Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

шпоры афанасьев. Реализм это литературное направление



Скачать 167.59 Kb.
Название Реализм это литературное направление
Анкор шпоры афанасьев.docx
Дата 14.12.2017
Размер 167.59 Kb.
Формат файла docx
Имя файла шпоры афанасьев.docx
Тип Документы
#12290
страница 4 из 7
1   2   3   4   5   6   7
23. Жанр «Анны Карениной».

Новые приемы писания. –эпическое полотно, но в отличие от ВиМ лаконично и афористично. Соц.-псих. роман – две линии, два героя, общество им противостоит, их рефлексия. Фил. роман – больше по линии Левина. он все время размышляет не только о себе, но и о религии, крестьянстве, политике и гос-ве. на все имеет свою т.з. Соц.-ист. роман – много реалии жизни, сравнивался адже с «ЕО» Пушкина, описание событий эпохи – вопросы труда, воен. события на Балканах, выборы. Толстой называл «Анну Каренину» романом свободным. В его романе сцепление мыслей обусловлено самой жизнью, множеством случайностей, через кот. пробивает себе дорогу закон необхоимости. Жанр свобоного романа привлекал Толстого своими огромными энциклопедическими возможностями. Толстой называл также свою излюбленную эпическую форму «романом широкого дыхания». Его объем определяется не количеством томов, а содержательностью творческой концепции. Значение романа АК состоит не в эстетич. ценности отдельных картин, а в худ. завершенности целого. АК – энциклопедический роман. Отражает целую эпоху. «Все смешалось». Частный замысел семейной истории о неверной жене превращается в широкий свободный роман, полный философской и соц. значительности. Энциклопедический характер романа в приметах времени и проблемах времени (смья, част. собственность, гос-во. Жанр дух. рамы. Чел., кот. утратил смысл жизни. Линия Левина: высвечивает проблему – человек в современном мире, кот. живет, не зная зачем. Что такое жизнь человека? Линия АК: нет дух. исканий, как таковых, дух. рама чел., кот. избрал ложный путь – элемент соблазна. «АК» типологична романам Достоевского по проблематике.

Роман, основанный на сюжетных линиях русских будней. «В Войне и мире я явил мысль народную, а в Анне Корениной – мысль семейную» - Толстой. История общества показывала, что семья – центр.ячейка общества. Если ее не будет , общество будет представлять руины. «Все счастливые семьи похожи друг на друга. Все смешалось в доме Обломских» -начальная фраза. Традиционная основа общества смылась. Россия послереформенная изменилась. Интеллигенция волновалась, как поведут себя свободные крестьяне. Помещики всегда следили за крестьянами. (Глеб Успенский изображает разорение деревни, когда человек пропадает). Возникает резкий подъем нигилистического настроения. Отсюда идея достижения свободы силой (революция, свержение царя, паника). Реформа стала предвестником революции. В «Анне Корениной» все сумрачно. В начале романе есть эпизод, когда человек попадает под поезд. Анна Коренина видит это, и только на лице Бронского равнодушие. А.К. вышла замуж в 17 лет, она была счастлива, что она великосветская дама. Когда она влюбилась, думала, что все пройдет, когда приедет в Петербург.

22. «Анна Каренина».

В 70-е Толстой пишет свой первый роман АК. АК – история о трагич.судьбе женщины. В ВиМ есть эпизод, когда Наташа чуть не сбегает с Анатолем. Он развивает эту историю в АК. В АК речь идет не только о люб. отношениях, а о чем-то больше. В эти гоы Толстой переходит от эпоса к жанру дух. рамы. Роману предшествует эпиграф Мне отмщение, Аз воздам. Означает: людям не дано право судить, каждый человек грешен. Плотская красота Анны разбила судьбы др.людей и погубила ее саму. Чел. во многом живет не по своему разуму, а по привычке. Это роман о современной эпохе, в обществе произошла путаница понятий. С т.з. Толстого семья – это высшая ценность, если она распадется, то это трагедия. Интеллигенция представлена учеными и р. Вся общ. жизнь – это стремление к успеху. У военных своя мораль мораль, выборочная. Мотив дилетанства. Вронский дилетант в любви, и по службе, и на скачках. Речь о том, что чел. не д.б. дилетантом, он д. стремиться к большему. АК по своему тоже оказалась дилетантом. Вопрос выбора – один из важных и принципиальных вопросов. Жизнь АК сопровожается темными силами. В ней загорается темная взрывная страсть, с кот. трудно справиться. Анна оказалась перед сложным и труным выбором. Она способна на бол. чувство, но она понимает, что оно ведет в пропасть. Она оч.тонко понимает ньюансы жизни. Героиня кончает трагически, с мыслью, что в жизни нет ничего, что все оин обман. Жизнь по Толстому либо трагична, либо пуста. Он всегад вклаывал личное внимание к героям. Личность: напряж. ух. искания и высокие треб. к себе.. Чел. хар-р не м. примирить желаемое с ействит. Чел, не знающий компромиссов. Они не подчин. сущ. нормам жизни, калечащим чел. личность, пытаются строить свою жизнь по своим взгляадм.. Они трепят неудачи, но не садются, а дух. растут. «Анна Каренина» - это роман о современном писателю обществе, показывает кризисную жизнь всего общества. Толстой берет курс на учительную литературу. Падение Анны псих. плана. Она пожертвовала своим честным именем. Жизнь стала пресной, начинает колотить ее на каждом ипокатилась вниз. Одиночество деформировало ее характер. История женщины, разрушившей одну семью и не сумевшей создать другую, потерявшей себя и закончившей жизнь самоубийством. Вторая линия – жизнь Левина: любовный роман и вместе с тем история духовных исканий незаурядной личности. Семья представлена как общность, без кот. человеку нельзя существовать, неспособность человека создать семью трактуется как органический порок человека, как отсутствие в нем необходимой силы жизни. Семья, по Толстому, - это самый естественный из всех возможных путей к пониманию сущности жизни, к обретению человеком цельности и гармонии с самим собой. Женщина реализует себя прежде всего в любви и семье. Толстой разводит понятия «ест. потр.» и «нрав. норма». Герои Толстого испытывают на себе воздействие двух враждебных сил: нрав.закона добра и закона обществ.мнения – воздействие второй силы постоянно, а первая возникает лишь как прозрение. Герои романа, несмотря на разность своего положения в обществе, обладают сходными чертами, как люди одного времени. Они ощущают недовольство своей жизнью. Анна – живая, ей слишком хотелось жить, любовь для нее больше чем страсть, для нее это полнота и расцвет жизни. Оказавшись вместе, Анна и Вронский начинают расходиться- это крах любви. Она полюбила человека, не способного на большую любовь, ля него честолюбие оказалось сильнее любви. Толстой указал на диалектику души, когда любовь превращается в ненависть, т.к. сосредотачивается на самой себе и не видит вокруг себя достойного другой, еще большей любви. Анной овладевает гордыня, она думает, что своей смертью покарает все. Все для себя – так сложилась трагедия Анны. У Левина трагедия – все для других, ничего для себя. Толстой считал, что оба эти решения возникают в человеке одновременно и сосуществуют, могут меняться местами. В душе Анны сталкиваются два стремления – сердечность, глубокое понимание людей и стихия личного стремления. Женщина теряет себя под воздействием страсти. Эта страсть – роковое наваждение. Это власть плотской природы человека над нрав. убеждениями. Анна наказана и сама собой.

Уже в «Анне Карениной» Толстой испытывает влияние учительной литературы, учительной средневеково-религиозной литературы.

Картина в «Анне Карениной» воспринимается метафорически как бесовское наваждение, такого рода бунт плоти, который подчинил себе духовность героини и привел к такому трагическому финалу. Да и другой герой Константин Лёвин обрекает себя в сознании на то, что он человек духовный,которого, однако, тоже обуяло бесовское в картине, а именно философский рационалистический подход к миру, от которого он все-таки избавляется. Но это хоть и существенная реалия, но она не является чем-то главным.

Бесовский мотив в прекрасном телесном создании, в Анне. Бесовский мотив пришёл в сознание Толстого из древнерусс литры. Вронский, волокита, казался мальчиком перед Анной К, который будет умолять, чтоб она обратила внимание. В поезде, Анна увидела, что входит волосатый мужик. Она испугалась. На станции она чувствовала себя сильно возбуждённой. Появился Вронский, она влюбилась в него. Приехала вПитер, увидела мужа. Он показался ей совершенно не красивым. Так произошёл психологический переворот в её душе. АК всё больше общалась с Вронским. Муж Алексей это заметил. Муж хотел с ней поговорить. В лице Анны был пожар. Она не стала его слушать и пошла спать. Она прибегла к помощи лжи. Ложь для неё как браня. Роман об отношении мужчины и женщины. Вопрос о вине чела перед самим собой. АК: «Моя любовь к Вронскому истинная». В том, что АК влюбилась, есть опасность, нарушение светских правил. Анне снится сон: Она в пустой комнате. Входит волосатый мужичок (из поезда) с мешком и что-то перебирает. Слышно, что это железо. Мужик говорит на французском. Анна была в ужасе. Она рассказала сон Вронскому. Ему снился похожий сон, он не боится. А она чувствует, что летит в пропасть и чувствует, что не спасётся. Жизнь ломается странно. Анна развилась с мужем. Она живёт на даче с сыном Серёжей. Когда Вронский приезжает, сын смотрит на него, чувствуя что он его ненавидит. Отношения Анны и В зашли в тупик. Трагедия нарастает. Ей хорошо на свободе, но плохо без сына. Общество от неё отвернулось, перед ней закрываются все двери. Анна и В едут в Италию. Она чувствует, что это не жизнь. Анна замечает, что В к ней охладел. Подозрения на измену. Возникают ссоры, беспочвенная ревность. Однажды они сильно поссорились. Она осталась одна в комнате с тяжёлым чувством. Ей хочется ему отмстить. На столе стоит свечка, заходили тени. Свечка погасла, наступила кромешная тьма. Свечка – символ жизни. Анна зажгла свечу и пошла к Вронскому мириться. Она представила его холодный взгляд. Постепенно назревает отчаянье. Анне кажется, ч то она проиграла. Жизнь – это страшная игра. Все мы хотим сладкого. Для кого звонят колокола. Анна пишет письмо Вронскому, ответа нет. Она приезжает на станцию и видит как проходит поезд. Она падает между вагонами. Железная сила схватила и потащила её. Перед ней пронеслась вся жизнь со всей горестью. Свеча вспыхнула и погасла. Так закончилась жизнь Анны. В эпиграфе слова из библии, они означали, что сущ-т высший суд, есть внутренняя логика жизни. Чел получает то, что заслужил. Это роман о том, что чел должен быть ответственным за жизнь. Он должен осмыслить, что такое жизнь. В романе есть др роман. Сюжетные линии развиваются параллельно. Константин Лёвин – автобиографический персонаж (остывает к жизни). У героя всё хорошо. КЛ обращается к философии, чтобы найти ответ, что такое смысл жизни. Он мается, не знает где найти ответ. Однажды КЛ понял какую то истину, после слов крестьянина. У чела сущ-т страсть к удовольствию. В жизни ищем интереса. Как только становится тяжело жить, мы предъявляем жизни претензии. Мы ищем в жизни какой-то смысл, так мы от неё отворачиваемся. 2 героя, но финал различный. Один обрёл жизнь, а другой потерял.

24. Народные рас-зы Толстого

После кризиса (конец 1870-х гг – потеря веры в бога) В 1881 г. Толстой с семьей поселился в Москве, чтобы дать образование старшим детям: в Ясной Поляне он проводил теперь лишь летние месяцы. Впервые писатель соприкоснулся вплотную с острыми классовыми контрастами столицы. Он не оберегал себя от тяжелых впечатлений, а, напротив, шел им навстречу. Побывал он на Хитровом рынке, в ночлежном доме Ляпина, где ютилась нищета, - и был потрясен. В 1886 г. вышла за границей его публицистическая книга «Так что же нам делать?» - развернутый, насыщенный болью и гневом обвинительный акт современному ему обществу. С пронзительной силой выражено в этой книге чувство личной вины. По мысли Толстого, каждый человек из среды имущих - соучастник преступлений, творимых по отношению к бедным и угнетенным. В книге «Так что же нам делать?» ярко сказались противоречия мировоззрения Толстого, о которых говорил Ленин: с одной стороны - бесстрашие в стремлении «дойти до корня», найти настоящую причину бедствий масс, с другой - отчуждение от политики, наивность, утопичность предлагаемых им рецептов спасения человечества. Людям из «богатых классов», утверждал Толстой, надо осознать и искупить свою вину перед народом, прежде всего - постараться «честно кормиться, т. е. выучиться жить не на шее у других». Надо силою общественного мнения заставить каждого богатого человека взять на себя долю физического труда, необходимого для поддержания жизни общества. Сам Толстой - еще задолго до перелома - старался следовать этому правилу, усердно занимался в Ясной Поляне крестьянской работой, косил, пахал, сеял, пилил и колол дрова, научился на старости лет шить сапоги. Такой род деятельности доставлял ему, по собственным его словам, большую радость. К середине 80-х годов Толстой-художник приобрел широкую известность в разных странах мира. Его философско-публицистические работы, выходившие на иностранных языках почти одновременно с публикацией их в оригинале, привлекали к себе общественное внимание уже потому, что принадлежали знаменитому автору «Войны и мира» и «Анны Карениной». А влияние и моральный авторитет Толстого-художника повышались и благодаря тому, что он в своих статьях и трактатах так бесстрашно ставил коренные, самые наболевшие проблемы современного мира. Диапазон вопросов, выдвигавшихся в его публицистических работах, продолжал расширяться: он обличал капиталистическую эксплуатацию («Рабство нашего времени»), милитаризм, захватническую политику империалистических держав («Христианство и патриотизм», «Царство Божие внутри вас»). Каждое из этих выступлений приобретало живой резонанс за рубежами России, вызывало разнообразные отклики, сочувственные или полемические. В Ясную Поляну шли непрерывным потоком письма из разных стран. Волна международной популярности писателя-моралиста поднималась все выше. Этому способствовали и его новые художественные произведения. Рассказ «Чем люди живы?» (1881) положил начало циклу из двадцати «Народных рассказов»: это были сочинения в совершенно новом для Толстого жанре, короткие нравоучительные истории, своего рода притчи, иногда - с вольной переработкой мотивов фольклора. Толстой настойчиво трудился над стилем этих рассказов, добиваясь максимальной доходчивости, лаконизма, близости к крестьянской речи. Он щедро вводил в них будничные реалии народного быта, а иногда переходил от разговорного просторечия к торжественному строю религиозной легенды. В «Народных рассказах» отразились со всеми их противоречиями идеи, в которых он утвердился в итоге перелома. Картины народной нужды и бесправия, обличение эгоизма и стяжательства сочетались в них с проповедью деятельного добра, а вместе с тем - и всепрощения, и покорности судьбе. Принцип непротивления злу доводится здесь почти до абсурда: народ, подвергшийся военному нападению, не оказывает никакого отпора захватчикам, и те мирно уходят. Вместе с тем плебейская трудовая мораль, неприязнь к бездельникам облечена в выразительный афоризм: «У кого мозоли на руках - полезай за стол, а у кого нет - тому объедки». Примечательна международная судьба этих рассказов. В ряде стран Востока - Индии, Китае, Иране - знакомство читателей с творчеством Толстого началось именно с публикации произведений из этого цикла. Очень высоко оценили их и почитатели гения Толстого на Западе. Генрих Манн разглядел в рассказе «Много ли человеку земли нужно» скрытый революционный заряд: «Это притча такой ударной силы, такой беспощадности, что ее мог бы придумать сам Иисус Христос, чтобы показать всю тщету собственности». Т. сам пишет в жанре народн рас-ов, предназначенных для самого широкого чит-ля. Его «народные рас-зы» выпускало книгоиздательство «Посредник». «НР» действительно воспроизводили и переиначивали сказки и притчи патриархального крест-ва; они носили откровенно назидательный хар-р, о чем свидет-во даже название многих из них: «Где любовь, там и бог », «Много ль челу надо земли?», «Зерно с куриное яйцо» и др. направление их - выражение в худ образах учения Христа, его 5-ти заповедей, характер- чтобы можно было прочесть эту книгу челу любого возраста (от ребенка до старика). Для сюжетов рас-зов хар-ны всякого рода чудеса, хотя автор пытается совместить их с реальными подробностями жизни. По форме рас-зы- видоизмененные притчи, стилизованные под фольклорный сказ. В основе лежат народные легенды, которые восходят к лит-ре ортодоксальной, житийной, письменной. Носят устный хар-р. За основу брались и случаи из жизни. Главное их назначение – учительное. Религиозные постулаты, истины, которые иллюстрируются примерами из жизни. Истина в готовом виде. Все иллюстрации берутся из народной жизни. «Чем люди живы»- типичная народн легенда, которую Т. упростил. Народные рас-зы тесно связаны с народной драмой. «Власть тьмы» - в основе лежит действит случай. Написана в жанре жестокой народной драмы. Здесь изображена цепь преступлений (отравление старика, убийство ребенка), совершаемых мужиком Никитой из корыстных побуждений. Подзаголовок «коготок увяз- всей птичке пропасть» - несет мысль о том, что нрав радение чела следует своей неумолимой логике: тот, кто однажды предал душу дьяволу, оказывается не способным преодолеть злодейские искушения и в др раз. Название имеет в виду 2 силы-стихии, враждебные человечности: тьму невежества, власть духовной слепоты, порожденной дикостью, отсталостью народа, - и власть денег, жажду обогащений, тьму животного эгоизма. Тьма невежества и хищничества представлена в драме как знамение времени, как явление, хар-ное для эпохи разрушения патриарх-х деревенских устоев. Ужас и беспросветность этой тьмы в том, что зло становится обыденным и перестает восприниматься как зло, что приводит к страшнейшим искажениямосн нрав понятий и к прямым преступлениям. У тьмы есть свои защитники, крестьянские идеологи, вроде матери Никиты-Матрены. Т. изобр-ет ее как обыкновенную умную старуху, желающую по-своему добра своему сыну. Персонажей пьесы (крестьян) разделяет отношение к добру и злу, нрав потенциал. Глав герой – Никита, не безнадежно испорченный чел, ему свойственна жалость к больному и умирающему Петру. Покаяние Н. – это не только осуждение злодейства, это освобождение от притягательных чар богатства, легкой жизни, это победа нрав чув-ва Тьма понимается Т. как олицетворение соц-го зла, как тьма неверия, греха и безнравств-ти. Особое место в драме занимает образ Акима – искателя правды, воплощающего в себе лучшие стороны патриархал морали, но одновременно пассивного «непротивленца», не имеющего сил и воли для активногопротиводействия злу. Признаки народной драмы – мучительные натуралистические сцены (сцена убийства ребенка), есть прямая назидательность (открытое осуждение преступлений со «стороны», с позиций правоверных героев), раскаяние преступника в финале – прелюдное, перед лицом всего мира. Язык полон просторечий, диалектизмов, словечек- «паразитов».

Толстой говорит, что он принадлежит к классу неимущих, к худшей части общества, именно к таким людям, которые живут вот так бездумно, наслаждаясь жизнью, не зная, не думая о конце ее. Толстой говорит- вот я известный писатель, написал столько произведений. Для кого же я писал произведения-для этих праздных, бездумных людей? Толстой отрекается от литературы, от своего писательства, считает, что если и надо для кого-то писать, то только для народа, для крестьянства.

Толстой как бы сознательно переходит на сторону крестьянства, на сторону народа, обыгрывая позицию того класса, к которому он принадлежит. Вот это явление принято называть переломом в мировоззрении Толстого.

В начале 80-х годов о себе заявляет издательство «Посредник».Там издавали небольшие книжечки(в них были разного рода рассказы…). Коробейники носили дешевые книжечки, продавали их в народ. Толстого тоже привлекли в работу этого издательства. Толстой пишет народные рассказы. Жанр-пестрые рассказы. Некоторые являются переработкой притч, житий, народных легенд. Петербургская повесть о бражнике . Бражник попал на тот свет, подошел к райским вратам и стал стучать. Спрашивают его – кто ты такой? Бражник. Ступай в ад, таким здесь места нет. А кто со мной говорит? Ну это Петр святой. А ты забыл, как трижды предал Христа,испугавшись за свою жизнь. А вот в раю. Молчание. Тогда он снова стал стучать. Святой Петр, а сколько у тебя на совести было грехов, можешь перечислить. Молчание. И казалось, что нет в раю святого. Мифическая легенда.

«Корабль». Этот рассказ является с виду народной легендой. Не только православие. Толстой не меняет характер, а только редактирует смысл. Т.о. он, продолжая народный миф, дает что-то свое.

Плывет корабль, направляется в Москву. На нем архиерей. Ну и паства. Архиерей заметил, как народ с судна куда-то смотрит. Архиерей ничего не мог понять. Что там за старцы. Ему сказали, что они там спасаются. Как спасаются? Заинтересовался архиерей. Попросил кормчего причалить. Причалили. Встречают их 3 старца. Один высокий, другой среднего роста, а третий и вовсе небольшой, такой приветливый и улыбчатый. Архиерей спрашивает у старцев, что они здесь делают. Спасаемся. Как вы спасаетесь? Молитвы читаем. Попросил прочитать молитву. Они взялись за руки и дружно: кому…. Господи помилуй нас. Это вся?. Да, больше не знаем. Вот, сейчас я вас настоящей молитве научу. И стал учить их отче наш. Трудно давалась молитва. Наконец, усвоили они молитву. Радостный отплыл архиерей. Наступила ночь, ему не спалось. Сидел он на палубе, люди уже все спали. За кормой тянулась длинная лунная полоса. Смотрел на нее архиерей. Увидел что-то такое ветхое, шибко разгоняющееся и другие увидели. Все повскакивали с мест и стали смотреть, что это такое. Увидели какой-то корабль. Увидели, что там старцы держались за руки и говорили - ваше первосвященство уж забыли мы молитву, одно слово выскочило, поучи нас снова. Понял архиерей, что перед ним чудо, которое бог являет тогда, когда он возлюбит понравившихся людей. Вот, кого бог любит-не меня, ученого человека, а вот этих беспамятных старцев, которые и молиться то толком не умеют. Сказал им-богвнял ваши молитвам. Молитесь. Бог не требует каких-то особых молитв, он читает сердце. Это тоже специфическая легенда.

Достал из своего мешка продукты и накормил их и стал за ними ходить – день, два, три. Деньги все свои потратил и провианту нет. Идти нет смысла. Посетовал на судьбу и вернулся домой. А товарищ его в толпе видел Елисея.

Елисей, хотя и не годился в наставники, но он за ним последовал.

Толстой серьезно подошел к народным рассказам.

Рассказ. Отец-богатый ювелир. Спешил на рынок. С ним ехал могучий слуга. Доехали до дороги, перед ними бедный, колесо у него затянуло, перевернулся он. Решили отбросить бедного, несчастного, чтоб не мешал. Он подбежал к ней, спихнул в канаву, довольный вернулся. В это время по дороге проезжал Фома. Увидя, такое несчастье Ивана, он стал помогать. Поправили колесо, загрузили телегу и поехали в город. Они увидели жидов в городе. По дороге увидели кошелек, подумали, что его потерял ювелир. Слуга был привязан к дереву, его хлестали кнутами. Монах велел остановить это преступление. Отдает ювелиру кошелек. Ювелир предлагает вознаграждение, монах отказывается, напоминает, что сегодня ювелир совершил дважды грех и будет ему за это воздаяние, как и слуге, одно его уже настигло. Другое не заставит себя ждать.

Каждый получает воздаяние за добро. Толстой переработал этот сюжет.

«Гимназист».

Пришел домой после гимназии. Попросил денег у отца. Он ему уже выдал за этот месяц. Гимназисту нужно еще. Он мне должен еще. А ты получаешь, да еще имеешь наглость просить сверх того. Пошел вон. Папа, я тебя умоляю, это такой долг, который нельзя не отдать. Пошел-пошел. Отец был в плохом настроении. Сын пошел к товарищу. Товарищ его тоже прогнал. Обращается к услугам некоего человека. Отец мне не дал. Дал лишь купон на полтора рубля. Этот человек предложил сделать из него одиннадцать с половиной. Как? Очень просто-подрисуем единичку. И будет уже не 1.50, а 11.50. а разве такой купон существует? Существует. Ты меня слушай. Подрисовали единичку и пошли разменять купон. Вот фотографический магазин. За прилавком молодая женщина. Послушайте, нам нужна рамочка изящная и недорогая. Выбирают за рубль тридцать. Расплачиваются купоном. Дамочка засомневалась. Вы что, сомневаетесь что ли? Нет-нет-нет, я так, и дала им сдачу. Хозяин заведения стал снимать кассу и спросил у нее, откуда купон. Она рассказала, что пришли лица, не вызывающие подозрений и расплатились купоном. Меньше бы смотрела на физиономии. Отругал ее. Дали этот купон рабочему. Тот пришел в магазин. Ему сказали, что его купон фальшивый. Быть того не может, мне его дал господин. Мне его господин дал. Купон фальшивый, позвать полицию. Ночевал в полиции. Конфисковали у него лошадь, отобрали деньги и вернулся он домой нищ.

Ночью вошел. Зашел к ней в спальню. Что ты, что ты, побойся бога. И в самом деле. Когда он вышел от него, ему стало так стыдно. Посадили в тюрьму, стал читать евангелие
25. Реализм позднего Толстого.

В 80 годы изменяется хар-р прозы. Толстой отказывается от романов, пишет повести и рассказы. Герой – не интеллектуал высокой прозы, а обычный средний человек, чаще всего дворянин, чиновник, бывший военный, переживающий сильное внут. потрясение, пересматривающий свое отношение к жизни. Ставится проблема удх. перрожения совр. чел. Усиливается сатир. тененция – критика всех фальш. святынь и норм общества. В познем творчестве звучит мотив дилетантизма. Чел. по сути дилетант, а .б. мастером. Герой обратился к религии., она утверждает незыблемые начала, он всякие догматы проверял способом худ.тв-ва на псих. убедительность. 2 начала: догматика и психологизм. «Крейц. соната». Зачем музыка так воздействует на человека. Музыка побуждает нас к активности .Концепция воли. Только чел. ан интеллект. чел. становится заложником антигонии воля(бессозн.)-разум (созн.). Сознат. начало чел. претворяет в образы и создает искусство. Бессозн. ч/з науку – философия. Разум чел. оч. ограничен. Разум форма, воля содержание. Посвящена проблеме любви и брака. Открывается истутом в купе ваона. Исповедь: трагич. лич. опыт привел героя к мысли, что в совр. обществе нет ни любви, ни брака. Автор не скрывает своего еиномыслия с героем. Любовь и семья разушаются животным эгоизмом людей. Кажд. стремится лишь к наслажедниям, удовольствиям. . Жизнь холостого мужчины - -«прилично развратная жизнь», почти кажд. мол. чел. совр. общества развращен, он привык видеть в женщине одно тело.. Совр. брак – мерзкая сделка, проаджа женщины мужчине, проститутка на долгий срок. Повесть сочетает люб. новеллу с теор. статьей. Новелла – история любви или ненависти мужа и жены. Теория: осуждение половой любви, проповедь единобрачия и вообще воздержания от брака. Любовь – зло ,мешает братскому единению людей. «Смерть Ивана Ильича» - в неком роде житие, в кот. нет святости. Форма рассказа от лиа умирающего. Исповеальный тон. Обнажение лжи и фальши жизни совр. людей.2 части. 1- известие о смерти и отношение к ней сослуживцев, об успешной карьере героя и его счастливой сем. жизни. 2- тяжелая болезнь и процесс умирания, накануне смерти – воскресение души героя. Герой – срений чел, срений м/у братьями,Всега строго исполнял то, что считал олжным от вышест. людей. На службе был седржан и строг. От сем.жизни требовал только удобств. Совершал и сомнит.поступки по молодости. Перелом наступил во время болезни. Он столкнулся с неожи-ми, кот. были хар-ны для его круга. На приеме у доктора было так же как в суде. Жена и очь воспр. его болезнь как разражение, препятствие к жиз. уовольствиям. В повести соещ. трагич. и комич. Трагич. – зря прожитая жизнь, осознание иллюзорности того, во что он верил. Иллюзорно все кроме воспоминаний етства: чем альше в прошлое, тем больше там жизни. За час о смерти ему стало жаль своих близких. Комич. – реакция сослуживцев (каж. ра, что не он умер, каж. умает, что его на место героя поставят).. Объек. пов-е насквозь пронизано иронией, насмешкой над люьми в состоянии пост. эгоизма.

«Смерть Ивана Ильича».

Герой потратил жизнь ни на что. Жизнь дана ему однажды. Нет ничего трагичней, как осознание бесполезно прожитой жизни. Главное-это определение самого понятия, что такое естественная жизнь. Все военные рассказы Толстого представляют в себе ситуацию, когда человек находится на грани смерти. Если человек знает, что он смертен, то сама жизнь не имеет особой цены. Существо животное – существо смертное.

Перед человеком всегда есть какие-то альтернативы. ( Как прожить надо жизнь).

У Пушкина человек смерть принимает. После Пушкина, начиная с Лермонтова, Гоголя –проблема выбора человеком своего пути становится важной для всей русской литературы.

86 году написал первую после перелома повесть. «Смерть Ивана Ильича». В основу положен реальный случай. У него был брат Иван Ильич. Скучная сельская жизнь.

Как будто раскрывается перед лицом этой жизни.

Поздний толстой вырабатывает совершенно новый стиль, новый жанр.

Метафора не имела такой сокрытый характер как у Лескова.

Его произведения очень современны. Толстой вырабатывает такой тип, который близок учителю литературы. Повествователь у Толстого. Ему даны широкие полномочия от автора в отношении оценки, в отношении позиции.(книжник как в древнерусской учительной литературе).

Житие считалось как бы словом божиим. А книжник только его доносил. Оценка дана свыше. Она истинна.

Позиция повествователя – позиция всегда сугубо оценочная. Суд идет. Герой этой повести Иван Ильич, будет переживать. Он услышит, что суд идет. Он поймет, что над ним идет суд. Суд объективный и суд страшный.

Что то, что он говорит-это правда.

Поздний толстой уже ничего не ищет. Он уже все нашел.

Он знает, что такое человек, что такое мир. Он знает плюсы и минусы человека. И останется только рассудить этого человека.

Господа, а вы знаете, Иван то Ильич умер. Как умер? Вот он умер, а я где( мнение каждого). Начнется чехарда и в этой чехарде я тоже получу какое-то местечко.
26. «Отец Сергий» Толстого.

В повести «ОС» ставится проблема мнимого «воскресения». Князь Степан Касатский, узнав, что его невеста была любовницей царя, решает затворится в монастыре. Здесь, в течение многих лет он ведет упорную борьбу с мирскими соблазнами: честолюбием, влечение к женщине – и в то же время сознает свое «духовное усыпление», замену внутренней жизни жизнью внешней. Этот разлад закономерно ведет его сначала к «падению», а затем к бегству из монастыря. Повесть построена на антитезе жизни «под предлогом бога» и «жизни для бога». Последнюю ОС обнаруживаетв незатейливом быте своей престарелой кузины Прасковьи Михайловны, тещи неудачника, пьющего чиновника Маврикьева. Все свои силы отдает старушка своей семье, стараясь добиться в ней лада и согласия. «ОС» - реалистич психологич повесть. Герой повести – князь Касатский, аристократ, очень способный, своего рода любимчик Николая 1. Славолюбие заставило его пойти в монахи, это и погубило ОС. Функции житийной лит-ры: жития актуальны, это лит-ра на века, в ней речь идет не о предках, а о вечном. Творческая история произведения и начиналась с идеи "жития" музыкальнй учительницы. В справедливости сделанного предположения убеждает сама композиция сюжета повести. Сначала дается "житие" церковного "праведника" отца Сергия, затем описывается его духовный кризис и падение с купеческой дочкой, а завершает произведение "житие" праведницы Пашеньки, призванное еще в большей степени разоблачить неправедность "жития" бывшего монаха-отшельника и указать ему истинный путь "воскресения" души. Кроме того, некоторые исследователи выделяют и "житие" кающейся блудницы Маковкиной. Ориентированность повести "Отец Сергий" на житийные творения общеизвестна и бесспорна. В качестве источников различных эпизодов произведения Толстого литературоведы указывают прежде всего житие Иакова Постника, восходящее, в свою очередь, к Скитскому Патерику, а также жития Мартиниана, Сергия Радонежского, Аввакума, Тихона Задонского, Арсения и Пимена Великих. Толстой апеллировал не к единственному источнику, а к общим моральным схемам патерикографии. Однако гораздо важнее не выявление как можно большего количества гипотетических и реальных источников повести писателя, а качественная характеристика патериковых, проложных, минейных и толстовских житий, их сравнение, на основании которого только и возможно адекватное представление о концепции праведничества, заложенной в основу "Отца Сергия". Большинство исследователей этого произведения склонны видеть в нем однозначное воплощение авторской идеи, то есть подчеркивают его антицерковный, антимонашеский характер. главного героя повести "падшим праведником". После падения отец Сергий становится "кающимся грешником" по своему внутреннему содержанию примыкая к подлинной праведнице Пашеньке. Сама Пашенька сравнивается с Исидорой Юродивой, ибо тоже, всеми унижаемая и оскорбляемая, все "выдерживала с великим трудом и терпением, всегда благодаря и хваля Бога". (Шаховского), сделанные им еще в 1937 г. в статье "Революция Толстого". "Христа нет в рассказе! Это поражает, как Толстой мог описать жизнь искреннего и п о д ч е р к н у т о п р а в д и в о г о человека — его монашество... коснуться глубин его внутренней жизни, и все так, будто бы Христа, Ж и в о г о С п а с и т е л я, Ж и в о г о С л о в а Б о ж и я — не было вовсе!" — писал архиепископ. Поэтому отец Сергий кается не перед Богом, Христом, а только перед собой, народом, Пашенькой. Итак, поставлен принципиальный вопрос о неадекватности подхода к образу отца Сергия как к воплощению церковного понимания праведничества. Так, согласно тексту повести, впавшего в грех гордости отца Сергия его "старец" отправляет в затвор, между тем общеизвестно, что затворничество является не средством наказания, а высшим образом монашеской жизни и духовного делания. Грех же гордыни, как свидетельствует святоотеческая литература, излечивался не уединением, а, напротив, трудовой жизнью на послушаниях в общежительных монастырях. Кроме того, Толстой смешивает монашеский постриг и рукоположение в священники ("В конце третьего года он (отец Сергий — А. Т.) был пострижен в иеромонахи") и неверно представляет ход православного богослужения: особо восторженное состояние у отца Сергия вызывало совершение проскомидии. Следовательно, можно сделать вывод о том, что писатель фактически критиковал не церковного человека, не монашество как явление духовной жизни, а свое собственное понимание того и другого. Ряд современных зарубежных исследователей также указывают на кардинальные отличия толстовского образа монаха от житийных аналогов. Уже предыстория молодого князя Касатского, данная писателем в начале повести, говорит о чуждости главного героя житийным образцам. Те моменты сходства с житиями святых носят чисто формальный характер и совершенно не принципиальны для содержательной характеристики будущего монаха-отшельника. Определяющей чертой молодого Касатского было стремление не к Богу, а к развитию собственных способностей в разных сферах (в том числе и нравственной). Это являлось по сути тщеславной игрой своими силами, своим самосовершенствованием. Именно с таким настроением князь Касатский уходит в монастырь и живет в нем. Недаром Толстой на протяжении небольшого отрывка текста несколько раз как бы от себя (от автора) и через восприятие других героев (сестру Касатского) подчеркивает мотив гордыни как основной при поступлении в монастырь и при прохождении монашеских послушаний. Текст повести объективно показывает несостоятельность отца Сергия как настоящего монаха. Убеждает в этом одно весьма значительное уточнение, сделанное писателем при характеристике старца, наставника отца Сергия: "Игумен монастыря был дворянин, ученый писатель и старец, то есть принадлежал к той преемственности, ведущейся из Валахии, монахов, безропотно подчиняющихся избранному руководителю и учителю. Игумен был ученик известного старца Амвросия, ученика Макария, ученика старца Леонида, ученика Паисия Величковского" (31, 11). Таким образом, отец Сергий оказывается преемником всех самых известных православных святых старцев, ко времени написания повести уже очень почитаемых в России. Следовательно, у Толстого как раз ученик великих оптинских старцев делает принципиальную ошибку, совершенно не возможную для старчества, — отправляет гордого монаха в затвор. Толстой показывает, что в отшельничестве отец Сергий остается по-прежнему светским человеком, по-прежнему во время молитвы сомневается, есть ли Бог, к Которому он обращается за помощью, молится механически, а между тем ведет чрезвычайно аскетический образ жизни, занимается "умной молитвой Наконец, следует остановиться на эпизоде, следующем за искушением и падением отца Сергия. Вот как передает автор первые мысли героя после совершения блудодеяния: "Да, надо кончить. Нет Бога. Как покончить? Броситься? Умею плавать, не утонешь. Повеситься? Да, вот кушак, на суку". Это показалось так возможно и близко, что он ужаснулся. Хотел, как обыкновенно в минуты отчаяния, помолиться. Но молиться некому было. Бога не было. Поразительна мгновенность и определенность вывода "святого" и "чудотворца" монаха-отшельника Сергия. С точки зрения христианской традиции, в лице отца Сергия выведен лжеправедник, за внешним благочестием которого скрывается греховная бездна. Согласно логике Толстого, Сергий-монах тоже является лжеправедником, хотя и по другой причине, а именно из-за причастности к церковной жизни. Распространенный сюжет вразумления монаха-пустынника или столпника живущим в миру праведником однозначно интерпретируется ими как "посрамление" монашества. Православный же "декор" выполняет вполне определенную функцию художественного обозначения, наименования адресата критики Толстого, но не саму критику. Однако в повести присутствует и позитивная направленность толстовской "тенденции", выраженная через образы "авторских праведников", то есть Пашеньку и Степана Касатского после отречения от монашества. Чисто внешне, на уровне сюжетной роли, Пашенька на самом деле напоминает житийных мирских праведников. И все же реальная суть ее "жития" не допускает возможности провести параллель с житийными аналогами. Надо сказать, вся сцена искушения отца Сергия великосветской дамой вообще близка православным источникам (в чем опять-таки следует видеть не противоречивость писателя, а особую художественную задачу православного элемента). И в описании обращения Маковкиной нет мотивов, отражающих толстовское понимание праведничества. В отличие от отца Сергия, покаяние Маковкиной было направлено к Богу, а поэтому вело ее не в мир, а в монастырь. Знаменательно, что автор повести не счел необходимым "разоблачать" неправедность монашеского пути матери Агнии (Маковкиной). Следовательно, объективно данный текст Толстого как бы "дедогматизирует" концепцию праведничества своего автора, демонстрируя полноправное существование иной высшей правды. Поэтому есть все основания считать открытым финал повести "Отец Сергий" не только из-за незавершенности произведения писателем (дневники и записные книжки 1900-х годов свидетельствуют о его желании вернуться к доработке произведения), но и из-за отсутствия окончательного и однозначного художественного завершения "монастырской" темы.
27. Социальное и духовно-нравственное в отношениях героев ром. Толстого «Воскресение»

над этим романом Т.работал с перерывами около 10 лет. «В.» - явилось как бы своеобразным итогом литерат.и обществ.деят-ти писателя почти за 2 десятилетия его идейных и нравств.исканий за этот пер-д. проблематика «В.» исключительно широка. Поставлены вопросы о классовом нерав-ве,о судьбах безземельного,бесправного и нищего крест-ва,о его ненависти к несправедливому обществ.строю, о его праве на землю и на свобод.жизнь; о причинах разорения городск.масс и т.д. Центральн.тема ром. – духовное воскресение русс.людей накануне нового века. В этом романе Т.показал что потребность в нравств.обновлении захватила и народ. 2 пласта романа – социально-обличительный и психолого-аналитический развиваются не параллельно, а взаимодействуют. Духовный кризис Дмитрия Нехлюдова,его обновлённый взгляд на жизнь,остро фиксирующий её изъяны,и служит мотивировкой беспощадной соц.критики. В «В.» центральная проблема и в названии. Глав.герои духовно воскресли. Здесь есть любовная тема. 2 глав.героя воплотились в 2 поляр.соц.центра. Д.Нехлюдов – привилегированный че-к, Катя Маслова – женщина из народа,проститутка. Эта пара стала 2мя центрами ром.по соц.признаку. Т.о.образовалось 2 мира:мир господ и мир прост.народа. отношения героев не только любовные,но и соц. Нехлюдов виноват не столько как лич-ть,сколько как представитель соц.класса. это любовь двух юных людей,кот.начин-ся духовным тяготением людей др.к др. Нехлюдов уехал в гвардию. Для Т. гвардия – разврат. Когда Нехлюдов приехал в имение во 2 раз,он был уже другим че-ком. Он думал,что Катя Маслова должна удовлетворить его удовольствия. Она из народа,а народ для дворян-ва – источник плотского удовольствия. В К.М.тоже совершается внутр. переворот:человеческое куда-то ушло,осталась ненависть к господам. В отношениях постоянно меняется доминанта – то они становятся духовными,то социальными. Соц.статус как бы тает,когда люди общаются как бы на основе дух.опыта. как только соц.доминанта тает,отношения становятся нечеловеческими.

В романе долж быть он и она. Герой-князь Нехлюдов, представитель элиты. Героиня-женщ из народа, Катюша Маслова. Любовная тема, но насколько она социализировалась, сами любовн отн-я казались где-то на периферии. Толстому было важно создать раму соц структуры русск общества конца 19 века, в которой был представлен и простой народ и общественная верхушка, он хотел заострить наличие этих 2 полярн соц слоев, тк само по себе этот раскол общества с тзр Толстого был вопиющим. Главная тема-противостояние 2 соц слоев. В тоже время предтавлена история души героя-князя Нехлюдова и Катюши Масловой, мать у которой была крестьянка, а отец-цынган(почему цыган?-потому что она представляет маргинальн часть народа),мать умерла и девочка осталась сиротой, происходило это в имении тетушек Нехлюдова, 2 незамужних женщин, которым девочка понравилась и они решили воспитать ее как горничную, тем более детей у них не было. Так и назвали ее не Катя, не Катенька, а что-то среднее-Катюша. Она росла у них и однажды приехал племянник-Дмитрий Нехлюдов, он влюбился в нее, как раз была Пасха, всем принято целоваться, этот поцелуй был особенный, герой понял, что эта девушка имеет оч важн значение, эта была первая любовь. Он уехал в Питер и поступил там в гвардию(элита, никаких законов моральных они не знали), года через два он вышел совсем другим человеком, котор считал, что жизнь только для него. Он приехал в имение и встретил Катюшу, как будто бы любовное чувство в нем пробудилось, но теперь цель у него другая, он счит, что эта девушка для него. Он ее соблазнил и сунул ей 100р денег и уехал. Когда тетушки узнали, что Катюша в положении, они ее прогнали. Вот начались странствия. Родила ребенка, но он умер потом, далее она пошла по миру. В семьях к ней мужчины приставали, ее выгоняли. (еще один эпизод был: что однажды услышала, что Нехлюдов приезжает на поезде, она побежала, чтоб поговорить с ним, но опоздала, постучала в окно, никто не слышал, она побежала за поездом, она упала, когда встала-стала др челом). В городе она увидела: дом, из подвала клубами пар, она заглянула там ад(женщ стирают белье, еле-еле можно их различить было, а на улице мороз: неужели они так и живут..нет, лучше с богом умереть, чем так. Ей встретилась женщ из публичного дома, решила ее заманить, рассказывала про легкую жизнь, Катюша не видела др выхода и согласилась. Она старалась забыть, что она человек. Она приобрела манеры развязные. Однажды сибирск купец перепил и разбушевался, тогда ей сказали подлить в шампанское порошка, она послушалась, но видимо доза была велика-он умер. Их всех забрали в участок и собрались судить.

Роман композиционно очень выдержан: здесь развиваются 2 истории души(Катюши Масловой с неперспективностью, с ее судьбой и человека, который создан для удовольствия кого-то другого).

Нехлюдов в этот день, когда ее забрали, проснулся в своей постели, в тонких голландских рубашках, лежал и думал, зачем ему вставать, встал, наконец поехал в суд, он сидел слушал и увидел что-то знакомое-женщ, которую судили, была похожа на Катюшу(ее черные глаза немного косили), сжался на скамьей и ждал, когда все закончится. Боялся услышать от нее, что она его обвинит. Дома он начал думать, что теперь думать, как он может судить. Решил хлопотать за нее. Он приехал на свидание к ней, она попросила у него денег, а потом она пришла подвыпившей, он просил прощение, обещал жениться, но она закричала «оставь меня, противен ты мне, на этом свете наслаждался и на тот свет хочешь попасть в рай». Он не ожидал.

Вот Нехлюдов почувствовал, что она права, что его благодеяния для себя, как загладить св вину, сделать хоть что-ниб.

Он начинает хождения(жанр хождения составляет костяк этого произведения), ему открывается суть этих людей, по которым он ходит, и суть этого мира. Поэтому роман от интимного сюжета взметнулся к широкой панораме 19 века.
28. роман Толстого «Воскресение» как итог развития русского классич.реал-ма. Жанровая хар-ка романа.

над этим романом Т.работал с перерывами около 10 лет. «В.» - явилось как бы своеобразным итогом литерат.и обществ.деят-ти писателя почти за 2 десятилетия его идейных и нравств.исканий за этот пер-д. стиль позднего Т.существенно отличается от эпохи «Войны и мира» и «Анны Карениной»(мир многогранен,множество сознаний, т.з.пис-ля не может быть универсальна;герои видят мир иначе ). Поздний Т.отменил такую повествоват.стратегию. он доверил повеств.функцию повествователю. Автор у Т.себя уполномоченным. Его взгляд на вещи истинно верный. Это стиль судеб.приговора. тон повествования суровый,библейский. Повеств-ль царствует в худ.мире,никому не передавая свои функции. Т.повествует о щепитильных моментах(богослужение). Пов-ль просвечивает персонажей как рентгеном,отсюда широкая картина мира. .проблематика «В.» исключительно широка. Поставлены вопросы о классовом нерав-ве,о судьбах безземельного,бесправного и нищего крест-ва,о его ненависти к несправедливому обществ.строю, о его праве на землю и на свобод.жизнь; о причинах разорения городск.масс и т.д. Центральн.тема ром. – духовное воскресение русс.людей накануне нового века. В этом романе Т.показал что потребность в нравств.обновлении захватила и народ. 2 пласта романа – социально-обличительный и психолого-аналитический развиваются не параллельно, а взаимодействуют. Духовный кризис Дмитрия Нехлюдова,его обновлённый взгляд на жизнь,остро фиксирующий её изъяны,и служит мотивировкой беспощадной соц.критики. Жанр – духовн.роман.Герой через страдания приходит к воскресению. Роман появ-ся в эпоху символизма,чеховского реал-ма,когда классич.реал-м утратил свои позиции. Лит-ра взяла курс на проблемные истины,утратила своё значение. Реализм сказал своё послед.слово - это и есть роман:он освятил самое глав.в бытии че-ка и чел-ва. Здесь речь идёт о самом мироустр-ве. Роман ассоциируется с древ.хождением. это роман – обозрение.нет такой силы чтоб победить зло,одно спасение – Евангелие,поэтому в конце приведён текст Евангелия. Реализм кончился.

Название говорит о его подтексте: о проблемах воскресения человека. В основу положил реальн эпизод:в конце 80х гг был известный юрист Кони(?) предложил ему сюжет(недавно 1 женщина из дома терпимости попала в тюрьму, она отравила кого-то отравила, объявился молодой чел, котор говорит, что она не виновата, а это он, тк совратил ее и бросил и пошла она по кривой дорожке, так вот и докатилась. Возможно мне на ней жениться?жаль было судьбу этого молодого чела, ведь он должен был провести время в местах не столь отдаленных. Пока суд решал, что делать, эта женщ умерла-развязка). Толстой заинтересовался сюжетом, начал работать – написал роман.

«Воскресение»-последн реалистич роман 19 века, итоги классич реализма. Как будто бы показывал, наск изменилась русск литра от пушкина до 20 века.

29. стилевые доминанты в ром.Толстого «Воскресение» и их идейная функция.

Этот роман относится к позд.тв-ву Т.(1880-1910).для этого пер-да харак-на ориентация на учительн.лит-ру,эстетика которой заключается в антиномии духов.и плотского. При этом плотское порицается. Такие признаки антиномии есть уже в «Анне Каренине»: че-к,подвергающийся плотскому,терпит крах,либо погибает. Активность повествователя и дидактичность – вот доминанта «В.». Пов-ль - знающее лицо. Ему известно что представляет соврем.че-к(насилие,соц.неравенство,увлечение житейской мишурой). Пов-ль – всевидящее лицо – доминанта стиля. Пока герой не прозреет – он не имеет права голоса. Стиль Т.напоминает стиль древней лит-ры,но отличается психологизмом. Пов-ль уверен,что соврем.че-к не знает истины, поэтому и нет дискуссии на эту тему в произведении. Цель – обличить общ-во,гос-во,устр-во. Эпиграф к роману взят из «Евангелие». Истина в «Ев-ие». Перед нами духов.драма че-ка,кот.представлена и у Достоевского. Показывает причину возникновения кризисн.ситуаций и причины их,пути их преодоления. «В.» - это любовный ром. Отношения героев (его и её) составляют всю сюжет.канву. Любов.ром.перерастает в социальн. Это сам.резкий соц.роман. Т.всё время передаёт разные контрасты. Т.показывает Россию,кот.находится в брожении. Подведение итогов рус.реал-ма 19 века. «В.» - символ всех тех тенденций,через кот.прошёл роман в 19 в.
30. Ранний Чехов.

Ч. – реалист, но его реализм постклассический. Это проза и драматургия высоко худ-ые. Чеховедение стало складываться в 70-80 гг.20 века. Ч. двинул вперед форму, в этом его большая заслуга. Ч.- это Пушкин в прозе. Содержания у Ч. нет. Пушкин создал высоко худ-ую прозу, а в ней всегда есть глубина. То же произошло и с Ч. в ранний период (1880-85 гг) у Ч. – комический герой. Ч. открыл в челе органически, изначально присущее ему свойство быть рабом мелочных интересов. Ч. осмысливает «прозаизм» чела как комическую сторону его бытия, как его реальность, данность. У Ч. бесконечно разнообразные соц-но-профес-ые роли чех-их героев. «Мелюзга» для Ч. – это не чин, а мера внутрен достоинства чела. Традиц-ый для рус лит-ры тип маленького чела утрачивал у Ч. свою сословную характ-ть , писатель переносил акцент со слова «маленький» на «чел». Ранние чех-ие рас-зы – юмористические. Юмор- оттенок комич-го (наряду с сатирой, саркизмом, иронией). Комический герой- «антигерой». Юмористический герой не призван вызывать антипатии чит-ля, он чит-ля смешит, развлекает. Юмор создает вокруг героя ауру поэтичности, умиления. Творч установка юмористич рас-ов Ч.- развлекательность. Мат- для них пис-ль черпает в быте, нравах, психологии «мал чела», но «тема» не явл-ся здесь самоцелью, она – средство создания юмористич эффекта. В юмористич рас-х отражается «точка зрения» индивида, заведомо ограниченная, и потому мир представляется ему абсурдным. Если в юмористич рас-х акцентируется ситуация, то в комич – поведение героя. В комич рас-х ситуации эстетически нейтральны, чаще это обычный акт чел-го общения («смерть чиновника, толстый и тонкий, хирургия, хамелеон».) Они не провоцируют героя на комич поведение, но сам герой продуцирует комич коллизии. Неожиданность их возникновения и вызывает комич эффект. Комич герой Ч. обладает относит-ой свободой, он существо по своему мыслящее, чувст-щее, дейст-щее. Он монолитен, как всякий лит герой. «Чин» комич героя во многом условен, он носит знаковый хар-р. Комич герой постоянно из рас-за в рас-з менял свои приметы, воплощаясь в бесчисленное разнообразие профессий, должностей, не меняясь в комич своей сущности. Комич герой – эпический. Чех-ие комич герои обращены к современности и отражают негативные стороны современной пис-лю действит-ти. Ядром худ новаторства Ч. стал жанр комич рас-за. Оригин-ть раннего Ч.- это оригин-ть жанрового содержания его творч-ва. В комич рас-зе действующ герой выявляет свое ничтожество через поступки. Тип сюжета с «обратным ходом», т.е. раскрывающий процесс избавления героя от иллюзий относ-но его «избранности», в трансформированном виде получит широкое распространение в дальнейшем твор-ве Ч. комическое у Ч.- это имитация жизни подлинной, исключ-щей «игру», неискренность, самообольщение жизни.

«Смерть чиновника» - (комич рас-з) чин-к в театре чихнул и обрызгал генерала. Здесь чин-к имеет о генерале определен представление, генерал-это гроза. Он не верит, что генерал его простил, т.к. он ведет себя с ним на равных. Ч. отменил иерархию героев, нет мален людей, нет лишних людей, у него есть чел. Чел без значения его чинов, чел в мире, который совершает ошибки. Здесь экзестенциал ситуация – «я в мире».

«Хамелеон»- (юмористич рас-з) здесь чел (Очумелов) без убеждений: собака, укусившая золотых дел мастера Крюкова, - решает конфликт в пользу чела. Когда узнает, что собака генерал-ая – в пользу собаки. Здесь мал чел уподоблен Гамлету: быть или не быть? «Радость» - здесь комич герой считает себя героем, не будучи таким. Минимум описаний, обычная сценка с высказываниями. Мал чел прежде всего чел. Челу присуще стать героем. Жизнь чел-ая – общение, желание внедриться в сообщество, выделится в нем, быть замеченным. «Злоумышленник»- (юмористич рас-з) следователь уверен в позиции: отвертывание гаек- преступление. Денисов же считает себя правым – они нужны для грузила. Здесь у каждого своя правда. Трудно понять др др – ведь люди разные, они видят мир по-разному.

«Тоска» - Иона Потапов хочет вызвать сочувствие к смерти сына, пыт-ся разделить свое горе с кем-то. Но все ему отказывают. Но здесь есть лишние детали(Чудаков), они не несут смысла, нагрузки, нельзя определить, для чего они нужны в тексте. Лишние детали есть всегда в тексте (есть важное и периферия) (изобр-ие извозчика Ионы, лошаденка похожа на тряпич лошаденку, очумелый вид, смешная шапка). Иона ищет сочувствие у баб, т.к. они плачут. Это как ритуал. Ему не хватает ритуала. Др людям этот ритуал чужд. Здесь вопрос о челе – деревенс и городск, это совершенно разные люди.
31 История души челов-ой» Чехова. «История души челов-ой» Чехова

проза Ч. восходит к «Повестям Белкина», иронич новеллам, так как Пушкин создает макеты – готовые жанры, где читатель мог по экспозиции узнать развязку сюжета. Такие узнаваемые сюжеты Ч. нагружал разными эффектами. Концепция чела у Пушкина была очень глубокой – герой вел себя не так, читатель обманывался. Писатели использовали широко используемый сюжет, нагружая его оригинал смыслом – макет. Макет –вторично использованный сюжет. Совмещение 2-х кодов дает иронич эффект. Ч.озабочен и собственно худ эффектом, то есть чех-ие сюжеты может читать только хорошо подготовленный читатель (он понимает кодировку). В худ лит-ре сущ-ют типовые сюжеты – история души челов-ой, конфликт (дуэльные сюжеты), духов, любовн сюжеты. Это и есть чех-ие макеты. Легкоузнаваемые сюжеты, где был помещен герой классич реализма, но у Ч. там появл-ся др герой. Для такого типа сюжета нужен герой – личность. У Ч. герой с нулевым внутрен миром добавлен в историю души челов-ой. Сюжет История души челов-ой хар-н для рус романа. Изображение чела изнутри (его внутр мира). Герой-личность. История нач-ся с Лерм-ва «Герой н вр», романы Тург, Толстого, Дост-го. Здесь личность в полной мере, у них богатый внутр мир. Ч. берет героя- гробовщика, примитивного ремесленника. Если ремесленнику заглянуть вовнутрь, то его внутр мир близок нулю – это комич эффект. «Скучная история» - повествование от 1-го лица, герой Ник Степанович, его жизнь – талантливо сделанная композиция. В жизни всегда чувс-л себя королем (удачно женился, имеет высокую степень…), поэтому становится великодушным, то есть добр, милостив по отношению к людям, всегда находил с людьми общий язык. Это чув-во великодушия его окрыляло. В старости стал понимать, что психология его изменилась (видит недостатки в жене, студентах, сослуживцах), стал челом раздражительным, ему чего-то не хватает в жизни, нач-т искать смысл жизни. Если у чела нет общей идеи, то вся его жизнь ничего не стоит – поэтому он сдается, признает свое поражение. Так парадоксально повесть заканчивается –знаменитость понимает, что жизнь ниче не стоит. Перед смертью он узнал главное – это люди, челу нужно жить с людьми. Эта повесть полемична по отношению к повести Толстого «Смерть Ивана Ильича». Ч. проводит четкую границу между миром худ и действит-ым. Они не отличаются по существу. Ник Степан понимает, что в его жизни произошел крутой перелом – наука позади, нач-ся жизнь обыденная; чув-ет себя одиноким челом, как и все люди, которые уходят из деятельной жизни. Ч. перевернул представление о челе классич лит-ры: чел мыслящий, а Ч. создает ситуации, когда чел, живущий в основном какой-то деятельностью, к чему-то предназначен, но стоит этой деят-ти оборваться и чел из практич чела становится челом мыслящим по неволе. Классич лит-ра относится к обыденной жизни свысока. Как только деят-ть обрывается, чел нач-ет обдумывать свое положение в этом мире, он теряется. Это ситуации чех-их произв-ий. «Ионыч»- доктор Старцев увлекся Екатериной Ивановной Туркиной, которая полагала, что она должна стать музыкантшей. Поэтому отказала ему, а он пережил нечто. Он поверил в свидание на кладбище, он поверил в природу, которая изменила его, актуализировала какие-то его чув-ва. И самому ему тоже захотелось жить. Мир изменил его любовь, подарил ему желание жить. Доктор Старцев был молод, проходил обряд просвещения – понял, что в жизни есть что-то другое. У Ч. очень много любовных историй, но счастливой нет ни одной. Ч. борется с литературностью – это авторский субъективизм по Ч. Любовь – чув-во не родовое, люди слишком разные. Чтобы зародилось это чув-во, нужна удача и особенные обстоят-ва. Любовь предполагает некие исключител обстоят-ва. У Ек Ивановны есть любовник, но он женат. Любовь – то, за что приходится платить. Для Старцева время любви, но его партнерша не готова. Поэтому он погружается в работу, становится солидным челом. Для Старцева пришло время новой любви. Чел всегда ищет какую-то замену. Когда Ек Иван разочаровалась в своем таланте, приезжает и дает ему еще один шанс, но у Старцева время любви миновало. В чех-их сюжетах у чела нет выбора, его тащит какая-то сила, которая сильнее его желаний. Это логика жизни – с годами чел набирает обществен вес, он покупает дома, играет в карты. Финал – чех-ая деталь – чех-ое самоутверждение. Это просто чел как таковой, а изнутри – Старцев вроде героя, он величина. Иронич герой в сущности не герой, он в принципе не отличается от чит-ля. Он ведет себя как герой, но на самом деле это его личное мнение, а в сущности он такой же как все. Это чех-ая ирония. Иронич модус – когда чит-ль чувст-ет себя выше героя, хотя понимает, что мог бы быть тоже в такой ситуации. Это в сущности не герой, он ни чем не нагружен, он такой же как все. «Учитель словесности» Никитин вхож в дом генерала Шелестова, у него 2 дочери – Вера и Маша. Он влюбляется в Машу, и она отвечает ему взаимностью. Самое жгучее его желание – постареть на 10 лет. Он еще молод (27 лет), переживает за свою молодость, дамы воспринимали его как мальчика, студенты не слушались. Он внедряется в жизнь, ему везет, все ему удается. Это рез-тат суровой борьбы. Семейная жизнь: Маша сразу отстранила Н. от хозяйства. Его давило, что в доме он никто, он на всем готовом. Сам себя сравнивал с котом – как для украшения. Ч. рассм-ет как бы этапы становления чела. Высказывания Н. не надо понимать в прямом смысле. Когда чел созревает, ему в голову приходят мысли: кто я такой, почему я здесь. Это значит, что чел обрел зрелость. На протяжении всего рас-за слышен голос генерала («это хамство») . Чел-ое сущ-во эмоциональное, ему надо высказаться, выплеснуть досаду повседневной жизни, поэтому он выплескивает это во фразах или в дневнике. Это точка его зрелости.

Учитель словесности.

Речь о молодом челе по фамилии Никитин. Он более высокого интеллекта. Ему повезло. Получил диплом, его послали в большой губернский город. Там он познакомился с ….. отставного генерала Шелестого, у которого 2 дочери. Генерал, чел состоятельный. Каждый день в его доме устраивались вечера: танцы, песни, игры, выез на лошадях. Никитин почувствовал разницу между ….. и положением интеллигентного человека. Каждый раз, когда он был верхом на лошади, рядом с ним почему-то оказывалась Маша Шелестова, страстная начальница, которая высматривала изъяны у лошадей и докладывала ему. Всё хорошо было в доме Шелестовых. Героя раздражали собаки. Собаки, один пёс большой, он клал слюнявую морду на брюки и пачкал, и маленькая собачёнка, которая лаяла. Жил вместе с учителем географии, Ипполитом Ипполитычем. Он был скучный и сухой чел, кроме географии ничего не знал и не хотел знать. Никитину не нравилась его молодость. Его не слушали его, он обижался. Когда он посватался, генерал сослался на его молодость, и незачем ему это. Никитину 27 лет. Никитин сделал предложение, оно было принято. Генерал выделил молодым дом, с коровой и др утварью. Собственной территории у Никитина не было, а у Маши весь дом, хозяйство. Н любил воскресенье. Он открывал дверь сарая, вывозил старый шаровар, на котором никто не ездил. Оглядывал его и ставил обратно. Чем заняться Никитину? Он имитировал домашнюю деятельность. Однажды он проиграл в карты.«Кто я такой?» Пришёл домой расстроенный, на кровати спалажена. Она встала, выпила воды и улыбаясь сказала: «Мармеладу объелась». Рядом лежал белый кот. Никитин подумал, неужели я такой же как он. Он не любил собак, потому что был как кот. Жене захотелось сказать что-то резкое. Ипполиту И он сказал, что поедет в Питер на несколько дней. Маша соскучится и он напишет письмо: «Милая моя крыса». Раз он кот, то жена крыса. Поэтому он так на неё посмотрел. Герой пошёл в кабинет, полежал на диване, повалялся по ковру.«Кто я такой? Учитель? Нет никакого призвания».Мысли заполонили его голову, голова распухла. Он забеспокоился. Утром пошёл в церковь, встретил коллег. Пришёл домой, помогал жене. Пошёл в кухню и достал горшочек с молоком и со сметаной. Подумал: «Надо бежать». На протяжении всего рассказа мы слышим голос генерала Шелистова. Он как-будто о ком-то говорит. С Никитиным ничего не случилось. Это рассказ о том, как складывается жизнь чела. Когда он молод, он хочет быть постарше. Когда у него появляются мысли о жизни, это знак того, что чел достиг зрелости.

Жизь человека в молодости и в зрелости. Человека стареющего компании не интересуют. Он сидит за отдельным столом. Если его что-то не устраивает, стучит палкой.
32. Интерпретация любовной темы

Ч. говорил, что проза без любви скучна. Любовная тема очень популярна среди писателей, она никогда не было иронической. Жанр любовной новеллы – это рассказ о любовных отношениях, в котором главными действ лицами явл-ся он и она. «Дом с мезонином». Осн герои: Женя, Лида и художник. Белокуров и его подруга Любовь Павловна – идеальная пара, она сначала жила в его доме, потом все забрала. Это не истинные любовные отношения, которые должны быть. Художник живет в целом доме, который предназначен для всей семьи. Он как хозяин во флигеле. Художник искал вдохновения, ему хотелось пожить челов-ой жизнью. Концепты «дома»- «дорог» для него родные. Дорога ведет от одного дома к другому. Так начинает разворачиваться сюжет. Художник – это чел, а основа жизни чела – его профессия. Чел, который потерялся – у него прорыв в его профес деят-ти. Тургеневский лиризм исходит от повест-ля, а у Ч. – от героя, т. к.чел сущ-во эмоцион-ое. Это всегда источник больших эмоций. Отсюда начало лирич элементов его прозы. Его повест-ие лирически окрашено. У Ч. проза построена по законам эпоса и лир-го произв-ия. В эпосе кажд последующий элемент д\б отличен от другого. А лирич худ мире отношения парадигматические. В парадигме слово лежит в одной группе. В эпосе отн-ия синтагматич, т.е. развернутые. Герои похожи др на др, но отличаются окончаниями. Это все участники любовной истории, лишних героев нет. Этой любовной историей завернуты все, ноу кажд из любовн переживания какого-то иного хар-ра. Чех-ий пейзаж чрезвычайно разнообразен. Он часто изобр-ет место действия, но у глубоких худ-ков слово пейзаж несет глубокую смысловую нагрузку. Пейзаж- знак того, что в сущ-ют извечные законы. Пейзаж на 1-ом плане. Худ-к входит в мрачную аллею. Ощущение старения души. Здесь мы понимаем истинную причину старения худ-ка. Это не только внутрен состояние, но и момент челов-го состояния. Открывается летний сельский пейзаж. Он порождает резонанс. Состояние умиротворенности, она нач-ет жить в этот момент. Худ-к встречает 2-х девушек, которые отсылают нас к 2-м пейзажам: Женя – летний пейзаж, Лида – мрачные аллеи. Он стал обживаться в доме, но ему в нем не все понравилось. Происходит осложнение любовной истории (это чех-ая манера). Присутствие Лидии в истории кажется неоправданным. Она тормозит их отн-ия. Пейзаж отражает состояние души чела. Степь – аналог жизни, в ней имеет место скука. Здесь чел понимает, что такое время. Лидия – тип чела прозаического. Теория малых дел – настоящ проза жизни. Поэтич начало жизни – это Женя, ее дом. Суть в челе самом, что он может внести. Интересы чела вытекают из его хар-ра, а хар-р ему дан. Если бы у худ-ка было сильное чув-во к этой девушке, то он бы прошел мимо авторитета Лидии, а Лидия просто сыграла свою роль. У самой Жени не хватило хар-ра пойти против авторитета сестры. Сама жизнь все расставила на свои места. Специфика жизни худ-ка в его творчестве, он подчиняет любовное чув-во своему творчеству. Женя д\б вдохновлять его. Любовная история худ-ка явно связано с концептом дома, символизирующим внутреннее равновесие чела. Таким образом, «ДсМ» - это и «история души» худ-ка, испытывающего потребность в живом чело общении, которого явно недостает персонажам новеллы. Общение с природой, с обитателями дома с мезониномсогревает душу худ-ка. Кажд чела жизнь отмеривает столько дух благ, сколько он способен вместить. А потому в любовной истории худ-ка нет воноватых. «Дама с собачкой». Гуров- москвич, Анна Сергеевна – провинциалка. Они встретились в Ялте на курорте. Шпиц – знак одиночества. Они стали очень близки. После этого АС повяла, чувст-ет себя грешницей. Они думали, что больше не встретятся после курорта. Но московская жизнь встала Гурову поперек горла. Появился ее образ- захотел быть с нею. Она приезжала в Москву и давала ему знать. Гуров не любил свою жену, муж АС был чужой чел. АС говорила «не будет у нас счастья». Любовные отношения у Ч. тогда полноценны, когда они осложнены. Если ниче не мешает, любов пламя гаснет быстро. У Ч. худ язык, присущий лирике, оказ-ся актуальным и для повествоват прозы.

Проза измеряется во времени, а лирика в пространстве. Появляются сегодня образы, которые похожи на предыдущие. А вот Чеховские герои относятся к новым людям. Его можно назвать реальным и техничным человеком, что было не свойственно героям классического реализма. У Чехова каждый, даже маленький человек наделен качествами умственными, физическими и душевными. Чехов повествует о личном пути человека. Но все-таки чеховский герой может быть понят только на фоне героев классического реализма. Самое главное в том, что чеховский герой неправомерно отождествляется с героями клас. реализма. «История души человеческой» третья классическая тема для литературы. У Достоевского это мучительство. А Чехов исправляет литературу, у него нет бурных любовных романов. Он пишет о действительности, которая парадоксальна. Любовь у чехова всегда гениальна и чувствительна.(что-то про верочку, которая пошла домой и кто-то её провожал). Вообще чехов считает, что человеческие возможности безграничны. Читатель чехова не может идти по следам автора. (Художник снимает дом. Помещик Самойлов. «Дом с мезонином». Художник встречает двух девушек, сестер. Одна была очень красива, старшая. Но он влюбляется в другую, считая, что с ней можно пойти на край земли, потому что она была странная, не похожая на других. Это он понял по своим эмоциям. В целом история заканчивается как любовная). Человек должен иметь идейные убеждения. Михайловский возмущался, что у чехова не находил убеждений, он изображал жизнь такой, какая она есть. «Скучная история», герой Николай Степанович, этот человек интересуется, кажется, всем. Но он переживает кризис, статус ученого сделал это с ним. Он мучается бессонницей. Все кажутся Николаю Степановичу смешными, недалекими, ограниченными. Катя его приемная дочь, которой он не смог дать ответ на простой жизненный вопрос.

1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта