие юристы Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта, в кон. ХVIII-нач. ХIХ вв.);
|
|
|