Навигация по странице:
|
Краткий курс психологии_пособие (дополненное). Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов Владимир 2005 ббк 88 я 73 а 16 удк 15
Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности, – это приемы деятельности. Назовем их.
Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным (по Б.М. Теплову).
При выработке навыка автоматизируется не деятельность в целом, а только ее отдельные компоненты. Чтение, стрельба, игра на инструменте – это сознательная деятельность, а автоматизируются только операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, только способы выполнения деятельности. Существует явление положительного влияния навыков друг на друга (предыдущего – на последующий) – перенос, трансфер, и так называемая интерференция навыков – торможение одного навыка другим (не усвоив одного, не берись за другой!).
Этапы формирования и структура навыка таковы:
Объединение ряда частных действий в одно целостное. Например, обучаясь читать, ребенок от слогового чтения переходит к чтению целыми словами, т.е. по мере овладения навыком, человек начинает работать все более крупными единицами.
Устранение излишних движений и напряженности. Характерный признак неумелого выполнения какой-либо деятельности – это большое количество лишних движений. Как правило, движения, приводящие к нужному результату, в ходе повторений закрепляются, а остальные затормаживаются.
-
Ослабление роли зрительного и увеличение роли двигательного контроля. В отличие от неопытной, опытная машинистка почти не смотрит на клавиатуру, а некоторые работают «вслепую».
Возможность осуществить деятельность разными приемами или способами. Настоящее мастерство требует изменения задач и условий деятельности, использования многих приемов. Значит, истинный мастер владеет не одним, а многими навыками и умениями гибко ими пользоваться.
Умение – способность осознанно выполнять определенные действия. Навыки формируются в процессе упражнения, т.е. повторного осуществления данной деятельности с целью усовершенствовать способ ее выполнения.
Существует два условия, при которых повторение становится упражнением:
обучающемуся нужно иметь ясное знание того, что он хочет добиться;
-
нужно знать результаты каждого отдельного упражнения, давать себе отчет о достижении.
Привычки – тоже автоматизированные элементы поведения, но отличные от навыка. Привычка связана с потребностью совершать те или иные автоматизированные акты: был навык – возникает потребность – вырастает в привычку.
Привычка может быть полезной (порядок на столе) и вредной («слова-паразиты»). Человек всегда может сознательно выработать желательные привычки и искоренить нежелательные, т.е. научиться управлять привычками значит научиться управлять поведением. Восточная мудрость гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Таким образом, наиболее изученными в науке способами овладения деятельностью принято считать навык, умение, упражнение, привычку.
8. Основные виды деятельности
Основными видами деятельности являются игра, учение, труд. Иногда к ним причисляют такие виды деятельности, как познание и общение.
Игра. Уже в первые годы жизни у ребенка создаются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. И первая из них – игра как средство овладения миром взрослых, путь познания окружающего. Сначала игрой ребенка руководят взрослые, «обыгрывающие игрушки» и другие предметы. Затем в течение первых 2-х лет дети овладевают движениями и действиями с окружающими предметами, то есть участвуют в так называемых функциональных играх. Следующий этап – конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит, печет. В названных видах игр дети манипулируют предметами, эти игры называются манипулятивными.
Следующий этап – сюжетные игры. К 3-4 годам дети играют в сюжетно-ролевые игры, которые предполагают коллективные отношения и учат коммуникативным навыкам, коллективному. Игры по правилам представлены и в жизни взрослых (спортивные состязания, например). Современный философ Й. Хейзинга определил человеческую сущность так – Homo Ludens – «человек играющий», ибо от рождения и до смерти каждый из нас проигрывает множество ролей, сюжетов, ситуаций и, в сущности, играет.
Следующий вид деятельности – учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками. В учении участвует 2-е стороны – учитель и ученик. Учение должно быть развивающим и воспитывающим одновременно. В процессе учения формируется личность: ее мотивы, направленность, воля, способности.
Учение помогает осмыслить парадоксы бытия, осознать некие истины (лозунгом жизни генетика академика В.А. Энгельгардта был «От ложного знания – к истинному незнанию», так он понимал смысл учения на протяжении всей жизни).
Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей. В процессе труда человек вступает в систему производственных отношений. Особый вид деятельности – педагогический труд. С его спецификой можно познакомиться в курсе «Педагогической психологии».
|
|
|