Главная страница
Навигация по странице:

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть. Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц



Скачать 309.4 Kb.
Название Учебное пособие для педагогических университетов Под ред академика рао а. И. Пискунова. М. Тц
Анкор ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть.docx
Дата 30.04.2017
Размер 309.4 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Пискунов 1 часть.docx
Тип Учебное пособие
#4910
страница 8 из 18
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
Эпикуром (341— 270 до н. э.), который был последователем Демокрита и продолжил развитие его атомистического учения, введя в него понятие спонтанности, индивидуального отклонения от нормы. Эпикура можно считать одним из предшественников сенсуализма, так как он утверждал, что данные органов чувств являются истинными, а ошибки проистекают от неверных истолкований. Отсюда и педагогическая задача — освободить человека от невежества, т.е. обучить и воспитать его. Вне правильно поставленного воспитания путь к счастью человеку закрыт. Диоген Лаэртский приводил некоторые высказывания Эпикура, отражающие его педагогические идеи: «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией. Кто говорит, что заниматься философией рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно», «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности... мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души», «Из всего>


1 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях зНЗ' менитых философов. — М., 1986. — С. 248.





что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее — это обретение дружбы»1.

Своих учеников Эпикур собирал в своем саду в Афинах. Поэтому и школа его получила название «Сад Эпикура». Посещать ее могли все — мужчины и женщины, свободные и рабы2. Эта школа как союз друзей и единомышленников просуществовала до 51 г. до н. э. Как учитель, Эпикур пользовался огромным уважением. В течение не одного столетия после его смерти в эпикурейских ассоциациях регулярно устраивались торжества в его честь. В Риме эпикурейское учение получило широкое распространение со II в. до н. э. Эпикурейцами были, в частности, Лукреций и Гораций.

Еще одним известным философским учением и, в известном смысле слова, «школой» эпохи эллинизма был скептицизм. Основоположником этого учения являлся Пиррон (ок. 360 ок. 270 до н. э.). Как и в стоической и эпикурейских школах, скептики учили человека, как стать счастливым. Путь к счастью они видели не в правильно организованном познании, а в отказе от познания, личных убеждений, что и позволяло, с их точки зрения, воспитывать невозмутимого и безмятежного человека.

Пиррон считал, что для достижения счастья в жизни человек должен ясно представлять, как получаются все вещи, каким образом должны мы к ним относиться и что это дает людям. Главное, чему учили скептики, — это умению вести спор. Как отмечал Диоген Лаэртский, «они на каждую убедительность предмета находят другую такую же, отменяющую ее». Пиррон отстаивал характерный для эпохи эллинизма в целом принцип релятивизма, утверждая, что «одно и то же для одних справедливо, для других несправедливо, для одних добро, для других зло»3.

Эллинистическая философская мысль и школьная традиция на рубеже нашей эры распространились по всему Средиземноморью, в Азии, Армении, Колхиде, Северном Причерноморье. Земли Армении, в частности, в более ранние времена Испытывали культурное воздействие цивилизации Месопотамии. Отсюда была заимствована клинописная письмен


1 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — С. 402—409.


2 См.: Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. — М. — л-, 1950. — С. 302.


3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знамени- ТЫХ философов. - С. 352-358.





ность, традиции дворцовых и храмовых писцовых школ ассирийского типа, например, существовавших в государстве Урарту до VI в. до н. э. Позднее эта традиция полностью прерывается, уступая место греческому влиянию и алфавитному письму. В Армении уже в III в. до н. э. существовали школы, где обучались грамоте на греческом и арамейском или сирийском языках. По преданию, существовали письмена-буквы и для армянского языка, но распространены они были лишь в кругах жрецов и передавались в жреческих школах как тайное знание. Своего алфавита народы Закавказья того времени не знали. Однако боги — покровители письменности и литературы уже почитались. Например, в Армении — бог Тир1.

Во II в. до н. э. сложилось сильное централизованное государство — Великая Армения. Слияние греческой и местной традиций способствовало формированию своеобразной культуры эллинистического типа. Армянское государство стало местом приюта для многих беженцев-греков, поэтов и ученых, которые становились на приютившей их земле риторами и педагогами. Здесь появились свои учителя-грамматисты, открывавшие гимнасий. Особое распространение в Армении получили такие школьные дисциплины, как поэтика, история и философия. Обучение велось на греческом языке. Высшее образование армянское юношество получало в эллинистических центрах просвещения — Антиохии, Пергаме, Александрии.

Знакомство с мировыми достижениями науки и культуры, значительный слой высокообразованных деятелей создали условия для разработки в Армении письменности. Создателем ее считается Месроп Маштоц (361—440 н. э.), который был первым учителем армянских детей на родном языке2.

Эллинская культура через греческие города-полисы Колхиды проникла и в Грузию. Та часть грузинской знати и купцов, которая была связана с греческим миром, обучалась в типичных эллинистических школах или приглашала в свой дворцы и дома греков-педагогов. В источниках есть упоминание и о существовании в Колхиде школ, дававших риторское образование. Понятно, что получить риторское обра


1 См.: История армянского народа с древнейших времен до наших дней. — Ереван, 1980. — С. 98.


2 См.: Аракелян Б. Н., Алаян Ц. П., Парсамян В. А. История армянского народа, — Ереван, 1983. — С. 39.





зование могли лишь те, кто воспитывался в традиции эллинистической культуры1.

В Северном Причерноморье уже с VII в. до н. э. обосновались греческие колонисты, познакомившие скифо-прасла- вянский мир с античной культурой. Школьное дело в этих греческих колониях было организовано не хуже, чем в Элладе. Например, в Херсонесе, расположенном поблизости от Севастополя, в смешанной греко-варварской среде проходили атлетические и воинские состязания, подобные Па- иафинейским и Олимпийским играм. В Пантикапее (современная Керчь) имелся великолепный гимнасий и театр, где проходили литературные и музыкальные состязания. Известна и пантикапейская философская школа. В Ольвии, располагавшейся в районе устья Буга и Днепра, археологами раскопаны гимнасий и палестра. Здесь жил и творил довольно знаменитый в античном мире софист и оратор Дионисий2.

Особой популярностью в Северном Причерноморье пользовались культы героев Геракла и Ахилла. В честь Ахилла проводились особые ристалища, военно-спортивные состязания. Был распространен и культ бога Аполлона. Поэт Пиндар в одной из своих од пишет: «Служит Аполлону народ гипербореев». Гипербореи — северные люди, так греки называли скифов и праславян. В Скифском царстве эллинистического периода правящая верхушка, несомненно, была знакома с греческой письменностью и книжной культурой. Скифы официально пользовались греческим письмом для внешних сношений. Греческие надписи обнаружены в большом количестве на керамике и других предметах Поднепро- вья эллинистической и римской эпох.

Рим, по преданию, был основан в 752 г. Воспитание, До н. э. В конце VI в. до н. э. он стал

образование столицей Римской республики, которая

и педагогическая на протяжении нескольких столетий мысль в Древнем вела захватнические войны. С 31 г. до Риме н. э. Рим превратился в столицу огром

ной империи, город с миллионным населением. В 330 г. н. э. императорская резиденция была перенесена в Константинополь. В V в. разрушенный германским Племенем вандалов «вечный Рим», как говорили о нем, стал


1 См.: История Грузии. — Тбилиси, 1962. — Т. 1. — С. 215; С- 327.


2 См.: Античные государства Северного Причерноморья. — М., 1984.





провинциальным городом, пока не возродился в VIII в. в качестве резиденции пап и столицы папской области.

В Древнем Риме существовала смешанная греко-римская культура, и образованные римляне владели как латинским, так и греческим языком. Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других народов, уходят своими истоками в практику семейно-домашнего воспитания. Семейное устройство было типично патриархальным. По римским «Законам XXII таблиц» отец имел право лишить жизни сына-младенца, продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи-дома нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали как своих собственных сыновей, так и приемных. В трактате «Государство» Цицерон приводит цример, как царь Тарквиний с величайшим усердием обучал приемного сына всем наукам, которые постиг сам.

Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катона Старшего (234—149до н. э.) — «Книги, посвященные сыну», написанном как бы в виде пособия по сельскому хозяйству, врачеванию, военному искусству, праву и риторике.

Со II века до н. э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако со своими особенностями. На второй план уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати — нобилей — продолжает господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.

Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II— I вв. до н. э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих собственных школах. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке. Классическая латинская грамматика — «Искусство грамматики» — была составлена Элием Донатом значительно позже, в IV в. н. э. Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжений всего средневековья.





Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв. — трехпутье). Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.

Обучение в Риме в общем мало чем отличалось от обычной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные «школы учебы», так распространенные в эпоху средневековья. У Горация, римского поэта I в. до н. э., в первой книге «Сатир» мы читаем: «Сыновья благородных центурионов, к левой руке подвесив пеналы и счетные доски, шли обучаться, проценты по идам (название 15-го дня в месяце, по древнеримскому календарю, время уплаты долгов. — Авт.) считать и просрочку»1.

Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы как частные заведения, сами искали учеников и сами взимали плату с родителей. По сути дела любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Доходы профессия учителя приносила мизерные.

Школы повышенного типа — грамматические — первоначально открывались греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других регионах эллинистического мира. Со II в. до н. э. распространяются латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались учебники и хрестоматии, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов. Учителя грамматических школ занимали более высокое положение в обществе по сравнению с учителями элементарных школ. Иногда они состояли на государственной службе и получали жалованье.


1 См.: Античная литература. Рим. — М., 1981. — С. 318.





Для молодежи аристократического происхождения, готовившейся к практической карьере, существовали риторские школы. Программа обучения здесь складывалась из преподавания основ ораторского искусства и из практических упражнений, заключавшихся в составлении речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства параллельно давали ученикам необходимые к каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории и т. д. Обучение было ориентировано на разностороннее умственное образование. Учителя риторики были людьми, как правило, состоятельными, играли определенную роль в политической жизни Римской империи и даже занимали высокие государственные посты.

В школьном обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что для оратора необходимо иметь природные способности, освоить само искусство красноречия, уметь подражать высоким образцам, постоянно упражняться в этом деле, иметь практический опыт выступлений перед публикой.

В школьной риторике сложилось устойчивое представление о структуре образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника, заключение. Во всех пособиях по риторике детально, на тщательно отобранных примерах, говорилось, как украсить речь стилистически, как ее подать слушателям.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры — коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем они распространились по всей империи. В Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения — Афины, Пергам, Александрию.

В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его освоения, и методы обучения. Римский писатель и ученый
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
написать администратору сайта