Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Согрин. Статьи. Конфликт и консенсус в американской истории, В. В. Согрин во второй половине XX в



Скачать 134.27 Kb.
Название Статьи. Конфликт и консенсус в американской истории, В. В. Согрин во второй половине XX в
Анкор Согрин.docx
Дата 03.05.2017
Размер 134.27 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Согрин.docx
Тип Документы
#6989
страница 6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

С 50-х годов социальная напряженность в США во все большей мере стала создаваться не классовыми, а расово-этническими конфликтами. Выйдя на первый план в 50-60-е годы, они приобретали все большую остроту. Несколько стихнув в последующем, они тем не менее сохранили реальное значение. Главным при этом был неизменно конфликт черной и белой рас.

Система расовой сегрегации, восторжествовавшая в конце XIX - начале ХХ в., осталась нетронутой в президентство Рузвельта. Только в 50-е годы она дала трещину, и неграм стали возвращать права, которые были вписаны в федеральную конституцию еще в 60-70-е годы прошлого столетия в ходе Гражданской войны и Реконструкции. Эти права возвращались не автоматически: черным американцам и вставшим на их сторону белым согражданам для их реализации потребовались два десятилетия упорной борьбы, напомнившей многим эпоху Реконструкции. (Некоторые американские историки прямо называют период с 1950 по 1960 г. второй американской Реконструкцией). В дополнение к законам 50-х, положившим конец сегрегации в системе образования и других сферах, законы 60-х годов запретили дискриминацию чернокожих при найме на работу, приобретении и найме жилья, отменили всевозможные ограничения их избирательных прав. Некоторые антидискриминационные акты - и это поощрялось властями - стали толковаться в том духе, что черным американцам, в случае наличия у них равных с белыми претендентами данных, должно отдаваться предпочтение при поступлении в университеты, при найме на работу в государственные учреждения, а также на предприятия, выполняющие заказы правительства. В 1968 г. лидер черных американцев Мартин Лютер Кинг заплатил жизнью за успех своей расы в обретении гражданских прав, но его мечта о полнокровной интеграции чернокожих в американское общество, как будто бы, стала воплощаться в жизнь. Открылась перспектива, которая показалась бы абсолютно невероятной даже освободителю негров А.Линкольну: американский "плавильный котел" начал смешивать в единую нацию белых и черных!

70-90-е годы только закрепили эту тенденцию. Авторитетные опросы общественного мнения свидетельствовали, что в отношении белых американцев к чернокожим произошел радикальный сдвиг, и расизм вот-вот испустит дух. Так, если в 1942 г. только 30% белых одобряли совместное обучение двух рас в школах, то в 90-е годы их было уже более 90%. В 1963 г. 55% белых квартиросъемщиков заявляли, что не сменят жилье, если соседом окажется черный, а спустя четверть века их число составило 93%. В 1963 г. 49% белых домовладельцев признавались, что покинут свой район, если в нем поселятся черные, а к началу 90-х годов таких твердолобых расистов, если судить по результатам опросов, осталось только 8% (Vital Statistics on American Politics, p. 391.). Цифры свидетельствуют, что в 70-90-е годы все больше чернокожих приобретали статус, который прежде им был недоступен: увеличилась их доля среди домовладельцев, бизнесменов, они стали чаще избираться мэрами городов, а их число в Конгрессе США возросло с 13 человек в 1971 г. до 41 в середине 90-х (Ibid., p. 201; Statistical Abstract of the United States 1996, p. 279.). Предоставление чернокожим мест на основе принципа "квоты" (т.е. соответствия проценту черного населения) прослеживалось при приеме студентов в университеты, найме на работу, в том числе и при заполнении некоторых престижных профессий, особенно тех, которые (как, например, должности дикторов и телеведущих) представляют "витрину" позитивных изменений в межрасовых отношениях. В связи с этим в консервативных кругах получила широкое хождение идея, зазвучавшая во всю мощь в конце ХХ в., а именно - в стране насаждается принцип "обратной дискриминации", означающий отказ в равных правах на профессию белым согражданам.

Но в это же время в черной общине США укоренилось противоположное убеждение: мечта М.Л.Кинга об интеграции чернокожих в американское общество, объединении их и белых в единую нацию потерпела сокрушительное поражение. У афроамериканцев появились лидеры, которые заявили о необходимости изменить всю стратегию негритянского движения. "Если белые не хотят единства с нами на основе подлинного равенства, то мы должны существовать как суверенная афроамериканская нация с правами и возможностями, обеспечивающими подлинное равенство с белыми", - таков их лейтмотив. Стали приводиться многочисленные факты и аргументы, свидетельствующие, что позитивные показатели развития межрасовых отношений - всего лишь фасад, скрывающий униженное и бедственное положение черной расы.

Действительно, если судить даже по официальной статистике, можно обнаружить, что экономическое и статусное положение черной расы в целом по отношению к белой в течение последних десятилетий ХХ в. не претерпело существенных изменений. Так, в 1969 г. ниже черты бедности находилось 9,5% белых и 32,2% черных, а в конце ХХ в. эти показатели составили соответственно 11,7 и 30,6%. Как в 50-е годы, так и в конце 90-х средний доход белой семьи в 1,5 раза превосходил доход черной семьи. В конце ХХ в. 56% черных семей имели годовой доход ниже 25 тыс. долл. и входили в нижний класс, а среди белых этот процент равнялся 29; безработица среди черных, как и 30 лет до того, была в 2,5 раза выше чем среди белых. Приведу еще одну цифру, характеризующую статусное положение черных американцев: в конце ХХ в. число чернокожих среди госслужащих низшего первого разряда составило 39%, а среди госслужащих высшего (15-го) разряда - только 3,8% (между тем, жалованье высшего разряда в 6 раз превосходит жалованье низшего разряда) (Statistical Abstract of the United States 1996 pp. 461, 472-473; Vital Statistics on American Politics, pp. 373, 375, 400; The American Quarter Century. U.S. Politics from Vietnam to Clinton. Ed. by P.Davies. Manchester and N.Y., 1995, pp.168-171; La Feber W., Polenberg R., Woloch N. The American Century. A History of the United States Since 1890's. N.Y., 1986, p.551.).

В последние десятилетия ХХ в. белые продолжали отделяться прочной стеной от черных и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляли желания смешиваться с ними в единую нацию. С 60-х годов массовый отток белых из городов в пригороды имел очевидную расовую подоплеку: после того, как чернокожие получили право и возможность селиться в городских районах, в которых проживали белые, последние стали дружно покидать насиженные места и перебираться за город. В ответ на появление чернокожих детей в белых школах белые родители, поддерживавшие, согласно опросам общественного мнения, десегрегацию обучения, стали переводить своих детей в расово чистые загородные школы. Сегрегированные подобным образом городские районы и школы быстро пришли в упадок. Можно заключить, что расизм, исчезнувший с языка белых американцев, продолжал сохраняться в их сознании. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию, сказавшуюся на стратегии их движения и поведении.

На протяжении ХХ в. две главные тенденции получили развитие в негритянском движении США. Одна из них, нацеливавшая черных американцев на интеграцию в белое общество, овладение его ценностями, оформилась на рубеже XIX-ХХ вв., а ее главным выразителем был Б.Вашингтон. Вторая тенденция заключалась в стремлении обособиться от белых по причине их неискоренимого расизма и создавать собственную негритянскую субцивилизацию. В первой трети ХХ в., в том числе в годы «нового курса», наиболее видным выразителем этой тенденции был У.Дюбуа.

В 50-60-е годы признанным лидером интеграционистского движения выступал М.Л.Кинг, который в отличие от Б.Вашингтона проповедовал не покорное "вживание" черных в белую Америку, а единение двух рас на основе полного равноправия. В тот же период другую тенденцию, отвергавшую идею интеграции как утопию, представляли радикальные организации, самой известной среди которых была "Черные пантеры". Их лидер С.Кармайкл сформулировал лозунг "Власть черным", требовавший от негров отказываться от бессмысленных союзов с белыми либералами и претворять в жизнь принципы расовокультурного суверенитета. В борьбе за свои принципы черные радикалы оправдывали использование силовых методов.

В последней трети ХХ в. две тенденции сохраняли свое влияние, причем удельный вес радикальной тенденции к концу столетия стал нарастать. Ее выражали несколько организаций, наибольшую известность среди которых приобрела "Нация ислама" во главе с Л.Фараханом. Фарахан и его сторонники способствовали оформлению черного национализма экстремистской окраски. Среди многих черных американцев распространялось убеждение, что интегрироваться в белую Америку, можно только преобразовав себя по подобию белых, т.е. ценой отказа от собственной социокультурной идентичности.

Неприятие подобной цены отразилось в набравшей силу идеологии мультикультурности (равенство и разнообразие расово-этнических культур). Идеология эта, доказывающая, что все расово-этнические культуры самоценны и равны и ни одна из них, в том числе культура белых, не может ставиться и цениться выше других, имела демократическое звучание. Многие американские политики и идеологи не преминули преподнести теорию мультикультурности как новое проявление подлинного плюрализма и демократизма американского общества. Но это утверждение скрывало то очень важное обстоятельство, что данная теория мультикультурности отразила радикальный протест против доминирования культуры белых и заключала в себе вирус и угрозу дезинтеграции американского общества по расово-этническим линиям. Эту опасность осознали прозорливые белые политики. Б.Клинтон, признав, что в США конца ХХ в. наблюдалось возрождение скрытой сегрегации и что расизм, искорененный в законодательстве, сохранился в сознании белых американцев, с тревогой относился и к распространению мультикультурности. Ее оборотной стороной, отмечал он, являлось углубление раскола рас и этносов. Президент США считал необходимым в качестве противоядия сформулировать "американскую мечту", которая сплотила бы и удержала вместе все расы и этносы страны («The New York Times», 26.09.1997.). Но как свидетельствует мировой исторический опыт, сформулировать и внести в сознание подобную идею сверху, если ее не приемлет большинство населения, практически невозможно. Расовый конфликт остается самой тяжелой социальной ношей, которую Соединенные Штаты забирают с собой в XXI в.

В последней трети ХХ в. на исторической сцене США действовали еще два движения радикального толка, участниками которых были уже белые американцы. Одно из них, вошедшее в историю как "новое левое", просуществовало одно десятилетие, а вот феминистское движение, вобравшее сторонниц радикального изменения положения женщин, укоренилось весьма прочно и стало авангардом мирового феминизма.

Радикальное молодежное движение 60-х годов причудливо сочетало концепции К.Маркса и Г.Маркузе, фабианского социализма и современной социал-демократии, идеологов ненасильственных действий - от Уитмена до Ганди, и левоэкстремистские доктрины троцкистского, анархистского и маоистского толка. Новое левое движение с его духовными терзаниями и поисками, активной практической деятельностью, вместившей и создание молодежной контркультуры, и массовые протесты против войны во Вьетнаме, и бескомпромиссную борьбу за права черных американцев, явило одну из самых неожиданных и романтичных страниц в американской истории. Оно окрасило собой целое десятилетие американской истории, получившее название "бурных 60-х". Тем более странно и неожиданно, что столь яркое массовое движение ненадолго пережило это десятилетие.

Публицисты и ученые указывали на многие причины упадка новых левых. Очевидна и главная среди них: американская система, в которую новые левые выпустили столько критических стрел, сумела проявить гибкость, обезоружившую радикальное движение. Система нашла в себе силы для того, чтобы прекратить войну во Вьетнаме, изыскала немалые средства для социальной помощи бедным и престарелым, приняла законы, защищавшие права черных американцев.

В 60-е годы в США оформилось радикальное женское движение, наметившее целью завоевание самых широких гражданских прав для женщин. При этом трактовка гражданских прав приобрела самый широкий смысл: феминистки добивались уравнения прав женщин и мужчин в экономике, в социальной сфере, в доступе к политической власти, в быту и семье. По сути была начата беспрецедентная и для США, и для всего мира феминистская революция, нацеленная на изменение не только законодательства, но и основополагающих социокультурных (в том числе морально-нравственных) норм, перетряску, если воспользоваться социологической терминологией, традиционных социальных ролей женщин. Наиболее радикальные феминистки стали рассматривать мужчин и женщин наподобие двух социальных классов, при этом мужчины предстали в качестве класса эксплуататоров, а женщины эксплуатируемых. Для обозначения полов стало использоваться понятие "гендер", которое в отличие от понятия "пол" включало всю совокупность характеристик мужчин и женщин, в том числе, и даже в первую очередь, их социальных позиций и ролей.

Программа и идеология феминизма раскололи американское общество. Число американцев, как женщин, так и мужчин, разделявших принципы феминизма, постоянно нарастало. Но одновременно консолидировались и их противники. Феминистское движение не смогло добиться реализации многих своих требований, но оно добилось и весомых успехов. В 70-е годы конгресс принял целую серию законов, запрещающих дискриминацию женщин и уравнивающих их в правовом отношении с мужчинами. Федеральное правительство одобрило принцип преференций для женщин при заполнении вакансий в учреждениях и на предприятиях, имеющих федеральные контракты. Феминистское движение успешно противостояло консервативным кругам, настаивавшим на запрещении в США абортов. Одновременно феминистки добились широкого правового и морального осуждения практики и разнообразных форм «сексуальных домогательств» в отношении женщин. Женская проблематика утвердилась на самом почетном месте в университетской науке. Повсеместно были созданы кафедры женских и гендерных исследований. В социологической науке одним из ведущих направлений стала гендерная социология, а историческая наука во все большей мере представляла американское историческое развитие сквозь призму взаимоотношний и конфликтов мужчин и женщин. Таким образом, феминизм вошел в текущий век как одно из ведущих социальных явлений в США.

* * *

На протяжении всей американской истории особую гордость Соединенных Штатов составляла политическая демократия. Вместе с тем отнюдь не все в США готовы признать свою страну подлинно демократической. Среди американских политологов существует несколько основных точек зрения на политическое управление и политический режим государства. Первая точка зрения объявляет США воплощением образцовой политической демократии. Вторая, противоположная, утверждает, что американское политическое управление является олигархическим. Между этими двумя крайними взглядами разместились две промежуточные точки зрения: одна определяет американское политическое управление как систему политического плюрализма (ее выразитель - самый известный современный политолог США Р.Даль), а вторая - как демократический элитаризм.

На мой взгляд, в современном американском обществоведении редко встретишь абсурдную концепцию, не поддающуюся эмпирическому подтверждению. Так, каждая из названных точек зрения опирается на богатую фактуру и обосновывается разнообразными аргументами. Но ни одну из них нельзя признать абсолютно и единственно верной уже по той причине, что в разные периоды американской истории соотношение демократического, олигархического, элитарного и плюралистического компонентов в политическом управлении было разным. И все же представляется, что две крайние точки зрения - представление о США как об образцовой демократии или как об олигархическом режиме - обладают наименьшей основательностью, а из двух средних суждений в наибольшей степени близка к истине концепция демократического элитаризма. В теоретическом и практическом плане она состоит из двух компонентов. Первый - наличие демократических механизмов формирования политической власти, второй - отправление политической власти элитой, или правящим классом. Важно выясниь реальную роль каждого из этих компонентов, как и их соотношение.

Среди демократических механизмов наибольшее значение в новейший период американской истории неизменно принадлежало выборам, которые явно доминировали над всеми другими видами политического участия. Именно в ходе выборов американцам предоставлялась возможность отдавать предпочтение той или иной политической группировке элиты, тем или иным ее лидерам и представителям. Распространено мнение, идущее от Л.Милбрэта, что значимы шесть показателей вовлеченности в выборы. Это выдвижение своей кандидатуры на выборный пост, проявление активности в предвыборной борьбе, внесение денежных средств в поддержку кандидата, принадлежность к партии или иной организации, которая поддерживает кандидата, агитация и другие меры убеждения друзей и окружения при обсуждении кандидатур кандидатов, наконец, само участие в выборах.

Первые пять показателей имеют минимальное значение. Менее 1% взрослых американцев когда-либо выдвигали свои кандидатуры на выборные должности. Только 5% проявляли активность в партийных и избирательных кампаниях. Лишь около 10% делали финансовые взносы. Около одной трети американцев участвовало в организациях, которые могут быть названы группами политических интересов и лишь несколько большая часть убеждала своих близких проголосовать определенным образом. И только непосредственно в самом голосовании в новейшее время принимало участие в среднем больше 50% взрослых американцев (Дай Т.Р., Зиглер Л.Х. Демократия для элиты. Введение в американскую политику. М., 1984, c. 144-145.).

Таким образом, на американском политическом рынке подавляющее большинство населения выступало лишь в роли «покупателей» тех или иных партийно-политических программ, делая выбор из идей и кандидатур, поставляемых элитой. Но вряд ли справедливо выпячивать эту "недемократи-ческую" сторону американской политики, ибо ограничение роли народа по преимуществу выбором из программ и кандидатур политических элит характерно для всех современных либерально-демократических систем. В то же время нельзя не заметить, что возможность реализовывать гражданское право выбора в США в новейшее время была расширена.
1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта