Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

шпоры афанасьев. Реализм это литературное направление



Скачать 167.59 Kb.
Название Реализм это литературное направление
Анкор шпоры афанасьев.docx
Дата 14.12.2017
Размер 167.59 Kb.
Формат файла docx
Имя файла шпоры афанасьев.docx
Тип Документы
#12290
страница 6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Пьесы Чехова Начинаются по образцу: в имение приезжает знаменит лицо; нет главного героя(закон чеховск эстетики, его герой-реальн чел)

…Кто я такой, я никто. Я киевский мещанин. Извольте жить в таких условиях.

Говорит аркадиной: послушай сестра, денег у него нет, ты б ему костюм хорош купила. Она отвечает:я не банкир, я актриса, откуда у меня деньги. Ну ладно на костюм дам, а потом подумав и на костюм не дает.

Кажется, что Чеховские персонажи-эгоисты, каждый за себя. Но главное другое-все эти люди не довольны своей судьбой. Тригорин жалуется Нине Заречной на свою писательскую стезю: надоели эти букеты и тп. Аркадина говорит ему: опомнись, ты известен и талантливый.

Сюжет этой пьесы, как и других, чрезвычайно простой. О чем речь: наступает время, когда человеку выходить в больш мир. Эти люди, которые под влиянием знаменитостей, тоже хотели в ольш мир, рванули

Это сюжет романа, эпический: констатирует, что люди так устроены, наступает время, когда они уходят в большой мир с надеждами-так всегда, нет драматическ элемента.
36 Чехов, «3 сестры».

«3 сестры» (1900) – это история о том, как дети умершего генерала Прозорова постепенно, взрослея, покидают свой дом. Таков неумолимый закон бытия. Такова специфика худ времени в пьесе – поистине «действующего лица». Такова ирония каждого отдельно взятого чела, внутрен свобода которого по существу номинальна. Эпично худ прост-во пьесы: мир интимный (дом Прозоровых), мир соц-ый (2 гимназии, город управа, телеграф и др), мир географич (москва, питер, варшава, остров цицикар и лр.). Эпично подчеркнуто содержание жизни Прозоровых и их окружения: люди женятся , рожают детей, вступают в большой мир, разочаровываются, страдают, встречаются и расстаются. Другая реальность бытия чела – психологич- отражена в драматич плане. С самыми светлимы надеждами вступает чел в большой мир, хотя опыт старших (Чебутыкин) должен предостеречь его от розового оптимизма, судьба Ольги и Маши, разочарованных в своем первом шаге, тому подтверждение. Наступает очередь Ардрея – надежды Прозоровых, с его мечтами стать профессором московс универа: его судьба – оказаться под каблуком жены-мещанки, стать обывателем. Затем наступает очередь Ирины, тщетно ожидающей принца, встретиться с жизнью, в которой ни личная, ни служебная жизнь не приносит радости. Когда чех-ие персонажи оглядываются назад, они вдруг понимают, что та самая жизнь, которую они мучительно переживали, теперь представляется праздником. Чел начинает понимать, что надо жить той жизнью, которая дана – вот о чем пьесы Ч. это пьесы о судьбе чела как такового. Здесь нет глав героя, это жребий чела. Через эти этапы кажд чел проходит. Пространство выписано отчетливо как в повествоват произв-ии. В 1-ом действии брат 3-х сестер влюбляется в Наташу. У Ч. никогда нет момента осуждения, не надо считать Наташу разрушителем. Дом – символ молодости, чел взрослеет и уходит из дома, прост-во дома – интимное. Экзотич прост-во – персонажи, которые мечтают, им скучно жить (Маша, Андрей Прозоров). Время объективное – между действиями. В драм плане имеют место только эмоции (негативные или позитивные – в зависимости от ситуации; наст события развертываются в эпич плане. Постепенно все взрослеют, начинают понимать, что кажд челу дана своя жизнь. Герой Ч. – всегда иронич, он только воображает себя героем, жизнь его- обыкновен история. Эпич время не зависит от чела, оно все время в движении. Драм план – отражение бытия чела в его сознании. В пьесе Ч. дает целостный образ лич-го бытия реал чела с его внутр миром и с законами его лич-го бытия. Здесь имеется проблема драм вины. Само сознание чела идеально литерат-но, оно не может быть иным. Эпич план – это дом, 2 гимназии, городская управа, воинская часть и др (лес, сад). Дом – социум + огромное географ прост-во. Дом – некое прост-во. Его проблема – где лучше жить? В доме Прозоровых или уйти из него. Здесь выражение оценки жизни в этих местах. Наличие географ прост-ва – выражение мечты людей. Прост-во здесь символизируется. Социум – мир, в который нужно входить челу. Дом Прозоровых – это символ. Помаявшись, чел понимает, что лучше жить той жизнью, которая тебе дана. Поэтому здесь нет глав героев. Пьсы Ч. напоминают роман, так как они о жизни чела. Время субъективно и объективно (между действиями). Эта пьеса трактуется чеховедами как драма, хотя эпическая ее природа (отсутствие вариантов поведения и «действующ лиц») несовместима с драматизмом, если понимать под ним сознательное нарушение героем порядка вещей. Не персонажи пьесы – хозяева своей жизни, а жизнь направляет их судьбы, и драм их вина относительна, хотя она сущ-ет.

самого автора о грядущем пробуждении крестьянина, сон, выражающий мечту К. В «Сне Макара» проявилась характерная для лит-ры этой поры романтическая тенденция – желание пмсать о должном и еще не осуществимом. «Парадокс» - для К. характ-н автобиографизм. Его жизненный опыт – достоверный материал. В этом рассказе писатель устами одного из героев высказал свою задушевную мысль: «чел создан для счастья, как птица для полета». Два маленьких мальчика ловят рыбу в бочке, упорно веруя в свою мечту. Лакей Павел высмеял их детские мечты. Во второй части рассказа еще резче столкновение мечты и действительности «Чудная» - первый удачный лит опыт К. был связан с темой «провожатого». В основу этого рассказа положена подлинная история революционерки, фельдшерицы Эвелины Людвиговны Улановой, с которой К. встречался в Березовских Починках. Образ ее –хрупкой, чахоточной, плохо одетой для северной зимы, но непреклонной, гордой, умеющей защитить себя – дан в восприятии конвоира Гаврилова. Очерк (так назвал его сам автор, желая подчеркнуть документальность описанного) построен в форме «рассказа в рассказе». В нем сталкиваются 3 точки зрения, 3 взгляда на позицию ссыльной Морозовой: Гаврилова, другого ссыльного Рязанцева и самого автора. Степан Гаврилов хочет разобраться в окружающем, и вторично приходит к «чудной» - «по человечеству», сочувствуя ей. Однако Морозова принять его не хочет, она видит в нем лишь политического врага. Здесь представлена полная разобщенность интеллигенции с народом, в которой повинна сама интеллигенция. Эту нетерпимость осуждает Рязанцев: он называет соучастницу по борьбе «сектанткой». На пересечении сложных эмоций – скептической и героической- построен образ главной героини. «Слепой музыкант» - это повесть не только о судьбе слепого музыканта, но и о счастье, которое находит герой в упорном труде и единении с людьми. В резул-те упорного труда слепой мальчик становится знаменитым музыкантом, побеждая тяжелый физический недуг. Духовное прозрение слепого музыканта произошло в резул-те сближения его с людьми из народа. Чел достигнет высокого счастья в коллективе. В повести ярко подчеркнута автором народность, общественная роль искусства.
37 Новаторство Ч.- драматурга

исследователи видят в его «отказе» от традиц «технологии» драматургич творчества, в частности от драмат действия. Беда героев «ВШ» в том, что они не умеют общаться, не обладают кульрурой общения – важнейшим, по Ч., признаком внутрен культуры чела, самым ценным из его талантов. В роли своеобразного «козла отпущения» выступает Гаев, хватающий в своем красноречии через край и потому постоянно одергиваемый Аней и Варей. Герои с точки зрения структуры худ хар-ра вообще не драматич герои. «Вишневый сад» (1903)- это иронич комедия. Чел ощущает себя как на сцене. Нужно играть какую-то роль. Персонаж «ВС» - это мгновенный чел. Надо разгадывать, какую роль играет персонаж. Они произносят ролевые слова. Раневская как бы играет роль Марии Магдалины, но на самом деле она мещанка. В 1-ом действии Раневская дает безапелляционную оценку Варе (ты все такая же), надо че-то сказать, а сказать нечего. Гаеву также нечего сказать (поэтому он говорит про шкаф). В пьесе большую роль играет эпический план. Москва – символ детства. Большой мир притягивает чела и одновременно пугает. План драмат – в нем чел переживает прост-во по-своему, оно всегда оценочно. Ирония чех-х пьес в том, что здесь нет комических персонажей и драмат-их, это обычно. На самом деле это жизнь. Но категория драм вины присуща героям. Драм герой всегда терпит поражение. В 3-ем действии- кульминация. Сестры понимают, что они никогда не переедут в Москву. Концовка очень выразительна: 3 сестры стоят обнявшись как одна. Пьеса о том, что такое жизнь. Чел склонен предъявить кому-то претензию. Он забывает, что живет. Сам Ч. считал пьесу комедией. Исключительное значение имеет специфика речевой партитуры персонажей. Кажд из них испытывает чув-во собствен полноценности, как это свойственно единичному челу. Как бы компенсируя этот свой «недостаток», чел – во многом бессознательно- играет некую престижную роль, которую подсказывает ему его индивид-ть. Вот почему в кажд реплике персонажей нужно искать «подтекст».
38. В. Гаршин.

Все его творчество окрашено трагическими оттенками. Он не подражал Чехову. Он не стремился ставить проблемы философ нрава, проблемы века. Главная проблема творчества Г. – проблема личной ответственности чела. Герои Г. – представители самых различных соц слоев. Рассказы ,Г. – картины мгновенного действия, как чел решает проблемы. Рассказ «4 дня» - в некотором роде автобиографичен. Этот момент играл существенную роль. Автор как будто не желает дистанцинировать с героем, дистанция условна. Герой рас-за остается раненым на поле боя. Придя в себя, он видит рядом убитого феллаха. У него начинается полубред, он задумывается, что такое война? Это чел, перед которым ты, он не виноваты. Я- виновник этой трагедии. Источник сумасшествия – до него докопаться. Ты убил чела не за что, ты убийца. Это нрав муки. Физич рана заживет, а нрав – заживет ли? Мысли героя о своей судьбе, об убитом, о войне – составляют основу рас-за. Соц смысл войны не ясен не только герою, но и самому писателю. В рас-зе нет сюжета: 4 дня лежит раненый, никого не видя за это время, кроме убитого им турка. Но произв-ие наполнено большим психологич содержанием. Рассказ «Трус» - некий врач, молодой чел мучается одной проблемой: люди идут на войну, а у него крепка броня – он врач. Знакомая девушка Маша влюбляется в чела, а у него рак, он тает на глазах. Маша упрекает врача – почему он не идет на войну, это несправедливость. Врач начинает переживать: почему я должен идти на войну, ведь не я ее затеял. В итоге нарастает куча всяких проблем, в которой можно потонуть. Г. показывает, как трудно челу очиститься от таких мыслей. В итоге врач добровольцем уходит на войну, пуля попадает ему в лоб. Традиц тема – тема падшей женщины «Происшествие» - здесь ситуация несколько искусственная – героиня Надежда Ивановн из дворян, она бродит по улицам. Чиновник Иванов влюбился в Над Ник – ухаживает за ней, ведет душеспасительные беседы, готов жениться, чтоб спасти ее из этой пучины. Но Над Ник к нему холодна – она не хочет портить ему жизнь, она уже погиба окончательно, ей не хочется возвращаться в жизнь обыкновенных людей. Когда чел сольется с массой ему подобных – ему нужно только забвение. Но Иванов настойчив. В тоге: развязка трагична- Над Ник дает окончательно понять Иванову, что не хочет с ним быть, и тот застрелился. «Художники» - здесь описывается история 2-х художников: пейзажиста и жанриста (его интересует быт низших слоев общества). Они готовятся к конкурсу, награда – поездка в Италию. На улице видят картину: чел держит клёпку, делают котлы, стоит жуткий грохот, в общем работа нечеловеческая. Художники попытались проникнуть в чувства этого чела - это каторга, а не работа. Жанрист решил, что сюжет картины «Глухари» должен потрясти зрителей. Он упорно работает над этим сюжетом. В итоге публика шокирована. Премию Рябинин получил, но в Италию не поехал, он перестал писать. Задумался, почему люди зарабатывают таким каторжным трудом. Он отправился в село и никогда больше не возвращался к искусству. Антагонист Рябинина, худ-к Дедов, не чувст-т ни тоски, ни одиночества. Легко и быстро он рисует картины, пользующиеся большим спросом. Его ожидают слава и деньги, он охотно изготовляет низкопробные изделия, он живет в свое удовольствие. Писатель выступает в рас-зе защитником тех, кого бьет тяжелый молот жизни. Лиризм чела «больной совести», самораскрытие личности –отличительная особенность писательской манеры Г. «Встреча» - встретились на море 2 приятеля. Казнокрад инженер Кудряшев пригласил в гости приезжего в свои хоромы, где царит роскошь. Он не скрывает приемов обогащения, а наоборот афиширует их. Источник роскоши – море, но деньги дает городская казна на дело, а инженер использует эти деньги по своему усмотрению. Люди, которые были приятелями, поняли, что говорить им больше не о чем. Каждый чел должен сам понять, кто он такой – порядочный чел или мошенник. Некоторые произв-ия у Г. похожи на притчу. Напр., «Красный цветок». Это рас-з о сумасшедшем доме. Около дома- цветник, где растут 3 ярких алых мака. Но однажды они стали исчезать по одному. Стали наблюдать. Это был сумасшедший, который считал, что все мировое зло воплощается в красном цвете. Сорвав красный цветок, он уничтожил зло на всей земле. Его миссия выполнена. Пусть его поступок бесплоден, но он зовет к борьбе с соц неправдой. «Притча о пальме»-в оранжерее росла пальма. Она звала все остальные деревья за собой, говорила, что вернет всем свободу. Она быстро росла и желала достать до потолка, разбить его и быть свободной и дать свободу другим. В зимний день она разбила стеклянный потолок, она была на свободе, но мороз ее обжег, а люди спилили. Перед смертью она подумала «Только-то!» мужественный борец оказывается одиноким и обреченным.Хрестоматийный рас-з «Сигнал». Здесь изображаются 2 чела-стрелочника – Иванов и Василий Степанович. Вас Степ – чел озлобленный, злился на начальство. Все время что-то замышлял и повредил пути. Иванов шел просто вдоль пути, увидел поврежденный рельс, а поезд уже приближался. Он понял, что Вас Степ. Он вынул белый платок, вскрыл себе вену – поезд удалось спасти. Рас-зы Г.- о вечном, о сути чела, о совести чела. Чел всегда остается один на один с вопросами, которые никогда никуда не исчезнут. Ситуации у Н. обыденные, нет ничего чрезвычайного. Есть понятие «гаршинского чела» (хар-но для 70-80 гг) – это талантливый человеч облик, герой писателя – сам автор.
39. Проб-ка и пафос повестей В.Г. Короленко.

Писатель 80-90-х гг, прозаик. В его творчестве проступают следы поз. реализма. Это выражается в типе героя. У позитивистов –это маленький чел, чел из соц низов. Короленко – темпераментная личность, страдал за свои убеждения. Сам из Полтавы. Его сибирские впечатления составили в основном его произведения. Другой признак К. – активная роль повествователя. У него очерковая манера повествования. По фигуре повеств-ля мы судим о самом авторе. Жанровые формы К.: тяготение к очерку. Стиль во многом очерковый. Перед нами персонаж из личного жизненного опыта. Для К. харак-н общий страдальческий пафос, автор выступает как гуманист, он сострадает маленькому челу. Это характ-но для позитивизма. Короленко присущ романтический пафос (окрыленность чела). У него герои все время в движении, тип бродяги. Отношение к ним овеяно романтич ветром. Ободренный поддержкой Успенского , молодой К. выпускает «сибирские рассказы». В большинстве этих рассказов на фоне символически угрюмой и мрачной природы развертывались образы сильных, беспокойных людей, борющихся и ищущих «белого света и вольной воли». Это- «Сон Макара», «Соколинец», «Убивец» и др. К. продолжал традиции в изображении сибирского крестьянства, ямщиков, бродяг. В то же время он сумел преодолеть натурализм, увлечение подробностями быта, этнографическим мат-лом. К. показал типические явления соц и бытовой жизни, он создал яркие образы крестьян, переселенцев, ямщиков, каторжников. Он поставил в своих рассказах и очерках ряд острых вопросов о жизни народа. К. по существу первым показал старую Сибирь в высокохудожественных картинах. «Соколинец» (рассказ) - большое место занимает исповедь героя (очерковая манера). К. вводит исповедальность. Фигура бродяги заинтересовала рассказчика нестандартностью поведения. «Федор Бесприютный» - герой побывал везде: и в тюрьме, и в ссылке. У него занятие – конвойный, проводник партии. «Сон Макара» - после якутского перелома К. все больше занят мыслью о скрытых возможностях самого народа, которые могли бы обеспечить его духовное пробуждение. Рассказ оригинально сочетает реалистическую этнографию со святочной фантастикой (жанр его определен писателем как святочный рассказ). Используя традиционную форму народной фантастики – сон в зимнем лесу, автор рассказал о тяжелой судьбе крестьянина. Макар страдает не в силу природных условий и личных качеств, а от несправедливых соц отношений. Рассказ звучит как протест против общественного строя, при котором огромное большинство людей жило подобно Макару. Макар- чел, который всю жизнь бьется с нуждой. Здесь К. продолжает традиции шестидесятников. Герой рассказа Макар (прототип – крестьянин Цыкунов) – житель глухой слободки Чалган, он русский мужик, но с рождения живущий среди якутов, усвоивший их привычки и образ жизни. У него было желание все бросить и уйти на «гору», где не надо будет работать, платить податей, а только «спасаться».рождественский сон Макара и является неожиданной «реализацией» его мечты. Фантастическое в рассказе не только сон, а и само «воскресение» Макара. Сон Макара нереален как отражение его психики, это «сон»
40. Жанр и стиль «Братьев Карамазовых».

Кажое пр-ие нужно рассматривать с т.з. стиля, кот. адресован читателю возбудить его эмоции. Роман написан в жанре дух. рамы. Тотальная ситуация бездух. жизни в современной д. дей-ти. Задача: выявить о прела причины безудх. сущ-я человека – трагедия совр. человечества. Если чел. выбивается из общего миропорядка, то за этим следует преступление, а затем наказание. «Островки духовности» - монастыри, церкви. Роман имеет ди. цель – роман вернулся к своим традициям, когда слово убеждало. Сущ-т 2 контрастных мира: мир бездух. – реальный мир, и мир дух. Теодицея – жанр, в кот. док-ся истинность бытия Бога (Фома Аквинский писал теодицеи). В своей теодицее д. поклялся быть совершенно объективным. дид. мысль отчетливо просматривается в построении романа. Мир бездух. представлен в многочисл. картинах падения человека. Это случай не единичный. Формы выражения разных степеней низости, формы теоретические. В 1 части романа – негативные мотивы, во 2 части – позитивные. Достоевский изображает двойственность человека – ух. раздвоение развитий личности. Специфика реализма д. – в ориентации писателя на трагич. состояние мира. Чел. предстает в конфликте с людьми и с самим собой. Роман синтетичный по своей структуре – философский, идеологический, философ. план перерастает из житейских, бытовых коллизий.
1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта