1. Отслеживание. Психолог идентифицирует для себя одну кажущуюся наиболее заметной и доступной осознанию клиента группу его ответов, выражающих сопротивление. Затем он снова и снова привлекает к этому паттерну внимание клиента.
2. Разъяснение эффектов сопротивления. Психолог не просто обращает внимание клиента на выделенный паттерн, но показывает клиенту, как он снижает его эмоциональную вовлеченность, концентрацию на субъективности. Мотивация сопротивления будет раскрыта на более поздних этапах.
3. Разъяснение случайности. По мере осознания клиентом своего паттерна сопротивления имеет смысл разъяснять ему, что подобное поведение является не просто плохой речевой привычкой или мимолетной небрежностью, а мотивированным действием.
4. Демонстрация альтернатив. Имеется в виду демонстрация альтернативного типичному поведения. Например, клиентке, которую смущение уводило от погружения в субъективность, рекомендуется задержаться на этом смущении, побыть
105
в нем. Смущение начинает стимулировать в таком случае не уход от субъективности, а погружение в нее.
5. Разъяснение функций сопротивления, т. е. показ той некоторой пользы, которую приносит клиенту сопротивление.
6. Освобождение и перемещение. Клиент начинает сам идентифицировать свое собственное сопротивление, пробовать задерживаться внутри него, с тем чтобы в некоторой степени быть в контакте со своими внутренними переживаниями, даже при условии, что сопротивление активно работает. Получив возможность поиска ценности в сопротивлении, клиент начинает открывать в себе новые области.
7. Понимание глубинной цели сопротивления. По мере того как клиент знакомится с механизмами своих потребностей сопротивления, он учится видеть их как части самого себя, а не как чужеродные интроекты, осознает, что у него есть возможность выбора и более регулируемого контроля над их действием.
10. Забота как источник силы и направляющий фактор
Забота — название для комплекса чувств и отношений человека, всерьез задумавшегося о своей жизни и о том, какое течение она приняла. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 193] выделяет в заботе клиента четыре грани: боль, надежду, ориентацию и внутренние обязательства. На практике все подсистемы заботы одновременно и оптимальным образом работают редко. Если бы они работали как надо, работа психолога была бы не нужна. Чаще всего проявляется более или менее ощутимо только боль. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 194] описал следующие возможные реакции специалиста, оказывающего воздействие, для того чтобы использовать параметры заботы в работе с клиентом:
1. Понимание боли клиента. Консультант реально воспринимает боль клиента, чувствует ее всем телом, понимает ее власть над клиентом, то, как она мешает его полноценному функционированию, то, как он ее боится. Это делается для того, чтобы клиент не пошел по пути отрицания своей боли.
106
2. Понимание надежды клиента. Обращение к психологу уже свидетельствует о том, что у клиента есть некоторая надежда на возможное улучшение. Тем не менее для многих клиентов характерно отрицание надежды, что является их защитным механизмом. Психологу так или иначе предстоит вступить в конфронтацию с этим отрицанием.
3. Мобилизация обязательств клиента. Клиента необходимо настроить на обязательства по отношению к своей проблеме или заботе. Речь идет о частоте встреч, о затратах, о необходимости прилагать усилия, выполнять то, что необходимо. Как это делать Дж. Бьюдженталь[2001, с. 199-203] описывает достаточно подробно.
4. Пробуждение внутренней ориентации. Речь идет о замене ориентации на изменения других на ориентацию на изменение себя, на анализ себя.
В заботе специалиста, оказывающего воздействие, Дж. Бьюдженталь [2001, с. 208] описывает следующие четыре грани:
1. Потребности специалиста, оказывающего воздействие.
Речь идет о потребности выполнять свою работу. Если, например, у психолога нет такой потребности, то он должен оставить работу. Одной из самых главных потребностей специалиста, которые можно удовлетворить в психологической работе, Дж. Бьюдженталь [2001, с. 209-210] считает ощущение причастности к тому, что человек, с которым ты установил глубокие отношения, начинает жить заново, полнее реализует силы или же достигает большей внутренней умиротворенности.
2. Видение специалиста, оказывающего воздействие. Речь идет о том, что у психолога формируется в процессе работы ощущение или образ той личности, которая скрыта в клиенте. Это интуитивное представление о том, каким может стать клиент, если совместная работа будет максимально эффективной.
3. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие,
т. е. быть по-настоящему доступным и по-настоящему экспрессивным. Признаком потери присутствия является ощущение скуки.
107
4. Сензитивность специалиста, оказывающего воздействие.
В развитой форме сензитивность означает:
возможность различать такие оттенки чувств и смыслов, которые совершенно недоступны любым попыткам внешней фиксации;
делать такие выводы, которые до тонкости совпадают с переживаниями клиента и которые невозможно выразить словами;
так формулировать свои интервенции, чтобы они полностью совпадали с потребностями клиента как актуальными, так и долговременными.
Такая сензитивность формируется благодаря:
1) разнообразному жизненному опыту (часто горькому), существенно превышающему опыт среднего человека;
2) обучению и супервизии.
Сензитивность является продуктом разнообразных человеческих контактов, открытости перед эстетической стороной жизни, близким знакомством с экзистенциальными условиями собственного существования. Возраст может порождать ригидность, которая противоположна сензитивности; и вообще, возраст - не гарантия развития.
11. Интенциональность и неодушевленность
Интенциональность — характеристика человеческой жизни или поведения человека в данный момент времени, отражающая то, насколько человек актуализирует свой потенциал. Имеется в виду то, что само наше существование побуждает нас к деланию, действию, взаимодействию и т. д. Человек всю жизнь борется за то, чтобы вырвать свое бытие из-под влияния других, внешних сил, и направить его в соответствии со своими внутренними побуждениями, возникающими в реальности бессознательного, - интенциями. Интенции имеют тенденцию направлять жизнь человека согласно следующим фазам:
1. Собственно интенциональность. Имеется в виду сосредоточие побуждений в бессознательном. Исходящие оттуда им-
108
пульсы проходят контроль на то, есть ли какая-то возможность сделать их осознанными. Если есть, то эти импульсы поднимаются на уровень желаний.
2. Желание. Оно обычно неконкретно, спонтанно, причудливо. Направлено скорее на переживание. Пример: «Я желал бы летать как птица». Желание проходит контроль на реалистичность. Если оно реалистично, то переносится на уровень хотений.
3. Хотение. Хотение - это уже побуждение пережить соответствующий опыт в реальности. Ему соответствуют надежды, томления, стремления. Пример: «Когда-нибудь я хочу научиться летать». На этом уровне решается вопрос: от чего нужно отказаться, чтобы пропустить это хотение вперед? Если субъект готов отказаться от многого иного, чтобы пропустить это побуждение вперед, то оно переходит на уровень волевых намерений.
4. Волевое намерение. Волевые - значит, убивающие одни возможности для того, чтобы другие могли существовать в наших планах. Пример: «Скоро я научусь управлять самолетом». Решается вопрос: нужно ли предпринимать какие-то открытые действия, чтобы волевое намерение начало осуществляться?
5. Действие. Имеется в виду предварительное, примерочное,пробное поведение на пути, обозначенном интенцией. Например, звонок в школу пилотов. Решается вопрос: нужно ли осуществлять его полностью?
6. Актуализация. То, что задавалось интенцией, превращается в реальность, в часть жизни человека. Например, поступление на курсы пилотов и их окончание. На этом уровне решается вопрос о дальнейших более глубоких изменениях в жизни.
7. Взаимодействие. На этом уровне человек совершает перестройку всего прежнего поведения относительно новой деятельности. Возможно, он отказывается от других интенций, например, бросает заниматься гольфом, чтобы иметь время летать.
С точки зрения Дж. Бьюдженталя[2001,с. 220-221], самым главным «бизнесом» человеческой жизни является перевод
109
интенций в действительное, по мере того как мы стараемся получить тот жизненный опыт, который, как мы уверены, нам нужен и которого мы хотим. Если этого не происходит, интен-циональность человека блокируется, то это сопровождается чувствами уныния, тревоги, человек становится пассивным. Это состояние Дж. Бьюдженталь назвал невоодушевленностью и описал способы работы с ним.
12. Обязательства специалиста, осуществляющего воздействие
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 237] выделил и описал пять аспектов подобного рода обязательств:
1. Обязательства за собственное бытие во время встречи с клиентом. Быть во время встречи полностью присутствующим, быть готовым противопоставить клиенту собственное бытие, если это в данном случае приемлемо. Психолог не должен брать на себя обязательств быть хорошим специалистом в том смысле, в котором это может означать надевание ролевой маски.
2. Обязательства перед собственным бытием за стремление клиентов стать более аутентичными. Не позволять клиенту увлекать психолога на неаутентичный путь, не позволять заставить себя удовлетворять потребности клиента в одобрении, уверенности, любви, наказании. В глубинной работе с клиентом не идти по пути улучшения его внутренних достоинств, делания его более положительным, увеличения его потенциала.
3. Обязательство выполнять свой внутренний долг по отношению к «семье» клиента. В данном случае «семья» — это те люди, которые составляют значительную часть жизни клиента. Тонким попыткам клиента соблазнить консультанта на то, чтобы соединиться с ним против окружающего мира, нужно противопоставить осознание бытия других людей и уважение к ним.
4. Обязательства перед обществом, в котором психолог и клиент существуют. Имеется в виду обязательство не поддаваться собственному импульсивному желанию и всегдашней
110
готовности множества интеллектуально развитых клиентов объяснять все наши дистрессы, фрустрации и разочарования «болезнями общества», в котором мы живем. Эти проблемы хоть и существуют, но не избавляют нас от ответственности. Иначе разговор может пойти по пути невротического бегства от экзистенциальной конфронтации. Клиент и психолог несут определенную долю и своей ответственности за то, что происходит в обществе. Имеется также в виду желание, чтобы каждый клиент после работы с ним стал агентом социального изменения, вобрав в себя общество и участвуя в его изменении.
5. Обязательства в отношениях с клиентом в связи со всем Человечеством и Тайной, в которой мы живем. Слово «Человечество» есть здесь некоторая попытка не писать слов «Бог» или «Абсолют». Имеется в виду, что аутентичная личность осознает свою конечность и, осознавая это, стремится к таким отношениям, которые находятся за пределами известного. В практическом отношении это означает для психолога то, что он ценит и защищает (и в отношении самого себя, и в отношении клиента) чувство возможного, неизвестного, чего-то такого, что находится за пределами нашего кругозора, но с чем мы еще можем столкнуться. Иногда это означает открытость для обсуждения переживаний клиента, связанных со случаями экстрасенсорного восприятия, с мистическими откровениями или соприкосновением с такими уровнями человеческого опыта, о которых мы знаем слишком мало или вообще ничего.
13. Артистизм специалиста, оказывающего воздействие
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 250] склонен рассматривать практику работы с клиентами как искусство. Поэтому он приписывает этому те атрибуты, которые склонен приписывать всем остальным формам искусства (графика, музыка, театр, кино):
1. Собственная личность является основным инструментом. Это утверждается по аналогии с художником, когда и он сам, и окружающие его люди признают, что художник, его личность, являются основным инструментом выражения
111
художественного импульса. Вот почему, несмотря на то что все художники проходят более или менее одинаковую школу обучения, мы ждем, что художник будет чем-то отличаться от всех остальных.
2. Незавершенность. Психолог-художник проходит через бесконечный цикл:
а) переживание феноменов консультативной работы на определенном уровне;
б) знакомство с этим уровнем и достижение внутри него состояния комфорта;
в) постепенное осознавание различий и сходства между теми , явлениями в своей работе, на которые прежде не обращал
внимания;
г) сознательное встраивание этого нового осознания в пере-i живание феноменов консультативной беседы и, таким об-г разом, переход на новый уровень;
д) знакомство с новым уровнем, достижение комфортного состояния внутри него и перевод нового осознания на предсознательный уровень, чтобы больше не требовалось сосредоточивать на нем внимание;
е) постепенное осознавание нового различия и сходства меж-! ду явлениями консультативной работы, на которые прежде не обращалось внимание.
ж) и так снова и снова.
3. Специально развитая чувствительность. Если мы признаем, что инструментом художника является он сам, то мы видим, что суть этого инструмента состоит в его чувствительности, чуткости. Консультант должен оттачивать свою способность выделять даже слабые намеки на чувства, быть в этом плане прекрасным «резонатором».
4. Определенного рода результат. Имеется в виду достижение действительно значимых результатов в работе, чтобы в сильной степени актуализировать свое искусство в ответ на требования взволновавшей ситуации.
5. Личные стандарты. Имеется в виду то, что только сам художник, в конце концов, может оценить свою работу, сопос-
112
тавить замысел с качеством реализации. Если художник устанавливает для себя слишком высокие стандарты, они могут задушить его творческий порыв. Если же стандарты слишком низкие, порыв тонет в посредственности.
6. Идентификация с работой. Художник идентифицируется со своей работой таким образом, как если бы работа была частью его самого, а он сам - частью работы. Необходимо создавать эту взаимосвязь между тем, кт. е. человек, и тем, что он делает. Необходимо также осознавать, что порой идентификация с работой может создавать сложности в других обстоятельствах жизни человека или препятствовать тому, чтобы человек оставил эту работу, если того потребует эволюция его как личности.
2. КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Классический психоанализ
Зигмунда Фрейда (1856-1939)
Имя Зигмунда Фрейда приобрело широкую известность в 1895 г., когда он совместно с Блейером опубликовал книгу «Исследование истерии».
3. Фрейд является автором теории трехкомпонентной структуры личности:
1. Ид (в переводе с латинского означает «оно») - исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Чаще всего речь идет о следующих: эрос (стремление к удовольствию, жизни, сексуальному удовлетворению) и танатос (стремление к разрушению, агрессии, угасанию, смерти). В Древней Греции слово «эрос» означало любовь. У Платона эрос - побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. Танатос - в греческой мифологии бог смерти, ассоциируется с хаосом, мраком, сном.
2. Эго (в переводе с латинского означает «я») - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эволюционирует из Ид и заимствует часть энергии из Ид. 114
3. Суперэго (в переводе с латинского «сверх-Я») - интер-нализованная версия общественных норм и стандартов поведения - система ценностей, норм и этики, разумно совместимая с теми, что приняты в окружении. Приобретается в процессе социализации, которая трактуется как процесс формирования суперэго.
3. Фрейд ввел также в научный обиход понятие «либидо» (от лат. libido влечение, желание, стремление). Исходно это понятие обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений энергию, использовалось как синоним сексуального влечения. В более поздних работах это слово использовалось как синоним эроса.
3. Фрейд является также автором топографической модели личности:
1. Бессознательное. Ид и давящая на него часть Супер-эго располагаются в бессознательном.
2. Пред сознательное. То, что в обычных условиях не осознается, но при наличии определенных условий может быть осознано. Здесь находятся части Эго и Суперэго.
3. Сознание, контакт с внешним миром. Здесь также представлены компоненты Эго и Суперэго.
Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: «Где было Ид, там будет Эго», т. е. психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. Человек должен договориться с реальностью. 3. Фрейд писал о сублимации (от лат. sublimo — возношу) — защитном механизме (защита от выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов), дающем возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. 3. Фрейд считал этот механизм единственным конструктивным защитным механизмом.
В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:
115
|