Навигация по странице:
|
Согрин. Статьи. Конфликт и консенсус в американской истории, В. В. Согрин во второй половине XX в
Наибольших успехов прогрессисты добились в области политических реформ. Важнейшей среди них оказалась XVII поправка к Конституции (1913 г.), передавшая право избирать сенаторов от легислатур штатов рядовым избирателям. Реформа определенно способствовала снижению коррупции и влияния боссизма. С 1898 по 1918 г. 22 штата внесли поправки в свои конституции, наделявшие избирателей правом законодательной инициативы и референдума в рамках собственных штатов, причем в 12 случаях избиратели получили право вносить поправки в конституции штатов. К 1917 г. 44 штата одобрили законы о прямых первичных выборах, предоставлявшие самим избирателям право выдвигать кандидатов на выборные должности. Правда, речь шла в основном о должностях на уровне штатов. Что касается закона о прямых первичных выборах кандидатов в президенты, то он был одобрен в половине штатов (в восьми из них закон в период с 1918 по 1945 г. был отменен). В 1907 г. Конгресс США одобрил первый федеральный закон о порядке финансирования избирательных кампаний, по которому в этом праве было отказано корпорациям и банкам. В 1910 г. конгресс потребовал от депутатов обнародовать источники финансирования своих избирательных кампаний, а в 1911 г. впервые ограничил объемы подобного финансирования. Завершающей политической реформой Прогрессивной эры стала XIX поправка к Основному закону США, предоставившая в 1920 г. избирательное право женщинам.
Среди демократических социально-экономических мер выделялась XVI поправка к конституции (1913 г.), вводившая федеральный подоходный налог. Был принят ряд антимонопольных законов, среди них закон Хэпберна 1906 г., включавший пункт о максимальных тарифных ставках на железнодорожном транспорте. Закон Клейтона 1914 г., расширявший трактовку антимонопольной практики, одновременно запрещал рассматривать в качестве монополий профсоюзные объединения, что активно практиковалось прежде американскими судами. В большинстве штатов были приняты первые, весьма умеренные (в сравнении, скажем, с английскими) законы о социальном страховании.
Из трех ветвей государственной власти с прогрессистских позиций выступала по преимуществу власть исполнительная. Соотношение сил исполнительной и законодательной властей в пользу первой изменилось в годы президентств Т.Рузвельта (1901-1909) и В.Вильсона (1913-1921). Сократились властные возможности лидеров партийных фракций в обеих палатах, так что после 1913 г., по заключению американских ученых, «в большинстве случаев реальным лидером конгресса выступал хозяин Белого дома» (Kelly A., Harbison W. The American Constitution. Its Origins and Development. N.Y., 1970, p.629).
Прогрессивная эра пресеклась в годы первой мировой войны. Тому было несколько основных причин. Первая и самая очевидная заключается в том, что войны плохо совмещаются с демократическими нововведениями. Национализм, патриотизм и мессианизм, расцветшие в США в период мировой войны, оттеснили внутренние демократические преобразования далеко на задний план. Другая причина состояла в том, что начавшаяся на исходе первой мировой войны русская большевистская революция серьезно напугала своим радикализмом и возможностью экспансии большинство американцев, способствуя быстрому нарастанию в Соединенных Штатах консервативных настроений. Наконец, третья причина угасания реформаторства заключалась в том, что США той эпохи (т.е. до начала 30-х годов) не сталкивались с угрозой экономической катастрофы, которая бы не позволила либералам и просвещенной части элиты расслабиться и прекратить методичное радикальное врачевание капитализма. Напротив, экономические дела в стране шли очень неплохо, а первая мировая война (впрочем, как и вторая) только укрепила американское экономическое благополучие. Из первой мировой войны США вышли крупнейшим мировым кредитором. Промышленность развивалась исключительно по восходящей линии, к концу 20-х годов на ее долю приходилось 48% мирового производства. Особенно успешно действовали крупные корпорации, к указанному времени реабилитировавшие себя в глазах нации за грехи эпохи сколачивания финансово-промышленных империй. Естественным образом произошла реставрация индивидуалистического капитализма.
20-е годы стали эпохой триумфа (но, как выяснилось позднее, и пирровой победой) индивидуалистического капитализма и вошли в историю как десятилетие "просперити". Разве не являлся объективным признаком благосостояния США показатель выпуска автомобилей - 5,4 млн. ежегодно в конце десятилетия, которые теперь могли приобретать не только богатые, но и средние американцы? С конца 1920 г. избиратели неизменно отдавали предпочтение Республиканской партии: три ее консервативных лидера У.Гардинг, К.Кулидж и Г.Гувер последовательно сменяли друг друга на президентском посту. Своего рода символом упрочившегося политического влияния крупного бизнеса явилось одиннадцатилетнее (1921-1932) пребывание на посту министра финансов мультимиллионера Э.Меллона. Чтобы занять этот пост, Меллон должен был выйти в отставку из руководства 51 корпорации, но его деятельность на новом посту многократно искупила эту жертву, принеся многомиллиардные прибыли всему большому бизнесу. В 1921 г. по его инициативе ставка налога на доходы, превышавшие 1 млн. долл., была снижена с 66 до 50%, а в 1926 г. - до 20%.
В отношении корпораций прекратилось использование антимонопольных законов; они были нейтрализованы Верховным судом с помощью принципа "разумности" предпринимательских объединений. Республиканская партия вернула к жизни сверхвысокие протекционистские тарифы, которые, как и в конце XIX в., были объявлены одной из основ процветания национальной промышленности. Президент США Г.Гувер, апостол индивидуализма, отвергая социальное законодательство, доказывал, что цели трудящихся должны достигаться исключительно посредством добровольных соглашений между трудом и капиталом. Он называл это "просвещенным индивидуализмом". Индивидуалистическое кредо было воспринято в то десятилетие и Демократической партией, отказавшейся от либерально-реформистских постулатов Прогрессивной эры.
* * *
Гром прогремел в 1929 г., а через четыре года страна лежала в экономических руинах. Банки рухнули в 47 из 48 штатов. Промышленное производство упало на одну треть, а безработица составила 25%. Таковы были последствия беспрецедентного мирового экономического кризиса. Один из современников назвал только что минувшее десятилетие "просперити" "раем для дураков". Избранный в 1932 г. президентом Ф.Д.Рузвельт взялся выяснить и устранить причины мифического процветания и реального краха.
Рузвельт раскрывал причины экономического краха с помощью понятий и фраз, удивительно схожих с тем, что говорил Маркс (но имени самого теоретика он не упоминал, как и не принимал его приговора капитализму, полагая, что последний может быть спасен при помощи радикальных реформ). Главную причину американского краха он усматривал в противоречии между общественным характером производства и частным способом присвоения. Лидер Демократической партии указывал, что быстрый рост производительности труда и товарной продукции, наблюдавшийся в Америке в 20-х годах, не подкреплялся радикальным налогообложением корпораций и перераспределением стремительно возраставших прибылей в пользу большинства общества. Производительные мощности нации беспрерывно увеличивались, а ее потребительские возможности в силу эгоизма монополий оставались неизменными. В таких условиях перепроизводство и безработица, экономический крах стали неизбежными. Далее следовал принципиальный реформаторский лозунг Рузвельта: усилия правительства должны быть направлены на радикальное преобразование сферы распределения, утверждение распределительной справедливости (Roosevelt F. Looking Forward. N.Y., 1933, pp.29, 31-33.).
Радикальная реформа сферы распределения, направленная на расширение покупательной способности основной массы населения, образно характеризовалась самим Рузвельтом как «заправка насоса». В научной литературе эта модель и совокупность включаемых в нее мероприятий стала обозначаться как «экономика спроса», а с ее теоретическим обоснованием выступило направление, названное кейнсианским, а впоследствии левокейнсианским. Созданию «экономики спроса» способствовал закон 1938 г. о справедливых условиях труда, установивший нижний предел заработной платы для рабочих тех отраслей, которые попадали под федеральную юрисдикцию. Покупательную способность населения расширяли законы 1935 г. о социальном страховании по старости и безработице. Достижению этой цели способствовал закон Вагнера 1935 г., закреплявший право рабочих на заключение коллективного договора, забастовку, "закрытый цех" (т.е. прием на работу только членов профсоюза). "Экономику спроса" стимулировала созданная правительством система общественных работ для остронуждающихся и безработных американцев, которая обеспечила занятость более чем 10 млн. человек и на которую из федерального бюджета было затрачено в 1932-1941 гг. 16 млрд. долл.
Одним из главных источников расширения покупательной способности бедных слоев и одновременно механизмом перераспределения национального дохода между различными классами стал государственный бюджет. Основная тяжесть его формирования возлагалась на богатейший слой: государственные налоги на крупные состояния в период рузвельтовского "нового курса" были увеличены более чем в 3 раза, а налог на особо крупные богатства достиг рекордной отметки в 75% (Либеральная традиция в США и ее творцы. М., 1997, c.204.). Но и эти суперналоги не покрывали потребностей правительства по расширению покупательной способности населения, которая превращалась в основное средство борьбы с кризисом перепроизводства. В этой ситуации Рузвельт не побоялся пожертвовать одним из основополагающих постулатов классического капитализма, либерализма и Демократической партии - бездефицитным бюджетом. С 1932 по 1940 г. ежегодные государственные расходы выросли в 2,5 раза, а дефицит бюджета вошел в норму государственной политики. За тот же период промышленное производство увеличилось на 60%. Было бы преувеличением объяснять экономическое оздоровление только "заправкой насоса", но и отрицать ее огромную позитивную роль невозможно.
Впечатляющим оказалось вмешательство правительства Рузвельта в производственную сферу и финансово-кредитные отношения. 16 июня 1933 г. был одобрен закон о восстановлении промышленности, по которому предприятия под эгидой и контролем со стороны государства принимали кодексы "честной конкуренции" - своеобразные нормативы, определявшие объемы сырья и производимой продукции, цены на товары и размер заработной платы, - которые бы предотвращали дальнейшие остановки производства и позволяли рабочим поддерживать сносное существование. Кодексами "честной конкуренции" оказалось охвачено 99% национальной промышленности. 12 мая 1933 г. был принят аналогичный закон по регулированию аграрного сектора. В денежно-финансовой сфере расширялись полномочия Федеральной резервной системы, созданной еще В.Вильсоном в 1913 г., вводилось страхование частных вкладов размером до 5 тыс. долл., создавалась комиссия по торговле акциями, позднее взявшая под контроль фондовые биржи, осуществлялось рефинансирование долгов, отвечавшее интересам как должников, так и кредиторов, провозглашались отказ от золотого стандарта и девальвации доллара.
Глубина и объем государственного регулирования производства, финансов и распределения означали радикальную перестройку капиталистической системы США и приравнивались многими к третьей Американской революции. Рузвельтовская модель и ее составные части сохранялись, но далеко не в равной степени, на протяжении всей последующей американской истории.
Наименьшее развитие в дальнейшем получило прямое государственное вмешательство в производственный процесс, как и регулирование цен и заработной платы. В годы второй мировой войны правительство США подвергло жесткой регламентации цены и заработную плату в сталелитейной отрасли. В начале 60-х годов правительство Дж.Кеннеди пресекло попытки поднять цены в сталелитейной отрасли и установило потолок "неинфляционного повышения заработной платы" в 3,2% в год. Самая же известная попытка государственного регулирования цен и заработной платы была предпринята правительством Р.Никсона в 1971-1974 гг. с целью ограничить инфляцию на уровне не более 2,5% в год. Однако никсоновская «новая экономическая политика» с треском провалилась: в 1973 г. инфляция повысилась до 8,2%, а в 1974 г. - до 12%, достигнув самого высокого уровня со времени окончания второй мировой войны. После этого правительство США к попыткам прямого регулирования цен и заработной платы не обращалось.
Гораздо более активно, объемно и успешно проводилась государственная политика по "заправке насоса", т.е. расширению покупательной способности по преимуществу нижних слоев населения. После введения в 1938 г. минимального уровня почасовой заработной платы в 25 центов он в последующем повышался 20 раз, а законом 1991 г. был определен в 4,25 долл. Социальные расходы особенно резко выросли в 60-е годы: тогда в рамках объявленной президентом Л.Джонсоном программы "войны с бедностью" была определена официальная черта бедности, и десяткам миллионов американцев, оказавшихся за чертой, стали выплачиваться пособия и выдаваться продовольственные талоны. С 1965 г. были запущены государственные программы финансирования медицинских услуг престарелым (старше 65 лет) и малоимущим американцам. В целом же ежегодные федеральные расходы на «человеческие ресурсы», как они обозначаются в государственном бюджете, или на «соци-альное благосостояние», как их называют некоторые исследователи, увеличились за 60 с лишним лет после введения "нового курса" с 4 млрд. до почти 1 трлн. долл. и составляют в конце ХХ в. 60% государственных расходов (Statistical Abstract of the United States 1996. Wash., 1996, p.332; Vital Statistics on American Politics. Ed. by H.Stanley, R.Niemi. Wash., 1992, p.377.).
После реформ Рузвельта постоянно расширялось государственное регулирование финансовой сферы. Принципиальное значение для ее развития имела деятельность в 50-е годы республиканского правительства Д.Эйзенхауэра, сменившего демократов после их двадцатилетнего пребывания у власти. Поначалу Эйзенхауэр отменил многие меры государственного экономического контроля и даже ликвидировал Реконструктивную финансовую корпорацию. Но уже кризис 1953-1954 гг. возродил государственное регулирование. Как отмечали отечественные американисты Н.В.Сивачев и Е.Ф.Язьков, "еще более активно были пущены в ход все три основных элемента банковской (денежной) политики: понижение обязательного уровня резервов в банках Федеральной резервной системы с целью поощрения выхода денежных средств на рынок, сокращение учетной ставки для облегчения доступа к кредиту, наконец, открытые рыночные операции с выбрасыванием правительством на рынок своих валютных запасов во имя активизации деловой жизни" (Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США. М., 1980, c.209.). Кроме того, Эйзенхауэр применил в качестве антикризисных мер сокращение налогов на корпорации и личные доходы. Эти меры в последующем заняли прочное место в арсенале мер по антикризисному регулированию и стимулированию экономического роста.
Деятельность Эйзенхауэра важна и тем, что она заложила основу консенсуса и преемственности в понимании и использовании Республиканской и Демократической партиями основополагающих современных мер государственного социально-экономического регулирования. Вместе с тем она выявила и различия между ними в выборе стратегии и тех или иных методов подобного регулирования. Демократические правительства в целом сохраняют приверженность "экономике спроса", что означает особое внимание к мерам, направленным на расширение покупательной способности основной массы американцев. Правительства же республиканцев отдают приоритет мерам, направленным на развитие "экономики предложения", означающей стимулирование конкурентоспособных и производственных возможностей американского капитализма.
Концепция «экономики предложения» получила законченный вид в 70-80-е годы в связи с выходом на политическую арену неоконсерватизма. Свободный рынок и свободная конкуренция объявлялись им как самое надежное средство обеспечения экономического роста, воспроизводства и распределения рабочей силы, а государственному регулированию вменялось в обязанность обеспечивать благоприятные возможности этой конкуренции, в первую очередь, если воспользоваться определением одного из неоконсерваторов, «создавать и расширять рынки» (Kristol I. Two Cheers for American Capitalism. N.Y., 1978, pp.30, 56-57, 125.). Наиболее полное практическое воплощение концепция «экономики предложения» получила в деятельности президента США Р.Рейгана (1981-1989). Существенное снижение налогов на бизнес способствовало его оживлению, созданию миллионов новых рабочих мест, смягчению безработицы. Улучшились показатели американской промышленности на мировом рынке. Следуя монетаристской концепции, его правительство сократило "впрыскивание" денег в обращение, что имело непосредственное отношение к резкому снижению инфляции (с 18% накануне прихода Рейгана к власти до 3,5-4% в годы его президентства).
Концепции "экономики спроса" и "экономики предложения" при их кажущейся несовместимости представляли на деле две взаимодополняющие стратегии государственного воздействия на экономику. Стратегия "экономики предложения" выступала как орудие экономического роста, сопровождаемого углублением социального неравенства, а стратегия "экономики спроса" зарекомендовала себя как средство перераспределения национального дохода в целях расширения покупательной способности основной массы населения. Оборотной стороной стратегии "экономики спроса" являлось углубление бюд-жетного дефицита и снижение возможностей частнокапиталистического накопления, в результате чего ей в определенный момент вновь предпочиталась "экономика предложения".
Поддержание и развитие конкурентоспособности американской экономики и особенно поддержка тех отраслей, которые обеспечивают ведущую позицию и прибыли на мировом рынке, составляли приоритет всех современных американских правительств, независимо от партийной принадлежности. В выработке соответствующей этим задачам страгегии США многие исследователи выделяют особо 60-е годы, которые, по определению В.Г.Клинова, "вошли в американскую историю как классический период целенаправленных и скоординированных действий государства, частного сектора и творческой мысли ведущих экономистов, пришедших на работу в администрацию Дж.Кеннеди-Л.Джонсона, по стимулированию экономического роста" (Клинов В.Г. Экономический рост США: ретроспектива и перспектива. - «США - ЭПИ», 1998, №7, c.4.).
|
|
|