По С.Л.Рубинштейну, метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки.
Другое определение метода таково - это путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.
Методика – это технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Это конкретное воплощение метода или выработанный способ взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.
Существует несколько принятых в науке классификации методов. Одна из популярных предложена Б.Г.Ананьевым. Он делит все методы психологического исследования на 4 группы:
Организационные
Эмпирические
Методы обработки данных
Интерпретационные.
К 1 группе относятся сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
Ко 2-ой группе эмпирических (основаны на опыте) методов относятся наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
3 группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
4 группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критический моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
В.Н.Дружинин условно разделил все эмпирические методы на неэкспериментальные и экспериментальные.
В.В.Богословский в своем учебнике называет методы основными и вспомогательными.
Первым научным методом принято считать интроспекцию (самонаблюдение). По Н.Д.Левитову, этот метод “работает” только в совокупности с другими методами.
Во всех естественных и общественных науках главными признаны метод наблюдения и метод эксперимента. Обратимся к определению наблюдения как метода.
По В.Н.Дружинину, наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Как научный метод он стал применятся с конца XIX века в клинической, социальной, педагогической, возрастной психологии, а с начала XX века в психологии труда, т.е. в тех областях, где значение имеет фиксация естественного поведения человека в привычных для него условиях.
Различают следующие виды наблюдения: 1) несистематическое и 2) систематическое (житейское и научное):
В нем важна не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явлений, а всего лишь общая картина поведения;
Идет по определенному плану, исследователь выделяет для себя особенности поведения (зависимые переменные) и классифицирует условия внешней среды.
Сплошное и выборочное наблюдение.
В сплошном фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного описания;
В выборочное – обращается внимание только на определенные параметры поведения, на определенные черты личности
Непосредственное и опосредованное (с использованием приборов: аудио, фото-, видеоаппаратуры, карты наблюдения, дневники наблюдения.)
Фиксация результатов наблюдения может происходить во время него и после. В последнем случае особое значение имеет память наблюдателя.
«Проблема наблюдателя» при наблюдении состоит в том, что поведение испытуемых может меняться, если наблюдатель им неизвестен или, наоборот, авторитетен для них.
Внешнее и включенное наблюдение.
Включенное предполагает, что наблюдатель сам является членом группы которую исследует. Есть 2 варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о фиксации их поведения; 2) они не знают об этом (например, если используется зеркало Гезелла или группа заключена в общей камере). При включенном наблюдении наблюдатель маскирует и скрывает свою цель, некоторые психологи считают это недопустимым.
Наблюдение проходит в несколько этапов:
1.Определение предмета наблюдения (поведение объекта, человека, группы), ситуации;
2. Выбор вида и способа наблюдения и регистрации данных;
3. Строится план наблюдения (указать ситуации, объект);
4. Выбирается метод обработки результатов;
5. Интерпретация полученной информации.
Предметом наблюдения может быть вербальное и невербальное поведение: речевые акты (их содержание, последовательности, частота, продолжительность, интенсивность); экспрессия лица, глаз, тела; движения, перемещение и неподвижность (дистанция между людьми, скорости, направленность); физические воздействия (касания, толчки, удары).
Главная проблема регистрации данных наблюдений – это категоризация поведенческих актов.
Иногда для подтверждения результатов наблюдения требуется метод экспертной оценки, когда мнения экспертов обрабатываются, вычисляется коэффициент согласованности, по нему оценивается результат наблюдения.
Следует учитывать требования к наблюдению (по А.В.Петровскому):
Сохранение естественных психологических проявлений;
Целенаправленность наблюдений (наличие цели, задач и плана наблюдения);
Фиксация результатов в дневники и обработка данных.
Сохраняет естественность проявлений психики, но исследователь пассивен и ждет, когда наступит интересующее его проявление психики.
Недостатками наблюдения являются и типичные ошибки (А.А.Ершов, 1977):
гало-эффект, когда общее впечатление ведет к игнорированию тонких различий;
-
эффект снисхождения заключается в том, что положительная оценка дается всему происходящему;
ошибка центральной тенденции, когда наблюдатель дает всему усредненную оценку поведения;
ошибка корреляции (связь между однопорядковыми явлениями), когда оценка одного признака поведения дается на основе другого признака, но не связанного с первым;
ошибка контраста, когда выделяются черты у испытуемого, противоположные чертам наблюдателя;
ошибка первого впечатления, которое определяет оценку дальнейшего поведения.
Наблюдение может быть как самостоятельным методом, так и методом, включенным в эксперимент и дающий ему необходимую информацию.
Из неэкспериментальных методов наиболее крупная группа включена в опросы:
-
Беседа, по В.В. Богословскому, - это метод сбора фактов о психическом явлении в процессе личного общения по специально составленной программе. Можно сохранить цель беседы, менять ее по ходу, видоизменять вопросы в зависимости от цели. Различают клиническую беседу, интервью - целенаправленный опрос, идущий по плану, в котором важен не только доверительный контакт, но и соблюдение психологической дистанции. Исследователь при этом сохраняет нейтралитет и не проявляет своего отношения к содержанию разговора. Существуют и заочные опросы – анкеты. По В.В.Богословскому это - метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специальной программе. Виды анкет: открытые (в них испытуемый самостоятельно формулирует ответы на вопросы) и закрытые, когда выбирается один из предложенных вариантов ответа. Анкеты объективнее тогда, когда вариантов ответа больше. чем 2 – лучше 4. Первым анкету применил Ф.Гальтон, выясняя влияние наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений. На содержание ответов обычно влияют мотивация и установки, поэтому анкетирование всегда бывает вспомогательным методом. В американской научной литературе используется так называемый «архивный» метод, с помощью которого анализируются дневники, архивные материалы, продукты трудовой, учебной деятельности. В отечественной психологии подобный метод назван «методом анализа продуктов деятельности» – это метод сбора информации на основе анализа материализованных результатов деятельности (рисование, лепка и т.д.) (= метод анализа процессов и предметов деятельности = праксиметрический метод). Виды этого метода – биографический, в ходе которого изучают особенности жизненного пути личности; контент-анализ – метод анализа и оценки информации из документов, сочинений, интервью и т.д. путем выделения смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминаний этих единиц в выборочной совокупности.
Метод тестов – это стандартизированное задание для выявления психологических особенностей личности, соответствующих неким средним нормам. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. (Шевандрин Н.И.) Более строгое определение: тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения (Анастази А.). Тесты - стандартизированные краткие и, чаще всего, ограниченные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий задания.
Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает: точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал); временные ограничения; устные инструкции испытуемому; предварительный показ задания; учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.
Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает, прежде всего, определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования. К бесспорным достоинствам тестов относится объективный характер процедуры, возможность перепроверки результатов, которая основывается на выполнении составителем тестов требований психометрии: репрезентативности, надежности, валидности (репрезентативность – соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам популяции, на которой применяется тест; надежность – устойчивость процедуры измерения, независимость от случайных величин; валидность – соответствие методики измеряемому концепту).
Психологи считают, если тест не обладает репрезентативностью, надежностью, валидностью, его использование не рационально и не научно.
Существует множество классификаций тестов:
Классификация диагностических процедур.
Психодиагностические методики разделяют на 2 группы:
методики высокого уровня формализации;
методики малоформализированные.
Формализованные: тесты, опросники, проективная техника, прихофизиологические методики.
Требования: точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.; стандартизация (наличие норм и др. критериев оценки результата); надежность, валидность.
С помощью этих методик информация об испытуемом собирается в короткие сроки. Она дает возможность качественно и количественно сравнивать индивида с другими людьми.
Методики малоформализированные: наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, но они трудоемки и основаны на профессиональном опыте самого психодиагноста.
Методики классифицируются
I. По результату:
методики, предполагающие правильный ответ (тесты на интеллект);
где правильным является любой ответ (личностные методики).
II. По форме предъявления:
вербальные - вся деятельность опосредована речевой активностью (личностные опросники);
невербальные – минимально используется речь, только для дачи инструкции;
смешанные – включают оба класса (тест Векслера).
III. По методическим принципам, которые положены в основу методики:
объективные – можно объективно оценить испытуемого;
-
субъективные – построены на отчетах испытуемых:
тесты-опросники – набор утверждений «да», «нет», «не знаю».
открытые опросники – в свободной форме – «расскажите о себе»
шкальные техники – использование шкалы;
проективные – основаны на том, что испытуемому предлагается стимул, который размыт и неоднозначен, что позволяет испытуемому самому его доструктурировать. Стимул – экран, на него осуществляется проекция личностного содержания;
диалогические (беседы, интервью).
IV. По степени вовлеченности психолога в процедуру диагностики:
наименьшая степень вовлеченности (тесты на интеллект, может работать начинающий психолог);
средняя;
наибольшая (диалогические, проективные).
Многие методики в психодиагностике носят имена их создателей (тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Равена); это как бы подтверждает, что в содержании методики всегда отражается авторская психологическая теория. Как всякая работа с «инструментарием», работа психодиагноста требует знания правил эксплуатации методов и методик.
|