«Война и мир»
Отношения человека и мира…
Толстой создает эпическое произведение. Идея эпоса заключается в том,что писатель исследует картину мира, т.е. существующие в таком мире закономерности. Мир природы живет по предвечным законам, естественным. Мир человеческий живет по таким же законам. Толстой заявлял, что его произведение «Война и мир» -это не роман. Не мог объяснить, что это такое. Роман -эпопея. Реалистический эпос. Достоверная картина бытия человека.
Должен быть особый повествователь- повествователь как свидетель, свидетельствует о том, что бытие человека создано не Л. Толстым, вообще не каким-то писателем, а оно такое в реальности.
Особого рода повествователь у Толстого. Толстой считает так, другие писатели считают по-другому, потому что у них по-другому представлен мир и человек. Достоевский утверждает, что сущность человека- это его духовность., и на этом мир стоит. Это тоже объективная картина мира.
Главное в «Войне и мире». Творческий метод Толстого.
Художественный метод - художественное видение мира и человека.
Изображение бытие и мира и человека. Мир и бытие человека очень многосложны. Тут не хватит и ста томов такого произведения, как «Война и мир», но существует отбор-каждый писатель производит селекцию. В бытие человека есть нечто самое существенное. Самое существенное в «войне и мире» –это жизнь человека –от его рождения до его смерти.
Каждый человек проходит определенные жизненные этапы. Из чего они складываются?- из такого рода событий, которые современны автору или эпохе. Важнее события, которые всегда повторяются. Именно такие события являются существенными. В природе тоже все повторяется. Есть звездный мир,есть солнце, есть планеты. Это существенно. Есть времена года, которые все время повторяются. И в жизни человека есть события существенные- рождение человека, этапы его взросления, его жизненный путь. Вот что Толстой отобрал как самое существенное. Картина мира, которую покажет толстой, должна быть достоверной, а значит –объективной. В «Войне и мире»,говорят, около 500 персонажей. Но почему не 200 или не 1000? Кто является главным героем? Их 2 – Кутузов и Наполеон. Название произведения «Война и мир». Войну представляет Наполеон, а мир-Кутузов. Людей можно сгруппировать как агрессивное, разрушительное начало, которое представляется Наполеоном. Кутузов же представляет собой защитника.
Вот так Толстой изображает закономерности бытия мира и человека. Среди людей есть агрессоры и защитники.
Художественный метод Толстого выявляет закономерности мироздания и человеческого бытия. У Толстого такой тип повествователя, который напоминает всезнающего. Слово «всезнающий» условно. Это некий посыл, позиция – вот я повествователь и я могу все объяснить. Я знаю все то, что я изображаю, знаю, что происходит вокруг и знаю внутренний мир человека. Внутренний мир человека подвержен закономерностям. Всем присущи положительные и отрицательные эмоции.
Повествователь у Толстого проницателен настолько, насколько проницателен каждый человек. Толстой говорил: чем глубже зачерпнешь в человеке… На поверхности все мы разные всем кажется, что мы думаем, переживаем по-разному, но в реальности мы очень похожи и мир мы воспринимаем одинаково.
У Толстого нет альтернативы – это единственный мир, а другого нет, единственное человечество – другого человечества нет.
20. Мысль народная в романе «ВиМ».
Герой и народ – проблема, идущая из романтики («мысль народная»). Коллективная жизнь народа складывалась веками. Эти традиции жизнеспособны. Жизнь по извечным законам. Ведущие герои романа так или иначе соприкасаются с народом. Народ для Толстого – это тачало начал, подлинно «почва», на кот. произрастает жизнь общества. Жизнь простого народа – это жизнь естественная, прикоснувшись к кот. образованный человек обретает здравое отношение к бытию, освобождается от коросты цивилизации, сопрягается с миром. Мысль народная в романе – это народная философия, тип мироощущения – нац., естеств., исконно тяготеющего к миру. Герой Толстого не мог войти в народ. Единение возможно только на дух. уровне, чтобы дать почувствовать, что он герою роняя по духу. дворяне и народ отдельно, но и в тех, и в др. живет человеческое – они родня. Народ – воплощение естест. жизни. Народ в разных ситуациях всегда ведет себя естественно, а интеллигент петляет в силу своего раздвоения, рефлексии, живет институтами. Только в народе хранятся вековые традиции – коллективная мудрость. Ее воплощение – образ Платона Каратаева. " Мысль народная " - главная идея романа " Война и мир ". Толстой знал, что жизнь, простая жизнь людей, с её " частными " судьбами, интересами и радостями, идёт своим чередом, независимо от встреч Наполеона с Александром, дипломатической игры или государственных планов Сперанского. Лишь те исторические события, которые приводят в движение народные массы, касаются судеб национальных, способны изменить - пусть драматически, но всегда благотворно - отдельного человека. Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен, чем Наполеон. Направление воли миллионов людей, которые, с точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки, были бесконечно малыми единицами, определяет историческое развитие. Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, с которым Пьер Безухов столкнулся в плену. Очень общительный, маленький, с певучей речью, этот человек для всех старается найти утешительное слово, помочь переносить тяготы плена. Из речей Платона становится понятно, что он любит жизнь во всех ее проявлениях, умеет приспособиться даже к суровым условиям плена. Ко всем он обращается ласково: “Э, соколик”. При первой встрече с Пьером Каратаев утешает его: “Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить”.
Платон Каратаев не просто смирился с участью военнопленного, он приспособился к жизни в новых суровых условиях. Не стараясь противостоять злу, Каратаев не выказывает никакого протеста. Он спокойно приемлет все, что посылает ему судьба. “От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье дружок, как вода в бредне: тянешь — надулась, а вытащишь — ничего нету. Так-то”,— говорит он Пьеру, убеждая его, что будущее не дано знать никому. Каратаев — народный умелец. Он все мог делать “не очень хорошо, но и не дурно”. Вспоминать службу в армии Платон не любил, зато с удовольствием рассказывал о своей деревенской жизни. За порубку чужого леса его избили, осудили и отдали в солдаты. “Думали горе, ан радость!” Платон объяснил, что вместо брата Михаила, у которого пятеро детей, взяли его, Платона. В этом он видит удачу, так как сам не обременен семьей. Пассивность Платона Каратаева не означает его безразличия к добру и злу. Ему тяжело видеть, как жестоко французы расправляются с оставшимися жителями Москвы, разоряют город. “Москва она городам мать. Как не скучать на это смотреть”. Отсутствие открытого протеста у Платона Каратаева объясняется тем, что он свято верит в торжество добра и справедливости. Его настроения и взгляды отражают психологию патриархального крестьянства, не умеющего постоять за себя, мирившегося с вековой зависимостью от бар и помещиков. Личность Каратаева, его образ мыслей остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, так как в тяжелых условиях плена между ними возникло подлинное людское братство. Знакомство с Каратаевым не помешало, а усилило стремление Пьера найти пути борьбы со злом. На изображении и оценке Каратаева сказалось отношение писателя к крепостному крестьянству. Противопоставляя безнравственных и паразитирующих на крестьянской жизни дворян, Толстой не видел слабых сторон патриархального крестьянства, порожденных крепостным гнетом. Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он всегда ходил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха, а оружием его был топор. «Самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него не люди, а враги и только враги. Мы ещё не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну ловок», «Экая бестия». Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он свалился в речку, выбрался, побежал дальше. Он весь в порыве, в действии. Так же динамична его речь: «Один и навернись... Я его таким манером и сгрёб... Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами...» Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый полезный и храбрый человек, но и «шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину». Тихон о Боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. Тихон очень отважный, надеется быть популярный и достичь высот. «Был всегда серьезен и немногословен. Умеет хранить тайну, всегда держит свое слово. Ему поручали особенную работу. Он, как крестьянин, боец, не привык отступать, никогда не отказывался и принимался за все, что ему приказывали. Иногда задания были просто ужасны, но Тихон не останавливался перед трудностями. Без всяких проблем мог «вытащить лошадь за хвост из канавы; залезть в самую середину французов; выворотить повозку из грязи…» Это был человек слова и дела, всегда строго одет и готов к выполнению любых просьб и заданий. Толстой создаёт единство духа из множества народных персонажей. Каждый из них влияет по-своему на ход исторических событий. Вместе же они являются, по мнению Толстого, той единой движущей силой бытия.
В «Войне и мире представлены 2 коренных типа крестьянства –Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Тихон Щербатый –язычник, а Платон Каратаев – христианин. Патриархальное дворянство и аристократическое дворянство (Болконские) и петербургская бюрократия представлены в произведении.
Вертикаль –пространство, горизонталь – время. Время не имеет ни начала, ни конца.
«Война и мир» - повторяющиеся эпизоды.
Что такое жизнь человеческая? Это вечное состояние между войной и миром.
Тема русского народа была сквозной. Эта тема русского народа всегда сулила писателю глубину содержания. У Толстого в ранний период тв-ва герой стремится соединить свою жизнь с жизнью народа, и это оказывается невозможным. В «в. и м.» Пьер Безухов только соприкасается с народом, чтобы остаться самим собой. Вся система персонажей выстроена в их отношении к народу. Андрей Болконский, кот двояко относится к простому народу с т.зр. духовной народ для него приемлем, он чувствует родство, т е он понимает, что коллективное начало в жизни-это закон но он чувствует некую чуждость народу, он не может принять телесную сторону его существования. Платон Коротаев в плену идет босиком,питается кониной, у него вши, но такой образ жизни становится для него привычным. Пьер Безухов становится таким же чел-ком как его солдаты,его окружающие. У него нет брезгливости, он вбирает в себя народ.отношение к миру,пробуждается что-то забытое дворянством. Телесное начало и духовность Платона Коротаева вмещает в себя Пьер Безухов и тогда он становится человеком, словно он столкнулся с полнотой бытия. Сцена, когда едет на бой в коляске,белом костюме, навстречу ему идут солдаты и поют песни и Пьер чувст.,что он здесь лишний в этом потоке жизни. Когда он оказывается под обстрелом,он сбрасывает с себя это внешнее,барское, ничем не отличается от солдат перед лицом сметри, он понимает, что его бессмысленная жизнь бессмысленна потому, что он не понимал: человек смертен, у него нет никакой свободы воли, как победить смерть?. Когда перед лицом смерти у него появляется азарт, игра со смертью, он понимает, что в нем заложен громадный жизненный потенциал. Смысл человеческой жизни внутри человека. Ключ к смыслу жизни в человеке,только надо его обрести. Пройдя очистительную стадию познания себя,когда чел-к чувствует полноту жизни, вопросы сами отпадают. Ключ к пониманию жизни в человеке.
Толстой «сопрягает» интеллигента с народом. Это слово изобретает сам Безухов (едет с бородинского поля в коляске, спит, ему представляется старичок-мистик, с кот он беседовал о смысле жизни, гов. Ему «народ прост. Он живет естественной жизнью. Надо сопрягать»)Когда Пьер просыпается кучер говорит «запрягать надо»(на созвучии). Есть закон сопряжения.
Толстой считает,что интел.сама себя запутала, отделившись от народа. Но в нем есть то богатство,кот присуще народу.
21. Женские образы в «ВиМ» Толстого.
Природа женских образов в романе «ВиМ» эпична. Элен Курагина, Наташа Ростова, Марья Болконская – каждый из этих образов архетип, сложившийся в мировой худ лит-ре. В романе «Война и мир» перед нами предстают два идеала женщины в понимании Л. Н. Толстого. Эти идеалы автор воплотил в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Элен Курагина – эталон внешней, телесной красоты. В ее образе преобладает плотская красота. Ей недостает духовного начала, отсюда – она несет зло. Ее образ соотн-ся с образом Елены Прекрасной из гомеровского эпоса. Ей не место в крестьянском мире. Это традиц представления о женской красоте. Внешняя красота выдается в ущерб внутрен качествам. Эта женщина – воплощение красоты, которая сводит с ума людей. Элен – это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся" улыбку и "античную красоту тела". Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не упоминает о ее глазах, которые, напротив, у положительных героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но она является олицетворением безнравственности и порочности. Для красавицы Элен брак – это путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Наташа Ростова – воплощение динамики жизни. Ее можно сопоставит с романтич героинями (манон леско и кармен). Ей свойственны очарование и внутр красота. В ней есть что-то притягательное. В ней сильное плотское начало. Она воплощение женственности, которая притягивает к себе мужчин. Наташа – дворянка по происзождению, по окружающему ее миру, но ничего сословного в ней нет. К ней с любовью относятся слуги, крепостные. Ей в высшей степени присуще чув-во близости ко всему русскому, ко всему народному – и к родной природе, и к Москве, и к простым рус людям, и к рус песне и пляске. Мечты ее проникнуты гражд пафосом. Наташа сопоставлена с кузиной Соней и Марьей Болк-ой по отношению к самопожертвованию. Сила Н. в ее неизменной естествен-ти, органичности каждого ее поступка и слова. Стихийное самоотвержение руководит ей, когда она просит родителей отдать подводы раненым. Она всегда живет для себя, желает полной свободы в проявлении своего чув-ва. . Она все время должна находиться в движении. Ей свойственно постоянное внутреннее развитие, она всегда в поисках, стремлениях. Хоть иногда они и приводят ее к жизненным ошибкам. Толстой выделяет в своей героине не столько ум, сколько душевную чуткость, интуицию. Она воспринимает окружающих чувствами, порой странными, но всегда безошибочными. Наташа выступает в романе олицетворением чистой, но в то же время страстной, любви. Она во всем исключительно искренна и откровенна, проста и естественна. Все ее поступки освещены добрым и чутким отношением к людям, неистребимой любовью к жизни и неистощимыми жизненными силами. Эти ее качества способны вдохнуть такую же жажду жизни и в других людей. Ведь именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. То же самое происходит и с Пьером. Наташу любят за ее душевное обаяние, отзывчивость и чуткость. Нетрудно понять, что именно через ее образ. Толстой освещает в романе нравственные качества всех основных героев. Наташа — олицетворение женственности и материнства — противопоставляется в романе лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли Курагина или всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне, Элен. Однако во многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным миром. Марья Болконская – это характер, более ценная, чем преходящая красота. Это христианское предст-ие о челе. Внешне она не привлекательна. Дух ее начало явл-ся идеалом христианской жизни. У жен м\б внутр красота, многогранный хар-р – это внутр богатство чела. Марья Болконская – именно такой хар-р. Отсутствие красоты в ней компенсируется. Она сознательно устремлена к поэзии христ самоотвержения: она во всем покорна воле отца, увлечена помощью бедным, нищим. Она заглушила в себе желания любви, замужества, полагая, что этот удел не для нее, что она должна свято выполнять дочерний долг – но во время тяжелой болезни отца мечты о счастье вспыхнули в ней, а встреча с Николаем Ростовым перевернула все ее прежние понятия о долге.
Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины. По-моему, этот идеал можно свести к формуле: естественность, чуВ знаменитом романе Л.Н.Толстого изображено множество человеческих судеб, разных характеров, плохих и хороших. Именно противопоставление добра и зла, нравственности и безрассудства лежит в основе романа Толстого. В центре повествования находятся судьбы любимых героев писателя - Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Марьи Волконской. Всех их объединяет чувство добра и красоты, они ищут свой путь в мире, стремятся к счастью и любви. Но, конечно, у женщин есть свое особое предназначение, данное самой природой, она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью его любимого приема –противопоставления внутреннего и внешнего образа человека.
|