Навигация по странице:
|
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть. Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц
Ориген (185—253/254 н. э.) рассматривал человека дуалистически, как «соединение тела с духом», что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом, демоническим, безобразным и свободу самоусовершенствования. Одним из важнейших средств самовоспитания он называл слово Священного писания, которое исправляет человеческую при- роду внутренним общением»1.
Важно отметить выработанное христианством новое отношение к труду, тесно связанное с учением христианства о нравственности. Хорошо известны слова апостола Павла: «Кто не хочет трудиться, тот не ест». Труд для христианина рассматривался как смыслообразующий элемент его бытия. Детям следует прививать уважение к труду, чувство радости от него. Такая оценка роли труда в жизни человека была совершенно новой для той эпохи, хотя и находила своего предтечу в лице киника Антисфена.
Таким образом, к концу Римской империи складывается традиция принципиально нового — христианского воспитания. Для нее были характерны особое внимание к личности человека, его душе; приоритет веры над знанием, наукой; понимание книжного обучения Священному писанию как богоугодного дела; неразрывная связь образования с нравственным воспитанием; осознание высокой очищающей роли труда и важности организации с ранних лет трудового воспитания, подготовки к физическому и духовному труду. Христианская традиция воспитания создала, таким образом, питательную среду для становления христианско-педагогической мысли.
Наиболее видным христианским мыслителем эпохи Древнего Рима — «отцом церкви», как называли деятелей раннего христианства, чье учение было ортодоксальным, а жизнь считалась святой, был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354—430). Августин был широко образованным человеком своего времени, философом, усвоившим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 г., начав вести аскетическую жизнь, систематически упражняясь в духовном самосовершенствовании. В автобиографическом труде «Исповедь» он проследил в основном весь путь становления христиански образованного человека от детских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августину, — слияние с Богом. В трактате
1 См.: Ориген. О началах// Церковь Христова. — Саранск, 1991. — С. 39-41.
«01раде Божьем» ему удалось соединить все известные античные и христианские системы в одну универсальную. Он разработал учение о греховности, добре и зле, о любви, спасении и покаянии. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыслей и благочестивых стремлений. Ведущим методом познания объявлял самоуглубление, так как истина заключена, по его мнению, в душе и лишь познание этой истины приводит развивающегося человека к Богу1.
Гибель Римской империи и торжество христианских идей положили начало созданию в Европе нового типа школ. Первой такой школой был Виварий, основанный римлянином Флавием Кассиодором (ок. 487—578 гг.) на своей вилле в Калабрии. Здесь обучали семи свободным искусствам, философии, теологии.
Благодаря труду монахов первых христианских монастырей связь времен не была разорвана. В монастырских книгохранилищах накапливались многие рукописные книги. Так, мыслитель и государственный деятель остготского государства (ок. 487 — ок. 578) Кассиодор являлся автором школьных учебников, популярных на протяжении всех средних веков: «Наставление в божественном чтении», «Наставление в мирском чтении», «Об орфографии» и др. В V—VI вв. в Европе еще кое-где сохранились грамматические школы римского типа, но к VII в. они были вытеснены формами монастырского обучения.
У множества так называемых варвар- Воспитание ских народов, находившихся на различ
на периферии ных уровнях социального развития, но
Римской империи в целом на стадии разложения родопле- в первые века менного строя, сохранялись свои тра-
нашей эры диционные, основанные на народной
культуре, формы воспитания.
Кельты, известные также как «галлы» и «гелаты», — народ Центральной и Западной Европы, были покорены римскими легионами в I в. до н. э. — I в. н. э. Римские письменные источники свидетельствуют, что кельты воспитывали в юношестве такие качества, как храбрость воина, гостеприимство домохозяина, благопристойный внешний вид при любых обстоятельствах, красноречие собеседников. Воспитание кельтской молодежи было сосредоточено в руках жрецов-друидов, которые исполняли и судейские
1 См.: Августин. О граде Божьем //Антология мировой философии. - В 4-х т. - М., 1969. - Т. 1. - С. 594-603.
обязанности. Обучение ими детей осуществлялось в уст» ной форме.
Гай Юлий Цезарь (102—44 до н. э.) в шестой книге «За» писок о галльской войне» свидетельствует: «Друиды принимают деятельное участие в делах благочестия, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам и вообще они пользуются у галлов большим почетом»1. Эти «науки», судя по описанию Цезаря, преподавались такими методами, что в римских интеллектуальных кругах считалось полезным посыпать молодежь для обучения в Галлию и Британию.
Кельтский фольклор, эпические произведения, особенно саги о народном герое Кухулине, восходящие к первым векам нашей эры, в общих чертах дают представление о кельтском традиционном воспитании2. Из них видно, что мальчики из благородных семей воспитывались в доме друида или вождя, объединяясь в группы сверстников. Эпические сказания называют учителя «приемным отцом». Герой Кухулин и его сотоварищи проходили науку в доме вождя: «Блестящи, статны, прекрасны были доблестные воины, люди Улада, собиравшиеся в этом доме. В нем происходило много великих собраний всякого рода и дивных увеселений. Были там игры, музыка, пение, герои показывали подвиги ловкости, поэты пели свои песни, арфисты и музыканты играли на своих инструментах...»3
Образованность Кухулина, достигшего должного возраста юноши, описывается в следующих словах: «Многими дарами обладал он: прежде всего даром мудрости... далее — даром подвигов, даром игры в разные игры, даром счета, даром пророчества, даром проницательности». Помимо этого герой получил военно-спортивную подготовку и выработал в себе качества настоящего воина. Невеста Кухулина также воспитывалась в кругу сверстниц в доме «владычицы земли». В формировании ее личности принимали участие все лучшие женщины рода, мастерицы и знахарки. Вот в каких словах в эпосе раскрывается образованность кельтской девушки: «Она обладала... даром красоты, даром пения, даром сладкой речи, даром шитья, даром мудрости, даром чистоты»4.
1 Античная литература. Рим. — М., 1981. — С. 213.
2 См.: Похищение быка из Куальнге. — М., 1985. — С. 27—58.
3 Ирландские саги. —Л.; М., 1933. — С. 106.
4 Там же. — С. 108.
В V в. н. э. кельты были обращены в христианство. Однако традиционное внимание к вопросам обучения и воспитания получило в новых формах свое продолжение. Не случайно многие британские и ирландские монахи, потомки кельтов, стали известными учителями и просветителями в раннесредневековой Европе.
У германцев, которые со II в. до н. э. вели непрерывную войну с Римом, не было специальных лиц, ответственных за воспитание юношества, которое осуществлялось в общине, а с определенного возраста — в дружине, военном отряде. Цезарь, повествуя о племени свевов, нарисовал типичную картину общинной организации воспитания: «Вся жизнь их проходит в охоте и в военных занятиях: они с детства приучаются к труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохраняют целомудрие, тем больше им славы...»1 Юлий Цезарь писал также и о различных приемах закаливания, о разнообразных военных упражнениях, о приучении юношества ко всем тяготам их сурового образа жизни, о физическом развитии, что высоко ценилось у германцев.
У германцев был распространен обряд посвящения во взрослых, состоящий из серии испытаний, осуществляемый старейшинами в народном собрании. Так, в сочинении Тацита (58 — ок. 117 н. э.) «Германия» говорится, что у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие «до тех пор, пока община не признает его достойным. Когда... кто- нибудь из старейшин, либо отец, либо родственники украшают юношу щитом и фрамеей; это их тога, это первое юношеское отличие...»2 (У римлян облачение шестнадцатилетнего юноши в тогу являлось обрядом признания совершеннолетия.) С этого возрастного рубежа германские юноши должны были доказать свою взрослость, совершив подвиг. Как свидетельствует Тацит, они не брились до тех пор, пока не убивали врага: «Только после крови и военной добычи открывали они свое лицо, считая, что только тогда они расплатились за свое рождение и стали достойными своего отечества и родителей». Старые заслуженные воины становились наставниками молодежи, учителями жизни3.
Начиная с IV—V вв. с переселением германских племен Традиция воинско-общинного и дружинного воспитания
1 Античная литература. Рим. — С. 216.
2 Средневековье в его памятниках. — М., 1913. — С. 3.
3 См.: История средних веков (V—XV): Хрестоматия. — М., 1980. - С. 10-16.
широко распространилась по всей Европе. Она оказала сильное влияние на складывавшуюся систему рыцарского воспитания и даже на монастырское воспитание. Так, устав бенедиктинцев, первого монашеского ордена в Западной Европе, требовал создания в стенах монастырей не только школ и скрипториев, но и воинских отрядов. Молодые монахи воспитывались одновременно и как книжные люди, и как воины, а средневековые рыцари стали стремиться не только к военным победам, но и к идеалу «воина Христова».
В общем, можно сделать вывод, что к началу средневековья в Европе на развалинах западной части бывшей Римской империи в области воспитания, образования и школьного дела сложилась чрезвычайно пестрая картина. Сохранялись еще очаги угасающей античности, преимущественно в римских патрицианских семьях и в исчезающих вместе с [ городской цивилизацией школах. В то же время в христианских монастырях римский школьный канон — семь свобод- ! ных искусств — становится первой ступенью образования, предшествующей богословию. В этих, достаточно редких учебных центрах, открывавших новую традицию, готовили служителей культа, церковников. В общинах евреев в эпоху раннего средневековья сохранялась традиция обязательности книжного учения. Набирало силу массовое христианское движение, проповедовавшее новую нравственность, которая противоречила античному идеалу образованного человека.
Христианская практика религиозного воспитания не требовала школьных форм обучения. Можно даже сказать, что теоретико-педагогическая мысль «отцов церкви» значительно уступала тому, что было создано греко-римской культурой, она развивалась исключительно в рамках теологии. Хлынувшая в пределы нового мира варварская стихия традиционных племенных культур в условиях складывающейся феодальной государственности нуждалась в христианстве, в церковной организации, но была равнодушна к культуре греко-римского мира.
Сложная социальная картина, постоянные войны и бытовая неустроенность отрицательно сказывались на организации школьного дела. Педагогическая мысль включалась в богословие, а школы замыкались в стенах монастырей. Силу набирали в это время индивидуальные формы обучения, вызванные к жизни необходимостью подготовки служителей христианского культа, служителей церкви.
Рекомендуемая литература
Античная Греция: В 2-х т. — М.: Наука, 1983. —Т. 2.
Античные государства Северного Причерноморья. — М.: Изд- во АН СССР, 1984. - 448 с.
Аристотель. Риторика //Античные риторики. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 352 с.
Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собр. соч.: В 4-х т. — М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — 830 с.
Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. — М.: Изд-во АН СССР, 1976. — 325 с.
Быт и история в античности. — М.: Изд-во АН СССР, 1988. — 270 с.
Вардиман Е. Женщина в древнем мире. — М.: Изд-во АН СССР, 1990. - 334 с.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М.: Высшая школа, 1988. — 495 с.
Гомер. Илиада. — М.: Просвещение, 1987. — 398 с.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1986. — 570 с.
Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 510 с.
Зелинский Ф.Ф. Герод и его бытовые сценки. — Пг., 1916. — 17 с.
История Древнего Рима. — М.: Высшая школа, 1981. — 335 с.
История Древней Греции. — М.: Высшая школа, 1986. — 424 с.
Истрин В. Возникновение и развитие письма. — М.: Наука, 1965. - 599 с.
Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. — Спб., 1834. - 483 с.
Ксенофонт. Киропедия. — М.: Наука, 1976. — 334 с.
Ксенофонт. Сократические сочинения. — М.: Наука, 1935. — 417 с.
Кессиди Ф. X. Сократ. — М.: Мысль, 1988. — 220 с.
Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. - 524 с.
Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М.: Мысль, 1989. — 204 с.
Платон. Диалоги. — М.: Мысль, 1986. — 605 с.
Платон. Избранные диалоги. — М.: Худож. лит., 1965. — 442 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. — Т. 3. — М.: Изд-во АН СССР, 1961-1964.
Плутарх. Застольные беседы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. - 592 с.
Сенека А. А. Нравственные письма к Луцилию. — М.: Наука, 1977. - 383 с.
Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М.: Политиздат, 1989. — 335 с.
Тарн В. Эллинистическая цивилизация. — М.: Изд-во иностр. лиц,, 1949. — 372 с.
Утченко С. Л. Цицерон и его время. — М.: Мысль, 1977. — 390 с.
Фрагменты ранних греческих философов. — Ч. 1. — М.: Наука, 1989. - 375 с.
Цицерон М. Т. Трактаты об ораторском искусстве. — М.: Наука, 1972. - 471 с.
Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. — М.: Изд-во АН СССР, 1974. - 247 с.
4- ГЛАВА IV
Просвещение и педагогическая мысль в Византии
Византийская империя со столицей Константинополем просуществовала тысячелетие — с 395 по 1453 г. Она образовалась при распаде Римской империи в ее восточной части, охватив Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье.
Ознакомление с византийской образованностью и педагогической мыслью как культурно-историческим феноменом в профессионально-педагогическом отношении весьма продуктивно: Византия явилась прямой наследницей эллино-римской культуры. По уровню образованности ее население вплоть до XIII—XIV вв. значительно превосходило западноевропейские государства. Как говорят византиноведы, она была самой «читающей» страной средневековой Европы. Византийцы были наследниками античной культуры. В силу своего срединного положения между Востоком и Западом Византия стала связующим звеном между культурами Европы и Азии, своеобразным транслятором античного наследия.
Основные этапы Ориентируясь на принятую в современ- развития культуры ном византиноведении периодизацию, u можно выделить несколько этапов в
И ПиОСВсЩсНИл у.
в Византии развитии культуры и просвещения Ви
зантии.
Ранний этап связан с длительным процессом превращения Византии из позднеантичного, рабовладельческого об
|
|
|