Главная страница
Навигация по странице:

Протокол 1 от 28



Скачать 3.13 Mb.
Название Протокол 1 от 28
Анкор Sillabus_po_IGPZS.doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.13 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Sillabus_po_IGPZS.doc
Тип Протокол
#45
страница 4 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Пятый вопрос. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует иметь в виду, что в "Законах Хам­мурапи" отсутствует строгая грань между уголовным преступ­лением и гражданским правонарушением. Под преступлением здесь понимается, как правило, действие, причинившее тот или иной материальный ущерб — будь то: кража или нанесение те­лесного увечья. Соответственно наказание выступает часто в форме возмещения причиненного материального ущерба. Сту­денты должны привести конкретные статьи "Законов", отража­ющие такое понимание преступления и наказания.

После этого необходимо остановиться на конкретных видах преступлений и наказаний, встречающихся в тексте изучаемого правового памятника.

Особое внимание при изучении рассматриваемого вопроса следует уделить факторам, определяющим назначение того или иного наказания. Студенты должны установить, учитывается ли при этом "Законами Хаммурапи" фактор вины правонарушите­ля, различаются ли между собой умышленные и неосторожные преступления, выделяются ли различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии. Необхо­димо также определить, какое влияние на назначение наказания оказывает принадлежность преступника и потерпевшего к той или иной социальной группе.

"Законы Хаммурапи" знают принцип талиона при назначе­нии наказания. В чем смысл, данного принципа. Каковы его до­стоинства и недостатки? В каких случаях он применяется по "Законам Хаммурапи"? Можно ли считать принципом талиона принцип, примененный при назначении наказания в ст. 230 "За­конов"?

Шестой вопрос "Законы Хаммурапи" мало говорят о суде и судебном процессе — им посвящено не бо­лее десяти статей (3—5, 9—13). Тем не менее, по содержанию этих статей можно сделать ряд выводов относительно характера вавилонского суда и судебного процесса. В частности, можно утверждать, что помимо суда, отправлявшегося правителем в его дворце, в вавилонском обществе времен Хаммурапи суще­ствовали судебные органы и более низкого уровня. Судей мог­ли снять с должности за нарушение правил судопроизводства. Текст "Законов Хаммурапи" зафиксировал порядок привода

ответчика и свидетелей в суд, различные способы доказывания тех или иных фактов сторонами судебного процесса. Студенты должны описать эти аспекты судебного процесса на основании соответствующих статей правового памятника.

Статья 2 "Законов Хаммурапи" содержит описание так на­зываемого "божьего суда". В чем состоит цель и смысл такого "суда"?
Конкретный анализ ситуаций (казусов)
Актуализировать полученные знания поможет решение рабо­чих ситуаций, которые основаны на реальных судебных спорах или ситуациях, почерпнутых в судебных хрониках, сочинениях древних юристов и иных источниках.
При анализе ситуации необходимо прежде всего четко опре­делить существо проблемы, т.е. какое право нарушено и(или) требует юридической защиты. Далее следует выделить юридически значимые факты. И наконец, каким образом Законы Хаммурапи предлагали урегулировать аналогичные ситуации.


ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ Решите ситуации, опираясь на нормы Законов царя Хаммурапи.

1. Нарам-Суэн, воин царя Хаммурапи во время военного по­хода попал в ассирийский плен и был продан в рабство. Однако через полгода ему удалось бежать. По возращении домой он об­наружил, что его поле и сад переданы другому воину, а его декум (командир) забрал себе ценные подарки, полученные Нарам-Су-эном от царя за храбрость. Нарам-Суэн обратился с жалобой к царю.

Как нужно разрешить дело по Законам царя Хаммурапи ? Оха­рактеризуйте правовой статус имущества воинов.

2. Авилум Мардук-мубаллит нанял Эриб-Ураша для строи­тельства дома. Но работа была выполнена некачественно, и вскоре после завершения строительства стена дала трещину и об­валилась часть крыши, в результате чего погиб малолетний сын Мардук-мубаллита.

Кто и в каком объеме будет нести наказание? 3. Вавилоняне Самсу-илун, Саяманасар и Адад-нерари за­ключили договор товарищества для организации торговли с Фи­никией. Каждый внес по 500 сиклей серебра. Ответственным за ведение торговли в Тире был назначен Салманасар, в Сидо-не — Адад-иерари, а в Вавилоне — Самсу-илун. По результатам года сделки, заключенные Салманасаром, принесли прибыль в 180 сиклей серебра, Самсу-илуном — 120 сиклей серебра, а дея­тельность Адад-нерари — убытки 90 сиклей серебра. Как должны быть разделены прибыль и убытки ? 4. Вавилонянин Ику-шамаган в присутствии свидетелей за­ключил договор с Бамму-напхе о том, что последний отдает свою дочь Аштарат в жены Ику-шамагану. Соглашение было письменно оформлено и Бамму-напхе получил полмины серебра в качестве выкупа за невесту. Свадьба была отложена на два ме­сяца, поскольку Ику-шамаган должен был отправиться в торго­вую поездку. Но по возвращении Бамму-напхе отказался отдать свою дочь в жены, так как появилась кандидатура более перспек­тивного жениха.

Имеет ли право Бамму-напхе на такие действия и каковы по­следствия такого отказа?
5. Царский мушкенум Энметена арендовал на один год дом у вавилонянина за 60 сиклей серебра. Однако через восемь меся­цев собственник дома потребовал освободить дом, так как ему потребовалась дополнительная площадь, и предложил забрать 20 сиклей серебра за оставшиеся 4 месяца. Энметена обратился с жалобой в суд.

Как должен быть разрешен спор?

6. Мушкенум Шаррукен нанялся пастухом в одну из сельских общин близ Вавилона. Однажды на стадо напала стая волков и задрала несколько овец. Хозяин стада потребовал, чтобы Шарру­кен компенсировал убытки, поскольку не обеспечил безопас­ность животных. Шаррукен отказался.

Как должен быть разрешен спор по Законам царя Хамммурапи ?

7. А. взял в долг на 6 месяцев 1/3 мины серебра. По истече­нии срока кредитор напомнил А. о необходимости оплаты долга. Однако А., ссылаясь на финансовые трудности, сказал, что в данный момент он вернуть долг не сможет и обещал выплатить все в полном объеме через 2 месяца. Тогда кредитор в сопровож­дении слуг явился в дом А. и забрал корову, несколько овец и 4 курру зерна в счет оплаты долга. А. обратился с жалобой в суд.

Как должен быть разрешен спор?

8. А. имел трех сыновей. Умирая, он оставил сыновьям го­родскую усадьбу, фруктовый сад, ближнее поле площадью 600 cap и дальнее поле площадью 100 cap, 12 коров, несколько десят­ков овец и домашнюю утварь. Еще при своей жизни он подарил старшему сыну дальнее поле площадью 100 cap, о чем был со­ставлен документ с печатью.

Как будет решен вопрос о разделе наследства ?

9. Из дома шамаллума А. во время его отсутствия было похи­щено некоторое имущество. Розыски вора и краденого результа­тов не дали. Однако через несколько месяцев А. увидел на рынке свои вещи, которые продавал В. На следствии В. заявил, что ку­пил эти вещи у ассирийского купца, прельстившись хорошим ка­чеством и недорогой ценой. При этой сделке присутствовали два свидетеля. Но при проверке оказалось, что купец вернулся на ро­дину, а названные свидетели отсутствуют по месту их жительства.

Как будет решен вопрос о судьбе обнаруженных вещей ? Кто и в каком объеме будет нести ответственность?

10. Авилум во время ссоры ударил по лицу рабианума. Какую ответственность должен понести авилум?

11. Во время застолья между двумя посетителями корчмы (оба авилумы) вспыхнула ссора, затем она переросла в драку, в результате которой один сломал другому руку, а содержателю корчмы (мушкенуму), бросившемуся разнимать дерущихся, вы­бил зуб.

Какую ответственность должен нести виновный?

12. Авилум взял у тамкара в долг 20 мешков пшеницы с усло­вием, что часть долга он вернет с будущего урожая, а другую часть должен отработать раб авилума, который оставался у тамкара в качестве залога. Однако через несколько месяцев из-за тя­желой работы и сурового обращения раб умер. Тамкар потребо­вал предоставить другого раба для выполнения условий догово­ра. Но авилум отказался и обратился в суд.

Как должен быть разрешен спор?

13. Врач, приглашенный для лечения мушкенума, сделал не­удачную операцию по удалению бельма на глазу. В результате глаз перестал видеть вообще.

Какую ответственность понесет врач?

14. На рассмотрение суда поступило дело о расторжении бра­ка. Инициатором развода был муж. Основной претензией к жене был ее сварливый характер.

С кем останутся дети и приданое после расторжения брака?

15. Отец лишил сына наследства, недовольный тем, что тот не стал продолжать торговое дело отца, а поступил на службу в войско.

Правомерны ли действия отца?

16. В браке свободной женщины и раба, который принадле­жал мушкенуму, родился ребенок.

Может ли собственник раба претендовать на ребенка ?

17. На рассмотрение судьи поступило дело об убийстве раба. Какое наказание должен понести виновный?

18. Авилум Нергал нанял для обработки поля двух мушкенумов, они были уличены в краже зерна, предназначенного для по­сева?

Какое наказание они должны понести?

Тестовые вопросы для закрепления знания

В целях закрепления полученных знаний предлагаются тестовые задания по данной теме. Каждый тестовый вопрос содержит четыре варианта ответа, из которых необходимо выбрать лишь один правильный ответ.
1. «Вардум» в Древнем Вавилоне — это: а) судьи;

б)торговцы;

в) воины;

г) рабы.

2. Полноправных свободных граждан Вавилона называли:

а) луббутум;

б) баирум;

в) мушкенум;

г) авилум.

3. Свободного, но неполноправного жителя Вавилона называли:

а) зекум;

б) редум;

в) авилум;

г) мушкенум.

4. Наиболее известным памятником законодательства Древнего Вавилона являются:

а) Законы царя Хаммурапи;

б) Среднеассирийские законы;

в) Законы царя Билаламы;

г) Судебник Ур-Намму.

5. Государственный строй Древнего Вавилона можно определить как:

а) «восточная деспотия»;

б) теократическая монархия;

в) аристократическая республика;

г) тирания.

6. Положение о суровом наказании за посягательство на частную собственность ранее всех закрепили Законы:

а) Ману;

б) царя Хаммурапи;

в) XII Таблиц;

г) Драконта.

7. Согласно Законам царя Хаммурапи, если человек не сможет до­казать правомерность обладания вещью, то:

а) возвращал вещь и уплачивал штраф;

б) он объявлялся вором и должен был быть убит;

в) должен был вернуть вещь истцу;

г) выплачивал истцу двойную стоимость вещи.

8. За кражу или укрывательство раба законы Хаммурапи предпола­гали:

а) денежный штраф;

б) смертную казнь;

в) телесное наказание;

г) обращение в рабство.

9. В Древнем Вавилоне должник получал свободу после отработки долга по истечении:

а) заранее оговоренных в договоре сроков;

б) 4-х лет;

в) 3-х лет;

г) 2-х лет.

10. Законы царя Хаммурапи устанавливали верхний уровень про­центной ставки по денежным займам в размере:

а) 12% в год;

б) 33% в год;

в) 6% в год;

г) 20% в год.

11. В Древнем Вавилоне брак считался действительным:

а) после получения согласия родителей невесты;

б) после внесения выкупной платы;

в) после совершения религиозного обряда;

г) при наличии письменного договора.

12. Согласно Законам Хаммурапи, если отец невесты, получив брач-'II in дар (задаток) от жениха, отказался отдать дочь ему в жены, то зада-иik отец невесты:

а) должен вернуть в двойном размере;

б) возвратить в тройном размере;

в) должен вернуть;

г) может оставить себе.

13. В Древнем Вавилоне наследование осуществлялось:

а) по закону и по завещанию;

б) только по закону;

в) по жребию;

г) только по завещанию.

14. Строитель, построив дом, продал его. Но дом был построен не­прочно и вскоре обвалился, задавив хозяина дома. Согласно Законам Хаммурапи, в этом случае:

а) строитель должен восстановить дом за свой счет;

б) строитель возмещает ущерб и подвергается телесному наказанию;

в) строителя должны были убить;

г) строитель возмещает ущерб и лишается свободы.

15. Корабельщик построил корабль по заказу одного купца. Но оказалось, что непрочно, и вскоре судно потонуло вместе со всеми товара­ми. По Законам Хаммурапи корабельщик:

а) не несет никакой ответственности;

б) возмещает стоимость корабля;

в) выплачивает штраф;

г) за свой счет должен построить корабль и возместить стоимость погибшего товара.

16. Судья вынес решение по одному из дел, изготовил документ с печатями, но затем изменил свое решение в пользу другой стороны, в чем был изобличен. В качестве наказания судья, согласно Законам Хам­мурапи:

а) был подвергнут телесному наказанию;

б) уплатил штраф в 10-кратном размере от суммы иска;

в) был отстранен от должности и выплатил сумму иска в 12-кратном размере;

г) был лишен жизни.

17. Ложное обвинение в преступлении (лжесвидетельство), по Зако­нам Хаммурапи, каралось:

а) наказанием, предусмотренным за преступление, в котором лже­свидетель обвинял;

б) смертной казнью;

в) денежным штрафом;

г) телесным наказанием.

18. В праве Древнего мира «ордалии» — это:

а) религиозный обряд;

б) свадебная церемония;

в) испытания для определения виновности или невиновности обви­няемого;

г) царские пиры.

19. В возрасте 20 лет Ласидоносор женился на Иштаре. У них роди­лось 2 сына. Но после 12 лет совместной жизни Иштара умерла. Но За­конам Хаммурапи, приданое, которое она принесла в дом выходя за­муж, становится собственностью:

а) мужа;

б) 50% мужа, 50% детей;

в) сыновей;

г) родителей.

20. Во время драки один человек (авилум) сломал другому руку. По Законам Хаммурапи в наказание:

а) он выплачивает штраф;

б) он выплачивает штраф и оплачивает лечение;

в) он оплачивает лечение и отбывает срок тюремного заключения;г) ему ломают руку.
Иллюстративный материал










Список использованной литературы

1. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. М., 1998. Ч. 1.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Под ред. В. А. Томсинова. М., 1998. Ч. 1.

3. Дьяков И. М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М., 1959.

4. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. М., 1983. Ч. 1. Месопотамия.

5. Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994.

6. Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. М., 1980.

7. Якобсон В. А. «Кража» и «грабеж» по законам Хаммурапи // Палестинский сб. М., 1978. Вып. 26.

8. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. посо­бие. М., 2004.
КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра теории и истории государства и права
«ОДОБРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»

заведующая кафедрой Первый проректор

к.ю.н., доцент д.ю.н., профессор
_________Наурызбай А.Ж. ________Жиренчин К.А.

«___»______________2012г. «___»_________________2012г.


История государства и права зарубежных стран

МОДУЛЬ 1 - Государство и право Древнего Востока

КЕЙС-СТАДИ №2

предназначен по теме:

«ДХАРМАШАСТРА МАНУ ("ЗАКОНЫ МАНУ") И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ»

Специальность«5В030100– Юриспруденция»
Академическая степень бакалавра

Форма обучения-дневное
Курс 1


Астана, 2012

КЕЙС-СТАДИ составлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.
КЕЙС-СТАДИ подготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.

КЕЙС-СТАДИ обсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.
Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.
Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.

Рекомендовано УМС
Протокол № ___«___»____________20__ г.





СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ

Стр.

1

Структурные разделы кейс-стади




2

Цель кейс-стади по заданной теме




3

Вопросы для разрешения кей-стади по теме «Законы Ману»




4

Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов





5

Казусы-ситуации




5.1

Тестовые вопросы для закрепления знаний




5.2

Иллюстративный материал




5.3

Список использованной литературы




5.4

Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов




6

Ответы по разрешению кей-стади по теме «Законы Ману»





Структурные разделы кейс-стади


Цель кейс-стади по заданной теме

Необходимым элементом освоения богатого исторического и теоретического наследия является систематическая работа с пра­вовыми документами, нормативными актами и другими источ­никами права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.
Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:

«ДХАРМАШАСТРА МАНУ ("ЗАКОНЫ МАНУ") И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ»
Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих ис­торию государства и права Древней Индии и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным мате­риалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.

В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сде­лать анализ ряда положений Законов Ману. Основная цель этой работы — научить понимать смысл Законов Ману, направленность их норм, возможность практического применения.

ДХАРМАШАСТРА МАНУ

("ЗАКОНЫ МАНУ") И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ

(1 час)

Дхармашастры — это произведения, представляющие собой сборники мировоззренческих догматов индуизма, норм индусской морали и права. Большая часть из сохранивших­ся текстов дхармашастр была создана в эпоху с IV в. до н. э. по V в. н. э. Дхармашастра Ману, называемая в европейской историко-правовой науке "Законами Ману", создавалась, по мнению исследователей, во II в. до н. э.— II в. н. э. На протя­жении многих веков она являлась наиболее авторитетным в индуизме произведением данного жанра.

Артхашастрами в древней Индии назывались произведе­ния, посвященные искусству управления государством. Они содержали рекомендации правителю государства по управле­нию государственным хозяйством, поддержанию внутреннего порядка в государстве, отправлению правосудия, организации обороны от внешних врагов, ведению внешней политики и т. д. Из всей массы подобных произведений до наших дней дошло лишь единственное — артхашастра, приписываемая брахману Каутилье. Исследователи датируют ее создание I в. до н. э. — III в. н. э. Более точная дата не может быть названа, посколь­ку на протяжении веков текст этой артхашастры, так же как и тексты многих дхармашастр, постоянно развивался — в не­го вносились различные изменения или дополнения.

Изучение Дхармашастры Ману ("Законов Ману") и Ар­тхашастры Каутильи на семинарских занятиях призвано дать студентам представление о религиозной социо-нормативной культуре древней Индии, о способах закрепления в идеоло­гических догматах, предписаниях религиозной морали и в правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, деления общества на варны и другие социальные группы. Кроме того, студенты должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, приобрести знание особенно­стей правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, усвоить отраженные в текстах указанных произведений представления о преступ­лении и наказании, ознакомиться с зафиксированными здесь элементами судоустройства и правилами судопроизводства. Для достижения указанных целей на семинарском заня­тии необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Источники права в древней Индии. Общая характеристика Дхармашастры Ману ("Законов Ману") и Артхашастры Каутильи.

2. Правовое положение основных групп населения в Дхарма-шастре Ману и в Артхашастре Каутильи.

3. Институты брачно-семейного права в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи.

4. Институты вещного права. Виды договоров в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи.

5. Преступления и наказания в Дхармашастре Ману и в Арт­хашастре Каутильи.

6. Суд и судебный процесс в Дхармашастре Ману и в Артха­шастре Каутильи.
Первый вопрос. Дхармашастра Ману и Артхашастра Ка­утильи являются произведениями, каж­дое из которых представляет собой целый жанр традицион­ной древнеиндусской литературы, развивавшийся, по мень­шей мере, тысячелетие. В рамках этого жанра сложились оп­ределенные правила системного построения текста, его кон­цептуальная основа, понятийный и терминологический аппа­рат. В свою очередь, произведения в жанрах дхармашастры и артхашастры были неотъемлемой частью более широкой литературной традиции, истоки которой таились в священ­ных книгах индуизма — Ведах. Естественно, что при таком положении тексты дхармашастр и артхашастр неизбежно впитывали в себя нормы, содержавшиеся в произведениях других жанров древнеиндусской литературы. В связи с этим, прежде чем обратиться к текстам Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, необходимо описать всю систему источников права древней Индии. При этом следует особо выделить Веды, дхармашастры, артхашастры, обычаи, судеб­ные решения, указы правителей, советы знатоков традици­онных правил поведения. Значение всех названных источни­ков права определяется в соответствующих статьях Дхарма­шастры Ману и Артхашастры Каутильи. Студенты должны проанализировать эти статьи и объяснить их смысл. Главной же целью рассмотрения системы источников права древней Индии является определение места и роли дхармашастр и артхашастр в данной системе.

После этого необходимо остановиться на основных вехах истории дхармашастр. Студенты должны кратко охарактери­зовать: во-первых, ранние дхармашастры — так называемые дхармасутры (Апастамбы, Гаутамы, Баудхаяны, Васиштхи), создание которых датируется IV—II вв. до н. э.; во-вторых, дхармашастры Ману и Яджнавалкьи, датируемые II в. до н. э. — II в. н. э.; и в-третъих, Дхармашастру Парады, со­зданную во II—IV вв. н. э.

Характеристика дхармашастр в качестве источников права должна начинаться с установления значения понятия "дхармашастра".

Дхарма представляет собой необыкновенно сложное, не имеющее никаких аналогов в европейских языках понятие1. В самом широком смысле оно обозначает всеобщий порядок в мире — порядок, пронизывающий все живые существа и всю неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма — это долг, обязанности, правила поведе­ния, образ жизни идеально благочестивого, добродетельного индуса. Причем образ жизни во всей его полноте, во всех его деталях: понятие дхармы охватывает своим значением одно­временно и религиозные, и моральные, и правовые нормы.

Термин "шастра" обозначает трактат. Поэтому любую дхармашастру можно назвать трактатом о дхарме.

Центральное место в содержании дхармашастр занима­ет концепция "варнадхармы", оформляющая деление древне-индусского общества на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр), иерархию этих варн, их социальные функ­ции, права и обязанности. С концепцией "варнадхармы" тесно связана теория "ашрамадхармы", согласно которой вся жизнь брахманов, кшатриев и вайшиев подразделяется на четыре стадии — "ашрамы": 1) стадия ученика, 2) стадия домохозя­ина, 3) стадия отшельника и 4) стадия аскета. Пребывание на:каждой из этих стадий налагает на индуса свои специфичес­кие обязанности, требует определенного образа жизни. Кроме того, дхармашастра, как правило, включает в себя дхарму мужа и жены, дхарму о наследовании, дхарму правителя го­сударства, дхарму об эпитимии (покаянии).

Выявляя типические для дхармашастры признаки, сту­денты должны на примере "Законов Ману" показать комп­лексный характер данного рода произведений, где правовые нормы вплетены в массив религиозно-этических правил, ми­фологических и философских концепций.

После рассмотрения системы изучаемой дхармашастры необходимо предпринять попытку выявить закономерности в изложении собственно правового материала данного произве­дения, то есть 8-ой главы "Законов Ману". Следует, в частности, обратить внимание на порядок расположения правовых норм, их группировку, особенности терминологии.

В тексте "Законов Ману" имеется уже определенная тенденция к преодолению казуистичности, закономерной для правовых памятников эпохи Древности. В частности, здесь присутствуют элементы простейшего юридического поня­тийного аппарата. В чем проявляется указанная тенденция? Какие простейшие юридические понятия можно обнаружить Р "Законах Ману"?

Общая характеристика Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина "артхашастра". В переводе с санскрита "артха" — это польза. Следовательно, термин "артхашастра" обозначает дословно трактат о пользе. Согласно древнеиндусскому учению, положенному в основа­ние Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни сущест­вуют три ценности или цели: 1) артха, 2) дхарма, и 3) кама. Названным ценностям или целям должен был, по мнению Ка­утильи, служить мудрый правитель государства. При этом род служением артхе понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных богатств, под служени­ем дхарме — поддержание правителем общественного поряд­ка, соблюдение им и его подданными моральных и правовых норм, служение же каме осознавалось автором рассматрива­емого трактата как достижение правителем любви к себе со стороны своих подданных. Возводя артху на самое высокое место в иерархии указанных ценностей или целей, Каутилья пояснял, что дхарма и кама основаны на артхе. В дхармашастрах на высшее место ставилась, естественно, дхарма.

Артхашастра Каутильи признает разработанные в дхармашастрах концепции "варнадхармы" и "ашрамадхар-мы", однако излагает их не столь подробно, как это делает Дхармашастра Ману. С другой стороны, в Артхашастре Ка­утильи более детально излагаются правила судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные отношения.

В тексте Артхашастры Каутильи так же, как и в Дхармашастре Ману, можно увидеть простейший юридический понятийный аппарат, очевидную тенденцию к преодолению казуистичности. Студенты должны сравнить с этой точки зрения Артхашастру Каутильи с Дхармашастрой Ману для того, чтобы определить, в каком из этих двух произведений элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и соответственно юридический понятийный аппарат развит в большей степени.

Второй вопрос. Начиная рассмотрение данного вопроса, следует в первую очередь установить, о каких социальных группах идет речь в тексте Дхармашаст­ры Ману и Артхашастры Каутильи. Наиболее подробно здесь описывается правовой статус варн. При анализе статей, из­лагающих права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр, следует выделить способы закрепления варновой иерархии, обеспечивающие господствующее положение в об­ществе брахманов. Студенты должны выявить в тексте изу­чаемых трактатов служащие достижению указанной цели идеологические концепции, религиозно-обрядовые правила, моральные и правовые нормы. На основе конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи необходимо показать характер взаимоотношений правителя государства с брахманами.

При рассмотрении правового статуса варн следует так­же обратить внимание на предписания, закрепляющие обо­собленное положение шудр по отношению к остальным трем варнам.

Текст дхармашастры Ману показывает, что в рамках каждой из варн выделялись отдельные социальные группы со своим особым статусом, отличавшим их от других представи­телей той же самой варны. Что это за группы? Какие факто­ры определяли их особый статус?

После рассмотрения норм, закрепляющих правовое поло­жение варн, следует обратиться к статьям Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, устанавливающим статус других социальных групп.

В частности, необходимо остановиться на статьях, от­ражающих правовой статус рабов в древнеиндийском обществе. Следует иметь в виду, что в переводе "Законов Ману" на русский язык для обозначения рабов иногда употребляет­ся санскритский термин "дасью". Студенты должны назвать семь разрядов рабов, выделяемых в указанном произведении. Рекомендуется также сравнить правовое положение рабов с правовым статутом шудр.

Третий вопрос.

Институтам брачно-семейного права по­священо более половины статей 9-ой главы "Законов Ману", излагающих так называемую "вечную дхарму для мужа и жены, пребывающих на пути дхармы, — будут ли они вместе или в разлуке". Вместе с тем статьи, ре­гулирующие брачно-семейные отношения, имеются и в дру­гих главах указанного произведения (см.: гл. II, III, V, VIII). В Артхашастре Каутильи нормы брачно-семейного права вы­деляются в особую группу статей, которая обозначается как "правила, связанные с браком" (см.: главы 2, 3, 4 книги III).

Содержащиеся в "Законах Ману" нормы брачно-семей­ного права пронизаны духом сословности. Студенты должны показать на примере конкретных статей данного трактата, какое значение придается в нем варновой принадлежности супругов при заключении брака, при распределении наслед­ства.

В "Правилах, связанных с браком" Артхашастры Каути­льи принцип сословности проявляется менее заметно. Данный принцип обнаруживается здесь лишь там, где говорится о вторичном выходе замуж. По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, "жены шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов, уехавших на короткое время (но не возвращаю­щихся), должны ждать соответственно: один, два, три и че­тыре года, если У них нет потомства. Если жены имеют по­томство, то они (соответственно) должны ждать на год боль­ше".

Принадлежность индивида к той или иной варне учиты­вается Артхашастрой Каутильи и в правилах, регламентиру­ющих порядок наследования. В частности, по предписаниям Артхашастры, при отсутствии наследников имущество посту­пает в пользу правителя государства. Однако для вымороч­ного имущества, принадлежавшего умершему брахману, ко­торый являлся знатоком вед, Артхашастра Каутильи уста­навливает исключение из данного правила — такое имуще­ство отдается не государству, а другим знатокам вед. Если умерший брахман оставил после себя детей от разных жен, принадлежащих к различным варнам, то, согласно Артхаша­стре, сын брахманки получает 4 доли в наследстве, сын кшатрийки — 3 доли, сын женщины-вайшьи — 2 доли, сын шудрянки — 1 долю.

И Дхармашастра Ману, и Артхашастра Каутильи выра­жают вполне определенные представления о сущности бра­ка и семьи. В чем заключается суть этих представлений?

Какие формы брака выделяют указанные правовые па­мятники?

При рассмотрении правового положения женщины в се­мье, следует обратить внимание, с одной стороны, на такие статьи, как 56 и 57 главы III "Законов Ману", и с другой сто­роны, на статьи, подобные 147, 148, 154 главы V, статьи 13, 14, 15 и 17 главы IX "Законов Ману". Студенты должны сравнить содержание этих двух групп статей и ответить на вопрос, каков смысл расхождений между ними? Не отражают ли они два противоречащих друг другу представления о положении женщины в семье? Или же противоречие между названными группами статей только кажущееся, внешнее?

Подобным же образом следует сравнить статьи 213 и 214 главы II со статьями 226 и 233 той же главы "Законов Ману". Не противоречат ли они друг другу?

Для общей оценки установленного "Законами Ману" пра­вового положения женщины и детей в семье большое значе­ние имеет и статья 416 главы VIII данного произведения. Какое представление о положении жены и сына в семье вы­ражает эта статья?

Четвертый вопрос.

При рассмотрении статей Дхармашастры

Ману и Артхашастры Каутильи, посвященных вещным правам, необходимо в

первую очередь провести различие между правовыми норма­ми, отражающими практику, и чисто идеологическими декла­рациями, выражающими скорее желания автора указанного произведения, нежели действительность. Статей последнего рода особенно много в Дхармашастре Ману. Какие статьи данного трактата можно отнести к разряду идеологических деклараций?

В обоих рассматриваемых произведениях проводится до­статочно четкое различие между институтами права собст­венности и владения. Студенты должны показать это на при­мере конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашаст­ры Каутильи. Далее необходимо рассмотреть статьи, касающиеся спо­ров по поводу границ земельных участков (статьи 245, 254, 262, 263, 265 главы VIII "Законов Ману"; 8 и 9 главы книги III Артхашастры Каутильи). Какую роль играет правитель госу­дарства в разрешении данных споров? Является ли она ролью только судьи, арбитра или же выражает нечто большее?

Как регулируется Артхашастрой Каутильи право владе­ния оросительными сооружениями?

Обращаясь к нормам, регулирующим договорные отно­шения, следует прежде всего уделить внимание условиям действительности сделок, а также факторам, которые дава­ли основание признать ту или иную сделку недействительной. При каких обстоятельствах та или иная сделка могла быть признана недействительной в рассматриваемых правовых па­мятниках?

При анализе статей, посвященных отдельным видам сде­лок, необходимо уделить главное внимание наиболее разра­ботанным в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи разновидностям договора, например — договору купли-про­дажи, договору займа, договору найма. Тексты указанных трактатов зафиксировали некоторые специфические черты указанных договоров, отражающие уровень развития древне­индийского общества и государства в ту эпоху, когда созда­вались Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи. Какие это черты?

Пятый вопрос. Приступая к изучению указанного вопро­са, необходимо в первую очередь выяс­нить, какие деяния трактуются в Дхармашастре Ману и Ар­тхашастре Каутильи в качестве преступлений? В чем усмат­ривают данные произведения сущность наказания?

Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду, что вы­раженные в текстах Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи представления о сущности преступления и нака­зания несут на себе заметный отпечаток общих мировоззрен­ческих установок и религиозно-этических принципов инду­изма. В большей степени это касается Дхармашастры, в меньшей — Артхашастры.

С другой стороны, указанные представления отражают соответствующий этап исторической эволюции древнеиндий­ского общества и государства.

В чем конкретно — в каких статьях "Законов Ману" и Артхашастры Каутильи — проявляется влияние индусской философии и религиозной этики на понятия преступления и наказания?

Как отразились на содержании норм уголовного права рассматриваемых правовых памятников сословность древне­индийского общества, неразвитость функционировавшего в его рамках аппарата государственной власти?

В поисках ответа на поставленные вопросы следует об­ратиться прежде всего к седьмой и восьмой главам "Законов Ману", но при этом нельзя игнорировать содержание и дру­гих глав данного трактата: тема преступления (нарушения дхармы) и наказания за него — стержневая тема любой дхармашастры.

В Артхашастре Каутильи преступлениям и наказаниям специально посвящены главы 17, 18, 19 и 20 книги III. Одна­ко отдельные статьи, устанавливающие наказания за совер­шенные правонарушения, встречаются и в других главах дан­ной книги.

Уяснив смысл воплощенных в Дхармашастре Ману и Арт­хашастре Каутильи представлений о сущности преступления и наказания, можно приступать к более конкретному ана­лизу содержащихся в указанных произведениях уголовно-правовых норм.

В процессе этого анализа следует определить, выделяют­ся ли в них различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии, различаются ли пре­ступления умышленные и неосторожные. Далее необходимо определить правила или принципы, по которым в Дхармаша­стре Ману и Артхашастре Каутильи назначается то или иное наказание за совершенное преступление, выделить обстоя­тельства, смягчающие или отягчающие наказание.

Какое влияние на характер наказания за преступление оказывает сословный (варновый) статус преступника и потер­певшего?

Студенты должны научиться отличать в тексте "Законов Ману" уголовно-правовые нормы от простых деклараций или призывов. Юридическая норма ближе к практике, она конк­ретна — декларация же или призыв носят предельно общий характер. К примеру, статья 358 главы VIII "Законов Ману", устанавливающая, что "брахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены [всех] четырех варн все­гда должны быть охраняемы", или ранее идущая статья 350, разрешающая "убивать, не колеблясь, нападающего убийцу — [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде", более похожи на юридические нормы, нежели статья 380 той же главы, гласящая: "Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо из­гнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений". В последнем случае перед нами лишь призыв. Таким же призывом является и статья 102 главы VIII, заяв­ляющая, что "к брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к [брахманам] — ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам".

Последняя статья противоречит своим содержанием вы­ше цитированной статье 380, но в этом ничего удивительно­го нет — различные призывы или декларации часто проти­воречат друг другу, поскольку они отражают более желания их авторов, нежели общественную практику.

При рассмотрении отдельных видов преступлений и на­казаний следует прежде всего обратить внимание на то, что в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи предпри­нимаются отдельные попытки дать определения преступле­ний. Наиболее очевидные случаи — статья 332 главы VIII "Законов Ману" и первые по счету статьи глав 17, 18, 19 кни­ги III Артхашастры Каутильи.

После рассмотрения отдельных видов преступлений и наказаний рекомендуется провести сравнение уголовно-пра­вовых норм Дхармашастры Ману с подобными нормами Артхашастры Каутильи.

Шестой вопрос. Текст "Законов Ману" дает лишь самое общее представление о суде и судебном

процессе. Тем не менее, на основе анализа конкретных ста­тей данного произведения можно сделать определенные вы­воды относительно характера суда, его состава, видов, проце­дур судебного разбирательства и т. д. (См., например: ст. 16, 31, 140, 141 главы VII и ст. 1, 2, 3, 8, 20, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 63, 64,65, 66, 70, 73 главы VIII и др.).

Более детально регламентируется судоустройство и су­допроизводство в Артхашастре Каутильи. Следует обратить особое внимание на главу 1 книги III Артхашастры, но нельзя упускать из виду и другие главы данной книги (например: ст. 1 главы 8, ст. 15 главы 9, ст. 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 39, 45, 50 главы 11, ст. 17, 19, 20 главы 19, ст. 17, 22 главы 20 и др.). После рассмотрения статей, которыми регулируются все перечисленные аспекты судоустройства и судопроизводства, необходимо обратиться к нормам, юридически санкционирующим самоуправство (см., например: ст. 48, 49, 50 главы VIII "Законов Ману" и другие). Студенты должны проанализиро­вать их и установить, в каких случаях и каким лицам "Зако­ны Ману" разрешают применять внесудебные средства вос­становления нарушенного права.
Конкретный анализ ситуаций (казусов)
Актуализировать полученные знания поможет решение рабо­чих ситуаций, которые основаны на реальных судебных спорах или ситуациях, почерпнутых в судебных хрониках, сочинениях древних юристов и иных источниках.
При анализе ситуации необходимо прежде всего четко опре­делить существо проблемы, т.е. какое право нарушено и(или) требует юридической защиты. Далее следует выделить юридически значимые факты. И наконец, каким образом Законы Ману предлагали урегулировать аналогичные ситуации.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
написать администратору сайта