Навигация по странице:
|
УМКД основы туризмологии 2. Учебнометодический комплекс по дисциплине Основы туризмологии
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ПОНЯТИЕ О ТУРИЗМОЛОГИИ.
Современный туризм как комплексное социально-экономическое и пространственное явление, как сложная по своему составу отрасль народного хозяйства являющаяся катализатором социально-экономического развития и обеспечивающая высокое качество жизни людей на основе экологически целесообразного природопользования. Туризм как объект междисциплинарных исследований. Понятие о туризмологии как новой формирующейся отрасли науки, вклад в развитие которой вносят такие дисциплины, как экономика, социология, правоведение, медицина, архитектура, многие другие естественные, гуманитарные и технические науки. Развитие туризмологии как путь от разрозненных монодисциплинарных взглядов к созданию системы представлений о туризме. Роль географии в этом процессе. География туризма как комплексная географическая наука о туризме - пространственном и сложном социально-экономическом явлении – представляет собой одну из ветвей общественной (или как ее сейчас называют экономической и социальной) географии и является в настоящее время единственной из наук, описывающих туризм как систему в целом.
Цель преподавания курса – подготовка специалистов широкого профиля в области туризма, способных работать в любой из отраслей туристско-экскурсионного обслуживания населения.
Задачи изучения дисциплины – а) познакомить студентов с научными и практическими основами территориальной организации одной из наиболее важных и сложных отраслей народнохозяйственного комплекса – сферой туризма; б) познакомить студентов с современной теорией о туризме как пространственном и социально-экономическом явлении; в) познакомить студентов с понятиями «рекреационная деятельность» и «индустрия туризма» и принципами организации их работы в разных природных и социально-экономических условиях; г) закрепить у студентов глубокие знания и практические навыки в области географии туризма, которые крайне необходимы будущим специалистам для успешной работы на производстве и в возможной преподавательской деятельности.
Курс «Основы туризмологии» содержит в себе все новейшие представления и достижения в области рекреационной географии и географии туризма, которые продолжают оставаться фундаментальной основой подготовки кадров для системы туризма.
Перечень предшествующих дисциплин
Введение в специальность
Перечень смежных дисциплин
Философия
Экология
Студент должен иметь представление о теоретико-методических основах туризма.
Знать:
научные и практические основы территориальной организации туризма;
современную теорию о туризме как пространственном и социально-экономическом явлении;
тенденции развития мировой индустрии туризма, ее транснациональный характер; условия развития индустрии туризма, ее особенности.
Уметь:
применять полученные теоретико-методологические знания в области туризма в практической деятельности;
проводить комплексный анализ ситуации туристского рынка;
использовать действующую нормативно-законодательную базу в туристской практике;
выработать стратегию и тактику работы туристского предприятия;
формировать банк данных объектов туристской индустрии.
тЕМА 2. Основополагающие понятия рекреационной географии.
К основополагающим понятиям рекреационной географии относятся прежде всего такие, как свободное время, отдых, рекреация и туризм. "Свободное время" — необходимое условие развития рекреационного процесса. Свободное время — динамическая категория, носящая черты определенной эпохи, класса и социальной группы; оно изменяется как по объему, так и по содержанию. Свободное время нельзя отождествлять с внерабочим временем, как это делают некоторые исследователи, оно является только его частью. Отождествление свободного времени с внерабочим не только неверно с теоретической точки зрения, но и практически вредно, ибо не позволяет искать резервы для увеличения свободного времени в рамках внерабочего времени. Внерабочее время состоит из четырех функционально различных групп: 1) время для поездки на место работы и обратно; 2) время для удовлетворения естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена); 3) время для домашнего труда и бытовых потребностей; 4) время для физического, интеллектуального развития и отдыха, которое и является свободным временем по существу. Таким образом, внерабочее время делится на обязательное и свободное от различного рода непреложных занятия.
Свободное время расходуется на восстановление и развитие физических сил человека, а также для всестороннего развития его духовных сил, для удовлетворения ряда социальных потребностей. Иначе говоря, оно расходуется на активную деятельность. В то же время мы говорим, что свободное время — это время, предназначенное для отдыха. Может показаться, что "активная деятельность" и "отдых" несовместимые понятия. Однако исследования физиологов показали, что
лучший отдых — это смена одного вида деятельности другим. Деятельность в свободное время существенно отличается от всех других видов деятельности человека, так как она важна для него не только своими результатами, но и сама по себе. Связано это с тем, что значительная часть потребностей удовлетворяется при этом не в результате, а в процессе деятельности.
Можно выделить две основные функции свободного времени: 1) функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями, и 2) функция духовного (культурного, идейного, эстетического) и физического развития. Восстановительные функции (психофизиологические) включают: питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психофизиологических параметров. Функции развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение (В.М.Кривошеев, 1978).
Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение "рекреационной деятельности". Это деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических и психических сил, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся, по сравнению с другими направлениями деятельности, относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.
Рекреационная деятельность осуществляется в свободное время, которое состоит из двух частей: 1) досуг или время для отдыха и 2) время для более возвышенной деятельности.
Деление свободного времени в зависимости от характера его использования на ежедневное, еженедельное и ежегодное является важным в методическом отношении, так как служит основой при изучении структуры отдыха и использования свободного времени для рекреационных целей. Дифференцированное таким образом свободное время позволяет рассматривать рекреационную деятельность по периодичности и территориальному признаку. Использование ежедневного свободного времени и повседневная рекреация (отдых) непосредственно связаны с жилищем и городской средой и их пространственной организацией. Еженедельная рекреация зависит от размещения пригородных рекреационных объектов. Использование ежегодного свободного времени связано с размещением рекреационных объектов в основном курортного типа. Исходя из приведенной дифференциации свободного времени, выделяют рекреацию (отдых) внутри населенного пункта; еженедельную рекреацию в выходные дни ("уик-энд") - осуществляется, как правило, в пригородной зоне {местная рекреация); ежегодную рекреацию в период отпусков и каникул (может быть внутрирайонной, общегосударственной, международной (рис. 2).
Отдых восстанавливает работоспособность человека, снижает нервное и психическое, а у людей физического труда - и физическое напряжение. Согласно Н.С.Мироненко и И.Т. Твердохлебову (1981), "отдых" в широком смысле слова - это любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение насущных нужд". Отдых выступает в качестве избирательной формы жизнедеятельности человека в аспекте
физиологии, психологии и гигиены. Вместе с тем, отдых является частью общественной жизни населения, что позволяет определить его как социальную категорию. Деятельность человека во время отдыха может быть классифицирована следующим образом:
1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия спортом, прогулки);
2) любительские занятия — охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод, коллекционирование и т.п.;
3) приобщение к миру искусства (посещение театров, концертных залов, художественных галерей, музеев и др., а также творчество в сфере искусства — художественная самодеятельность, занятия живописью, чеканкой, художественным выпиливанием и выжиганием и пр.);
4) интеллектуальная деятельность (самообразование, чтение литературы, газет, просмотр журналов, телепередач и др.);
5) общение по интересу и свободному выбору;
6) развлечения, носящие либо активный (игры, танцы), либопассивный характер (посещение зрелищ);
7) путешествия ради удовольствия.
Многие из перечисленных видов отдыха проявляются комплексно, в сложной взаимосвязи между собой, особенно во время путешествия.
Тема 3. Туризм как часть рекреации
В научных работах по географии, социологии и градостроительству, наряду с понятием отдых, чаще употребляются такие термины как рекреация, рекреационная деятельность, рекреационный процесс. И это неспроста. В условиях, когда коренным образом изменились характер труда, структура и формы использования свободного времени, когда физиологией доказано, что лучший отдых — не покой, а смена видов деятельности, употребление названных понятий имеет определенный смысл.
В самом деле, в период преобладания тяжелого физичеcкого труда свободное время использовалось, главным образом, для восстановления физических сил по месту жительства. Теперь же в суточных, недельных и годовых циклах избирательной жизнедеятельности людей все большее значение приобретают такие формы использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности с наибольшей эффективностью, как пребывание в санаториях, домах отдыха, пансионатах и базах отдыха и особенно загородные прогулки, походы, экскурсии и путешествия. Они характеризуются временным пребыванием людей вне места постоянного жительства и нуждаются в специальных территориях различного профиля и таксономического ранга, обладающих определенными природными и культурно-историческими, экономическими и трудовыми ресурсами, и требуют создания особой материально-технической базы: коммуникаций, транспортных средств, учреждений, зданий и сооружений для размещения временного и постоянного населения.
Именно понятие рекреация лучше и полнее отражает содержание такого рода избирательной жизнедеятельности людей в свободное время.
Рекреация представляет собой совокупность этимологических значений: recreatio (лат.) — восстановление, recreation (франц.) — развлечения, отдых, перемена действия, исключающие трудовую деятельность и характеризующие пространство, связанное с этими действиями. Следовательно, термин рекреация характеризует не только определенные виды избирательной жизнедеятельности людей в свободное время, но и то пространство, в котором они функционируют.
Отсюда, "рекреация" — это совокупность явлений и отношений, возникающих в результате использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей в период суточных, недельных и годовых жизненных циклов на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного жительства" (Н.С.Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981).
В этом определении отражено не только свойство перемещения, миграции, но и вся совокупность явлений и отношений, связанных с перемещением и пребыванием людей, в том числе экономическая деятельность и весь технико-экономический аппарат для их обслуживания.
Рекреацию по ее продолжительности можно разделить на кратковременную с возвращением на ночлег в места постоянного проживания и длительную (свыше одних суток) с ночлегом вне места постоянного проживания. Территориально кратковременная рекреация, как правило, ограничивается природной зоной в радиусах одно-двухчасовой пешеходной или транспортной доступности, а осуществление длительной рекреации территориально практически не ограничено и возможно в широких пределах от функциональных зон данных населенных мест до глобальных масштабов.
По своему содержанию длительная рекреация совпадает с таким емким понятием как туризм.
Туризм — (от французского слова tourisme — прогулка, путешествие) — один из способов проведения свободного времени вне постоянного места жительства. Как правило, туризм, — понятие более узкое, чем отдых или рекреация. В современной научной литературе под термином "туризм" принято понимать совокупность отношений и явлений, возникающих в результате путешествия и пребывания людей вне своего постоянного места жительства, если пребывание не превращается в продолжительное проживание или во временное занятие ради заработка. Таким образом, под туризмом понимают все виды рекреации, связанные с выездом на определенное время (24 часа и более) за пределы постоянного места жительства. Другими словами, в понятие туризм включается, собственно туризм (путешествие по маршруту, походы, преодоление естественных преград и пр.) и санаторно-курортный и оздоровительный отдых, и поездки, связанные с деловыми и коммерческими целями, т.е. командировки и др.
Из сказанного не трудно сделать вывод о том, что понятия "отдыхающий" и "рекреант" более широкие, чем понятие "турист", так как первое из них включает и тех лиц, которые свободное время проводят дома, а второе включает всех, кто использует свободное время за пределами постоянного места жительства, в том числе и тех из них, которые посещают ту или иную местность или населенный пункт, но не остаются там на ночлег. Такие рекреанты считаются "экскурсантами".
А что же такое экскурсия? "Экскурсия" — слово латинского происхождения и обозначает — вылазка, поездка, прогулка, посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний.
Понятия "туризм" и "экскурсия" очень тесно связаны между собой. Экскурсии стали неотъемлемой частью обслуживания туристов практически на всех маршрутах. Турист путешествует на поезде — на стоянках его уже ждет экскурсовод; он плывет на теплоходе — и ему рассказывают о местах, которые встречаются на трассе маршрута. И в его самостоятельном путешествии, и в походе выходного дня, и на турбазе, и в туристской гостинице — везде путешественников ожидают экскурсии, которые делают отдых еще более интересным, разнообразным, содержательным.
Представляя собой неотъемлемую часть практически каждого туристского путешествия, экскурсии определяют его познавательное значение. Их популярность обусловливается тем, что они дают необходимую информацию о достопримечательных местах, без которой каждое путешествие, любая поездка превратятся в скучное, малоинтересное мероприятие. Экскурсии не только дают информацию по всем вопросам, которые могут заинтересовать туриста во время путешествия или знакомства с той или иной местностью или достопримечательностью, они являются одной из форм культурно-массовой работы среди населения. Экскурсии оперативны, они откликаются на все важные, актуальные события, происходящие в стране в области политической, экономической и культурной жизни. Их тематика богата и разнообразна.
Тема 4. Рекреационные потребности как основа пространственно-временной организации рекреационной деятельности
«Рекреационные потребности» - потребности человека в восстановлении здоровья и трудоспособности, физических и духовных сил, затраченных в процессе жизнедеятельности. Рекреационные потребности представляют собой систему и выступают на трех уровнях организации жизнедеятельности людей: общество-группа-индивид.
«Общественные рекреационные потребности» - потребности общества в восстановлении здоровья и трудоспособности, всестороннем развитии физических и духовных сил всех его членов. Они определяют структуру рекреационного хозяйства, отражаются на формах его территориальной организации.
«Групповые рекреационные потребности» - отражают содержание потребностей определенных социально-демографических, профессиональных и возрастных групп населения. Специфическая группа – семья.
«Индивидуальные рекреационные потребности» - включают спрос на разнообразные рекреационные занятия, способствующие восстановлению и развитию здоровья человека, снятию утомления и расширению трудоспособности, познанию, духовному общению личности.
Индивидуальные потребности влияют на структуру рекреационных потребностей социальных групп, через удовлетворение которых реализуются общественные потребности.
Выбирая вид рекреации и географический район отдыха, человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками, влечениями.
Факторы, влияющие на рекреационные потребности:
1. Социально-экономические: уровень развития производительных сил, уровень производства потребительских благ, в том числе услуг, уровень развития сферы отдыха и туризма, реальные денежные доходы населения, розничные цены на товары и услуги, в том числе рекреационные, уровень развития транспортной инфраструктуры и транспортных средств, длительность отпусков, постановка рекламы и информации о рекреационных районах и маршрутах, социальный и профессиональный состав населения, уровень культурной жизни, подвижность населения, национальные традиции.
2. Демографические факторы: соотношение городского и сельского населения (уровень урбанизации), половозрастная структура населения, состав и размер семьи, особенности расселения.
3. Социально-психологические факторы: интенсивность культурных и деловых связей (коммуникабельность), тип культурной жизни, влияние моды, ценностные ориентации личности.
4. Медико-биологические факторы: состояние здоровья населения.
5. природные факторы: природная зона, в которой проживает человек, особенности географического положения по отношению к морю, горам и т.п.
Один из важнейших вопросов экономической оценки рекреационных потребностей – определение степени удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах на современном этапе экономического развития. Экономическая оценка рекреационных потребностей опосредует другие аспекты оценок (медико-биологический, социологический и социально-психологический), т.к. в ней находят отражение экономические возможности общества и его членов, т.е. учитываются средства, которые общество или его отдельные члены могут затратить на удовлетворение рекреационных потребностей.
Медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей заключается в определении объема и структуры санаторно-курортного лечения. На основе региональной медицинской статистики курортологами разрабатываются сводные балансы потребностей в санаторно-курортном лечении и возможности их удовлетворения.
Социологические и социально-психологические исследования рекреационных потребностей направлены на изучение диалектической взаимосвязи рекреационных потребностей социальных групп и индивидов с окружающей средой. Социология досуга изучает рекреационные потребности социальных групп, устанавливая их связь с потребностями более широких социальных образований и общества в целом. Социальная психология изучает психические требования к рекреационной среде, свойственные социальным группам и индивидам.
Социологические исследования рекреационных потребностей проводятся комплексно. В них выделяются следующие этапы:
изучение современных тенденций отдыха на основе существующих стат.данных,
выработка предварительных положений, связанных с содержанием рекреации и перспективой ее развития,
проведение анкетных опросов населения,
разработка гипотез перспективного развития рекреации,
разработка теоретических положений, основанных на проверке репрезентативных данных.
|
|
|