Главная страница
Навигация по странице:

Елизаров. основы семейного консультирования. Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511



Скачать 1.9 Mb.
Название Учебное пособие Ось89 удк 159. 9(075. 8) Ббк 88. 8я73 Е511
Анкор Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.9 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Елизаров. основы семейного консультирования.doc
Тип Учебное пособие
#428
страница 17 из 31
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   31

ние: другой человек, не испытывающий данного страха, на глазах у клиента совершает ряд действий с объектом, вызы­вающим у клиента страх, согласно заранее составленному списку.

3. Эмотивное воображение. Используется в работе с деть­ми. Ребенок в роли любимого героя, разыгрывая ситуации из его жизни, постепенно сталкивается с ситуациями, ранее вызывавшими у него страх. Хорошо развитое у детей вооб­ражение помогает им при этом переключиться на иные, чем наблюдалось раньше, способы эмоционального реагирова­ния.

При недостаточном развитии навыков межличностного взаимодействия (неумение выслушивать собеседника, само­раскрываться, предоставлять обратную связь) используется метод репетиции поведения - разыгрывание ролевых игр, при которых клиента побуждают проигрывать новые адек­ватные реакции.

Бели клиент имеет привычку реагировать тревогой на пове­дение других людей, используется тренинг ассертивности. Ас-сертивность Дж. Вольпе определяет как способность приемлемо выражать любую отличную от тревоги эмоцию, имеющую отно­шение к другому человеку.

Консультант оказывает поддержку клиенту в выражении за­конных эмоций. Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие оппозицион­ного поведения. В последнее время все больше внимания уделя­ется проявлению различных оттенков положительных эмоций по отношению к другому лицу: любви, внимания, заботы (там, где это уместно).

Консультант и клиент много обсуждают, какое поведение будет наиболее подходящим в разных ситуациях, учитывает­ся индивидуальный стиль поведения клиента. Тренинг при­меняется в форме как индивидуальной, так и групповой ра­боты. Анализируются результаты ассертивного поведения клиента в реальной жизни, консультант привлекает внима­ние клиента к положительным последствиям этого поведе­ния.

С целью изменения поведения посредством его последствий используются методы подкрепления.

159

Выделяют положительные и отрицательные подкрепляю­щие стимулы: положительные предполагают предъявление чего-либо, а отрицательные - удаление чего-либо в данной си­туации.

При угасании соответствующего подкрепления снижается вероятность возникновения реакции.

В качестве положительных подкрепляющих стимулов ис­пользуются похвала, проявления привязанности, интереса.

Иногда для оценки того, какие стимулы будут для клиента более значимы, используются специальные опросники (План исследования подкрепления Каутела, План приятных событий Макфиллами и Левинсон).

В прикладных окружающих средах главный метод измене­ния поведения — позитивное подкрепление. При этом положи­тельно могут подкрепляться и альтернативные, несовмести­мые с нежелательным виды поведения. Зачастую создаются программы позитивного подкрепления с помощью значимых других. Подкрепление можно осуществлять косвенно - с помо­щью символов (например, жетонов), которые могут быть впо­следствии обменены на значимые для субъекта стимулы. Под­крепление может быть опосредованным - когда клиенты на­блюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Психолог активно оказывает помощь клиентам в получении желаемых подкреплений: им помогают активно разыскивать людей, виды деятельности, ситуации, которые могли бы обес­печить подкрепление.

Могут использоваться и методы, наказания. Примером по­добного рода методик является техника «тайм-аут», которую применяют к детям, имеющим «взрывной» характер. Таких детей удаляют из ситуаций, в которых они могут получить подкрепление (например, деструктивное поведение ребенка в классе, нацеленное на привлечение внимания). При этом дети должны быть четко предупреждены, какое поведение влечет за собой «тайм-аут». Для детей «тайм-аут» назначается во временном промежутке от 5 до 20 мин, для очень малень­ких - от 1 до 5 мин.

Одним из методов использования подкрепления является процедура наблюдения за собой с последующим выстраива­нием диаграмм, отображающих удельный вес в жизни данного человека за единицу времени элементов желательного и нежелательного поведения (например, диаграмма количе­ства выкуренных сигарет за день, диаграмма изменений веса и т. д.).

Другим методом, родившимся из идеи подкрепления, явля­ется метод контроля окружающей среды. Клиента побуждают удалять из поля зрения все объекты, могущие побудить к неже­лательному поведению, и помещать в поле зрения те предметы, которые могут побудить к желательному поведению. Напри­мер, клиенту, который борется с лишним весом, можно предло­жить так организовать пространство вокруг себя, чтобы пища и предметы, к ней относящиеся, оказывались большую часть дня вне поля зрения, а атрибуты спортивной активности всегда были на глазах и как бы приглашали заняться деятельностью, связанной с движением.

Можно предложить клиенту активно использовать для достижения своих целей методы самоподкрепления. Приме­ром положительного самоподкрепления является ситуация, когда человек говорит себе всякий раз, когда сделает что-ли­бо удачно: «хорошо сделано», «потрясающе», «здорово», «классно» и т. д. Примеры самонаказания - отдавать на ну­жды благотворительности определенную сумму за каждые лишние съеденные 100 Ккалорий, воображать неприятные последствия во время совершения нежелательных дейст­вий, воображать, что тебя ругают, когда ешь шоколадный торт.


2.7. Нейролингвистическое программирование
Направление в практической психологии, разрабатываемое с 1975 г. Ричардом Бэндлером (BandlerR.) и Джоном Гринде-ром (GrinderJ.).
Основные теоретические положения
1. Человеческое существо функционирует подобно компь­ютеру, имеющему определенный набор программ. Програм­мы могут быть заложены в человека генетически, закрепляться путем внушения со стороны значимых лиц, человек может сам запрограммировать себя, определенные стереоти­пы поведения могут закрепляться в период стрессовых переживаний, сопровождающихся трансовыми состояниями сознания.

2. Большая часть программы, согласно которой ф функционирует человек, не осознается и не предъявляется в речи, но отражена в глубинных речевых структурах. Эту программу подготовленный наблюдатель может считывать, задавая целенаправленно сформулированные вопросы и ориентируясь на специфические (формальные) языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в ответе человека.

3. Все поведенческие стереотипы (в том числе и симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют в настоящем адаптивные функции. Но возможно «перепрограммирование» человека на новые, более адаптивные стереотипы на основе особенностей переработки информации и трансовых состояний клиента.

4. Люди- достаточно консервативные существа в плане отказа от старых, несовершенных программ функционирования и приобретения новых, более совершенных и полезных программ. Поэтому для того, чтобы изменить программу у клиента, надо сначала подстроиться к нему, солидаризироваться с той программой, по которой он функционирует, а затем (зачастую постепенно) вносить в программу изменения. Большое внимание уделяется разработке методов эффективной подстройки к клиенту.
Изменение личностной ориентации и организации

Вначале надо хорошо подстроиться к клиенту.

Люди думают по-разному, и эти различия соответствуют трем основным анализаторам: зрению, слуху, ощущению. Соответственно им выделяются три репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Определить, какая к репрезентативная система преобладает, можно прислушиваясь к процессным словам (предикатам- словам, выражающим свойства, - глаголам, наречиям, прилагательным), которые человек использует, описывая свой опыт. В рамках нейролингви-стического программирования также разработан метод опреде­ления типа преобладающей репрезентативной системы по глазодвигательным реакциям клиента [Бэндлер, Гриндер,

1994, с. 34-35].

Чтобы установить хороший контакт, нужно использовать в своей речи предикаты того же типа, что и речи клиента. Если же мы хотим установить дистанцию, надо намеренно употреб­лять несоответствующие предикаты.

В общении с клиентом необходимо использовать слова и ин­тонации того же типа, что и у клиента, т. е. присоединяться к клиенту. Этот процесс называется синхронизацией (отраже­нием).

Более глубокий уровень синхронизации предполагает более детальный анализ того, что индивид имел в виду под теми или

иными словами.

Консультант должен синхронизироваться с другим челове­ком, его переживаниями, соответствовать его поведению как словесно, так и несловесно. Существует немыслимое число ас­пектов синхронизации: предикаты и синтаксис (способы соеди­нения слов и их форм в словосочетания) другого, положение тела, дыхание, интонация, темп речи, выражение лица, морга­ние и т.д. Необходимо обладать и значительной способностью к эмпатии; консультант ведь должен испытывать те же чувст­ва, что и клиент.

Существуют два вида несловесной синхронизации:

1. Прямое отражение - например, консультант дышит с тем же ритмом и глубиной, что и клиент.

2. Перекрестное отражение - замена одного несловесно­го канала на другой.

Говорят о двух типах перекреста:

1. Перекрест в той же системе. Например, движение руки консультанта синхронизировано с дыхательными движения­ми клиента. Система и в том и в другом случае одна - кинесте­тическая (используется движение).

2. Перекрест со сменой систем. Например, говоря с клиен­том, консультант следит за его дыханием и соизмеряет темп своей речи с подъемом и опусканием грудной клетки клиента. Темп речи здесь присоединяется к темпу дыхания.

163

По достижении достаточно высокого уровня синхронизации говорят о достижении состояния раппорта. Одним из призна­ков достижения этого состояния является то, что клиент начи­нает в унисон с консультантом двигаться, дышать, говорить, т. е. начинает «следовать за ним». На этом уровне возможности изменения личностной ориентации и организации значитель­но повышаются.

С точки зрения Р. Бэндлера и Д. Гриндера [1994, с. 99-100], все люди живут в немного галлюцинаторной ре­альности. Когда консультант присоединяется к реальности некоторого человека, синхронизируется с ним, он достигает качественного контакта и доверия, получает возможность ис­пользовать его реальность так, чтобы изменить этого челове­ка. Р. Бэндлер и Д. Гриндер [1994, с. 123] убеждены, что вся коммуникация есть гипноз. Такова функция любого разгово­ра.

Использование кинестетического якоря
Последовательность работы с клиентом (в несколько сокра­щенном и схематическом виде)

1. Клиенту говорят: «Представьте себе то, что вы хотели бы изменить в своем поведении». (Например, не испытывать чув­ства страха в присутствии начальника.)

2. Клиенту говорят: « Какой ресурс был бы вам тогда нужен, чтобы правильно отреагировать на ситуацию? » (Большая уве­ренность, большая напористость, большее доверие, большая забота - любой внутренний ресурс.)

3. Клиенту говорят: «Выберите из своих наличных ресур­сов такой, который позволил бы вам тогда получить совер­шенно иной опыт». Как только клиент в полной мере воспро­изводит в сознании состояние, которое он хочет изменить, психолог в этот момент слегка касается левого плеча клиен­та. Теперь прикосновение связано с переживанием методом прямого обусловливания. Прикосновение в данном случае якорь - кинестетический якорь. В следующий раз прикосно­вение должно привести к воспроизведению связанного с ним состояния.

164

4. Синхронизация с будущим, наведение моста - процесс, связывающий новую реакцию с соответствующими условия­ми. Клиента спрашивают: «Что будет первым сигналом, кото­рый вы увидите, услышите или почувствуете и который позво­лит вам понять, что вы находитесь в тех условиях, в которых хотите по-новому отреагировать на ситуацию? » Клиент может ответить: «Это внешний вид одного человека». Психолог гово­рит ему: «Попробуйте воспроизвести сейчас в сознании этот об­раз». Заметив по невербальным реакциям клиента, что это дос­тигнуто, психолог слегка касается левого плеча клиента. По­добного рода тренировки могут повторяться по несколько раз. Цель: связать тревожный сигнал (например, внешний вид не­которого человека) с определенным ресурсом, который может помочь конструктивно справиться с ситуацией, методом пря­мого обусловливания.

Рефрейминг
Это специфический способ контакта с тем фрагментом или частью личности, которая порождает одно поведение или бло­кирует другое. Это делается, чтобы выяснить, в чем заключа­ется вторичная выгода некоего поведения, которое требуется изменить, и позаботиться о ней как о неотъемлемой части про­цесса порождения изменения, чтобы изменение стало дейст­вительно возможным.
Последовательность работы с клиентом (в несколько сокра­щенном и схематическом виде)
1. Клиенту предлагается определиться, что он хочет изме­нить в своем поведении (например, избавиться от избыточного веса). Этот элемент своего поведения ему предлагается обозна­чить буквой X. О том, что скрывается за этим символом, он мо­жет даже не говорить консультанту.

2. Установление отношений с частью личности клиента, которая отвечает за поведение X. Предполагается, что эта часть пытается сделать что-либо хорошее для клиента. Эта не­осознаваемая часть его личности, иначе изменения уже давно бы произошли. Клиенту предлагается задать самому себе во­прос: «Будет ли моя часть, ответственная за поведение X,

165

общаться со мной на уровне сознания?» Дальше клиенту пред­лагается следить за всеми изменениями в телесных ощущени­ях, за всеми кинестетическими изменениями, образами или звуками, которые появляются в ответ на вопрос. Часть, ответ­ственная за поведение X, должна дать о себе знать посредст­вом одного из каналов восприятия. Психолог помогает клиен­ту обнаружить ответ с помощью специфических вопросов. Вот пример подобного диалога.

Психолог: Что вы испытали? Клиент: Замешательство.

Психолог: Какой свой опыт вы назвали замешательст­вом?

Клиент: Прилив крови.

Психолог: Сопутствовало ли этому изменение температу­ры или ощущение давления? Было ли это локализовано в ка­кой-либо части вашего тела?

К л и е н т: В желудке.

Психолог: Можете ли вы осознанно вызвать прилив крови?

Клиент: Нет.

Психолог: Значит, это было общение с подсознатель­ным.

3. По предложению психолога клиент обращается к своему подсознательному: «Я бы хотел понять твое сообщение. Если это «да», то усиль первое ощущение; если «нет», сделай наобо­рот, ослабь ощущение». Согласно М. Эриксону состояние глу­бокого транса - ограниченный фокус внимания, направлен­ный вовнутрь. Клиент ограничивает фокус своего внимания сигналом, который рождается изнутри. Предположим, что его ощущения усилились - отношения установлены. Клиент те­перь знает, когда его подсознательное говорит ему «да», а ко­гда «нет».

4. Психолог говорит клиенту: «Та ваша часть, которая вам отвечает на подсознательном уровне, имеет некоторое намере­ние, связанное с поведением X, и пытается воплотить его в жизнь ради вас». Клиенту предлагается задать этой части вопрос: «Не хочешь ли ты дать мне знать на уровне сознания, что ты стараешься для меня сделать с помощью этого стерео-

166

типа (поведения X)?» В ответ клиент может получить далее осознаваемую информацию о намерении. Это может быть за­метно по изменениям в его мимике (например, стал широко улыбаться).

5. Создание таких альтернатив поведению X, которые были бы более эффективны в осуществлении намерения бес­сознательной части личности клиента. Это поиск лучших спо­собов реализовать намерение, более согласных с личностью клиента. Клиента спрашивают: «Есть ли у вас часть, которую вы считаете своей творческой частью?» Как правило, клиент получает из подсознательного сигнал, что такая часть у него существует. Клиенту предлагают обратиться к своей творче­ской части, не хочет ли она взять на себя задачу порождать альтернативные поведению X варианты, какими часть, ответ­ственная за поведение X, могла бы осуществлять свои намере­ния. Творческая часть может создать 10, 20, 1000 способов по-,лучения результата. Части, ответственной за поведение X, предлагается из всего этого многообразия выбрать хотя бы 3 способа, которые, по ее убеждению, сработают, по меньшей мере, так же эффективно, как и поведенческий вариант, ис­пользуемый сейчас. Если ни один из вариантов, созданных творческой частью, не оказался приемлемым, разворачивает­ся новый диалог между частями. Часть, ответственная за по­ведение X, просит творческую часть учесть свои пожелания. Так работают до тех пор, пока в распоряжении части, ответст­венной за поведение X, не окажутся 3 способа решения про­блемы, лучшие, чем старый (поведение X).

6. Клиент спрашивает свою часть, ответственную за по­ведение X: «Поскольку у тебя есть 3 способа, более эффек­тивных, чем старый, возьмешь ли ты на себя ответствен­ность за то, чтобы эти варианты действительно появились в моем поведении в соответствующих условиях?» Ожидает­ся ответ «да».

7. Клиент обращается внутрь себя: «Есть ли у меня какая-то другая часть меня, имеющая хоть какое-то возражение против новых поведенческих выборов, которые должны появиться?» Если клиент нигде не почувствовал никакого напряжения, зна­чит, ответом будет «нет». Иногда, однако, напряжение может

167

означать то, что одна из частей сильно взволнована. В этом слу­чае следует обо всем переспросить остальные бессознательные части своей личности еще раз.

Если через некоторое время после завершения работы пове­дение X все-таки вновь возобновится, возможно, изменились обстоятельства и новые варианты поведения перестали быть эффективными. В таком случае следует вновь провести перего­воры с бессознательными частями.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   31
написать администратору сайта