Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Дрововозова Т.И., Манжина С.А. и др. Практикум по экологическому. Практикум по экологическому нормированию и оценке воздействия на окружающую среду Новочеркасск 2011 Содержание



Скачать 0.83 Mb.
Название Практикум по экологическому нормированию и оценке воздействия на окружающую среду Новочеркасск 2011 Содержание
Дата 15.03.2018
Размер 0.83 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Дрововозова Т.И., Манжина С.А. и др. Практикум по экологическому.docx
Тип Практикум
#31969
страница 9 из 22
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   22

1.3.4. Расчет массы выбросов загрязняющих веществ автобусами


При нахождении массы выбросов (г, т) загрязняющих веществ междугородными, пригородными и туристскими автобусами определенного класса с определенным типом двигателя при движении по территории населенных пунктов, используют формулу (2.6):

(2.6)

где - пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества автобусами m-ого класса с двигателем s-го типа при движении в пределах территории рассматриваемого населенного пункта, г/км (табл. 2.11);

- суммарный пробег автобусов m-ого класса с двигателями s-го типа по территории населенных пунктов, (суммарный пробег может определяться на основании данных учета (отчетности) или обработки результатов выборочных обследований (опросов)), км/год;

- коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов (табл. 2.12). Значения этого коэффициента зависят от типа населенного пункта, в котором данный вид автотранспорта эксплуатируется, т.е. от численности населения данной местности;

- коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от вида перевозок и типа двигателя автобуса (табл. 2.13).

Масса выброса загрязняющих веществ маршрутными городскими автобусами определенного класса с определенным типом двигателя при движении по территории населенных пунктов находится по формуле (2.7):

(2.7)

где Кр – коэффициент, учитывающий изменения выбросов загрязняющих веществ при движении маршрутных городских автобусов по территории населенных пунктов (для CO, CH, NO2, C Кр = 1,4, а для SO2, Pb коэффициент Кр = 1,1);

- суммарный пробег автобусов m-ого класса с двигателями s-го типа по территории населенных пунктов, км/год.

Таблица 2.11 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении автобусов по территории населенных пунктов.

Класс автобуса (L – габаритная длина, м)

Тип двигателя

Пробеговый выброс , г/км

CO

CH

NO2

C

SO2

Pb

Особо малый

L < 5

Б

13,5

2,9

3,0

0

0,09

0,031

Малый

6,0

Б

44,0

3,4

6,1

0

0,18

0,028

Средний

8,0

Б

Д

67,1

4,5

5,0

1,4

9,9

9,1

0

0,8

0,25

0,90

0,037

0

Большой 10,5

Б

Д

104,0

4,9

7,7

1,6

10,4

10,0

0

1,0

0,32

1,23

0,047

0

Особо большой

L > 12

Д

5,0

1,6

11,0

1,1

1,65

0

Примечание: Б – бензиновый, Д – дизельный

Таблица 2.12 – Значения в зависимости от типа населенных пунктов.

Тип населенных пунктов

Значение

CO

CH

NO2

C

SO2

Pb

Б

Д

Б

Д

Б

Д

Д

Б, Г, Д


Б

Города с числом жителей более 1 млн. чел.

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,25

1,25

Города с числом жителей от 100 тыс. чел. до 1 млн. чел.

0,89

0,95

0,85

0,93

0,79

0,92

0,8

1,15

1,15

Города с числом жителей от 30 до 100 тыс. чел.

0,74

0,83

0,70

0,80

0,69

0,82

0,5

1,05

1,05

Прочие населенные пункты

0,58

0,64

0,50

0,60

0,60

0,70

0,3

1,00

1,00

Таблица 2.13 – Значения коэффициента в зависимости от вида перевозок и типа двигателя.

Вид перевозок

Тип двигателя

Значения

CO

CH

NO2

C

SO2

Pb

Городские и пригородные

Б

Д

0,9

0,89

0,96

0,92

0,89

0,93

0

0,75

1,3

1,3

1,3

0

Междугородные и туристские

Б

Д

0,7

0,68

0,88

0,76

0,67

0,81

0

0,44

1,1

1,1

1,1

0

Масса выбросов загрязняющих веществ автобусами определенного класса и с определенным типом двигателя при движении вне населенных пунктов рассчитываются по формуле (2.8):

(2.8)

где - пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества автобусами m-ого класса с двигателем s-го типа при движении в пределах территории рассматриваемого населенного пункта, г/км (табл. 2.14);

- суммарный пробег автобусов m-ого класса с двигателями s-го типа по территории населенных пунктов, (суммарный пробег может определяться на основании данных учета (отчетности) или обработки результатов выборочных обследований (опросов)), км/год;

- коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от вида перевозок и типа двигателя автобуса (табл. 2.13).

Таблица 2.14 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении автобусов по территории населенных пунктов.

Класс автобуса (L – габаритная длина, м)

Тип двигателя

Пробеговый выброс , г/км

CO

CH

NO2

C

SO2

Pb

Особо малый

L < 5

Б

6,0

1,6

4,0

0

0,09

0,031

Малый

6,0

Б

24,0

2,3

5,0

0

0,18

0,028

Средний

8,0

Б

Д

34,0

3,3

3,9

1,2

8,2

8,0

0

0,2

0,25

0,90

0,037

0

Большой 10,5

Б

Д

62,0

3,5

4,6

1,3

9,5

18,0

0

0,3

0,32

1,23

0,047

0

Особо большой

L > 12

Д

3,5

1,3

18,8

0,3

1,65

0

Примечание: Б – бензиновый, Д – дизельный

Суммарный массовый выброс i-го загрязняющего вещества автобусами с учетом их среднегодового пробега, как по территории населенного пункта, так и за ее пределами, рассчитывают по формуле (2.9):

(2.9)

где - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автобусов на массовый выброс i-го загрязняющего вещества. В зависимости от вида загрязняющего вещества принимается по табл. 2.15.

При отсутствии данных о распределении пробега автобусов в городских и загородных условиях и наличии данных об общем пробеге автомобиля , пробег и определяется по формулам:

городские перевозки

пригородные, туристские перевозки ; ;

междугородные перевозки ;

перевозки в сельской местности

вахтовые перевозки ; .

Таблица 2.15 - Коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобилей на массовый выброс i-го загрязняющего вещества .

Для автобусов с бензиновыми двигателями

CO

CH

NO2

SO2

Pb

2,0

1,83

1,0

1,15

1,15

Для особо малого класса

1,75

1,48

1,0

1,15

1,15

Для автобусов с дизельными двигателями

CO

CH

NO2

SO2

С

1,6

2,1

1,0

1,15

1,9


Пример. Организация, которая располагается в городе с населением 350 тыс. человек, имеет: 5 легковых автомобилей, работающих на бензине АИ-93, которые имеют среднегодовой пробег 10000 км; 13 грузовых автомобилей с грузоподъемностью от 2 до 5 т, работающих на бензине А-76 и имеющих средний годовой пробег 30000 км; 2 средних автобуса, работающих на дизельном топливе и имеющих среднегодовой пробег 8000 км. Автобусы используются организацией для перевозок служащих в черте города. Оценить среднегодовой выброс СО от автотранспорта этой организации.

Решение:

1. Находим суммарную массу СО, поступающую в атмосферу от легковых автомобилей организации. Для этого определим среднегодовой пробег автомобилей по территории города и вне города. При отсутствии данных о распределении пробега автомобилей в городских и загородных условиях и наличии данных об общем пробеге автомобиля Lj, пробег Lij и Lij/ определяется по формулам для легковых автомобилей, принадлежащим предприятиям и организациям, расположенных на территории города:

; ;

Для нахождения массы выбросов (г, т) СО легковыми автомобилями с определенным рабочим объемом двигателя при движении по территории населенных пунктов, воспользуемся формулой:



Для нахождения массы выбросов СО легковыми автомобилями организации при движении вне территории населенного пункта воспользуемся формулой:



Для определения суммарного годового выброса СО от легковых автомобилей организации воспользуемся формулой:



2. Находим массу СО, выбрасываемую в атмосферу от грузовых автомобилей организации. Для этого определим среднегодовой пробег грузовых автомобилей организации по территории города и вне его.

При отсутствии данных о распределении пробега грузовых автомобилей в городских и загородных условиях и наличии данных об общем пробеге автомобиляLks, пробег Liks и Liks/ при городских перевозках определяется по формулам:

; .

При нахождении массы выбросов (г, т) СО грузовыми автомобилями с определенной грузоподъемностью и типом двигателя при движении по территории населенного пункта, воспользуемся формулой (2.3):



Масса выбросов СО грузовыми автомобилями с определенной грузоподъемностью и типом двигателя при движении вне населенных пунктов рассчитываются по формуле (2.4):



Суммарный массовый выброс СО грузовыми автомобилями с учетом их среднегодового пробега, как по территории населенного пункта, так и за ее пределами, рассчитывают по формуле (2.5):



3. Находим суммарную массу СО от автобусов рассматриваемой организации, которые работают на дизельном топливе.

При нахождении массы выбросов (г, т) СО автобусами рассматриваемой организации при движении по территории населенных пунктов, воспользуемся формулой (2.6):

4. Суммарный среднегодовой выброс СО от автотранспорта рассматриваемой организации составит:

0,493 + 25,14 + 0,057 = 25,69 т/год.

1.3.5. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников


Определения платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками производится исходя из количества израсходованного дизельного топлива, бензина и сжиженного газа.

При наличии на предприятии данных оперативного учета горюче-смазочных материалов (с разбивкой по маркам) плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле:

, (1.29)

где Yе – удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива, руб. (табл. 2.13);

Теколичество е-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, т.

Если на предприятии отсутствуют данные оперативного учета горюче-смазочных материалов с разбивкой по маркам и расход низкооктанового бензина А-80, как правило, значительно превышает расход высокооктановых марок бензина АИ-92, А-93, А-95 и А-98, в расчете следует применять ставку бензина марки А-80 равную 1,3 рубля за 1 тонну, а по дизельному топливу – 2,5 рубля за 1 тонну. При этом для перевода горюче-смазочных материалов из литров в килограммы используют следующие коэффициенты: для бензина – 0,78, для дизельного топлива – 0,84.

После расчета общей нормативной платы в деноминированных рублях ее обязательно умножают на коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в рассматриваемом регионе и на коэффициент индексации платы:

П = · Кэ· Ки, (1.30)

где Кэ – коэффициент экологической ситуациии и экологической значимости;

Ки – коэффициент индексации (инфляции) платы (коэффициент индексации платы в 2010 году составляет 1,46 к уровню 2005 г.);

В случае расчета для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия умножают на дополнительный коэффициент 2, установленный пунктом 2 Постановления от 12 июня 2003 г. № 344.
Таблица 2.13 – Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании транспортными средствами различных видов топлива, руб./т (нормативы 2003 г.)

Наименование топлива

Единица измерения

Плата за 1 единицу измерения, руб.

Бензин неэтилированный

тонна

тонна

тонна

тысяча

куб.метров

тонна

1,3

2,5

2,5

0,7
0,9

Дизельное топливо

Керосин

Сжатый природный газ

Сжиженный газ


Пример. Организация (предприятие) имеет в своем распоряжении 3 легковых автомобиля, работающих на бензине, 14 грузовых автомобилей, работающих на дизельном топливе и 5 автобусов, работающих на дизельном топливе. Количество израсходованного топлива за отчетный период (год), т/год: для легкового автомобиля – 7, для грузового - 175 и для автобуса – 120. Определить годовую плату за загрязнение окружающей среды транспортными средствами, которую выплачивает организация, расположенная в Северо-Западном районе РФ.

Решение. Из табл. Кэ = 1,5 для Северо-Западного района.

Определим нормативную плату за допустимые выбросы загрязняющих веществ по формуле: = 1,3·7·3 + 2,5·175·14 + 2,5·120·5 = 7652,30 руб./год.

Тогда годовая плата за загрязнение ОС, выплачиваемая организацией составит П = 7652,30 ·1,5·1,46 = 16758,54 руб.

Задачи для самостоятельного решения


1. В населенном пункте с численностью Х тыс. человек по центральной магистрали длиной L км проходит в среднем N автомобилей в час. Средняя скорость движения автомобилей по автомагистрали составляет V км/час. Определить массу загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом за 1 час над территорией рассматриваемой автомагистрали. Долю автомобилей различной категории, движущихся по автомагистрали, смотри в табл. по вариантам задания.

№ варианта

Количество населения, Х тыс. чел.

N,

шт.

L,

км

V,

км/час

Категория автомобиля, (доля в %)

I



II

III

IV

V

VI

VII

1

330

280

3,5

65

21,43

-

28,57

14,29

28,57

-

7,14

-

2

260

250

2,5

40

72

8

12

8

-

-

-

-

3

180

200

3,4

45

50

-

25

10

10

-

5

-

4

200

220

2,8

50

45,45

-

22,73

9,09

13,64

9,09

-

-

5

500

400

6,1

60

50

-

30

7,5

5

-

7,5

-

6

430

410

4,3

35

46,34

-

24,39

14,63

-

9,76

4,88

-

7

440

390

4,0

30

35,90

-

25,64

17,94

10,26

10,26

-

-

8

450

385

2,0

40

48,05

3,12

9,86

12,99

12,99

12,99

-

-

9

610

510

2,1

45

41,18

5,88

19,61

9,80

9,80

13,73

-

-

10

320

380

3,0

50

44,74

2,63

13,16

13,16

21,05

-

5,26

-


2. Строительная организация, которая располагается в населенном пункте с населением 65 тыс. человек, имеет в своем распоряжении 3 легковых автомобиля, работающих на бензине, среднегодовой пробег легковых автомобилей по территории населенного пункта составляет 10000 км, а вне населенного пункта – 35000 км. Оценить среднегодовой выброс СО и SO2 от автотранспорта этой организации.

3. В области зарегистрировано около 105000 легковых автомобилей, причем 70000 из них принадлежат индивидуальным владельцам, а 35000 – предприятиям и организациям. Среднегодовой пробег легковых автомобилей находящихся в индивидуальном пользовании, составляет 10000 км, а принадлежащих организациям – 30000 км. Определить массу SO2 и NO2 , выбрасываемую от этого автотранспорта за год (транспорт работает на бензине).

4. У гражданина Иванова в частной собственности находится легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 1,6 л, работающий на бензине. Среднегодовой пробег автомобиля по территории населенного пункта с численностью населения 150 тыс. человек составляет около 3000 км, а вне территории населенного пункта – 25000 км. Определить массу загрязняющих веществ СО, NO2 и СН, поступающих от автомобиля в течение года.

5. На автотранспортном предприятии, расположенном в городе с населением 750 тыс. человек, имеется 100 автомобилей-такси (рабочий объем двигателя 1,5 л), работающих на дизельном топливе, со среднегодовым пробегом 30000 км. Определить среднегодовое количество СО и NO2, выбрасываемое автотранспортом названного АТП.

6. Автотранспортное предприятие имеет в своем распоряжении 2 легковых автомобиля (рабочий объем двигателя 1 – 0,8 л, 2 – 1,8 л), работающих на бензине, 10 грузовых автомобилей (грузоподъемностью 5-8 тонн) и 2 автобуса среднего размера, работающих на дизельном топливе. Количество израсходованного топлива за год: для легкового автомобиля – 77,4 т; для грузового – 150 т и для автобуса – 25 т. Определить годовую плату за загрязнение окружающей среды транспортными средствами, которую выплачивает организация, расположенная в Дальневосточном районе.

7. В городе, с численностью населения 400 тыс.чел., зарегистрировано около 207 тыс. легковых автомобилей, принадлежащих индивидуальным владельцам. Среднегодовой пробег автомобилей по городу составляет 250000 км. Определить массу СО и углеводородов, выбрасываемых автотранспортом за год, если принять рабочий объем двигателя 1,3-1,8 л.

8. Частное предприятие, расположенное в г.Тула, имеет в своем распоряжении 15 газелей для перевозки пассажиров. Десять газелей работают на сжиженном газе и расходуют 159,3 т/год топлива, 5 газелей работают на дизельном топливе и расходуют 78,5 т/год топлива. Определить годовую плату за загрязнение окружающей среды указанными транспортными средствами.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   22
написать администратору сайта