Главная страница
Навигация по странице:

Елизаров. основы семейного консультирования. Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511



Скачать 1.9 Mb.
Название Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511
Анкор Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.9 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Тип Учебное пособие
#428
страница 13 из 31
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31

1. Метод свободных ассоциаций. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько тривиальными, абсурдны­ми или нелогичными они могут показаться. Терапевт находит­ся вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напря­жение. Считается, что одна ассоциация влечет за собой другую, более глубоко расположенную в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символиче­ское выражение подавленных эмоций и чувств. Таким образом, свободные ассоциации вовсе не являются свободными. В про­цессе работы с клиентом методом свободных ассоциаций высво­бождается психическая энергия, которую можно использовать в целях лучшей адаптации.

2. Интерпретация сопротивления. Клиент может неосоз­нанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфлик­тов и импульсов. Необходимо помочь ему осознать уловки сво­его сопротивления, когда работа застопорилась.

3. Анализ сновидений. Содержание их, согласно 3. Фрей­ду, раскрывает вытесненные желания. 3. Фрейд называл анализ сновидений «королевской дорогой к бессознательно­му». Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские пережи­вания.

4. Анализ трансфера. Трансфер - замещение в процессе ра­боты с клиентом, которое представляет собой защитный меха­низм. При этом неосознанный импульс разряжается на каком-нибудь человеке или объекте, но не на том именно, на которого он был направлен изначально. Пример: перенос на аналитика чувств любви и ненависти, которые изначально приписыва­лись родителям. В трансфере отражается потребность человека найти объект, чтобы получить возможность выразить свое вы­тесненное чувство любви. Трансфер можно обнаружить в вер­бальных коммуникациях, свободных ассоциациях, содержа­нии сновидений. Аналитик поощряет развитие трансфера до состояния «невроз трансфера», когда поведение клиента стано­вится явно неадекватным. Данное состояние повышает вероят­ность появления у клиента инсайта (от англ. insight— проницательность, понимание; имеется в виду непосредственное пости­жение, «озарение»). Клиент должен внезапно осознать свои прочно укоренившиеся способы переживаний, чувства и реак­ции на значимых людей начиная с первых лет жизни. Он должен также осознать связь этих переживаний с нынешними актуаль­ными трудностями.

5. Эмоциональное переучивание. На завершающих этапах работы с клиентом поощрение его к использованию новых для него интеллектуальных озарений в повседневной жизни. На­пример, клиент, который осознал, что потратил большую часть жизни на то, чтобы досаждать своими выборами потенциаль­ных невест и поведением своему отцу, должен начать относить­ся к нему, исходя из реалий сегодняшнего дня, функциониро­вать независимо от родителей и строить более зрелые межлич­ностные отношения.

6. Интерпретация [Осипова, 2000, с. 39-40] - разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспек­тов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены должны стать осознанными. Интерпретация вклю­чает следующие процедуры:

1) идентификация (обозначение);

2) разъяснение (собственно толкование); '"

3) перевод толкования на язык повседневной жизни кли­ента.
Основные правила интерпретации:

1. Идти от поверхности вглубь. ' <

2. Интерпретировать то, что клиент уже готов принять.

3. Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм» лежащий в его основе.

Основные защитные механизмы (Грановская, 1988, с. 274-282)
1. Отрицание - информация, которая тревожит и может при­вести к внутреннему конфликту, не воспринимается. Напри-

117

мер, при массовом социологическом обследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. «Да» сказали 54% некуря­щих и только 28% курящих. Принятие материала означало бы осознание серьезной опасности для собственного здоровья.

2. Вытеснение - истинные, но неприятные мотивы вытесня­ются, отвергаются «цензурой» на пороге сознания с тем, чтобы их заменили другие, приемлемые с точки зрения общества. Вы­тесненный мотив создает эмоционально-вегетативное напря­жение, которое субъективно воспринимается как состояние не­определенной тревоги, страха.

3. Проекция - бессознательное приписывание другому ли­цу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемле­мость.

4. Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. У детей это простейший механизм усвоения норм социаль­ного поведения и этических ценностей. Благодаря идентифика­ции достигается также символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. Идентификация в расширенном смысле этого слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, по­зволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполно­ценности.

5. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных при­чинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить цен­ность недоступного («кислый виноград») или преувеличить цен­ность имеющегося («сладкий лимон»). Например, если человек пренебрежительно относится к высшему образованию, не исклю­чено, что он, таким образом, защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.

6. Включение - значимость травмирующего фактора сни­жается за счет того, что прежняя система ценностей помещает­ся как часть в новую, более глобальную систему. Относитель­ная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис (от греч. katharsis - очищение) - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании драматическим ситуациям других людей, существенно более тягостным и трав­мирующим, чем собственные. Издревле катарсис связывался с театром.

7. Замещение - перенос действия, направленного на недос­тупный объект, на действие с доступным объектом. Например, деятельность может переводиться из практической плоскости в область фантазии.

8. Изоляция, или отчуждение — обособление внутри созна­ния травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-ли­бо событием и его эмоциональной окраской не отражается в соз­нании. Утрачивается эмоциональная связь с другими людьми. С этим защитным механизмом связаны феномены дереализа­ции, деперсонализации, расщепления личности (множествен­ность «Я»).

9. Регрессия - форма психологической защиты, заключаю­щаяся в возвращении к ранним, связанным с детством, типам поведения, переходом на предшествующие уровни психиче­ского развития. Актуализируются успешные в прошлом спосо­бы реагирования. Индивид возвращается к той стадии психи­ческого развития, на которой переживается чувство удовольст­вия (например, от еды).

10. Реактивное образование — человек защищается от запрет­ных импульсов, выражая в поведении и мыслях противополож­ные побуждения. Социально одобряемое поведение при этом вы­глядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, ко­торая испытывает тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклон­ным борцом с порнографическими фильмами.

11. Сублимация - энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемле­мыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность — футбол,

119

хоккей, другие виды спорта. В рамках классического психоана­лиза принято считать, что сублимация сексуальных импульсов послужила главным толчком для великих достижений в запад­ной науке и культуре. , / ,>..-.-


2.2. Аналитическая психология Карла Густава Юнга

(1875-1961)
Швейцарский психиатр и психолог. Собственные особые взгляды и методы стали зарождаться с 1910-1912 г.

К.Г. Юнг выступил против постулата 3. Фрейда об опреде­ляющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности. Под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия.

Юнг оспаривал позицию Фрейда, выводившего бессозна­тельное из сознания (путем вытеснения из сознания неприем­лемых для него влечений и травмирующих переживаний). Он считал, что все, что возникает в сознании, сначала с очевидно­стью не осознается и осознание возникает из неосознанного со­стояния. Бессознательное аккумулирует и перерабатывает ин­формацию, поступающую от органов чувств, лишь незначи­тельная часть этой информации доходит до сознания (только то, что сознание готово принять).

Структуру психического бытия Юнг представлял в виде двух фундаментальных сфер - сознания и психического бес­сознательного. Бессознательная сфера психического не под­дается прямому наблюдению и проявляется в своих продук­тах, переходящих порог сознания, которые Юнг делил на два класса:

1. Познаваемый материал сугубо личного происхождения.

Этот класс содержаний Юнг назвал подсознательным разумом или личностным бессознательным, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое, формирую­щихся в течении жизни индивида. Сюда входят и вытесненные побуждения, забытые травмирующие впечатления.

2. Класс содержаний, не имеющих индивидуального проис-" хождения - коллективное бессознательное. Содержания эти принадлежат типу, воплощающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человечества или отдельной его ветви. Эти коллективные паттерны Юнг назвал архетипами (буквально: «первичные модели»). Слово «архетип» происхо­дит от греческого apxexvnov(ар%г|- начало и тояо^ - образ). В позднеантичной философии (Филон Александрийский, око­ло 25 лет до н.э. - около 50 лет н.э.) это слово означало прооб­раз, идею.

Архетип можно понимать как отпечаток или энграмму (en-gram), развившуюся в результате уплотнения бесчисленных вновь и вновь повторяющихся психических переживаний, т. е. продукт равно постоянных и повсеместно существующих влия­ний извне. Архетип придает смысл как внутренним, так и внешним восприятиям и направляет действие в соответст­вующее этому смыслу русло, является предшественником идеи [Одайник, 1996, с. 190-191]. В форме архетипов передается по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих по­колений. Можно указать на следующие архетипы: мать, отец, дитя, девушка, правитель, священнослужитель, врач, учи­тель, физически или сексуально привлекательный мужчина или женщина, роковая женщина и романтический мужчина, мать с ребенком, деятельный мужчина, мудрый старец, мудрая старуха, архетип единства и порядка, соединения противопо­ложностей, инцеста, вотан, мана, анима и анимус у мужчины, персона, тень, самость, мудрец, бог.

Цель терапии Юнг определил следующим образом: «Самость должна заменить Оно (Ид)».

Самость (self) - архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуа-ции, т. е. психотерапия должна помогать в процессе интегра­ции содержаний бессознательного и сознания. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс, детермини­руемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изна­чально заложено в бессознательной сфере индивида.

Юнг предлагает три метода для достижения сферы бессоз­нательного:

1. Ассоциативный эксперимент, тест словестных ассоциа­ций. Испытуемый должен как можно быстрее отвечать на сло­ва-стимулы первым пришедшим в голову словом-ответом. При

121

этом фиксируется время реакции. Юнг описал 12 различных типов нарушения реакции: увеличение времени реакции; ре­акция более чем одним словом; реакция, выраженная не сло­весно, а мимикой; неправильное воспроизведение и т. д. Нару­шение реакции рассматривается как «индикатор комплекса». Комплекс - неосознаваемое образование, группа психических процессов, объединенная единым аффектом, обусловливающая структуру и направленность сознания. Комплексы имеют тен­денцию образовывать как бы «отдельную маленькую лич­ность». Бессознательное состоит из некоторого неизвестного числа комплексов.

2. Анализ сновидений осуществляется с целью выяснить, «что бессознательное делает с комплексами». Юнг видел в сно­видении сигнал, что «индивид отклонился от собственного пути». Важным условием анализа является согласие клиента с толкованием, что говорит о том, что послание бессознательно­го дошло до сознания. В сновидении бессознательное пытается послать сознанию некоторую информацию, приноравливаясь к способности сознания ее воспринять. Необходимым условием анализа сновидений, по Юнгу, является предварительный ана­лиз реальной жизненной ситуации клиента, ибо именно реа­лии этой ситуации побуждают бессознательное посылать соз­нанию послания в виде снов. Естественно, что далеко не все сны имеют такой важный для человека характер. Анализировать следует те сны, которые сознание особенно отметило - которые запомнились, поразили, не выходят из головы, часто повторя­ются.

3. «Активное воображение» - термин Юнга, обозначаю­щий процесс сознательного наблюдения и реакции на образы и символы бессознательного. Процесс этот можно описать как «сознательное сновидение» (consciousdreaming). Во мно­гих отношениях совпадает с определенными формами меди­тации.

Содержания коллективного бессознательного, по Юнгу, не­сут на себе сильный отпечаток сотен тысяч лет архаичной жиз­ни, когда человечество пребывало в состоянии разрозненных орд, воюющих между собой. Сознание, письменность, передача опыта от поколения к поколению были неразвиты. Условием выживания племени, сохранения потомства была готовность взрослых особей к самопожертвованию во имя интересов пле­мени. Требования этого периода существования человечества отражаются в поведении и современных людей. Юнг очень на­стороженно относился ко всем проявлениям одержимости, экс­таза, упоения, воинственной нетерпимости по отношению к представителям других групп. Такое поведение в современ­ных условиях зачастую толкает человека к гибели, не принося пользы никому. С этими явлениями Юнг связывал появление фашизма в Германии.

Со временем в первобытных ордах стали появляться люди, наделенные сознанием. Это было полезно для племени: переда­вался и накапливался опыт, текущие задачи решались не только с помощью отваги и самопожертвования, но и мастерства, ана­лиза ситуации, размышления. Жизнь людей, наделенных высо­ким уровнем развития сознания, представляла ценность. Отсю­да стали возникать идеи ценности личности, свободы личности, индивидуальной ответственности, границ личности, ценности человеческой жизни.

В современном человеке, как и в современном обществе, происходит борьба между этими полюсами - коллективными или индивидуальными формами жизни. Сознание человека тоже выросло в свое время из бессознательного. Одна часть нашего бессознательного старается помогать сознанию, дру­гая стремится захлестнуть сознание, вернуть человека к со­стоянию члена первобытной орды. Трезвый анализ человеком того, что с ним происходит, интеграция всех противоборст­вующих в психике сил с учетом реалий контекста, в котором человек живет, приводит человека к гармоничному и эффек­тивному функционированию, субъективному ощущению бла­гополучия.

Примеры анализа сновидений в русле концепции К.Г. Юнга (Юнг, 1997. С. 63-81)
Мужчина, занимающий руководящее положение, обращает­ся к Юнгу за консультацией. Он страдает от страхов, неуверен­ности, головокружения (иногда до тошноты), стеснения дыха­ния - состояния, очень напоминающего горную болезнь. Дан­ный человек сделал чрезвычайно успешную карьеру. Он начал

123

свою жизнь как честолюбивый сын бедного крестьянина и под­нялся благодаря большому труду и хорошим способностям со ступени на ступень до руководящего положения, открывающе­го колоссальные перспективы для продолжения социального взлета. Он действительно достиг того трамплина, с которого он мог бы начать полет ввысь, если бы ему неожиданно не поме­шал невроз. Клиент не мог не произнести в этом месте сакра­ментальную фразу, начинающуюся стереотипными словами: «И как раз сейчас, когда ... » и т.д. Симптоматика горной болез­ни, пожалуй, особенно подходит для яркой характеристики своеобразной ситуации клиента. Он принес на консультацию два сновидения предыдущей ночи. Первый сон: «Я снова в ма­ленькой деревне, где я родился. На улице стоят несколько кре­стьянских мальчишек, которые ходили со мной в школу. Я де­лаю вид, что не знаю их, и иду мимо. Тут я слышу, как один из них говорит, указывая на меня: «Этот тоже нечасто приезжает в нашу деревню».

Юнг проинтерпретировал смысл этого сна следующим обра­зом: «Ты забываешь, как глубоко внизу ты начал».

Второй сон: «Я очень спешу, потому что хочу уехать. Соби­раю еще свой багаж, ничего не нахожу. Время поджимает, по­езд скоро уйдет. Наконец, мне удается собрать свои пожитки, я выбегаю на улицу, обнаруживаю, что забыл папку с важными документами, запыхавшись, бегу назад, нахожу ее, наконец, несусь к вокзалу, но почти не продвигаюсь вперед. Наконец, последним усилием, выбегаю на перрон, чтобы увидеть, как по­езд выезжает из вокзала. Он длинный, идет по странной S-об-разной кривой, и я думаю: если машинист не будет внимателен и даст полный ход, выйдя на прямой участок, то задние вагоны поезда еще будут на развороте и при ускорении сойдут с рель­сов. И точно: машинист дает полный ход, я пытаюсь кричать, задние вагоны ужасно качаются и действительно сходят с рель­сов. Страшная катастрофа. Я просыпаюсь в ужасе».

Второй сон за одну ночь, с точки зрения Юнга, зачастую раскрывает смысл первого. Юнг интерпретировал смысл второго сна следующим образом. Сначала сновидение рису­ет напрасную нервозную спешку в стремлении пойти еще дальше, несмотря ни на что. Но так как машинист все же безоглядно рвется вперед, то сзади возникает невроз, неус­тойчивость и срыв.

124

Клиент, очевидно, на нынешнем отрезке жизни достиг сво­его потолка, низкое происхождение и труды долгого подъема истощили его силы. Ему следовало бы удовлетвориться достиг­нутым, но вместо этого его честолюбие гонит его дальше, все выше, в слишком разреженную для него атмосферу, к которой он не приспособлен. Поэтому его настигает предостерегающий невроз.

По некоторым причинам Юнг не смог продолжать работу с данным клиентом, да и точка зрения Юнга клиенту не понра­вилась. Поэтому намеченная в сновидении судьба пошла своим чередом. Он тщеславно попытался использовать свой шанс и при этом настолько «сошел с рельсов» в своей работе, что ка­тастрофа стала реальностью.

Следует отметить, что и симптомы, с которыми обратился клиент к Юнгу («горная болезнь»), символизировали собой не­возможность подняться выше.

Вот еще один случай, описанный Юнгом.

Один из моих коллег-врачей, немного старше меня, имел обыкновение подтрунивать надо мной при встрече по поводу толкования снов. Встретившись со мной на улице, он как-то воскликнул: «Ну, как дела? Все еще толкуем сны? Вот, кста­ти, мне недавно приснилось нечто идиотское. Это тоже что-нибудь значит?» Ему приснилось: «Я поднимаюсь на высо­кую гору по крутому склону. Поднимаюсь все выше, стоит чудесная погода. Чем выше взбираюсь, тем мне радостнее, хочется вечно так подниматься. Когда я добираюсь до верши­ны, душевный подъем и ощущение счастья так велики, что я чувствую, что мог бы подняться и дальше, в космос. Я дей­ствительно могу это сделать и поднимаюсь в воздух. Просы­паюсь в полном экстазе».

На это я ему ответил: «Дорогой коллега, так как я знаю, что альпинизм вы бросить не можете, то я хотел бы убеди­тельно попросить вас отказаться отныне от всех одиночных походов. Когда вы идете в горы, берите двух проводников, которым под честное слово пообещайте абсолютное повинове­ние». Он рассмеялся: «Вы неисправимы», и мы распроща­лись. Я больше никогда его не видел. Через два месяца после этого раздался первый звонок: в одиночном походе его на­крыла лавина, но в последний момент откопал случайно на­ходившийся неподалеку военный патруль. Три месяца спус-

125

тя наступил конец: во время восхождения без проводника с молодым приятелем он, как видел стоявший ниже провод­ник, буквально шагнул в воздух при спуске по стене, рух­нул на голову ожидавшего ниже приятеля, и оба скатились в пропасть. Это был ekstasis(в переводе с греческого - восхи­щение - крайняя степень восторга, исступленное состояние) во всех отношениях.

В данном случае Юнга насторожило состояние одержимо­сти, отрыва от реальности, на которое указывал сон, принимав­шее опасный характер.

Один молодой человек предложил оценить Юнгу следую­щий сон: «Мой отец уезжает из дому на своей новой машине. Он едет очень неловко, и я волнуюсь из-за его очевидной глу­пости. Отец вкривь и вкось едет задним ходом, подвергая опасности автомобиль, и, наконец, врезается в стену, сильно повреждая машину. Я в ярости кричу ему, чтобы он вел себя по-человечески. Тут отец смеется, и я вижу, что он совершен­но пьян».

Ниже приводятся сведения о жизненной ситуации моло­дого человека и интерпретация Юнга в сокращенном изложе­нии.

У сновидения не было реальной основы в виде действитель­ного события такого рода. Молодой человек уверен, что его отец, даже будучи пьяным, никогда не повел бы себя так. Он сам автомобилист, очень умеренный в потреблении спиртного, особенно за рулем; он может сильно рассердиться из-за неуме­лого вождения и незначительных повреждений машины. От­ношение к отцу положительное. Он восхищается им, потому что тот, по его словам, необыкновенно удачлив. Без особых ухищрений в толковании можно сказать, что сон рисует отца в крайне неблагоприятном свете. Как же надо ответить на во­прос о значении сновидения для сына. Возможно, его отноше­ние к отцу только внешне хорошее, а в действительности со­стоит из гиперкомпенсированных сопротивлений. В этом слу­чае следовало бы сказать: «Это ваше истинное отношение к вашему отцу». Но так как в реальном отношении сына к отцу нельзя найти ничего невротически двусмысленного, неоправданно обременять чувства молодого человека столь уничижительным выводом. Терапевтически это было бы про­сто ошибкой.

126

Но если его отношение к отцу действительно хорошее, зачем тогда сновидению специально изобретать столь невероятную историю, чтобы дискредитировать отца? В бессознательном сновидца должна быть тенденция, породившая этот сон. Не лучше ли спросить: не почему, а зачем ему приснился такой сон? В этом случае ответ: его бессознательное, очевидно, хочет принизить отца. Если мы примем эту тенденцию как компенса­торный факт, то вынуждены сделать вывод, что его отношение к отцу не просто хорошее, но далее слишком хорошее. И дейст­вительно, он как раз тип, который французы называют filsapapa(папенькин сынок).

Отец в существенной мере гарантирует его жизнь, и снови­дец еще живет как бы «начерно», ожиданиями будущего. В этом заключается даже некоторая опасность: из-за отца он не видит своей собственной действительности. Вот почему бессоз­нательное нарочно обращается к кощунству, чтобы принизить отца и, тем самым возвысить сновидца. Конечно, аморальная процедура! Неделикатный отец был бы возмущен, но это весьма целесообразная компенсация, ибо она заставляет сына проти­вопоставить себя отцу, без чего он никогда не смог бы прийти к осознанию самого себя. Это спонтанное толкование вызвало согласие сновидца, что говорит в пользу его правильности.

Однажды к Юнгу обратились за консультацией по поводу 17-летней девушки по поводу уточнения соматического диаг­ноза. Один специалист высказал предположение, что речь мо­жет идти о начале прогрессирующей мышечной атрофии, дру­гой считал, что речь идет об истерии. Юнг спросил о снах. Пациентка сразу же ответила: «Да, мне снятся кошмарные сны. Сегодня мне снилось, что я прихожу домой ночью. Повсю­ду мертвая тишина. Дверь в салон полуоткрыта, и я вижу, как моя мать, висящая на люстре, раскачивается на холодном вет­ру, дующем из открытых окон. Потом мне снилось, что ночью в доме поднимается страшный шум. Я иду посмотреть и обнару­живаю, что по квартире мечется испуганная лошадь. Наконец она находит дверь в коридор и выпрыгивает из окна четвертого этажа на улицу. Я с ужасом видела, как она, разбившись, лежа­ла там внизу».

Ниже приводится интерпретация Юнга.

Уже только зловещий характер сновидений заставляет на­сторожиться. Но и у других людей бывают кошмарные сны.

127

Поэтому нам необходимо подробнее заняться значением двух основных символов: «мать» и «лошадь». Речь, по-видимому, идет об эквивалентах, потому что обе они совершают одно и то же — суицид. «Мать» - это архетип, который намекает на пер­воисточник, природу, пассивно порождающее (вещество, ma­teriel), следовательно, материальную природу, лоно (матку) и вегетативные функции. Он указывает на бессознательное, естественное и инстинктивное, физиологическое, тело, в кото­ром человек живет или заключен, потому что «мать» - это и сосуд, полость (опять же лоно), несущая и питающая; пси­хически выражает основы сознания. С включенностью и обле-каемостью связано темное, ночное и страшное (теснота). Все эти намеки передают большую часть мифологических и эти­мологических вариантов понятия матери или существенную часть понятия инь китайской философии. Это не индивиду­альное приобретение 17-летней девушки, а коллективное на­следие. С одной стороны, оно еще живет в языке, а с другой -это наследственная структура психики, обнаруживаемая во все времена и у всех народов.

Слово «мать» относится, видимо, к хорошо знакомой инди­видуальной матери, «моей матери», но как символ - к упорно сопротивляющейся понятийной формулировке, подоплеку ко­торой очень неопределенно и на уровне предчувствия можно было бы обозначить как скрытую природную, телесную жизнь, - что опять слишком узко и исключает много обяза­тельных побочных значений. Лежащий в основе образа первич­ный психический факт исключительно всеобъемлющ и может быть понят только при самом широком взгляде, да и то лишь на уровне предчувствия. Именно поэтому необходимы символы.

Если мы подставим найденное выражение в сон, то толкова­ние будет следующим: бессознательная жизнь разрушает сама себя. Это весть сознанию и всякому, кто имеет уши, чтобы слы­шать.

«Лошадь» - широко распространенный в мифологии и фольк­лоре архетип. Как животное, она представляет не-человече-скую психику, до-человеческое, животное; следовательно, бессознательно-психическое; поэтому лошади в фольклоре яс­новидящи и время от времени говорят. Как верховые живот­ные, они тесно связаны с архетипом матери (валькирии, несу­щие мертвых героев в Вальгаллу, троянский конь и т.д.). 128

В качестве находящихся под человеком, они представляют лоно и встающий из него мир инстинктов. Лошадь есть dynamis(в переводе с греческого - движитель) и средство пе­редвижения, она несет человека, как инстинкт, но и подвер­жена панике, потому что ей не хватает высших качеств соз­нания. Она имеет отношение к магии, т. е. иррациональному, волшебному действию, особенно черные (ночные) лошади, предвещающие смерть.

Следовательно, «лошадь» - эквивалент «матери» с легким смещением оттенка значения с жизни-первопричины на просто животную, физическую жизнь. Если мы подставим это выра­жение в текст сновидения, то получим: животная жизнь разру­шает сама себя.

Смысл обоих снов почти идентичен, причем второй, как это обычно и бывает, выражается более специфически. Нетрудно заметить особую тонкость сна: он не говорит о смерти индиви­да. Как известно, может сниться и собственная смерть, но тогда это не всерьез. Когда дело доходит до такого, сновидение гово­рит другим языком. Таким образом, оба сна указывают на тя­желое органическое заболевание с летальным исходом. Этот прогноз вскоре подтвердился.

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31
написать администратору сайта