Семью К. Роджерс рассматривал как аналог группы встреч.
На различных этапах жизни человеческого сообщества людей в семью объединяли разные факторы. Были времена, когда основной силой, объединяющей людей в семью, была необходимость совместной борьбы за выживание, т. к. в одиночку человеку было просто не выжить.
139
В наше время семья создается на другой основе. Основным фактором, объединяющим людей в семью, является потребность в клиент-центрированном общении с близким человеком. В современном обществе успешность брака должна в значительной степени зависеть от того, насколько супруги способны в своей семейной жизни играть друг по отношению к другу роль клиент-центрированного терапевта. Роль семейного терапевта становится чрезвычайно значимой, ведущей в современной семье. От способности супругов выполнять в семье эту роль зависит также и то, насколько в их семье реализуется такая важная функция, как создание условий для развития личности всех членов семьи.
Применительно к задаче родительства К. Роджерс описал модели хорошо функционирующего родителя и плохо функционирующего родителя [Нельсон-Джоунс, 2000, с. 40-43].
Хорошо функционирующий родитель обладает высоким уровнем самопринятия. Это позволяет ему принимать и своих детей, организмически оценивать их. Организмическое оценивание предполагает, что родитель, выдвигая требования по отношению к своему ребенку, исходит из потребностей его уникальной внутренней организации. На противоположном полюсе будет стоять выдвижение условий ценности по отношению к ребенку. Например: «Я бы тебя больше любила, если бы ты любил игру на фортепьяно».
Плохо функционирующий родитель характеризуется низким уровнем принятия себя. Это значит, что многого этот человек в себе не принимает, следовательно, он не может многого принять и в своем ребенке, ориентироваться при его воспитании на потребности его внутренней организации. Такой родитель выдвигает по отношению к своему ребенку много условий ценности. Начинать работу с таким родителем следует с действий, направленных на увеличение уровня принятия себя.
2.4.2. Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролла Мэя
Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат.- выделяться, появляться. Этим подчеркивается, что существование- не прозябание, не статический процесс, а динамический, т.е. рост — связано с возникновением и становлением. В норме человек всегда находится в состоянии превращения во что-то, причем люди благодаря самосознанию могут выбирать собственное бытие.
В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы.
Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по конструктивному, так и по деструктивному пути развития.
Деструктивный путь — многочисленные формы психологических защит от этих данностей.
Конструктивный путь - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует их перерождению, иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию.
Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком.
Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы психологической защиты, осознать отрицательные последствия их действия. Они помогают клиенту найти иные, чем психологическая защита, способы совладания с тревогой, которую вызывает ситуация.
Экзистенциальный подход применим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией.
Рассмотрим данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную.
141
1. Смерть. Тревога, которую вызывает эта данность, всем субъективно знакома и не нуждается в комментариях.
2. Свобода. Человечество долгое время жило в рамках традиционных систем, когда выбор отсутствовал. Новое время открывает для человека возможность выбирать, но многие люди оказываются не готовыми выбирать. Они не знают, как и что выбирать, не ощущают ответственности за свой выбор, не умеют желать, проявлять волю, принимать решения и оставаться им верными.
3. Изоляция. Во всем мире происходит разрушение традиционных общинных связей и одновременно наблюдается рост самосознания. Озабоченные проблемами развития своего самосознания люди склонны изолировать себя от других в ответ на угрозу зарождающемуся у них чувству «Я». Однако природа человека такова, что подобного рода изоляция также вызывает дискомфорт. Путь, альтернативный изоляции, - все-таки вступать в общение, несмотря на угрозу своему внутреннему самоощущению. Этот путь предполагает развитие у себя ощущения внутренней силы, чувства уверенности, самобытности. Люди должны учиться испытывать подлинную стимулирующую любовь, приобретать навыки относительно того, как предлагать ее другим, уметь быть преданными другому и одновременно аутентичными в отношениях с этим другим.
4. Бессмысленность как отсутствие ощущения смысла у людей. Раньше люди не столько искали смысл, сколько получали его в готовом виде (например, через религию). Современная ситуация жизни европейского общества характеризуется тем, что каждый его член имеет представление о многих культурах и религиях и знает, что вопрос о смысле жизни в разных культурах и религиях решается по-разному. Ему труднее в этих условиях принимать что-то на веру. Современная жизнь требует поиска, выбора, иначе рискуешь остаться с ощущением бессмысленности. В прежние времена контакт с природой помогал человеку обрести смысл жизни. Красота и гармоничность природного устройства наводили на мысль о неслучайности человеческого существования, о высокой миссии человека в мире, побуждали искать свое место в ней. Урбанизация в значительной степени сократила влияние этого фактора. Работая, люди отчуждены от результатов своего труда. Это также способствует тому, что человек перестает замечать смысл своего существования. Если в прежние времена значительная часть времени людей была поглощена проблемами выживания, то сейчас люди имеют больше свободного времени для поиска смысла. Это создает ощущение вакуума в плане смысла, при этом человек не всегда задумывается о том, что смысл может быть найден, если его целенаправленно искать. Безработица, угроза ядерного уничтожения и глобального разрушения окружающей среды подчас создают у человека иллюзию отсутствия смысла жизни: «Если мир идет к концу, то зачем тогда все?» При этом человек зачастую упускает из виду, что смысл своей жизни можно найти и при наличии этих реальных угроз.
Выделяют два типа механизмов деструктивной психологической защиты от тревоги, связанной с основными экзистенциальными беспокойствами:
1) обычные, которые работают независимо от источника тревоги; например, проекция, отрицание;
2) специфические от каждого из четырех экзистенциальных беспокойств, которые поддерживаются целыми культурами.
Рассмотрим специфические механизмы психологической защиты от основных экзистенциальных беспокойств:
-
От тревоги, связанной со смертью, люди защищаются:
верою в свою особенность, собственное бессмертие и неприкосновенность;
-
верою в земного спасителя, который придет на помощь в последний момент. Такими спасителями могут быть народный целитель, знахарь, известный врач.
От тревоги, связанной со свободой, люди защищаются посредством следующих
форм активности, которые помогают человеку избежать осознания ответственности за собственную жизнь:
компульсивность (серийное поведение);
перенос ответственности на других людей, в том числе на консультантов
изображение себя невинной жертвой
уклонение от автономного поведения
от тревоги, связанной с изоляцией, люди защищаются тем, что перестают относиться к другим, как к самим себе;
начинают манипулировать ими, использовать их для удовлетворения своих потребностей
начинают использовать окружающих для самоутверждения в глазах других и в собственных глазах
подчиняют себя другим, идут на слияние с другим индивидуумом или группой
компульсивная сексуальность, когда с другими общаются как, с объектами, а не как с людьми
от тревоги, связанной с бессмысленностью, люди защищаются через следующие виды компульсивной деятельности- с маниакальным упорством добиваются денег, удовольствия, власти, признания, статуса, совершают просто какую-либо деятельность- участвуют в разных кампаниях, которые поглощают время. От тревоги, связанной с бессмысленностью существования, люди защищаются также через нигилизм. Нигилизм (от лат. ничто)- крайняя степень скептицизма, когда человек подчас отвергает и саму возможность объективно понимать окружающий мир, целенаправлено и осмысленно действовать в нем. При этом человек также отвергает наличие каких-либокритериев истины, общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, формы общественной жизни, религиозность. Эта позиция в значительной степени публична: человек отвергает не просто, а напоказ, как бы просит, чтобы его остановили, чтобы ему показали, что и почему отвергать не следует. Нигилизм зачастую связан с натуралзмом, в данном контексте- повышенным интересом к физиологическим сторонам природы человека.
Принципы и методы работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода
И. Ялома и Р. Мэя
I. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных со смертью, его стараются подвести к такому углубленному осознанию смерти, которое приводило бы к более высокой оценке жизни, открывало бы возможность для личностного роста. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных (типичных, лишенных оригинальности, т. е. творческого участия глубинных слоев личности человека), бессмысленных поступков. Они должны начать глубже понимать смысл жизни в настоящем, на более глубоком^уровне общаться с близкими, меньше бояться быть отвергнутыми, установить более тесный контакт с природой. Клиенту стараются помочь осознать, что существование не может быть отложено. Его побуждают к тому, чтобы осуществлять мудрый подсчет полученных от жизни счастливых даров. Для этого можно использовать следующие методические приемы:
1. Самораскрытие психолога-консультанта. Оно может принимать следующие формы:
Рассказ клиенту о собственных попытках примириться с предельными экзистенциальными беспокойствами.
-
Донесение до клиента мыслей и чувств, которые испытывает консультант «здесь и теперь» по поводу проблем клиента.
«Дозволение терпеть» — до клиента доводится, что тема смерти - типичная и поощряемая, нужная тема в отноше-; ниях психолога с клиентом. При этом важно, чтобы сам консультант не боялся этой темы.
2. Идентификация механизмов психологической защиты. Для клиента делают явной информацию о тех механизмах психологической защиты, которые он использует. При этом оказывают ему помощь в осознании их наивности.
3. Работа с напоминаниями о недолговечности (бренности) существования. Клиента настраивают на знаки смертности, которые являются частью нормальной жизни.
145
4. Использование вспомогательных средств для углубления осознания смертности:
Клиента побуждают написать свой некролог (статья, посвященная умершему, с характеристикой его жизни и деятельности).
Клиенту предлагают пофантазировать на тему смерти: где и когда клиент встретит смерть, как пройдут похороны.
Клиента побуждают к общению с неизлечимо больными людьми, наблюдению за их поведением.
5. Клиента поощряют к восстановлению более строгого контроля над теми аспектами жизни, на которые он может влиять.
II. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных со свободой, клиенту помогают принять на себя ответственность за свою жизнь с помощью следующих методических приемов:
1. Идентификация механизмов психологической защиты. Клиенту разъясняют сущность психологических защит, ставят лицом к лицу с ответственностью за собственные несчастья через следующие действия:
Когда клиент жалуется на собственные несчастья, его спрашивают, как он создал данные ситуации.
Если клиент принижает других людей, ему указывают на его собственные подобные черты.
Консультант фиксирует внимание клиента на том, что он использует язык уклонения от ответственности - говорит «Я не могу» вместо «Я не хочу».
2. Идентификация уклонения от ответственности «здесь и теперь» • Обращают внимание клиента на его поведение «здесь и теперь», определяющее проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.
3. Столкновение с реалистичными ограничениями. Клиенту помогают определить, на какие области он может влиять, а на какие не может.
146
4. Противостояние экзистенциальной вине. Клиента ориентируют на то, чтобы жить по совести, когда он поступает против нее.
5. Освобождение способности желать у клиента с заблокированными аффектами. Это делается с помощью вопросов: «Что вы чувствуете?», «Что вы хотите?».
6. Фасилитация принятия решений. Клиент подчас парализует свою способность принимать решения посредством фраз, начинающихся словами «Что, если...». Например: «Что, если я потеряю работу и не смогу найти другую? » Консультант помогает клиенту исследовать разветвления каждого вопроса «Что если...» и анализировать чувства, которые инициируются этими вопросами.
III. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных с изоляцией, ему помогают противостоять этим беспокойствам с помощью следующих приемов:
1. Столкновение клиента с изоляцией. Клиенту помогают понять, что в конечном счете каждый человек одинок. Ему предлагают реально взглянуть на вопрос о том, что он может и чего он не может получить от отношений. Иногда рекомендуется побыть в изоляции, чтобы осознать масштабы своих скрытых ресурсов, ужас одиночества, свое мужество.
2. Идентификация механизмов психологической защиты.
3. Идентификация межличностной патологии. Определяются способы уклонения клиента от реальных отношений с другими. При этом обсуждаются следующие вопросы:
Насколько клиент относится к людям, как к объектам, служащим для удовлетворения его желаний?
Насколько хорошо он умеет любить окружающих людей?
Насколько хорошо он умеет выслушивать собеседников и раскрывать себя?
Каким образом он удерживает людей на расстоянии?
4. Использование отношений консультант—клиент с целью выявления патологии.
147
5. Консультант учит клиента азбуке языка интимности.
6. Исцеляющие отношения на высоком уровне интимности.
IV. В ситуации актуальности для клиента предельных экзистенциальных беспокойств, связанных с недостатком смысла в жизни, используются следующие приемы работы:
1. Переопределение проблемы. Утверждается, что когда люди жалуются, что смысла нет, они по сути не могут его найти. Утверждается, что люди скорее придают смысл чему-либо, чем получают его в готовом виде. Таким образом, люди ответственны за создание собственного смысла.
2. Идентификация видов психологической защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью.
3. Клиенту оказывается содействие в его более активном участии в жизни. Выявляются препятствия в разных сферах, которые мешают ощущению смысла, они удаляются.
2.4.3. Логотерапия Виктора Франкла
Теоретические положения. Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустриро-вано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.
Представители данного подхода подчеркивают, что у Фрейда, Адлера, Юнга человек зависит от влечений и не обладает свободой. В рамках логотерапии, наоборот, одним из центральных тезисов является тезис о том, что человек обладает свободой выбора из реалистичных возможностей (как прожить предстоящий час). Каждая ситуация открывает для человека возможность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом.
Предтеча логотерапии немецкий философ Макс Шиллер [MaxScheler, ск. в 1956] утверждал, что духовное в человеке начинается с того, что он говорит «нет». Человек перестает повиноваться обстоятельствам, начинает чувствовать себя свободным, проявлять свою волю, искать свое наилучшее функ-
148
ционирование в этом мире. Таким образом, он приблиэ#ается к нахождению своего смысла в жизни.
Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стрем^ения к смыслу), клинической симптоматике.
Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубийство), наркомания, агрессия.
Экзистенциальный вакуум поддерживается:
|