Навигация по странице:
|
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть. Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц
1 См.: Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. — М., 1989. - С. 176-256.
Демокрит (460—370 до н. э.), ученый-энциклопедист, являлся одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания, «смутным познанием», проясняемым лишь мышлением. В этом он продолжал линию идей Гераклита, ибо также считал, что «следует учиться многоумию, а не многознанию». Одним из первых Демокрит сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином «микрокосм», сравнивая природу человека и Космоса. Демокрит высказал и ряд других педагогических идей: необходимость семейного воспитания, где главное — учить следовать примеру родителей; важность в ходе воспитания и обучения упражнений, ибо «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»; высокое значение приучения ребенка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему, поскольку «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда» и далее: «если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду...» И все же основными мотивами самосовершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя — побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением, способствовать «благому» состоянию души2.
Одной из вершин педагогического мастерства Древней Греции было искусство воспитания молодежи, достигнутое * Сократом (ок.470—399 до н. э.). Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны от множества его учеников и почитателей. В своей педагогической практике Сократ довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учеником. Именно в диалоге и совместно с учеником он искал истину. Впервые он стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. В этом он сближался с софистами.
Следует хотя бы кратко остановиться на сути метода сократической беседы-диалога, отметив, что сегодня мало кто знает и умеет им пользоваться, хотя педагогическая сила его далеко не иссякла. На начальном этапе обучения Сократ
2 См.: Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. - М., 1935. - С. 211-236.
системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Главное заключалось в том, чтобы ученик осознал, увидел проблему там, где ранее для него все было понятно, и увлекся ее исследованием. Эту часть диалога-беседы Сократ сравнивал с действием слабительного, освобождающего в данном случае не желудок, а рассудок и душу от всего, что является чужеродным, наносным, в частности, от того, что представляет собой следствие отрицательного воздействия на ум человека обыденного, бытового сознания. Вторая часть беседы получила название «майевтики». Буквально «майевтика» означает повивальное искусство. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. При этом собеседнику-ученику казалось, что он самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск в решении увлекательной проблемы — лучший путь образования человека. Одно из достоинств его как учителя заключается в том, что он отталкивался от осознания учеником своего незнания, тем самым будоражил, побуждал к самостоятельной мыслительной деятельности ум и душу. Алкивиад в платоновском «Пире» говорит, что беседы Сократа потрясали его слушателей: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу происходит и со многими другими»'.
Ксенофонт (ок.430—355 до н. э.), ученик Сократа, автор первого античного педагогического романа «Киропедия», или «Воспитание Кира», излагая свои мысли об образовании и воспитании правителя, высказал и ряд общих педагогических идей, отражавших практику как афинской, так и спартанской систем воспитания. Ксенофонт высоко ставил значение риторики в деле образования личности. Основные персонажи «Киропедии» произносят образцовые речи по всем правилам классической греческой риторики. Образованный человек, по мнению Ксенофонта, должен в совершенстве владеть искусством спора, софистической диалектикой, т.е. Уметь вести спор путем сопоставления; уметь аналитически истолковывать обсуждаемые понятия; владеть способами исследования понятий путем аналогии. Ксенофонт считал, что образование молодежи не может являться делом частных лиц, а> как в Спарте, должно быть под контролем государства и
1 Платон. Избранные диалоги. — М., 1965. — С. 175.
иметь своей целью воспитание совершенных граждан. Даже родители не имеют права свободно распоряжаться воспитанием своих детей.
Ксенофонт на первое место в воспитании ставил обучение справедливости: дети видят, как нравственно и благопристойно ведут себя ежедневно старшие, и это весьма способствует воспитанию у них нравственных устоев. Детей учат повиноваться предводителям. И здесь особое значение имеет пример старших. В деле воспитания, по Ксенофонту, особое внимание должно уделяться не детскому, а юношескому возрасту. В «Воспоминании о Сократе» Ксенофонт на примере педагогической практики этого философа раскрывает особенности умственного образования юношества, восхищаясь методическим искусством Сократа, особенно его понятийно-диалектическим методом обучения*.
Платон (427—347до н. э.) также был учеником Сократа и развивал идеалистическую линию в философии, что отразилось на его взглядах по проблемам воспитания и образования молодежи. На базе одного из трех афинских гимнасиев Платон основал философскую школу — Академию (387), которой сам руководил. Для упорядочения организации школьной жизни Платон придумал водяные часы-будильник, звонком призывавшие в определенное время его учеников к занятиям.
Содержание образования в Академии было разносторонним: здесь обучали математике, диалектике, астрономии, естествознанию и другим наукам той эпохи. Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам и получила яркое отражение в сочинениях самого Платона.
Платон выдвинул идею создания системы государственных школ, оказав сильнейшее влияние на организацию школьного дела в последующую, эллинистическую эпоху. По мысли философа, в идеальном аристократическом госу- дарстве-полисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Полисная власть обязана регулировать даже браки, не допуская заключения их между людьми различных социальных групп: специальные чиновники подбирают пары родителей, способных произвести здоровое потомство; новорожденных вскармливают общественные кормили
1 См.: Ксенофонт. Киропедия. — М., 1965. — С. 7—10; Ксенофонт. Сократические сочинения. — М., 1935.
цы в государственных воспитательных домах. С 3 до 6 лет целенаправленное воспитание предполагалось осуществлять особым воспитательницам на специально оборудованных площадках вблизи храмов. Детям этого возраста Платон рекомендовал пребывание на свежем воздухе и игры, во время которых они должны были приобретать полезные знания и готовиться к школьному обучению и будущему своему призванию. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообразные, государственные. Содержание образования рекомендовалось то же, что и практиковавшееся в Афинах его времени. С 12 до 16 лет подростки должны посещать гимнасии и палестры, а затем дети элиты могли продолжить обучение в школах повышенного типа в целях подготовки к государственной и воинской деятельности. С 18 до 20 лет предполагалась военно-гимнастичес- кая и философская подготовка в эфебии, которую Платон рассматривал уже не как службув армии, а как своеобразное высшее учебное заведение.
Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школьного образования. В своих «Законах...» образование он трактует как то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать.
Содержание школьного образования раскрыто во многих диалогах Платона, таких как «Протагор», «Федона», «Государство», «Пир», «Федр», где раскрывается сущность воспитания, «Теэтет», где излагается теория познания, «Менон», где высказывается идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения. Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его учением о «мире идей», особом интеллектуальном мире, по сути дела — мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи — вечны, а вещи — лишь тени мира идей, которые отражаются в мире вещей и не являются истинно существующими*.
Сущность познания заключается в припоминании вечных и неизменных трансцендентальных идей. Бессмертные, божественные идеи, по мысли Платона, являются мощным импульсом, изнутри воздействующим на формирование человека. Таким образом, им была поставлена впервые про
1 См.: Асмус В. Платон — философ-художник античного мира // Платон. Избранные диалоги. — М., 1965. — С. 12—13.
блема факторов, оказывающих влияние на развитие личности. В соответствии со своим учением о мире идей Платон прилагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны в его душе пробуждать смутные воспоминания об идеальном мире.
Антисфен (450—360 до н. э.) — еще один из учеников Сократа, основатель материалистически ориентированной философской школы киников, разрабатывал проблемы воспитания человека с демократических позиций. Единственно реальным для Антисфена являлись вещи, имеющие точные наименования, которые и следует уяснить в начале школьного обучения, тем самым приближаясь не к миру идей, а к миру предметных реальных явлений.
В деле воспитания Антисфен основным методом считал личный пример учителя. В отличие от большинства античных философов он высоко оценивал воспитательную роль труда, приводя в пример Геракла и его трудовые подвиги. По его мнению, блага человека являются результатом его личного труда, поэтому «следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами». Высоко оценивал Антисфен воспитание привычки к преодолению трудностей, замечая, что трудности похожи на собак, они кусают лишь тех, кто к ним непривык. Отсюда и обязательное условие воспитания — закаливание, привитие стойкости, презрения к роскоши, умение переносить лишения, физические неудобства. «Пусть дети наших врагов живут в роскоши», — говорил он. Последователи кинической школы Антисфена дали яркие примеры подобного образа жизни, например Диоген Синопский, известнейший ученик Антисфена, несмотря на свое знатное происхождение, вел нищенский образ жизни, отличался презрительным отношением к культуре, выдвинув тезис о «переоценке ценностей».
С трудовым воспитанием Антисфен тесно связывал нравственное, считая, что «добродетели можно научиться», что она «самая важная наука в школе». Для этого нужно не столько передавать знания ученикам, сколько воспитывать силу воли. Критерий добродетели — поступки учеников. Нравственное воспитание Антисфен связывал с физическим: «Кто хочет стать добродетельным человеком, следует укреплять тело гимнастическими упражнениями». Самое важное место он отводил умственному воспитанию, считая, что главный воспитатель и руководитель в жизни — это наш собственный разум. На вопрос: что необходимо для успеха в обу
чении? Антисфен отвечал таким каламбуром: «Новая (по- гречески «новая» звучит так же, как «умная») книжка, новый грифелек, новая табличка, да ум впридачу»1.
Аристотель (384—322 до н. э.), виднейший философ античности, являлся учеником и во многом продолжателем идей Платона. В гимнасии Ликей он создал свою философскую школу, где обучение происходило во время прогулок, по- гречески — «перипата», отсюда и название школы — перипатетическая. Для своих учеников Аристотель создал рад трудов, охватывающих всю сумму тогдашнего знания. Прежде всего следует назвать его сочинение по онтологии, или «первой философии», которое называлось «Метафизика», что буквально означает «то, что следует после физики». Этим понятием обозначался раздел философского знания, исследующий недоступные для органов чувств и лишь умозрительно достигаемые начала всего существующего.
Аристотелем были созданы также труды по логике, содержащие теорию познания, позднее объединенные в книгу «Органон». В отличие от Платона сенсорное восприятие им трактовалось в качестве основы познания. Инструментом познания он называл дедукцию и индукцию в их соединении. В этике Аристотель утверждал в качестве цели всех человеческих дел счастье, которое достигается в процессе духовного труда, в мышлении и познании. Духовный труд он ставил неизмеримо выше физического.
В своей «Поэтике» Аристотель раскрыл основы эстетического учения, введя такие понятия, как мимезис, или подражание, и катарсис, или очищение души от аффектов. Эти идеи оказали большое влияние на развитие эстетической мысли вплоть до Нового времени. Натурфилософские воззрения Аристотеля представлены в книгах «Физика» и «О небесах». Особо следует отметить его трактат «Риторика». В этом труде обобщен поистине драгоценный опыт классической Греции в ораторском деле.
Аристотель определял риторику как искусство убеждения, которым должен владеть и каждый воспитатель юношества. Риторическое искусство заключается, по его мнению, в соединении по особым правилам логического и не- Логического, рационального и иррационального, оно связано с эстетикой и дает человеку общую способность «находить возможные способы убеждения относительно каждого дан
1 См.: Антология кинизма: Фрагменты сочинений кинических философов. — М., 1984. — С. 97—112.
ного предмета»'. Из всех высказываний Аристотеля по вопросам воспитания можно сделать вывод, что главной задачей общего образования он считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения.
Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристотелем практически во всех основных сочинениях. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения молодежи. Человека он называл «политическим», т.е. «общественным животным». Однако он был против упразднения семейного воспитания, как это фактически наблюдалось у Платона. По Аристотелю, семья и семейное воспитание соответствуют особенностям человеческой природы. Воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны находиться в соответствии друг с другом как часть и целое. Воспитание подрастающего поколения является основной задачей школы. Цель воспитания — формирование у молодежи добродетели.
Воспитание с необходимостью должно быть двояким, так как в обществе, утверждал Аристотель, система «раб—господин» столь же естественна, как в семье «жена—муж». Рабы должны приготовляться к труду, а дети свободных должны иметь необходимый досуг, схолу, для развития ума и всестороннего воспитания. Дети аристократов должны получать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять государством. Разум, по Аристотелю, является формой души. Отсюда и важность умственного воспитания. Искажение разума ведет к деформации души и духовному оскудению. Задача воспитателя — развивать природу ребенка, а путь развития, по Аристотелю, это прежде всего развитие разума. Реализация разумного мышления и разумного действия предполагает воспитание воли.
Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Им выделялись три основные группы факторов: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общест
1 См.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1978. - С. 19.
ва-государства направлении. Воспитатель, прежде всего, развивает душу, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание и размножение), животная (ощущения и желания) и разумная (мышление и познавательная деятельность). Таким образом, сама природа души требует единства физического, эстетического, нравственного и умственного воспитания. По сути дела, им впервые дано обоснование необходимости гармоничного воспитания.
Аристотель упорядочил возрастную периодизацию, начатки которой были даны пифагорейцами и обоснованы Платоном. Им были выделены следующие этапы, или качественно отличные ступени развития ребенка и юноши: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а с 7-летнего возраста — в школе.
Глубоко продумано и логически обосновано у Аристотеля содержание образования. Он выделял четыре основных блока: пропедевтический, подготовительный блок: чтение, письмо, грамматика, арифметика, гимнастика, рисование, музыка, элементарные знания логики, умения и навыки логического мышления; основной блок: знание о мире как таковом, т.е. науки о природе, история, астрономия, математика, метафизика, философия; знания в качестве руководства к практической добродетельной жизни в семье и полисе-государстве: этика, политика; блок знаний, умений и навыков, являющихся основой практической деятельности и личного творчества: риторика, поэтика. Надо отметить, что, по Аристотелю, у свободных граждан практическое владение искусством не должно достигать однобокого, профессионального уровня. Производство продуктов на продажу — удел рабов.
Аристотель наметил основные ступени познавательной деятельности: ощущение, память, опыт и научное познание. Наиболее подробно разработана им четвертая ступень, особенно логика научного мышления, умение пользоваться понятийным аппаратом и пр.
В области методики воспитания и обучения Аристотель на первое место ставил такое, как он считал, внутренне присущее человеку качество, как способность к подражанию. Повторение, копирование, следование примеру, образцу доставляет чувство удовлетворения, радость. И умственное, и физическое, и нравственное воспитание требуют целостной серии продуманных упражнений, частых повторений желательных действий, вызывающих чувство удовольствия.
Влияние Аристотеля на последующее развитие педагогической мысли и на практику школьного строительства было огромно. Особенно оно ощущалось в эпоху становления схоластического обучения поздней античности и средневековья.
Начало отсчета времени эллинизма да- Просвещение тируется обычно годом смерти Алек-
в эпоху эллинизма сандра Македонского (323) и распадом (И!—! вв. до н. э.) его империи. Завершается эта историческая эпоха в последние десятилетия 1 в. до н. э. Она характеризуется прежде всего распространением греческой культуры на обширной территории Средиземноморья, Ближнего Востока, Закавказья, Северной Африки. Завершается это время подчинением эллинистических царств Риму и Парфии.
Культурная жизнь этой эпохи характеризовалась сложным переплетением эллинских и восточных элементов, развитием традиционных форм воспитания в странах Ближнего Востока под влиянием воспитательной практики греческих полисов. Происходит и смена идеалов воспитания: если в классической Греции идеал воспитания видели в героической личности, то в эпоху эллинизма идеалом стала самостоятельная, независимая и сильная личность мудреца.
В эллинистический период получают развитие государственные учебные заведения, подчиненные местной власти городов-полисов или непосредсгвенно центральной власти монарха, как это имело место в Александрии и Пергаме. В греческих полисах контроль за школами осуществлялся народным собранием и городской администрацией. На народном собрании обсуждались важнейшие проблемы образования. Решения по этим вопросам утверждались магистратурой полиса, приобретая силу закона, за исполнением которого следили специальные чиновники. Школы повсеместно становились хорошо организованными учреждениями со своими помещениями, традициями и руководителями — схолархами. Вот примерный круг рассматриваемых на уровне полисной власти проблем управления школами: правила распорядка в училищах; строительство и открытие гимнасий и палестр, библиотек и театров, а также сбор средств для этих целей; издание декретов, регулирующих содержание образования; решения о прославлении правителей и лиц, открывающих училища и жертвующих гимнасиям свитки И школьные принадлежности; обсуждение правил обучения, качества и уровня преподавания и финансирования; выбо-
|
|
|