Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

шпоры афанасьев. Реализм это литературное направление



Скачать 167.59 Kb.
Название Реализм это литературное направление
Анкор шпоры афанасьев.docx
Дата 14.12.2017
Размер 167.59 Kb.
Формат файла docx
Имя файла шпоры афанасьев.docx
Тип Документы
#12290
страница 5 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Дом с мезонином», Любовная история художника явно связана с концептом дома, символизирующим внутреннее равновесие чела. Таким образом, Дом с мезонином – это история души художника, испытывающего потребность в живом чел общении, которого явно недостает всем персонажам новеллы. Общение с природой, с обитателями дома с мезонином согревают душу художника; диссонансом явл-ся его споры с земской деятельницей Лидией Волчаниновой на соц темы, словно бы неуместные в произведении на любовн тему, но столь хар-ные для произведений русск классики. У Ч отвлеченные проблемы – сфера умственной жизни, знак невысокой температуры любовного жара или отсутствия такового. Кажд челу отмеривает столько духовн благ, сколько он способен вместить. А потому в любовн истории художника нет виноватых.]
33. Дуэльный конфликт у Чехова

«дуэльный» конфликт в эпическом произв-ии – один из способов его драматургизации в целях худ выразит-ти. У Ч. худ хар-р создается не только эпическими средствами, главное из которых – речь автора, но и драматургическими (эффект автономности героя от автора, акцентирование «точки зрения» героя в кач-ве повествоват доминанты). Дуэльный тип коллизии – еще один шаг в процессе драматургизации композиции произ-ия как средства создания худ хар-ра. Поскольку жизненный статус героя явл-ся доминирующим фактором его судьбы, чужое слово не способно в той или иной мере ее скорректировать. Вот почему диалог у Ч. – одна из форм эпического изобр-ия героя. Событие имеет не только познавател хар-р, оно обладает эстетич значимостью. В худ мире кажд хуж элемент, событие эстетически значимы. В романе 19 века идейные конфликты представляют осн конструктивные элементы. Они перенесены в роман из драм произв-ия. С одной стороны драм конфликты явл-ся конструктивным элементом этих романов, что вытекало из концепции чела, согласно которой убеждения чела представлялись его сутью, показателем его личности. Главные герои – те, у которых есть убеждения идейные, а второстепенные – те, у которых они отсутствуют. Идея правит миром. Достоинства чела определ-ся его убеждениями. Глав герои в романе 19 века всегда отобранные – интеллигенция. Второстепен персонажи оставались за чертой. В худ мире Толст убеждения не играют особой роли, т.к. он считает, что убеждения мало стоят. Его худ мир – мир эпич, а он в свою очередь более реалистичен, чем мир драматич, т.е. соответст-т жизненным реалиям. Люди м\б несчастливы или счастливы из-за своих убеждений. Мир Ч. тоже эпический. Различ жизненные явления сосуществуют . Ч. выбирает вчеле такие его свойства, которые присущи каждому челу, т.е. эти свойства явл-ся основными (универсальными, жизнеспособными). Ч. считает, что убеждения – это вещь второстепенная, в романе 19 века убеждении – главное. Для Ч. дуэльность конфликтов неактуальна, но т.к. челу свойственно иметь убеждения, Ч. изображает героев, которые имитируют идейные убеждения. Функция убеждений в мире Ч. кардинально переосмыслена. Среди чех-их произв-ий с дуэльной композицией самое значительное и удачное место занимает рассказ «Палата № 6». Душевно больной Ив Громов и врач Рагин. У них влечение др к др, Рагин кажд день хочет беседовать с Громовым. Рагин считает себя шарлатаном, т.к. не может излечить людей. У Ч. жизнь чела опред-ся его местом. Чел стремится к месту, которое соотв-ет его натуре. Иван Громов – самый умный чел в городе, а попал в палату №6. И это закономерно. Он боялся грубой жизни. Страдает манией преследования. Его место в палате №6. Парадоксально то, как сам Рагин оказ-ся в этой палате. Судьба ведет чела к его месту. У Рагина не было др вариантов, как только оказаться в палате №6. Через 3 дня он умер. Эта история кажется парадоксом. Просто в мире сущ-ет порядок вещей, который нам не понятен. История Ч. представлена в иронич плане, т.к. убждения в его мире- это имитация. Челу свойственно рассуждать о высок материях. Парадокс: в кажд профессии чел д\б профессионалом. Убеждения имеют филос базу. У чех-го героя личностный потенциал отсутствует, он – всего лишь «звено» в чел-их отношениях. Ч. важно отметить отношения чела и действит-ти. Мотивы поведения героев одни и те же. Действит-ть для чела – глав опасность. Рагин тоже сломался. Идейн убеждения и споры – это некие симптомы. Профессия хар-ет чела. Рагин не медик по существу, а гуманитарий. Чел- самонаводящее сущ-во – он движется к своей точке, а потом оседает и обрастает футляром. «В ссылке» - молодой татарин и 60-летний Семен Толковый. Подлинная проблема свободы: челу нужно избавиться от желаний, тогда все изменится - свобода. С.Т. – вполне счастливый. Горькие мысли одолевали татарина. Татарин – молодой чел, поэтому ему хочется жить. А С.Т. уже отжил свое, его взгляд на вещи примитивный. Конфликт здесь имитируется, столкновение индивидуальностей. У каждого своя правда. Убеждения сущ-ют отдельно от индивидуальностей.

В прозе Чехова два текста всегда. Один закодирован по законам классического реализма. А другой согласно логике чех.видения человека. Ситуации одни и те же, а значение имеют принципиально разное. В «Палате №6» доктор Андрей Рагин беседует с душевно больным, что само по себе непонятно. Где это видано, чтобы доктор не лечил пациента, а вступал с ним в философские дискуссии. Эти дискуссии обращают нас к традиции. Рагин гов., что счастье зависит не от внешнего положения. Один в палате другой свободен, ну и что. Иван Громов возмущается, он нах-ся в заточении, у него нет свободы, матер.благ, разве это жизнь? Рагин «не в этом дело. Суть жизни не в мат.благах, а в том, что человек рожден как существо мыслящее, челов.мысль-вот подлинное благо. Не все ли равно, в каких условиях человек мыслит. Мы не замечаем, что мы нах-ся в палате №6». Громов говорит, что променял бы эти мысли на комфортное человеческое существование. Чехов направляет внимание читателя в оп-е русло: кто прав доктор или больной? Прав Иван Громов, а не Андрей Рагин с его позитивистской позицией. Это взгляд, характерный для классического реализма. В 19в. такие дискуссии являются отличительной чертой в лит-ре. Но знак чехов. Письма другой. Не о том идет речь, кто прав и кто виноват. Парадокс в том, что доктор каждый день посещает палату №6. И все начинают полагать, что Андрей Рагин сам душевнобольной. Ему устраивают освидетельствование (день, число). Это его возмущает. В конечном счете предлагают поселиться в палате №6. Ты здоров, но будешь каждый день общаться с Громовым. Сначала Рагин возмущается. В конце концов Рагин понимает, что его призвание-философская мысль. Почему бы не поселиться в палату?

«Обычно в 5 часов Дарьюшка подавала мне пива, еще курить хочется, но курить здесь запрещают»-эти мысли волнуют Рагина. Громов хохочет над Рагиным «ага, попался». Рагин вызывает сторожа Никиту и просит его выпустить погулять. Не положено. Никита избивает Андрея Рагина и захлопывает дверь. Это его так оскорбило, что он даже не чувствует боли. Он не знал, что сторож избивает больных. Рагин лежит отвернувшись к стене. Он не хочет жить и через день умирает.

Это путь жизни человека. У чехов. Героя нет альтернативы, все закономерно. С Рагиным все это произошло, т к у него такая натура, мягкая, рефлексирующая. В этих обстоятельствах он должен был оказаться в палате №6. «Палата №6» будто отсылает нас к философ.диалогам, но они играют только роль знака. Речь идет о человеке в личной жизни. В личной жизни философия человеку не нужна. Философия у Чехова – это выражение эмоц. состояния человека, экспрессивные выпады, но никакого философ.содержания здесь нет.

Все рассказы Чехова в русле темы «история души человеческой». Когда-то это было великое открытие. Сначала лирич.средствами, затем и средствами прозы. Что привлекало писателей? Какой герой? Нужен был герой, внутр.мир которого богат. Евгений Онегин(его внутр.мир мало известен).

«Скрипка Ротшильда». Ее герой – гробовщик. Отсылает нас к новелле Пушкина «Гробовщик». Яков Иванов имел кличку «бронза». Всегда хотел, чтоб люди умирали часто. Когда ему во сне приснилось, что умерла женщина, он обрадовался. Это парадокс. У него небольшая хата. В одной комнате: гробы, верстак, стол, жена, кровать. Жена его женщиной запуганной, т к Яков часто распускал руки. Она была безгласная, и он ее почти не воспринимал, поэтому она попала в этот ряд. Он еще играл в оркестре. В искусстве Яков был дилетант, но у него была скрипка. Рядом с ним сидел флейтист Ротшильд. Ходил всегда в заплатах, от него пахло чесноком, даже самые веселые мелодии играл так, что хотелось плакать, и Бронза его за это ненавидел. Однажды Бронза замахал на него кулаками, и он убежал, за ним бежали мальчишки, собаки. Обзывает женщину выдрой, хотя она ему ничего не сказала. Когда Яков приходил после оркестра выпивши, просыпался, и на душе у него было скверно. Он клал скрипку рядом с собой, трогал струну, и он успокаивался. Бронзой прозвали за суровость, свирепость, бездушие. Но душа у него есть, только запрятана глубоко.

Жена заболевает. Отвозит к фельдшеру (второе издание Бронзы). Бронза видит жену сбоку, как бы невпопад. Она сидела ну стуле, открыв рот, и была похожа на птицу, которая хочет пить. Ничего, кроме правды, никаких эмоций. Жена умерла. Яков вдруг почувствовал, как весь мир его обрушился. Зачем делал гробы? Ради чего? Он оглядывается, как он жил. Вся жизнь одни убытки (сколько праздников в году). А вот смерть – это прибыль. Он взял скрипку, сел на крыльце и заиграл. Что играл, сам не знал, плакал, душа оттаяла. Вошел Ротшильд, заслушался мелодией. Яков умер вскоре. Умерла Марфа, кончилась жизнь дома. Завещал скрипку Ротшильду. Он запомнил мелодию и играл ее купцам, чиновникам, все заставляют его играть по 10 раз.

Чехов не учился у Пушкина. Ему нравилась проза Лермонтова. «Тамань» - это шедевр. Литература развивается странно: один писатель что-то нашел. Дальше подхватывают остальные.

34. «Маленькая трилогия» Чехова.

Сюда входят 3 рас-за: «Крыжовник», «Чел в футляре», «О любви». Число 3- сокральное. Циклы в лит-ре были и до Ч.(напр., у Гоголя). Но они различны. Чех-ая эстетич концепция и поэтика представляют собой сложность, а формы малые или средние. Его произ-ия воспринимаются на фоне русской классики. У Ч. главная задача- представить нелитературную версию чела. Герой – всегда чел отобранный, этим он интересен. Нужно выпустить такого чела, который обладал бы качествами каждого чела. Нужно создать типичные литературные ситуации. Спор- выражение эмоций. У Ч. идейные споры. Ч. показал всю литературность любовных отношений. Любовное чув-во – чрезвычайно избирательно. У Ч. главное- семейные отношения. Трилогия предполагает повеств-ие худ элементов, ситуаций, единство типов героев. Хар-но понятие эквивалентности – в сравниваемых произ-ях отдельные элементы равны, а другие- отличны. Здесь повторяется тип футлярного чела (мы ищем что-то общее в героях, понимая, что в них есть что-то отличное). Футлярный чел – название из новеллы «Чел в футляре» - это учитель Беликов, который даже внешне предст-ет собой символ несвободы, он отгорожен от действит-ти материально (носил пальто с поднятым воротником, галоши, зонтик; его жилище похоже на нору). Это чел, который всего боялся, чел застойного мышления. Педагоги с ним соглашались на педсоветах, не спорили с ним. Беликов как бы напрашивается на отрицательное к нему отношение. Он стал символом застоя. Понятие футляра в лит-ре распространено (напр., у Гоголя в «Шинели» тоже футляр, защищал Башмачкина ). У каждого писателя футляр как-то обозначен. Чел у Ч. не лит герой, а реал чел, так как чеховский герой вполне референтен реальному челу. Каждый отдельно взятый чел имеет свой футляр. Этот футляр складывается на протяжении жизни (кажд живое существо осознает свое место в мире, у него есть свой футляр). Когда чел займет свое место в мире – многие проблемы отпадают. Футляр защищает чела от внешнего мира. Парадокс – учителя шли на поводу у Беликова, так как они такие же, как он. Герои отличаются друг от друга индивидуально, но не по существу. Поэтому Беликов «козел отпущения». В каждом обществе такой чел есть. Над ним открыто или за глаза смеются, даже рассказчик. Это реализм жизни. По существу, герои подобны, так как они объединяют родовые свойства (общечеловеч). Мотивы, объединяющие трилогию в целое: Страх перед жизнью (Беликов боялся шума). У Ч. мотив страха – один из главных. Мотив футляра – то есть чел обладает некой внутр свободой. Беликов очень боялся прославиться (а на него нарисовали карикатуру с Варенькой, смех Вареньки когда его столкнули, поэтому через 3 дня он умер. В гробу он улыбался – то есть попал в такой футляр, где его уже никто не побеспокоит, не достанет. Ему жизнь ниче не дала – вот он и рад. В «Крыжовнике» Иван Иванович рассказ-ет историю о своем брате, который копил деньги на имение. Когда купил его – обрюзг, мечта его осуществилась – он ел ягоды и радовался. Родовое свойство чела – чел никогда не доволен своей жизнью, он идеалист, мечтатель. Ив Ив упрекает брата, что он стал обывателем, но и сам Ив Ив таков же. Идеализм чела – тоже родовое свойство, чел иллюзорно представляет, что перед ним открыты все двери. «О любви» - Алехин (сельский хозяин), видит мир неадекватно. Одной стороны, он красивый чел, можно подумать, что писатель или артист, а с др стороны – он был в грязной рубахе. Челу всегда что-то кажется он идеализирует мир – это суть его сознания; чел видит, оценивает, воображает – это тоже родовое свойство. Алехин рассуждает о любви – понять, что такое любовь, невозможно, это тайна. Мотив природы. У Ч. отдельные худ элементы утрачивают свою функцию традиц элементов. Прежде всего – диалоги, это способ выражения героем каких-то мыслей, идей. У Ч. это просто способ общения. Чел – существо, которое говорит. Не надо уделять внимание тому, что говорит чех-ий персонаж. Настоящ худ проза по Ч. – та, которую трудно прочитать, она вводит чит-ля в заблуждение. У Ч. – эпос, чел вписан в природу, он соприроден. Его все время тянет на природу, тянет совместиться с ней. Природа отталкивает чела. Как субъект мира, он себя как-то выражает, чел мечтает о счастье. Чех-ий герой – в концентрированном мире, со всеми его родовыми признаками. Реализм Ч. – постклассический. Метафизический – так как такой реализм создает образ чела во всех его мыслимых свойствах, во всем его мыслимом потенциале. Это образ не чела, а человеч-ва. Классич реализм соотн-ся с философ, религиозными представлениями о челе. Челу присущ интеллект, отсюда – склонность к идеям. У Ч. никогда не рассатр-ся духовные отнош-ия между людьми, так как этим одладают Достоевск и Толстой. У Ч.признаки чела – телесность и душа. В основе чел-го бытия – эмоции (они универсальны, каждодневны). Реализм Ч. сравн-ют с реализмом Дост-го. Худ мир Дост-гов принципе не соотнос-ся с миром реальным, чел у Дост-го – в таких ситуациях, которые в жизни маловероятны. Дост-ий считает, что изобр-ть надо чела интересного и особого. Ч. идет в русл Толстого - у него повседневные ситуации, обыкновен чел со всеми его обыкновен вещами. Чехов довел реализм до предела.

Маленькая трилогия.

Сюда входят 3 рас-за: «Крыжовник», «Чел в футляре», «О любви».«Человек в футляре». ГеройБеликов страшно всего боялся. Коллеги шли у него не поводу. У него была жёсткая дисциплина. Коллега Будкин рассказывает о нём. Преподавал он древнегреческийяз, который очень любил. Человек безобидный. Приехали сестра и брат с Украины. Михаил преподавал географию. А дочь его Варенька была хахатушка, пивунья, никому покоя не давала. Возникла мысль женить Беликова на Вареньке. Стали их сводить. Появилась карикатура гимназиста о них. Карикатура выразительна. Когда её увидел Беликов, он позеленел. Когда Б увидел В на велосипеде с братом, он подумал, что учителям неуместно ездить. Б сделал Михаилу замечание, угрожал сказать директору. Михаил спустил Б с лестницы. Варенька громко расхохоталась, она подумала, что он оступился. Смех доканал Беликова. Он встал, ничего не сказал, пошёл домой и через несколько дней умер. Когда его хоронили, всем показалось, что наступила свобода. Б лежал в гробу, а выражение его было довольным. Психологический урок. Его должны были жалеть, а не бояться и ненавидеть. Сравнение с Гоголевской Шинелью. Акакий А: «Шинель то моя!». Человек в пространстве. Он живёт в круге. Если он выйдет за границы этого круга, быть беде. Чел в футляре погиб, потому что потянулся туда, куда не положено.

«Крыжовник» о человеке, который служил чиновником. Купил небольшую усадьбу. Графу Ивану Ивановичу, его брату, усадьба не понравилась. Герой сидит и ест незрелый крыжовник и радуется. Чел живёт в несовершенном мире, мечтает о лучшем.

Чел - говорящее эмоциональное существо, которое не знает границ своей свободы.
35. Драматургия Чехова.

Вышла из прозы, явилась естествен ее продолжением. В дочеховской драм-ии эпич план особой роли не играл. Там герои выясняли отношения, там кипели страсти. Эти отношения выяснялись через личностный конфликт (напр., у Островского эпич план играет роль декораций). Ч. создал такую драм-ию, что эпич план начал выполнять главную функцию, а драматургический – второстепенный. К этому ни критика, ни зритель не были готовы. Объективность заключ-ся в том, что сущ-ет порядок вещей и чел принимает это на себя. Есть внутр и внеш план в чех-их произв-х (чит-ли видят только внешний план). В драм произв-ии берется не судьба отд чела, а массы, кол-ва. В драматургии герой особенный – герой всегда личность, возвышается над средой,действующее лицо, у него есть убеждения, он отличается от других персонажей, отсюда драм конфликт, носит хар-р личностный, выражается в поступках, высказываниях. Осн признаки драмы: герой, конфликт, действие, драм вина. Структура драм действия: осн функция возложена на драм план (то, что играют артисты), это кругозор чела, субъект начало. Лит герой – вымышленный чел, плод воображения автора. Реального чела моделировать нельзя. А лит герой – моделированный чел, чтобы он был эстетически значимым, интересным. Между читателем и героем возникает дистанция. Лит герою должны быть присущи качества, присущие каждому челу. Чех-ий мир – мир эмоций. Герой не обладает интеллектом, духовностью. Автор и герой – сами по себе. Ч. отбросил все признаки драм произ-ия, у него нет драм героя, отсюда – нет драм конфликта, действия. Чел нач-ет играть роль, это и есть иронич герой. Он играет роль непростую. Ч считает, что не надо давать челу высоких полномочий, не надо громких конф-ов. Ч. очищал драм-ию от литературности. Ч. отменил все те ведущие признаки, которые присущи драм произ-ию. В его пьесах нет драм действия, драм конфликтов. Единств признак – драмат элемент. В пьесе есть сюжет драматич, который всегда определенным образом сконструирован (завязка, развитие действия, драм герой, действие, конфликт).худ время является сгущенным (драматург выбирает отд-но взятые эпизоды и определ образом их расставляет, отсюда драм действие разделяется на отдел акты, действия 4-5,). Драм герой берет на себя драм вину, так как вносит в миропорядок некую смуту; такого рода действие вызывает противодействие. 2 плана: 1-ый – драматический, здесь всегда имеет место игра, действие всегда происходит в наст время, оно живо переживается персонажами. Повествоват элементы есть (персонажи могут рассказывать о каких-то событиях), мало описаний, они занимают второстепенное место ; 2-ой – эпический, присутствие субъект и объект мира (мир и его отражение в сознании персонажей), худ время – отражение реал времени, а в пьесе это время вычеркнуто, между действиями может быть любое количество времени. Между эпич и драматич планом всегда сущ-ет конфликт, так как в эпич плане предст-н порядок вещей, который определяет судьбу чела. Двуплановость драм произ-ия явл-ся ведущим признакомдрам произ-ия. Ч: эпич план стал выполнять глав роль, а драм – второстепен. «Чайка» (1896) - здесь выстраивается цепочка: Медведев объясняется в любви Маше, а та любит Треплева, а Треплев влюблен в Нину Заречную (актрису), а та не обращает внимания на него. Ч. выстраивает своих героев цепочкой, они бегут др за др, но никогда не догонят. Особого рода любовные отношения. Желание чела здесь мало чего стоит. Треплев считает себя новатором в лит-ре, но никому не известен, а Тригорин известен на всю Россию, но он плохо относится к лит-ре, отсюда – все в жизни феноменально. «Чайка» по форме роман, где проходят годы. В конце жизни Нина Заречная понимает, что желания обманывают чела, отсюда эта пьеса ироническая. «Дядя Ваня» - действие происходит в дворянских усадьбах. У Ч. макет дворянской усадьбы. Это пьеса обо всех, но не для всех. Ее нужно понимать.
1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта