Навигация по странице:
|
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть. Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц
Варрон (116—27 до н. э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. В V в. н. э. из школьного курса были постепенно исключены медицина И архитектура, тем самым как бы оформились «семь свобод
ных искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху средневековья. Школьные предметы были названы «свободными искусствами», потому что предназначались для детей свободных граждан. Для рабов существовали «механические искусства», подготавливавшие их к ремесленной, производственной деятельности.
На исходе римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса «семи свободных искусств» на тривиум и квадривиум. Грамматика, риторика и диалектика составляли тривиум; арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли квадривиум. Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому философу и автору школьных учебников Боэцию (ок.480—524 н. э.). В основу построения школьных учебников им был положен принцип компиляции — сведения в единый текст различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное влияние на средневековую школу.
По мнению римских учителей риторики начала нашей эры, обучение должно было быть не трудным, а приятным для ученика.
Однако ораторское искусство в этот период переродилось в натаскивание в красноречии, без должного внимания к общему образованию учащихся. «Никакого ты не потерпишь ущерба, если не будешь знать даже того, что знают все, — не сумеешь букв написать», — отмечал Лукиан, характеризуя установку риторских школ начала нашей эры1.
Педагогическая мысль Рима нашла отражение, прежде всего, в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) был и оратором, и политическим деятелем, и философом, и педагогом. Плутарх в «Жизнеописаниях» рассказывает, что Цицерон уже в детстве настолько превосходил своих товарищей по школе, что их отцы приходили на занятия, дабы посмотреть на это чудо. Цицерон обучался у лучших римских ораторов, философов, а также брал уроки у трагических и комических актеров. Он совершил образовательные поездки в Афины, в Малую Азию и на остров Родос. Плутарх рассказывает, что на Родосе Цицерон произвел сильнейшее впечатление На философа Посидония, который о нем сказал следующее: «Тебя, Цицерон, я хвалю и удивляюсь тебе, но жалею
о судьбе Эллады, воочию убеждаюсь, что единственное из
1 См.: Лукиан из Самосаты: Избранная проза. — М., 1991. — С. 163.
прекрасного, оставшееся еще у нас — образованность и красноречие — и то благодаря тебе сделалось достоянием римлян»1.
Первым сочинением Цицерона педагогического характера было составленное им учебное пособие по риторике — «О подборе материала». В философско-педагогическом трактате «Об ораторе» он обрисовал идеальный» образ всесторонне образованного оратора-философа: «...первое и важнейшее условие для оратора — его природное дарование... Ведь для этого необходима особенного рода подвижность ума и соображения, которая сообщала бы изложению — остроту, развитию и украшению — обилие, запоминанию — верность и прочность... иные так целесообразно устроены во всех этих отношениях, так щедро одарены природой, что кажется, будто они не случайно родились, а нарочно созданы для этого каким-нибудь богом2.
Свои педагогические идеи Цицерон изложил также в целом ряде трактатов: «Брут», «Оратор», «Гортензий», «Лелий, или о дружбе», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла», «Тускуланские беседы». Сущность человека он определял понятием «humanitas», т.е. гуманность, человечность. Идеал, воспитания — совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору, прежде всего, следует освоить общую для того времени культуру и получить «универсальное образование». Лишь таким путем можно стать совершенным че-1 ловеком. В содержание образования он включал знание философии, юриспруденции, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. У будущего оратора! должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружба и т. п.
Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм. Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих словах: «Я считаю... своей обязанностью... работать в том направлении, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образова
1 См.: Плутарх. Избранные жизнеописания. — Т. 2. — С. 524.
2 Утченко С. Л. Цицерон и его время. — М., 1986. — С. 211— 213.
ние»1. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи средневековья и Возрождения.
Луций Анней Сенека (ок. 4—65 н. э.) — философ и оратор эпохи императорского Рима — провозгласил главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Его педагогические идеи тесно переплетены с этикой стоиков. Основным предметом школьного обучения он считал философию, утверждая, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и средством нравственного самосовершенствования человека. Проблемы нравственного воспитания рассмотрены им и в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию», где изложена программа нравственного самоусовершенствования. Основным методом воспитания он считал самодвижение к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание.
Основным понятием, характеризующим процесс воспитания у Сенеки, выступает «норма». Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания — назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.
Сенека был сторонником энциклопедического образования и высказывал идею о безграничном прогрессе человеческого знания. Традиционные «семь свободных искусств» он не считал основными школьными дисциплинами. В одном из своих «Писем к Луцилию» он говорил: «Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его — деньги. Тогда они — продажные ремесла и хороши до тех пор, пока подготавливают ум, не удерживая его дольше... Неужели ты веришь, будто в них есть какое-то благо, хотя сам видишь, что нет людей ниже и порочнее их учителей?
... Грамматик хлопочет только о нашем умении говорить, а пожелай он пойти дальше, — займется историей или стихами, если раздвинет свои границы так, что шире Некуда. Но пролагается ли дорога к добродетели объясне- Ньем слогов, тщательностью в выборе слов, запоминаньем Драм, правил стихосложенья, разновидностей строй. Это
1 См.: Утченко С. JI. Цицерон и его время. — С. 319.
ли избавляет нас от боязнй, искореняет алчность, обуздывает похоть?»1
Этим Сенека подвергал критике все дисциплины тривиума и квадривиума, делая вывод, что в основу воспитания и обучения должно быть положено освоение учащимися нравственных начал: «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла (которое доступно только философии) — ведь никакая другая наука добра и зла не исследует». Конечной целью воспитания Сенека считал подготовку юношества к жизни и деятельности в «сообществе богов и людей»2.
Квинтилиан (ок.35 — ок.90) был первым римским учителем риторики на государственном содержании, автором сочинения «Об образовании оратора», где, начиная с элементарных ступеней обучения, он изложил весь курс обучения риторике.
Квинтилиан считал, что образование и воспитание оратора надо начинать с самого раннего возраста. Уже младенца необходимо обучать правильно произносить звуки речи, выговаривая слова. Он большое внимание уделял учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выдвигал требование естественного и радостного обучения посредством применения таких методов и приемов, как организация совместной деятельности, состязания в искусстве произнесения речей и др. Обсуждая проблемы методов обучения, он выделял три последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление и упражнение. Вот образец педагогических рассуждений Квинтилиана: «Если спросят меня, какое же самое лучшее и самое действенное средство изощрять память, я отвечу: труд и упражнение; много выучивать, много размышлять и, если можно, ежедневно — вот в чем состоит все дело»3.
Квинтилиан оставил много тонких наблюдений, сохранивших значение и до наших дней. Например, в учителе он видел высокообразованного философа, любящего детей, знающего пути их изучения, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Образцом учителя он считал Цицерона. Квинтилиан оказал сильное воздействие на педагогическую мысль
1 Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977. — С. 190-191.
2 Там же. — С. 194.
3 См.: Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963. - С. 456. i
эпохи Возрождения, когда он был заново открыт и популярность его в кругах педагогов была чрезвычайно высока. Зарождение В Римском обществе, особенно среди
христианской евреев в восточных провинциях, в I в.
адиции н- э- возникают раннехристианские об-
тр щины. Первые из них появились в важ-
неишем культурном центре — Антиохии. В дальнейшем идеи христианства были разнесены по всей Римской империи.
Для христианских общин были характерны забота о духовном благе личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания. Ранние христиане выражали интересы обездоленной части населения Римской империи, боролись за идеи равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.
В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римской империи, прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Удаляясь от развращенного, с их точки зрения, общества, они выработали новый идеал человека. Со времени императора Константина I Великого (ок. 285—337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, литературу и философию с позиций христианского вероучения.
Собственно христианское воспитание и образование осуществлялось лишь в замкнутых общинах типа «Новый завет» кумранитов, секты эссенов, ставших принципиально новой воспитательной средой1.
Благодаря находке во время археологических раскопок религиозных текстов, спрятанных от римлян, можно представить себе характер раннехристианского воспитания2. Каждый член общины должен был не только передать единовер
1 Кумраниты жили в Палестине, в районе Мертвого моря (местность Вади-Кумран) во II в. до н. э. — I в. н. э. Наиболее полное описание см. в кн.: И. Д. Амусина «Кумранитская община» (М., 1983), в которой содержатся все необходимые первоисточники.
2 См.: Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - М., 1989. - С. 49-65/
цам все свое имущество и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжение «все знания». В общине практиковались коллективные формы обучения, отводилось особое время, «треть ночи», посвящавшееся совместному изучению священных текстов, прежде всего рукописей Ветхого завета, апокрифических произведений, благодарственных молитв. Коллективные формы обучения сочетались с индивидуальными, такими, например, как «духовное очищение» и «внутреннее покаяние», что считалось пропедевтикой умственной работы и основой успеха в умственном развитии.
Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, и называли их поэтому «учителями праведности». Основными способами обучения являлись устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т. д. Особое значение 6 христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, мотивации учения как-богоугодного дела.
Содержание образования ориентировалось на Библию — собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей — Ветхого завета и Нового завета. Первая часть — иудейские священные тексты 2 и 1-го тысячелетий до н. э. ! Древнейшие библейские тексты — это притчи царя-мудреца Соломона, три тысячи притчей и тысяча пять песен, кото- ! рые положили начало религиозной традиции воспитания. Вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами положила начало собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания.
В эпоху эллинизма для евреев, живших в диаспоре, т. е. за пределами Иудеи, был составлен перевод Библии на греческий язык семьюдесятью лучшими толкователями, который получил название «Септуагинта». Это послужило стимулом развития и распространения по всему Средиземноморью христианско-педагогических идей, особенно богато представленных в разделе Библии «Мудрость Иисуса сына Сирахова», написанном в виде поучений. Все это подготовило почву для принятия народными массами Римской империи идей христианства, новозаветных книг и посланий апостолов.
Новый завет был создан в христианской среде в I—II в. н. э. и оказал сильное влияние на последующее культурное и духовное развитие всех христианских народов. В основе
его лежит Евангелие, в переводе с греческого — «благая весть». Четыре Евангелия являются собранием повестей о жизни и учении Иисуса Христа, где не только изложены попутно новые цели воспитания, но и предложены формы и способы их достижения. Новый завет включает в себя 27 книг, написанных разными авторами, из которых наиболее известными являются Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел. Их педагогические идеи можно считать синтезом эллинистических и ветхозаветных взглядов на воспитание человека, в основе которых лежит учение о любви ко всем людям как пути спасения: чтобы достичь спасения и вечной жизни, каждому следует идти по пути самосовершенствования в направлении христианского идеала.
В первых веках нашей эры сохранялась практика воспитательного воздействия и книжного учения со стороны странствующих учителей, теперь уже христиан. Сам Иисус Христос являлся странствующим учителем своего времени, чья задача состояла в проповеди нового учения о человеке и Боге. Некоторые из странствующих учителей становились школьными преподавателями. Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, изгнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе. В некоторых христианских общинах открывались свои школы. Развивались в эту эпоху и крупные просветительные центры, которые возникли ранее, например школа христианского богословия в Александрии, возглавлявшаяся во II в. н. э. Климентом Александрийским, а в III в. — Оригеном, видным богословом. Климент Александрийский (? — до 215 н. э.) — пресвитер и руководитель школы, оставил дошедшую до нас книгу «Педагог». В своем трактате он отмечал, что помимо внешней образованности, характерной для язычников, в человеке следует воспитать культуру религиозного чувства. Цель воспитания, по Клименту, — ввести ребенка в христианский образ жизни: «Благородный образ жизни, плод христианского воспитания, собою обуславливает красоту желаний и стремлений. И что в деятельности воспитано, отличаю внешность имеет и в Походке, и при сидении, во время принятия пищи, во время сна, спокойствия, в порядках жизни, во всем, что относится До воспитания»1. Климентом детально разработаны и описаны правила поведения ребенка Семь свободных искусств — лишь дополнительное средство его воспитания.
1 См.: Ковельман А. Б. Риторика в тени пирамид. — М., 1988. — С. 98—99.
|
|
|