Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Елизаров. основы семейного консультирования. Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511



Скачать 1.9 Mb.
Название Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511
Анкор Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.9 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Тип Учебное пособие
#428
страница 15 из 31
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   31

Семью К. Роджерс рассматривал как аналог группы встреч.

На различных этапах жизни человеческого сообщества лю­дей в семью объединяли разные факторы. Были времена, когда основной силой, объединяющей людей в семью, была необходи­мость совместной борьбы за выживание, т. к. в одиночку чело­веку было просто не выжить.

139

В наше время семья создается на другой основе. Основным фактором, объединяющим людей в семью, является потреб­ность в клиент-центрированном общении с близким челове­ком. В современном обществе успешность брака должна в зна­чительной степени зависеть от того, насколько супруги способны в своей семейной жизни играть друг по отношению к другу роль клиент-центрированного терапевта. Роль семей­ного терапевта становится чрезвычайно значимой, ведущей в современной семье. От способности супругов выполнять в се­мье эту роль зависит также и то, насколько в их семье реализу­ется такая важная функция, как создание условий для разви­тия личности всех членов семьи.

Применительно к задаче родительства К. Роджерс описал модели хорошо функционирующего родителя и плохо функ­ционирующего родителя [Нельсон-Джоунс, 2000, с. 40-43].

Хорошо функционирующий родитель обладает высоким уровнем самопринятия. Это позволяет ему принимать и своих детей, организмически оценивать их. Организмическое оцени­вание предполагает, что родитель, выдвигая требования по от­ношению к своему ребенку, исходит из потребностей его уни­кальной внутренней организации. На противоположном полюсе будет стоять выдвижение условий ценности по отношению к ре­бенку. Например: «Я бы тебя больше любила, если бы ты любил игру на фортепьяно».

Плохо функционирующий родитель характеризуется низ­ким уровнем принятия себя. Это значит, что многого этот чело­век в себе не принимает, следовательно, он не может многого принять и в своем ребенке, ориентироваться при его воспита­нии на потребности его внутренней организации. Такой роди­тель выдвигает по отношению к своему ребенку много условий ценности. Начинать работу с таким родителем следует с дейст­вий, направленных на увеличение уровня принятия себя.

2.4.2. Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролла Мэя
Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат.- выделяться, появляться. Этим подчеркивается, что существование- не прозябание, не статический процесс, а динамический, т.е. рост — связано с возникновением и станов­лением. В норме человек всегда находится в состоянии превра­щения во что-то, причем люди благодаря самосознанию могут выбирать собственное бытие.

В процессе своего существования человек сталкивается с дан­ностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бес­смысленностью. Они выполняют динамическую функцию по от­ношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к ил­люзорному решению проблемы.

Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по конструктивному, так и по деструктивному пути раз­вития.

Деструктивный путь — многочисленные формы психологи­ческих защит от этих данностей.

Конструктивный путь - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует их пе­рерождению, иному пониманию ситуации, большему спокой­ствию, продуктивному функционированию.

Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пе­режить конструктивно для развития своей личности делают че­ловека невротиком.

Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструк­тивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существова­ния. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифици­ровать неадекватные механизмы психологической защиты, осознать отрицательные последствия их действия. Они помога­ют клиенту найти иные, чем психологическая защита, способы совладания с тревогой, которую вызывает ситуация.

Экзистенциальный подход применим в случаях, когда кли­енты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с ка­кой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных реше­ний, изоляцией.
Рассмотрим данности существования, вызывающие у чело­века экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную.

141

1. Смерть. Тревога, которую вызывает эта данность, всем субъективно знакома и не нуждается в комментариях.

2. Свобода. Человечество долгое время жило в рамках тра­диционных систем, когда выбор отсутствовал. Новое время от­крывает для человека возможность выбирать, но многие люди оказываются не готовыми выбирать. Они не знают, как и что выбирать, не ощущают ответственности за свой выбор, не уме­ют желать, проявлять волю, принимать решения и оставаться им верными.

3. Изоляция. Во всем мире происходит разрушение тради­ционных общинных связей и одновременно наблюдается рост самосознания. Озабоченные проблемами развития своего са­мосознания люди склонны изолировать себя от других в от­вет на угрозу зарождающемуся у них чувству «Я». Однако природа человека такова, что подобного рода изоляция так­же вызывает дискомфорт. Путь, альтернативный изоля­ции, - все-таки вступать в общение, несмотря на угрозу сво­ему внутреннему самоощущению. Этот путь предполагает развитие у себя ощущения внутренней силы, чувства уверен­ности, самобытности. Люди должны учиться испытывать подлинную стимулирующую любовь, приобретать навыки относительно того, как предлагать ее другим, уметь быть преданными другому и одновременно аутентичными в отно­шениях с этим другим.

4. Бессмысленность как отсутствие ощущения смысла у людей. Раньше люди не столько искали смысл, сколько по­лучали его в готовом виде (например, через религию). Совре­менная ситуация жизни европейского общества характеризу­ется тем, что каждый его член имеет представление о многих культурах и религиях и знает, что вопрос о смысле жизни в разных культурах и религиях решается по-разному. Ему труднее в этих условиях принимать что-то на веру. Современ­ная жизнь требует поиска, выбора, иначе рискуешь остаться с ощущением бессмысленности. В прежние времена контакт с природой помогал человеку обрести смысл жизни. Красота и гармоничность природного устройства наводили на мысль о неслучайности человеческого существования, о высокой мис­сии человека в мире, побуждали искать свое место в ней. Урбанизация в значительной степени сократила влияние этого фактора. Работая, люди отчуждены от результатов своего труда. Это также способствует тому, что человек перестает за­мечать смысл своего существования. Если в прежние времена значительная часть времени людей была поглощена пробле­мами выживания, то сейчас люди имеют больше свободного времени для поиска смысла. Это создает ощущение вакуума в плане смысла, при этом человек не всегда задумывается о том, что смысл может быть найден, если его целенаправлен­но искать. Безработица, угроза ядерного уничтожения и гло­бального разрушения окружающей среды подчас создают у че­ловека иллюзию отсутствия смысла жизни: «Если мир идет к концу, то зачем тогда все?» При этом человек зачастую упускает из виду, что смысл своей жизни можно найти и при наличии этих реальных угроз.

Выделяют два типа механизмов деструктивной психологи­ческой защиты от тревоги, связанной с основными экзистенци­альными беспокойствами:

1) обычные, которые работают независимо от источника тревоги; например, проекция, отрицание;

2) специфические от каждого из четырех экзистенциаль­ных беспокойств, которые поддерживаются целыми культура­ми.

Рассмотрим специфические механизмы психологической за­щиты от основных экзистенциальных беспокойств:

  • От тревоги, связанной со смертью, люди защищаются:

    • верою в свою особенность, собственное бессмертие и не­прикосновенность;

    • верою в земного спасителя, который придет на помощь в последний момент. Такими спасителями могут быть на­родный целитель, знахарь, известный врач.




  • От тревоги, связанной со свободой, люди защищаются по­средством следующих

форм активности, которые помогают человеку избежать осознания ответственности за соб­ственную жизнь:

  • компульсивность (серийное поведение);

  • перенос ответственности на других людей, в том числе на консультантов

  • изображение себя невинной жертвой

  • уклонение от автономного поведения

  • от тревоги, связанной с изоляцией, люди защищаются тем, что перестают относиться к другим, как к самим себе;

  • начинают манипулировать ими, использовать их для удовлетворения своих потребностей

  • начинают использовать окружающих для самоутверждения в глазах других и в собственных глазах

  • подчиняют себя другим, идут на слияние с другим индивидуумом или группой

  • компульсивная сексуальность, когда с другими общаются как, с объектами, а не как с людьми

от тревоги, связанной с бессмысленностью, люди защищаются через следующие виды компульсивной деятельности- с маниакальным упорством добиваются денег, удовольствия, власти, признания, статуса, совершают просто какую-либо деятельность- участвуют в разных кампаниях, которые поглощают время. От тревоги, связанной с бессмысленностью существования, люди защищаются также через нигилизм. Нигилизм (от лат. ничто)- крайняя степень скептицизма, когда человек подчас отвергает и саму возможность объективно понимать окружающий мир, целенаправлено и осмысленно действовать в нем. При этом человек также отвергает наличие каких-либокритериев истины, общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, формы общественной жизни, религиозность. Эта позиция в значительной степени публична: человек отвергает не просто, а напоказ, как бы просит, чтобы его остановили, чтобы ему показали, что и почему отвергать не следует. Нигилизм зачастую связан с натуралзмом, в данном контексте- повышенным интересом к физиологическим сторонам природы человека.

Принципы и методы работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода

И. Ялома и Р. Мэя
I. В ситуации актуальности для клиента предельных экзи­стенциальных беспокойств, связанных со смертью, его стара­ются подвести к такому углубленному осознанию смерти, кото­рое приводило бы к более высокой оценке жизни, открывало бы возможность для личностного роста. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиаль­ных (типичных, лишенных оригинальности, т. е. творческого участия глубинных слоев личности человека), бессмысленных поступков. Они должны начать глубже понимать смысл жиз­ни в настоящем, на более глубоком^уровне общаться с близки­ми, меньше бояться быть отвергнутыми, установить более тес­ный контакт с природой. Клиенту стараются помочь осознать, что существование не может быть отложено. Его побуждают к тому, чтобы осуществлять мудрый подсчет полученных от жизни счастливых даров. Для этого можно использовать сле­дующие методические приемы:

1. Самораскрытие психолога-консультанта. Оно может принимать следующие формы:

  • Рассказ клиенту о собственных попытках примириться с предельными экзистенциальными беспокойствами.

  • Донесение до клиента мыслей и чувств, которые испыты­вает консультант «здесь и теперь» по поводу проблем кли­ента.

  • «Дозволение терпеть» — до клиента доводится, что тема смерти - типичная и поощряемая, нужная тема в отноше-; ниях психолога с клиентом. При этом важно, чтобы сам консультант не боялся этой темы.


2. Идентификация механизмов психологической защи­ты. Для клиента делают явной информацию о тех механизмах психологической защиты, которые он использует. При этом оказывают ему помощь в осознании их наивности.

3. Работа с напоминаниями о недолговечности (бренно­сти) существования. Клиента настраивают на знаки смертно­сти, которые являются частью нормальной жизни.

145

4. Использование вспомогательных средств для углубле­ния осознания смертности:

  • Клиента побуждают написать свой некролог (статья, по­священная умершему, с характеристикой его жизни и дея­тельности).

  • Клиенту предлагают пофантазировать на тему смерти: где и когда клиент встретит смерть, как пройдут похо­роны.

  • Клиента побуждают к общению с неизлечимо больными людьми, наблюдению за их поведением.

5. Клиента поощряют к восстановлению более строгого контроля над теми аспектами жизни, на которые он может влиять.
II. В ситуации актуальности для клиента предельных экзи­стенциальных беспокойств, связанных со свободой, клиенту помогают принять на себя ответственность за свою жизнь с по­мощью следующих методических приемов:
1. Идентификация механизмов психологической защи­ты. Клиенту разъясняют сущность психологических защит, ста­вят лицом к лицу с ответственностью за собственные несчастья через следующие действия:

  • Когда клиент жалуется на собственные несчастья, его спра­шивают, как он создал данные ситуации.

  • Если клиент принижает других людей, ему указывают на его собственные подобные черты.

  • Консультант фиксирует внимание клиента на том, что он использует язык уклонения от ответственности - говорит «Я не могу» вместо «Я не хочу».

2. Идентификация уклонения от ответственности «здесь и теперь» • Обращают внимание клиента на его поведение «здесь и теперь», определяющее проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.

3. Столкновение с реалистичными ограничениями. Кли­енту помогают определить, на какие области он может влиять, а на какие не может.

146

4. Противостояние экзистенциальной вине. Клиента ориентируют на то, чтобы жить по совести, когда он посту­пает против нее.

5. Освобождение способности желать у клиента с забло­кированными аффектами. Это делается с помощью вопросов: «Что вы чувствуете?», «Что вы хотите?».

6. Фасилитация принятия решений. Клиент подчас пара­лизует свою способность принимать решения посредством фраз, начинающихся словами «Что, если...». Например: «Что, если я потеряю работу и не смогу найти другую? » Консультант помо­гает клиенту исследовать разветвления каждого вопроса «Что если...» и анализировать чувства, которые инициируются этими вопросами.
III. В ситуации актуальности для клиента предельных экзи­стенциальных беспокойств, связанных с изоляцией, ему помо­гают противостоять этим беспокойствам с помощью следую­щих приемов:

1. Столкновение клиента с изоляцией. Клиенту помога­ют понять, что в конечном счете каждый человек одинок. Ему предлагают реально взглянуть на вопрос о том, что он может и чего он не может получить от отношений. Иногда рекоменду­ется побыть в изоляции, чтобы осознать масштабы своих скры­тых ресурсов, ужас одиночества, свое мужество.

2. Идентификация механизмов психологической защи­ты.

3. Идентификация межличностной патологии. Опреде­ляются способы уклонения клиента от реальных отношений с другими. При этом обсуждаются следующие вопросы:

  • Насколько клиент относится к людям, как к объектам, служащим для удовлетворения его желаний?

  • Насколько хорошо он умеет любить окружающих людей?

  • Насколько хорошо он умеет выслушивать собеседников и раскрывать себя?

  • Каким образом он удерживает людей на расстоянии?

4. Использование отношений консультант—клиент с це­лью выявления патологии.

147

5. Консультант учит клиента азбуке языка интимности.

6. Исцеляющие отношения на высоком уровне интим­ности.
IV. В ситуации актуальности для клиента предельных экзи­стенциальных беспокойств, связанных с недостатком смысла в жизни, используются следующие приемы работы:

1. Переопределение проблемы. Утверждается, что когда люди жалуются, что смысла нет, они по сути не могут его найти. Утверждается, что люди скорее придают смысл чему-либо, чем получают его в готовом виде. Таким образом, люди ответствен­ны за создание собственного смысла.

2. Идентификация видов психологической защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью.

3. Клиенту оказывается содействие в его более активном участии в жизни. Выявляются препятствия в разных сферах, ко­торые мешают ощущению смысла, они удаляются.

2.4.3. Логотерапия Виктора Франкла
Теоретические положения. Стремление к смыслу - фунда­ментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремле­нии к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустриро-вано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Представители данного подхода подчеркивают, что у Фрей­да, Адлера, Юнга человек зависит от влечений и не обладает сво­бодой. В рамках логотерапии, наоборот, одним из центральных тезисов является тезис о том, что человек обладает свободой вы­бора из реалистичных возможностей (как прожить предстоя­щий час). Каждая ситуация открывает для человека возмож­ность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом.

Предтеча логотерапии немецкий философ Макс Шиллер [MaxScheler, ск. в 1956] утверждал, что духовное в человеке начинается с того, что он говорит «нет». Человек перестает по­виноваться обстоятельствам, начинает чувствовать себя сво­бодным, проявлять свою волю, искать свое наилучшее функ-

148

ционирование в этом мире. Таким образом, он приблиэ#ается к нахождению своего смысла в жизни.

Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзи­стенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (нев­розу, который возникает вследствие фрустрации стрем^ения к смыслу), клинической симптоматике.

Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубий­ство), наркомания, агрессия.

Экзистенциальный вакуум поддерживается:
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   31
написать администратору сайта