Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
5. Методы психологических исследований.
С.Л. Рубинштейн писал: “Метод – путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки”.
Обратимся к этапам психологического исследования:
-
Подготовительный. Он включает изучение предмета исследования, определения задач исследования, разработки гипотез исследования и планирование использования конкретных методик (приемы и способы исследования) исследования.
Сбор фактических данных об интересующем нас психическом явлении. Мы наблюдаем или проводим эксперимент и записываем в дневники факты, обнаруженные в ходе исследования. Затем мы делим испытуемых на группы с равными качественными показателями для дальнейшего эксперимента, а материалы и факты – на серии или этапы.
Количественная обработка данных, построение графиков, таблиц (частных и итоговых).
Интерпретация данных и формулирование выводов.
В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г.Ананьеву):
-
Организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психическим и социальным развитием личности).
Эмпирические (основанные на опыте) методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
Методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
Интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
До возникновения научной психологии и первым научным методом принять считать интроспекцию (метод самонаблюдения).
Нужно помнить: этот метод “работает” только в совокупности с другими методами.
Главными же методами всех естественных и общественных наук является наблюдение и эксперимент. Наблюдение - метод целенаправленного изучения явления на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях.
Сущность наблюдений не в одной регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих фактов.
Испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают. “Житейское” наблюдение в отличие от научного ограничивается бесплановой, случайной регистрацией фактов. Если же возникает гипотеза, которую нужно доказать, то житейское наблюдение переходит в научное.
Виды наблюдений:
Включенное наблюдение, когда исследователь включается сам в те виды деятельности, которыми занимает испытуемый;
-
Сплошное: фиксация всех психических проявлений личности;
Выборочное: фиксируется только то, что относится к наблюдаемому психическому явлению.
Требования к наблюдениям:
Сохранение естественных психических проявлений;
Целенаправленность наблюдений (наличие цели, задач и плана наблюдения);
Фиксация результатов в дневники и обработка данных.
Таким образом, наблюдение сохраняет естественность проявлений, но при этом исследователь пассивен и ждет, когда наступит интересующее его проявление психики; наблюдение не выявляет причинно-следственные связи между условиями возникновения явления и самим явлением.
Эксперимент – дает возможность исследователю вмешиваться в деятельность испытуемого, создавать условия, в которых психический факт отчетливо выделяется, может быть изменен или повторен.
По В.В.Богословскому, эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого психического явления.
Виды эксперимента:
Лабораторный (с применением аппаратуры и без применения аппаратуры);
Естественный (в 1910 г. впервые использован А.Ф.Лазурским в обучении);
Констатирующий – выявляет уровень проявления психического явления к моменту проведения исследования;
Формирующий – изучает явления непосредственно в процессе активного формирования определенных особенностей.
Следовательно, в эксперименте исследователь сам создает условия для проявления явления, которое его интересует; создание этих условий самим экспериментатором позволяет повторять эксперимент, но при создании условия может быть нарушено естественное протекание психических реакций (особенно – в лабораторных условиях).
Так называемые «вспомогательные методы» дополняют и подкрепляют наблюдения и эксперимент:
-
метод беседы – метод сбора фактов о явлении в процессе личного общения по специальной программе. Можно сохранить цель беседы, видоизменять вопросы в зависимости от цели;
метод анкеты – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специальной программе. Существуют следующие виды анкет – открытые (испытуемый сам формирует ответы) и закрытые (выбор одного из предложенных вариантов ответа);
метод изучения продуктов деятельности – это метод сбора информации на основе анализа материализованных результатов деятельности (рисование, лепка и т.д.);
метод тестов – это стандартизированное задание для выявления психических особенностей личности, соответствующих неким средним нормам. Георг Айзенк, Анна Анастази создали тесты по выявлению разных параметров личности. Первые тесты создал Альфред Бине в прошлом веке;
контент – анализ – метод анализа и оценки информации из документов, сочинений, интервью и т.д. путем выделения смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминаний этих единиц в выборочной совокупности.
Исследование нельзя считать оконченным без обработки полученных материалов (количественной и качественной).
|
|
|