Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Елизаров. основы семейного консультирования. Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511



Скачать 1.9 Mb.
Название Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511
Анкор Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.9 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Тип Учебное пособие
#428
страница 11 из 31
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31

94, 95

чтобы «подтолкнуть» клиента к чувствам и мыслям, сло­вам и действиям, которых иначе не добиться.

  • Роль, которую принимает на себя психолог: учит, . указывает и использует авторитет знаний и своей по­зиции. Эти действия направлены на то, чтобы добить­ся от клиента понимания и сотрудничества, причем не только такого, которое возникает в обычном общении между людьми, но и такого, которое, по крайней мере, имплицитно, включает профессиональную роль пси­холога.


Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Ин­структирование», расположенные по мере нарастания со­держащегося в них давления:
1. Мягко сфокусированные вопросы. Это совпадает с выс­шей ступенью октавы «Руководство».

2. Рациональные советы. Психолог обращается к здраво­му смыслу, профессиональной информации или специальным знаниям клиента, чтобы усилить некоторые предложения или указания.

3. Поддержка. Психолог, отказываясь от относительно нейтральной позиции, типичной для октав «Слушание» и «Ру­ководство», ясно выражает свое суждение по некоторому во­просу. Однако эта аргументация здесь объективная и рацио­нальная, а не личностная и эмоциональная.

4. Разубеждение. Более жесткое продолжение предыду­щего приема.

5. Обучение. Психолог старается помочь клиенту освоить информацию, умения, навыки, понять новые перспективы или что-либо подобное.

6. Неравноценные альтернативы. Хотя у клиента есть разные возможности, при этой форме давления психолог ясно показывает, что в данном случае он отдает предпочтение одной из них.

7. Указания.Психолог дает клиенту указания, назначе­ния или информацию, которая призывает к некоторым дейст­виям. ,.

96

8. Узкие вопросы. Это такие вопросы, в которых психолог четко определяет, что ему подойдет в виде ответа. Например: «У вас заметно изменилось выражение лица - что сейчас про­изошло? »

IV. Требование. Давление на клиента здесь заключено в сле­дующих элементах ситуации:


  • Скрытое послание специалиста, осуществляющего воз­действие:«Я намерен убедить тебя - или, если это необхо­димо и возможно, заставить тебя - некоторым образом из­менить то, что я считаю важным. Для этого я применю все силы, которые смогу привлечь».

  • Соотношение количества высказываний: широко варьи­рует, включая те случаи, в которых психолог «захватыва­ет» почти всю сессию, и случаи, в которых он делает лишь редкие (но чрезвычайно веские) интервенции.

  • Отношение к субъективности: психолог честно, но из­бирательно говорит о своих чувствах, эмоциях, ценно­стях и суждениях. Он готов взять на себя ответственность за это и использует этот ресурс осмысленно. Фактически, суть этой октавы состоит в мобилизации субъективно-, сти психолога. В крайних случаях при этом возможно ,;:', даже несколько упустить из вида чувства и точку зрения клиента.

  • Открытое убеждение. Это и есть суть данной октавы.

Слово «открытое» упоминается здесь к тому, что если психолог использует свои собственные ценности, эмоции и суждения, но претендует на то, что они объектив­но обоснованны, может возникнуть ситуация предатель­ства клиента. Психолог должен быть готов к принятию на себя ответственности за привнесение в беседу своей субъективности.

  • Роль, которую принимает на себя психолог:

    • использование авторитета,

    • использование открытых директив,

    • постановка границ,

97

    • настойчивое требование результата,

    • проявление своих собственных эмоций.


Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Ин­структирование», расположенные по мере нараспщния со­держащегося в них давления:
1. Узкие вопросы. Это совпадает с высшей ступенью ок­тавы «Руководство».

2. Настоятельная просьба. Представляет собой эмоцио­нальный личностный призыв, который выражает субъектив­ное побуждение и может быть дополнен объективными и ра­циональными материалами.

3. Одобрение. Психолог хвалит высказывание или дейст­вие клиента с личностных позиций.

4. Вызов. Консультант вступает в конфронтацию с клиен­том, высказывая взгляды, противоречащие его взглядам или оп­ровергающие их.

5. Подкрепление или неодобрение. Консультант исполь­зует авторитет, ценностные суждения или другие сильные сред­ства поддержки в защиту или против взглядов клиента, его дей­ствий, намерений.

6. Подстановка. Консультант использует авторитет, что­бы в целом или частично принять на себя ответственность, на­пример, обязать клиента обратиться в психиатрическую лечеб­ницу.

7. Команды. Консультант отдает распоряжения, однознач­но воздействующие на клиента, в которых нет ни единого наме­ка, на возможность дискутировать или жаловаться.

8. Отвержение. Консультант однозначно отказывается от клиента, так что отрицание распространяется на него как на лич­ность.
4. Тематическое параллелирование
Речь здесь идет о степени погруженности говорящих (психо­лога и клиента) в один и тот же предмет. Его можно определить

98

как показатель того, насколько один собеседник формулирует содержание своего послания в том же русле, что и предыдущее высказывание собеседника. Когда они говорят об одном и том же и используют близкие слова, мы можем сказать, что они «идут в параллель» или «параллельны друг другу». Когда они не так сильно совпадают, мы говорим, что в разговоре мало па-раллелирования. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 103] указывает, что необходимость идти в параллель с клиентом или же отхо­дить от параллельности зависит от разных этапов разговора и целей, которые возникают на этих этапах. Здесь речь идет о параллелях относительно темы разговора, например, о на­чальниках, коллегах, друзьях, семье, досуге.

Дж. Бьюдженталь [2001, с. 106] выделяет четыре уровня (или четыре степени свободы) относительно того, насколько люди находятся в параллельном общении друг с другом:

1. В параллель. Говорящий остается в том же тематическом русле, в котором сделано предыдущее высказывание.

2. Развитие. Говорящий придерживается той же основной темы, которой было посвящено предыдущее высказывание, но вносит новый элемент, который является следующим логиче­ским шагом в развитии этой темы.

3. Отклонение. Теме, которой было посвящено предыдущее высказывание, уделяется некоторое внимание, но говорящий при этом смещает локус рассмотрения или иначе расставляет акценты. В результате разговор приходит к тем аспектам, кото­рые ранее не затрагивались.

4. Смена. Говорящий практически игнорирует тему преды­дущего высказывания (или уделяет ей самое поверхностное внимание). Происходит существенный сдвиг в предмете обсуж­дения.
5. Параллелирование чувств
Параллелирование чувств означает, что говорящий уделяет чувствам собеседника столько же внимания, сколько только что уделил им другой. В каждом высказывании есть как чувст­венный (аффективный), так и мыслительный (когнитивный)

99

компоненты. Например, фразу «Сегодня восьмое марта» невоз­можно понять без анализа аффективного компонента посла­ния. Если психолог начнет подчеркивать факты и идеи, то и клиент отойдет от своих чувств, станет менее экспрессивным. Это пример отказа от параллелирования. Здесь, следуя Дж. Бьюдженталю [2001, с. 116], можно выделить следующие сте­пени свободы:

1. Параллелирование чувств.

2. Акцент на чувствах. Усиление их.

3. Акцент на идее. Отказ от параллелирования чувств.

6. Параллелирование рамок, ракурса рассмотрения проблемы
Речь здесь идет о параллелировании ракурса рассмотрения темы или проблемы. Ракурс этот может меняться от высокой степени конкретности, детальности до высокой степени обоб­щенности, абстрактности. В речи психолога-консультанта призыв к клиенту стать более конкретным может быть выра­жен следующими словами: «Давайте рассмотрим это подроб­нее». Призыв перейти к большей степени обобщенности мо­жет быть выражен следующими словами: «А какова картина в целом?»

Степени свободы здесь - параллель, сужение, расширение.

7. Параллелирование локуса внимания собеседника
В консультативном диалоге применительно к локусу внима­ния можно выделить следующие степени свободы:

1. Внимание на межличностном: клиент — другие. Име­ется в виду, что в поле внимания клиента в данный момент находятся его взаимоотношения с другими людьми или объектами; все, кроме самого клиента и психолога-консуль­танта.

2. Внимание на межличностном: клиент — консультант.

В поле внимания клиента находятся его взаимоотношения со

100

специалистом, оказывающим воздействие. Дж. Бьюдженталь [2001, с.135] указывает здесь на два полюса, создающих диапа­зон степеней свободы: интимность или конфликт. И то и дру­гое вызывает у клиентов тревогу, с которой они пытаются спра­виться либо нападками на консультанта, либо погружением в зависимость от него, чему соответствуют требования постоян­ного руководства, уговоров, решений.

3. Внимание на интрапсихическом. Речь здесь идет об ана­лизе того, как клиент структурирует свою идентичность и природу мира, в котором он живет; исследовании его системы конструктов «Я-и-мир»; что клиент чувствует, что его заботит в данный момент, почему он хочет себя вести так, а не иначе; каковы его типичные формы поведения, реагирования на раз­ные аспекты ситуаций, в которые он попадает. С точки зрения Дж. Бьюдженталя [2001, с. 138], наиболее фундаментальные личностные изменения происходят именно на этом полюсе внимания субъекта.

4. Внимание на специалисте, оказывающем воздействие.

Речь идет о ситуации, когда персона консультанта или психо­терапевта стала для клиента на первый план, составляет его за­боту, прежде всего.

8. Соотношение объективации и субъективного
Речь здесь идет о том, насколько клиент в диалоге готов взять на себя ответственность за собственную жизнь, насколь­ко он не дистанцируется от своих проблем, ощущает свое автор­ство и силу, необходимую для изменений. Это выражается в формах, которые использует клиент для описания своей забо­ты - тех проблем, жалоб, вопросов, которые привели его в кон­сультацию. Дж. Бьюдженталь[2001, с. 148] описал эти формы, или, иными словами, паттерны (образцы), представления сво­ей заботы клиентами, расположив их в порядке нарастания субъективности, т.е. готовности взять ответственность на себя, нарастания того уровня анализа, на котором более всего воз­можны личностные изменения:

1. Паттерны, объективирующие заботу. Под объектива­цией здесь имеется в виду постановка себя в позицию сторонне-

101

го наблюдателя, человека, который не шЙВет возможности что-либо сделать со своей заботой. В этой группе представлены сле­дующие образцы поведения:

  • Называние. Любой проблеме клиента можно присвоить каталожное имя - нерешительность, одиночество, депрес­сия. Процесс называния делает проблему предметом обсу­ждения, отодвигает ее. Часто при этом кажется, что тот, кто страдает от той же проблемы, страдает точно так же, страдание больше не кажется уникальным. Подчас назва­ние вообще отрывается от своей основы в процессе кон­сультирования и начинает жить своей самостоятельной жизнью.

  • Описание. Это когда клиент не называет свою проблему, а начинает описывать ее характеристики по сравнению с каким-либо иным известным ему состоянием. При этом предполагается, что любой другой человек, имеющий та­кие затруднения, опивает ее точно так же. Человек очень мало внимания уделяет своему личностному, уникально­му переживанию проблемы, что означает потерю способ­ности повлиять на состояние.

  • Оценивание. Человек приписывает своей проблеме неко­торые свойства; например, когда клиент говорит, что это делает его таким несчастным. Здесь проблеме придается ' некоторая власть.


2. Паттерны с тенденцией к объективации:

  • Функциональное ассоциирование. Имеется в виду ситуа­ция, когда человек начинает рассуждать о том, как другие люди справляются с подобного рода проблемами; почему у других людей подобные проблемы не вызывают страданий, а у него они вызывают. Человек заинтересован фак-, том существования индивидуальных различий в реагиро­вании на подобного рода ситуации.

  • Причинное или аналитическое ассоциирование. Человек начинает рассуждать о причинах своих затруднений, ис­следовать свою уникальную историю. Здесь таится опас­ность развернутых каузальных построений, которые не мо­гут вызвать заметных изменений в чувствах и поведении.

102

  • Детализация истории или жизненных событий. Пред­полагается, что силой обладает эпизод из прошлого, а не сам человек, который вспоминает этот эпизод. Человек ощущает себя жертвой происшествия, которое произошло давно. Осознание этого, как правило, недостаточно, чтобы вызвать изменения. Но все-таки это уже больший шаг на пути погружения в свою субъективность. Человек более ': погружается в свои эмоции, переживание, горе. Он уже менее отстранен от себя самого.

3. Паттерны с тенденцией к субъективности. Клиенты на­чинают в своем собственном опыте искать то, что поможет су­щественно изменить чувства, взгляды или действия. Сюда вхо­дят следующие образцы поведения:

  • Осознавание тела и ассоциирование. Человек начинает прислушиваться к голосу своего тела, сосредоточивает свое внимание на том, как он себя чувствует в данный мо­мент; есть ли в его теле напряжение, не нужно ли рассла­биться, избавиться от него. Пытается понять, что он чув­ствует телом, а не разумом.

  • Описание снов и фантазий. При этом важно подмечать слова и образы, которые кажутся особенно мучительными для клиента или которые произносятся так, что заставля­ют предположить их аффективную заряженность. Клиен­ту говорят об этом и просят позволить появиться любой ре­акции. Так, клиент погружается в анализ себя, начинает работать на уровне истинной субъективности, если он не переходит к объективации как механизму психологиче­ской защиты.

  • Эмоциональное ассоциирование. Человек осознает свою печаль и боль по поводу собственных проблем. Путь к это-му лежит часто через лучшее осознавание потребностей своего тела. Другой путь - подробный рассказ об актуальных жизненных переживаниях.

  • Осознавание в процессе. Клиент самостоятельно или с по-■{ мощью своевременных интерпретаций специалиста, ока­зывающего воздействие, осознает, как некоторые из его проблем разворачиваются прямо в процессе диалога. На­пример, он начинает осознавать свою нерешительность.

103

4. В основном субъективные паттерны. Здесь выделяют­ся следующие образцы поведения:

  • Спонтанное фантазирование. Клиенту можно предло­жить не стараться о чем-то думать, просто открываться любым образам, которые приходят спонтанно. Необходи-' 'мо позволить образу сформироваться, затем рассказать собеседнику. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 161] указывает на ряд случаев, в которых не следует обращаться к спон­танному фантазированию.

  • Свободные ассоциации. Клиент должен говорить все, что приходит в голову, безо всякой цензуры, соображений приемлемости или иных ограничений.

  • Поиск, ведомый заботой. Это развитие метода свободных ассоциаций. Клиент не может спонтанно говорить все, что приходит в голову. Для того, чтобы выбирать из множест­ва возможностей, необходим критерий отбора. Эту функ­цию выполняет переживание заботы. Имеется в виду, что

человек действительно заботится о каких-либо вопросах, что он готов вложить в это себя. Для эффективного поиска необходимы три вещи:

    • клиент должен определить жизненный вопрос, который

    • хочет исследовать более глубоко и полно, и подробно описать его консультанту (и делать это часто и много

    • во время этого описания клиент должен быть погружен в процесс настолько глубоко, насколько это возможно - ос­таваться на уровне критических обстоятельств столько, сколько сможет;

    • клиент должен сохранять исследовательские ожидания, к способность удивляться.

Полезны свободные ассоциации, которые возникают по ходу этого процесса.
9. Базовый подход к сопротивлению
Имеется в виду то, как специалист, оказывающий воздейст­вие, работает с сопротивлением воздействию.

104

Сопротивление - это импульсивное действие, направленное на защиту привычной идентичности и знакомого мира от того, что воспринимается как угроза. В глубинной работе с клиен­том, в работе, направленной на глубокие личностные измене­ния, сопротивление - это способы, с помощью которых клиент избегает состояния истинного субъективного присутствия -открытости и экспрессивности. Сопротивление проявляется в том, что клиент сопротивляется погружению в глубинную работу.

Зачастую практическому психологу приходится сталки­ваться с тем, что имеют место серьезные «жизнеограничиваю-щие» процессы, которые удерживают клиента от погружения в самого себя. Сопротивление для человека может быть типич­ной формой жизненного поведения. Человек часто выхолащи­вает мир до тех пропорций, внутри которых чувствует себя защищенным.

Дж. Бьюдженталь [2001, с. 177] описывает следующие спо­собы работы с сопротивлением:
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   31
написать администратору сайта