1. Аналитико-интерпретативная ориентация. Психолог по мере предъявления клиентом проблемы анализирует и интерпретирует ее содержание, а также происходящее «здесь и теперь» взаимодействие в терминах той теории, адептом которой он является. Клиент должен увидеть свою проблему и самого себя глазами психолога, принять это видение и сделать его своим. Именно психолог здесь ставит задачу на изменение, и составной частью этого изменения обязательно будет изменение картины мира клиента. Именно психолог выбирает средства изменения и использует их. Примером такого подхода к работе с клиентом является работа с ним в рамках разных вариантов психоанализа.
2. Рационально-констатирующая ориентация. По мере предъявления проблемы клиентом психолог старается помочь ему сформулировать эту проблему наиболее четко, в рациональной форме и в терминах клиента. Это помогает клиенту осознать свои представления о реальности и себе самом, что дает возможность ему самостоятельно или совместно с психологом поставить задачу на изменение, но редко позволяет самостоятельно найти средства для осуществления этих изменений. Отсюда возникает обоснованный запрос клиента к психологу-консультанту на овладение техниками изменний.
86
3. Процессуальная ориентация. Психолога здесь интересует не само содержание, предъявляемое клиентом, а динамика развертывания этого содержания в ситуации «здесь и теперь». Психолог следует за клиентом и усиливает проявления спонтанности с помощью различных приемов и техник. Клиент получает реальный новый опыт в ситуации «здесь и теперь»: происходит изменение эмоционального состояния, возникают новые поведенческие реакции. Наиболее яркие представители из известных в нашей стране — Милтон Эриксон и Эми Минделл.
4. Эмпатическая ориентация (частный случай процессуальной ориентации). Внимание психолога сконцентрировано на чувствах клиента, возникающих в ситуации «здесь и теперь», на характере эмоциональных отношений с клиентом. Основные представители - Карл Роджерс, Ролло Мэй.
5. Парадоксальная ориентация. Психолог своим поведением стремится разрушить ролевые ожидания и стереотипы отношений клиента. Это ведет к изменению состояний клиента, к разрушению стереотипов общения и отношений, стереотипов в восприятии себя и других людей. Это делает клиентов более «пластичными», эмоциональносензитивными и рефлексивными. Так работали Милтон Эриксон и Карл Витакер. Многие психологи используют техники этой ориентации на этапе дебюта как вспомогательные.
6. Реконструктивная ориентация. Направлена на воссоздание «здесь и теперь» контекста проблемы. Психолог воссоздает жизненный контекст, в котором существует проблема клиента, реконструирует в ситуации «здесь и теперь» фрагмент субъективной картины мира (СКМ) клиента в той ее части, которая имеет отношение к проблеме клиента. Внимание психолога сосредоточено не на содержании проблемы и отношениях с клиентом как таковых, а на процессе реконструкции и средствах, которыми она осуществляется. Саму реконструкцию осуществляет клиент, используя предложенные ему средства и процедуры. Клиент начинает видеть, думать, переживать, находясь внутри этой реальности. Психолог обращает внимание клиента на какие-либо аспекты его СКМ, которые клиент ранее не рефлексировал, и помогает клиенту получить новый опыт в этой реконструированной реальности.
87
Категории, внесенные психологом из его психологической картины мира, в качестве средства реконструкции (а не в качестве средства интерпретации) переструктурируют и расширяют воссоздаваемый «здесь и теперь» фрагмент субъективной картины мира клиента, имеющей отношение к его проблеме. Клиент начинает использовать эти категории как средства структурирования своего опыта и ориентации в нем, наполняя его своим содержанием. Этот подход разрабатывается Б.М. Мастеровым [1998]. Он выделил базовые компоненты СКМ клиента: пространство, время и оценка, образующие систему координат, которая помогает понять восприятие мира и его фрагментов клиентом, закономерности членения их на «проблемные» и «беспроблемные». На этом пути он выделил следующие миры: чувств и эмоциональных состояний, телесных ощущений, правил, норм и долженствований, отношений, образов, физический, психологический, символический, эстетический и др.
Измерения беседы между специалистом, оказывающим
воздействие, и клиентом по Дж. Бьюдженталго
Дж. Бьюдженталь [2001] выделил и описал 13 измерений, или, иными словами, параметров, беседы между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. Слово «измерения» (от англ. dimensions) употребляется здесь в том смысле, в каком говорят об измерениях многомерного пространства. Рассмотрим эти измерения.
1. Уровень общения
Когда говорят об уровне общения, имеют в виду уровень присутствия участников в ситуации. Дж. Бьюдженталь вводит понятие «присутствие» для характеристики того, насколько искренне и полно личность существует в ситуации вместо того, чтобы стоять в стороне от нее как наблюдатель, комментатор, критик или судья. Как аналог понятию «присутствие» Дж. Бьюдженталь упоминает понятие «аутентичность» [2001, с. 42]. В присутствии он выделяет две грани:
88
доступность обозначает степень того, насколько чёл&ЙЙк допускает, чтобы происходящее в данный момент имело значение, воздействие на него; '
экспрессивность степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации.
Выделяются следующие уровни присутствия собеседников во время беседы:
1. Уровень формального общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, формальными характеристиками людей. Например, психолог говорит: «Я доктор психологии». Клиент же отвечает ему в ответ: «А я успешный бизнесмен». На этом уровне зачастую люди как бы начинают соревноваться, кто выше или кто более нуждается в психологической помощи. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрессивность сдерживаются, чтобы сохранить лицо. Общение сосредоточено на имидже.
2. Уровень поддержания контакта.По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченности имиджем, но самораскрытия тоже очень немного. В быту разговор на этом уровне бывает недолгим, импровизированным и сосредоточен на непосредственном деле или обмене приветствиями. Могут встречаться ритуальные шутки, но все это обезличено.
3. Уровень стандартной беседы.Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний. Так беседуют старые добрые друзья и коллеги в офисе. Беседа течет легко, непринужденно, бесконфликтно. На этом уровне психологу легко собирать информацию.
4. Уровень критических обстоятельств. «Критический» означает «имеющий решающее значение». Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям. Клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы
89
произвести впечатление на психолога. Более подробно с основными составляющими этого уровня рекомендуем познакомиться по книге Дж. Бьюдженталя [2001, с. 52-56].
5. Уровень интимности. Отношения на этом уровне характеризуются максимальной доступностью и/или экспрессивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог. Параллельно психолог в полной мере воспринимает то, что выражает клиент. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельно обострена. Может возникнуть то, что считается экстрасенсорным восприятием, или телепатией. Результатом выхода на этот уровень является возможность конфронтации с образцами собственного поведения, формировавшимися в течение всей жизни.
2. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса
Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду то, насколько специалист, оказывающий воздействие, своим собственным присутствием способен оказать клиенту помощь в достижении большей глубины субъективности, большего присутствия. От этого зависит качество альянса психолога и клиента. Слово «альянс» (от франц. alliance) означает «союз, объединение». В работе по удержанию глубины отношений психологу могут помочь следующие шаги, которые в свою очередь могут задавать параметры шкал для оценки качества деятельности специалиста, оказывающего воздействие, в плане его присутствия:
Передача клиенту ответственности за ход интервью. Имеется в виду то, что психолог объясняет клиенту, что и зачем он должен делать. В результате клиент работает осознанно; если он отклоняется от предложенного алгоритма, то сам несет за это ответственность.
Делать явным то, что демонстрируется, но пока не осознается. Психолог помогает клиенту осознавать свои чувства, эмоции, желания, которые он не осознает.
90
-
Проникновение в субъективное. Проявления истинного субъективного почти всегда имеют следующие характерные черты:
выражаются от первого лица;
имеют настоящее время;
в них привносятся чувства; ч . <
в них присутствует интенциональность, направленность;
содержание соответствует непосредственному переживанию;
при выражении чувств и ощущений используется меньше вводных слов и определений;
меньше абстрактного и больше конкретного.
Клиенту указывают на отсутствие в его словах этих характерных моментов.
Поддержание необходимой продолжительности и непрерывности. Имеется в виду, что в разговоре важно придер-живаться обсуждаемой темы или переживаний и не «расползаться ». Обсуждаемой темой могут стать:
забота, которую клиент в данный момент осознает наиболее полно;
чувства, которые требуют выражения и проработки; - ■ проблема;
характерный пример сопротивления, который необходимо подвергнуть анализу.
З. Межличностное давление
Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду те способы, которыми один человек может влиять на другого так, чтобы тот при этом чувствовал, думал, говорил или действовал по-другому.
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 76] полагает, что давление, которое мы используем в общении с кем-то, является показателем значимости для нас этого человека. У нас нет намерения как-то повлиять на человека лишь тогда, когда мы к нему равнодушны.
91
Дж. Бьюдженталь [2001] создал своеобразную классификацию форм давления - от самых слабых и незаметных до наиболее интенсивных, назвав ее клавиатурой межличностного давления. Он выделил в ней четыре основные октавы:
1. Слушание.
2. Руководство.
3. Инструктирование. .■•■;;■ 4. Требование.
Рассмотрим теперь подробнее каждую из этих октав:
I. Слушание. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: «Мне интересно то, что ты хотел бы сказать. Я пытаюсь понять это полностью. Я принимаю сейчас твои слова без того, чтобы обязательно согласиться или не согласиться. Просто скажи все это так, как ты хочешь».
Соотношение количества высказываний: клиента побуждают говорить значительно больше, чем говорит психолог. Последний в основном старается поддержать наиболее полное самовыражение клиента и редко привносит в разговор свои собственные взгляды и размышления.
Ориентация на субъективность: клиент с подачи психо-, г лога сам определяет, насколько глубоко ему погружаться
в субъективное, хотя и психолог может выборочно подкреплять возникающие моменты погружения.
Избегание психологом открытых убеждений, что демонстрирует признание за клиентом права на свободу продолжать то, что он избрал.
Роль, которую принимает на себя психолог. Сущность этой роли заключается в том, чтобы:
стимулировать самовыражение клиента, добиваться, чтобы оно было как можно более подробным;
показывать искреннее принятие права клиента на собственные взгляды;
92
показывать искреннее принятие права клиента на получение такой информации и составление о себе такого впечатления, которые могли бы быть полезными на других этапах работы.
Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Слушание», расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:
1. Молчание. Консультант не говорит, но всем своим поведением старается передать принятие и понимание, которые должны помочь самовыражению клиента.
2. «Наведение мостов». Это звуки, которые консультант произносит, когда он внимательно слушает, и которые дают говорящему понять, что его поддерживают: «Угу», «Ммм», «Японимаю» , «Да» (не как ответ на вопрос).
3. Перефразирование. Психолог возвращает клиенту некоторые из его последних высказываний, перефразируя их, чтобы помочь клиенту лучше услышать себя.
4. Подведение итога. Психолог сводит воедино несколько связанных предложений из того, что рассказал клиент, и возвращает клиенту результат, чтобы продемонстрировать понимание.
5. Побуждение говорить. Психолог произносит общие подбадривающие комментарии, которые побуждают собеседника продолжить процесс. Например: «Я понимаю вас, вы выражаетесь отчетливо и ясно».
6. Отражение очевидного. Консультант понятными словами выражает чувства и отношения клиента, которые были видны в его поведении, но до последнего момента лишь подразумевались, а не выражались явно. Речь идет лишь о тех переживаниях, которые проявляются настолько явственно, что клиент с готовностью признает их, если консультант о них заговорил.
7. Предложение расширить высказывание. Психолог обращается к тому, что клиент уже затронул в разговоре, и просит его больше рассказать по этой теме или об этом чувстве.
8. Открытые вопросы - вопросы, которые почти не ограничивают ответ клиента. Например: «Скажите, о чем вы думали с тех пор, как мы с вами разговаривали в последний раз? »
93
II. Руководство. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: «Я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что заботит тебя, о чем ты хочешь, чтобы я знал. Ты будешь вести наш разговор, но я буду время от времени делать предложения относительно того, как это будет происходить».
-
Соотношение количества высказываний: чем чаще происходят вмешательства консультанта, тем выше давление независимо от формы вмешательства.
Стимулирование субъективности клиента с помощью самораскрытия психолога-консультанта. Самораскрытие психолога допускается только с этой целью.
Открытое убеждение: усилия психолога повлиять здесь являются относительно мягкими и отчетливо связанными с тем, что уже предоставил клиент.
-
Роль, которую принимает на себя психолог:
искренний интерес к тому, что хочет сказать клиент;
руководящие высказывания, чтобы углубить и расширить этот отчет.
Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Руководство», расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:
1. Открытые вопросы. Та же форма работы, что описана в конце октавы «Слушание».
2. Выбор части. Специалист выбирает из того, что говорит клиент, один из аспектов, требующий дальнейшей проработки.
3. Фактическое информирование. Психолог дает клиенту информацию, которая имеет отношение к тому, что он сказал, но прямо не говорит о том, что клиент должен делать с этой информацией.
4. Непосредственное структурирование. Структурирование - это такие высказывания, в которых психолог предлагает способ использования самого разговора. Непофедствей&ое структурирование относится к тому, что происходит в момедат, когда делается предложение.
5. Равноценные альтернативы. Психолог выделяет открытые для клиента возможности, не выдвигая аргументов в пользу какой-либо из них.
6. Общее структурирование. Психолог предлагает способ использования всей консультации или даже нескольких.
7. Предложение тем. Психолог предлагает тему, которую клиент, может быть, хочет обсудить.
8. Мягко сфокусированные вопросы. Это такие вопросы, в которых на то, что можно считать приемлемым ответом, накладываются некоторые ограничения. Например: «Какими были ваши сестры, когда вы были молоды?»
III. Инструктирование. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие:«Я хочу, чтобы ты усвоил некоторые объективные и важные моменты, которые имеют отношение к тому, о чем мы уже говорили».
Соотношение количества высказываний: интенсивное вмешательство психолога перемежается с переходами на первую и вторую октавы. Конкретное соотношение зависит от личностного стиля и теоретической ориентации.
-
Отношение к субъективности: в своем собственном вмешательстве психолог, в основном, полагается на субъективное, но в том, что он стремится получить от клиента, психолог сосредоточен прежде всего на субъективном. Субъективное - внутренняя, особая, интимная реальность, в которой мы живем максимально подлинно: образы восприятия, мысли, чувства, эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии и сны.
Открытое убеждение: усилия психолога проявляются в том, что он говорит, и в том, как он говорит. Доказательства и объективная информация используются для того,
|