Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Вопросы по биохимии 1-го семестра. ярославская государственная медицинская академия министерства здравоохранения российской федерации
Тема: СЛОЖНЫЕ БЕЛКИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МИОГЛОБИНА И ГЕМОГЛОБИНА
Вопросы открытого типа
1. (4) Какой признак положен в основу классификации сложных белков? Перечислите основные классы сложных белков.
2. (4) Укажите два компонента, входящие в состав сложных белков. Перечислите основные классы сложных белков, приведите примеры представителей каждого класса.
3. (4) Перечислите основные классы сложных белков, приведите примеры представителей каждого класса.
4. (4) Какие белки называют гликопротеинами? Какие соединения могут выступать в качестве простетической группы этих белков? Приведите примеры гликопротеинов, укажите их роль в организме.
5. (4) Опишите особенности строения молекулы иммуноглобулина. Перечислите классы иммуноглобулинов, укажите их роль в организме.
6. (4) Какие белки называют фосфопротеинами? Приведите примеры. С помощью каких связей простетическая группа соединяется с апопротеином?
7. (4) Какие белки называют металлопротеинами? Приведите примеры. Чем представлена простетическая группа в каждом из них?
8. (4) Перечислите белки, которые содержат гем. Какие функции выполняют эти белки?
9. (4) Опишите особенности строения гема (ион металла, кольца, связи, боковые группировки). С помощью каких типов связей гемовая группа соединяется с апопротеином?
10. (4) В каких конформациях может существовать молекула гемоглобина? Как влияет конформация гемоглобина на сродство к кислороду?
11. (4) Назовите регуляторные молекулы, влияющие на сродство гемоглобина к кислороду и характер их влияния.
12. (4) Перечислите вещества, являющиеся лигандами для гемоглобина. К каким частям молекулы присоединяются эти вещества?
13. (4) Что такое «эффект Бора»? Каково его физиологическое значение?
14. (4) Укажите отличия в структуре и функциональных свойствах миоглобина и гемоглобина.
15. (4) Чем отличается метгемоглобин от гемоглобина? Какие факторы вызывают образование метгемоглобина и каковы последствия его накопления в крови?
16. (4) Какой тип гемоглобина встречается в крови новорождённых и в чём его структурно-функциональные отличия от гемоглобина взрослого человека?
17. (4) Как изменяется растворимость дезоксигемоглобина при серповидно-клеточной анемии и каковы причина и последствия этого?
Выберите один правильный ответ:
1. При исследовании гидролизата сложного белка обнаружена положительная проба на неорганический фосфор. Данный белок может относиться к классу:
А. гликопротеинов
Б. нуклеопротеинов
В. металлопротеинов
Г. хромопротеинов
Д. гемопротеинов
2. Казеиноген молока является:
А. гликопротеином
Б. металлопротеином
В. фосфопротеином
Г. хромопротеином
Д. простым белком
3. Иммуноглобулины являются
А. гликопротеинами
Б. липопротеинами
В. металлопротеинами
Г. нуклеопротеинами
Д. простыми белками
4. Ферритин является:
А. гликопротеином
Б. липопротеином
В. фосфопротеином
Г. хромопротеином
Д. металлопротеином
5. Гемосидерин является:
А. гликопротеином
Б. металлопротеином
В. фосфопротеином
Г. хромопротеином
Д. простым белком
6. Среди иммуноглобулинов плазмы крови преобладают
А. IgA
Б. IgE
В. IgG
Г. IgD
Д. IgM
7. Гем является центром связывания для:
А. Н+
Б. О2
В. SO2
Г. СO2
Д. 2,3-Дифосфоглицерата
8. Аллостерическим регулятором, понижающим сродство гемоглобина к кислороду, является:
А. CN—
Б. СО
В. СO2
Г. NO2
Д. 1,3-Дифосфоглицерат
9. Аллостерическим регулятором, понижающим сродство гемоглобина к кислороду, является:
А. Н+
Б. СО
В. ОН—
Г. NO2—
Д. 1,3-Дифосфоглицерат
Выберите все правильные ответы
10. К фосфопротеинам относятся
А. ферритин
Б. казеиноген
В. цитохром с
Г. овальбумин
Д. миоглобин
11. Простетическая группа фосфопротеина присоединяется сложноэфирной связью к радикалу аминокислот
А. глицин
Б. серин
В. цистеин
Г. треонин
Д. метионин
12. К металлопротеинам относятся:
А. гемоглобин
Б. ферритин
В. церулоплазмин
Г. трансферрин
Д. альбумин
13. Для иммуноглобулинов класса G характерно:
А. наличие четырех одинаковых полипептидных цепей
Б. наличие полипептидных цепей двух типов
В. соединение полипептидных цепей нековалентными связями
Г. наличие двух центров связывания антигенов
Д. связывание антигенов N-концевыми участками полипептидных цепей
14. К хромопротеинам относятся:
А. ферритин
Б. каталаза
В. интерферон
Г. цитохром с
Д. миоглобин
15. Гемоглобин отличается от миоглобина
А. количеством полипептидных цепей
Б. молекулярной массой
В. простетической группой
Г. сродством к кислороду
Д. наличием аллостерических свойств
16. Сродство молекулы гемоглобина к кислороду повышается при
А. высоком значении pO2
Б. низкой концентрации 2,3-дифосфоглицерата
В. низком значении pCO2
Г. низком значении pO2
Д. высокой концентрации H+
17. Сродство молекулы гемоглобина к кислороду снижается при
А. высоком значении pO2
Б. высокой концентрации 2,3-дифосфоглицерата
В. высоком значении pCO2
Г. низком значении pO2
Д. высокой концентрации H+
18. Гемоглобин плода (НbF) отличается от HbA:
А. положением заместителей в геме
Б. заменой β-цепей глобина на γ-цепи
В. количеством полипептидных цепей
Г. большим сродством к кислороду
Д. аминокислотным составом β-цепей
Раздел: СТРОЕНИЕ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ. МАТРИЧНЫЕ СИНТЕЗЫ
Тема: СТРОЕНИЕ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ НУКЛЕОТИДОВ И НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ.
Вопросы открытого типа
1.(4) Напишите формулу аденозин-5’-монофосфата (АМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные АМФ.
2.(4) Напишите формулу гуанозин-5’-монофосфата (ГМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ГМФ.
3.(4) Напишите формулу уридин-5’-монофосфата (УМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные УМФ.
4.(4) Напишите формулу цитидин-5’-монофосфата (ЦМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ЦМФ.
5.(4) Напишите формулу дезокситимидин-5’-монофосфата (дТМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные дТМФ.
6.(4) Напишите формулу дезоксиаденозин-5’-монофосфата (дАМФ), назовите нуклеотиды, которые комплементарны дАМФ.
7.(4) Напишите формулу дезоксигуанозин- 5’-монофосфата (дГМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные дГМФ.
8.(4) Напишите формулу дезоксицитидин- 5’-монофосфата (дЦМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные дЦМФ.
9.(4) Представьте схематично строение двухцепочечного фрагмента ДНК, состоящего из четырех различных нуклеотидов. Назовите нуклеотиды, входящие в состав ДНК. Как соединяются две цепи ДНК?
10.(4) Представьте схематично строение фрагмента РНК, состоящего из четырёх различных нуклеотидов. Укажите виды РНК и их функции в клетке.
11.(4) Сформулируйте «правила Чаргаффа»? Охарактеризуйте различия в структуре ДНК и РНК.
Выберите один правильный ответ:
1. Процентное соотношение азотистых оснований, характерное для нуклеотидного состава ДНК:
А. А=16%, Г=16%, Т=34%, Ц=34%.
Б. А=16%, Г=34%, Т=34%, Ц=16%.
В. А=34%, Г=34%, Т=16%, Ц=16%.
Г. А=16%, Г=34%, Т=16%, Ц=34%.
Д. А=34%, Г=16%, Т=16%, Ц=34%.
2. Процентное соотношение азотистых оснований, характерное для нуклеотидного состава ДНК:
А. А=22%, Г=28%, Т=28%, Ц=22%
Б. А=28%, Г=28%, Т=22%, Ц=22%
В. А=22%, Г=28%, Т=22%, Ц=28%
Г. А=28%, Г=22%, Т=22%, Ц=28%
Д. А=22%, Г=22%, Т=28%, Ц=28%
3. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующую структуру:
5´ А—Т—Т—Ц—Т—Ц—Г 3´
Последовательность нуклеотидов в соответствующем фрагменте комплементарной цепи:
А. 3´ А—Т—Т—Ц—Т—Ц—Г 5´
Б. 5´ Т—А—А—Г—А—Г—Ц 3´
В. 5´ Ц—Г—Г—А—Г—А—Т 3´
Г. 3´ Т—А—А—Г—А—Г—Ц 5´
Д. 3´ Г—Ц—Ц—Т—Ц—Т—А 5´
4. В одной из цепей ДНК процентное содержание нуклеотидов составляет: А=20%, Г=26%, Т=30%, Ц=24%. Следовательно, комплементарная цепь ДНК содержит:
А. А=30%, Г=24%, Т=20%, Ц=26%
Б. А=24%, Г=30%, Т=26%, Ц=20%
В. А=26%, Г=20%, Т=24%, Ц=30%
Г. А=24%, Г=20%, Т=26%, Ц=30%
Д. А=20%, Г=26%, Т=30%, Ц=24%
5. В молекуле ДНК тимин и аденин соединяются:
А. Одной водородной связью.
Б. Двумя водородными связями.
В. Тремя водородными связями.
Г. Четырьмя водородными связями.
Д. Пятью водородными связями.
6. Наиболее устойчивой к тепловой денатурации является ДНК следующего состава:
А. А=40%, Г=10%, Т=40%, Ц=10%
Б. А=30%, Г=20%, Т=30%, Ц=20%
В. А=25%, Г=25%, Т=25%, Ц=25%
Г. А=20%, Г=30%, Т=20%, Ц=30%
Д. А=10%, Г=40%, Т=10%, Ц=40%
7. Вторичную структуру ДНК стабилизируют связи:
А. сложноэфирные
Б. ионные
В. пептидные
Г. водородные
Д. гликозидны
Тема: МАТРИЧНЫЕ СИНТЕЗЫ. РЕПЛИКАЦИЯ ДНК И ТРАНСКРИПЦИЯ
Вопросы открытого типа
1. (4) Дайте определение понятия «матричный биосинтез». Перечислите три главных матричных биосинтеза в клетке.
2. (4) Молекулы каких веществ выполняют роль матрицы и какие молекулы синтезируются при репликации, транскрипции, трансляции?
3. (4) Что понимают под главным постулатом молекулярной биологии? Представьте его в виде схемы, укажите названия процессов и их локализацию в эукариотической клетке.
4. (4) Что такое репликация ДНК? Укажите основные особенности этого процесса (локализация в клетке, матрица, субстраты, источники энергии, фермент, направление полимеризации цепи).
5. (4) Что называют репарацией ДНК? На чём основан механизм этого процесса?
Перечислите основные типы повреждений ДНК и этапы их устранения.
6. (4) Дайте определение понятия «транскриптон», какие участки входят в его состав? Что понимают под интронами и экзонами?
7. (4) Укажите особенности процесса транскрипции (локализация в клетке, матрица, субстраты, источники энергии, фермент, направление полимеризации цепи).
8. (4) Дайте определение понятия процессинга мРНК и укажите, какие операции он включает.
Выберите один правильный ответ:
1. Главный постулат молекулярной биологии:
А. ДНК ↔ РНК → белок
Б. белок → РНК → ДНК
В. ДНК → белок ↔ РНК
Г. РНК → ДНК → белок
Д. РНК → белок → ДНК
2. Направление потока информации в клетке:
А. ДНК → РНК ↔ белок
Б. РНК → белок → ДНК
В. ДНК ↔ РНК → белок
Г. РНК → ДНК → белок
Д. белок → РНК→ ДНК
3. Раскручивание спирали ДНК в ходе репликации выполняет
А. ДНК-лигаза
Б. ДНК-полимераза
В. гираза
Г. хеликаза
Д. обратная транскриптаза
4. РНК-затравку в процессе репликации ДНК синтезирует
А. ДНК-лигаза
Б. праймаза
В. хеликаза
Г. гираза
Д. обратная транскриптаза
5. Соединение фрагментов Оказаки в единую цепь катализирует
А. хеликаза
Б. РНК-полимераза
В. ДНК-зависимая РНК-полимераза
Г. РНК-зависимая ДНК-полимераза
Д. ДНК-лигаза
6. Участок структурного гена, не несущий информации, называется
А. интрон
Б. экзон
В. антикодон
Г. нонсенс-кодон
Д. транскриптон
7. Участок присоединения ДНК-зависимой РНК-полимеразы к ДНК называется:
А. оператор
Б. интрон
В. экзон
Г. промотор
Д. терминатор
8. Процессинг РНК в эукариотической клетке происходит:
А. на ядерной мембране
Б. в комплексе Гольджи
В. в ядре
Г. на рибосомах
Д. в эндоплазматическом ретикулуме
Тема: МАТРИЧНЫЕ СИНТЕЗЫ. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА И ЕГО РЕГУЛЯЦИЯ
Вопросы открытого типа
1. (4) Перечислите основные свойства генетического кода, кратко охарактеризуйте сущность каждого из них.
2. (4) Изобразите схематично структуру рибосомы. Укажите её важнейшие функциональные участки и их назначение при трансляции.
3. (4) Изобразите схематично структуру транспортной РНК. Укажите её важнейшие функциональные участки и их назначение.
4. (4) Дайте определение понятия «трансляция». Назовите основные стадии этого процесса и их назначение, необходимые компоненты и условия.
5. (4) Напишите схему реакции активации аминокислот в процессе биосинтеза белка, назовите ферменты.
6. (4) Дайте определение и опишите процесс инициации трансляции. Перечислите условия, необходимые для этого этапа синтеза белка.
7. (4) Дайте определение и опишите процесс элонгации полипептидной цепи, укажите необходимые условия, ферменты, факторы.
8. (4) Дайте определение и опишите процесс терминации синтеза белка, укажите условия и факторы, способствующие терминации.
9. (4) Какие этапы биосинтеза белка из аминокислот требуют затрат энергии? Укажите соединения, которые служат источниками энергии.
10. (4) Перечислите варианты посттрансляционной модификации молекул белков. Приведите примеры.
11. (4) Дайте определение понятия «оперон». Опишите процесс регуляции биосинтеза белка путём индукции.
12. (4) Представьте в виде схемы регуляцию синтеза белка на уровне транскрипции. Назовите регуляторные факторы и опишите механизм регуляции синтеза белка путём репрессии.
Выберите один правильный ответ:
1. Под генетическим кодом понимают:
А. количество хромосом в диплоидной клетке
Б. соответствие нуклеотидных последовательностей определенным аминокислотам
В. первичную структуру хромосомной ДНК
Г. аминокислотную последовательность клеточных белков
Д. направление переноса генетической информации от ДНК к белку
2. Реакцию активации аминокислот в процессе синтеза белка катализирует:
А. РНК-полимераза
Б. ДНК-лигаза
В. аминоацил-тРНК-синтетаза
Г. хеликаза
Д. пептидилтрансфераза
3. Инициирующим кодоном мРНК является:
А. АУГ
Б. УАЦ
В. УГА
Г. УАГ
Д. УАА
4. В процессе инициации трансляции в эукариотической клетке участвует аминоацил-тРНК:
А. аланил-тРНК
Б. глицил-тРНК
В. треонил-тРНК
Г. метионил-тРНК
Д. лейцил-тРНК
5. Пептидилтрансфераза участвует:
А. в образовании аминоацил-тРНК
Б. в образовании инициирующего комплекса
В. в посттрансляционных модификациях белков
Г. в элонгации полипептидной цепи
Д. в связывании мРНК с 40S-субъединицей рибосомы
6. Нонсенс-кодоны мРНК выполняют функцию:
А. инициирующих кодонов
Б. вставок между смысловыми кодонами
В. сигналов терминации
Г. установки рамки считывания
Д. связывания мРНК с 40S-субъединицей рибосомы
7. Сигналом для окончания трансляции служит
А. диссоциация субъединиц рибосомы
Б. снижение концентрации ГТФ
В. терминирующий кодон
Г. инактивация транслоказы
Д. активация РНКазы
8. Вещество, способствующее экспрессии структурных генов ДНК, называется
А. активатор
Б. репрессор
В. оператор
Г. оперон
Д. индуктор
Выберите все правильные ответы:
9. Свойства генетического кода:
А. смысл кодонов одинаков для всех видов организмов
Б. триплет кодирует несколько аминокислот
В. триплет кодирует одну аминокислоту
Г. аминокислоте соответствует лишь один кодон
Д. аминокислота кодируется одним или несколькими триплетами
10. Для синтеза белков из аминокислот в качестве источников энергии используются
А. ГТФ
Б. ЦТФ
В. ТТФ
Г. АТФ
Д. УТФ
11. В инициации трансляции участвуют:
А. метионил-тРНК
Б. белковые факторы EF
В. кодон АУГ матричной РНК
Г. АТФ
Д. белковые факторы IF
12. В состав инициирующего комплекса входят:
А. ассоциированные субъединицы рибосомы
Б. матричная РНК
В. формилметионил-тРНК
Г. белковые факторы инициации
Д. ГТФ
13. В терминации трансляции участвуют
А. аминоацил-тРНК
Б. кодон АУГ матричной РНК
В. белковые факторы EF
Г. кодон УГА матричной РНК
Д. белковые факторы RF
14. Примерами посттрансляционной модификации белка могут служить:
А. частичный протеолиз пепсиногена
Б. гидроксилирование пролина в коллагене
В. метилирование аргинина в гистоне
Г. иодирование тирозина в тиреоглобулине
Д. фосфорилирование серина в казеиногене
15. При поступлении в клетку большого количества лактозы:
А. репрессор лактозного оперона активируется
Б. сродство репрессора к гену-оператору повышается
В. происходит синтез мРНК и ферментов утилизации лактозы
Г. сродство репрессора к гену-оператору понижается
Д. прекращается синтез мРНК и ферментов утилизации лактозы
16. При значительном снижении содержания гистидина в клетке:
А. репрессор гистидинового оперона инактивируется
Б. сродство репрессора к гену-оператору повышается
В. происходит синтез мРНК и ферментов биосинтеза гистидина
Г. прекращается синтез мРНК и ферментов биосинтеза гистидина
Д. сродство репрессора к гену-оператору понижается
Итоговое занятие «СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ»
Структура билета
№№ заданий
|
Тип задания
|
Оценка выполнения
|
1 – 5
|
Ответы на задания открытого типа.
|
до 7 баллов за каждое задание
|
6 – 20
|
Выбор одного правильного ответа из 5 предложенных
|
1 балл за каждый правильный ответ
|
21, 22, 23
|
Выбор всех правильных ответов
|
1 балл за полный правильный ответ
|
24, 25
|
Установление соответствия
|
1 балл за полный правильный ответ
|
Вопросы открытого типа:
1. Напишите формулу пептида вал-гис-лей-тре и укажите его полное название. В какой среде (кислой, щелочной, нейтральной) находится его изоэлектрическая точка? Ответ обоснуйте.
2. Напишите формулу пептида гли-иле-глу-цис и укажите его полное название. В каком направлении (к катоду, к аноду, останется на линии старта) он будет двигаться в электрическом поле? Ответ обоснуйте.
3. Напишите формулу пептида лиз-тир-вал-цис и укажите его полное название. Какие типы связей могут образовывать радикалы аминокислот данного пептида при формировании третичной структуры белка?
4. Напишите формулу пептида ала-асп-иле-сер и укажите его полное название. В какой среде (кислой, щелочной, нейтральной) находится его изоэлектрическая точка? Ответ обоснуйте.
5. Напишите формулу пептида асп-тре-гли-тир и укажите его полное название. В каком направлении (к катоду, к аноду, останется на линии старта) он будет двигаться в электрическом поле? Ответ обоснуйте.
6. Напишите формулу пептида тре-цис-глу-мет и укажите его полное название. Какие типы связей могут образовывать радикалы аминокислот данного пептида при формировании третичной структуры белка?
7. Напишите формулу пептида лиз-фен-глу-арг и укажите его полное название. В какой среде (кислой, щелочной, нейтральной) находится его изоэлектрическая точка? Ответ обоснуйте.
8. Напишите формулу пептида арг-цис-гли-лей и укажите его полное название. В каком направлении (к катоду, к аноду, останется на линии старта) он будет двигаться в электрическом поле? Ответ обоснуйте.
9. Напишите формулу пептида асп-сер-фен-арг и укажите его полное название. Какие типы связей могут образовывать радикалы аминокислот данного пептида при формировании третичной структуры белка?
10. Напишите формулу пептида асп-иле-глу-гис и укажите его полное название. В какой среде (кислой, щелочной, нейтральной) находится его изоэлектрическая точка? Ответ обоснуйте.
11. Дайте определение первичной структуры белка, укажите связи, её формирующие. Как влияет изменение первичной структуры гемоглобина на его свойства и функциональные возможности?
12. Дайте определение вторичной структуры белка, назовите связи, её формирующие. Укажите основные типы вторичной структуры, их различия. Присутствие каких аминокислотных остатков способствует деспирализации полипептидной цепи?
13. Дайте определение третичной структуры белка, назовите связи, её формирующие. Какие типы связей возможны при формировании третичной структуры белка между радикалами аминокислот приведённого выше пептида? Приведите примеры глобулярных и фибриллярных белков.
14. Дайте определение четвертичной структуры белка, назовите связи, её формирующие. Какие белки называются аллостерическими? Приведите не менее двух примеров аллостерических белков.
15. Дайте определение понятия «изоэлектрическая точка белка». От чего она зависит? В каких пределах лежит pI большинства белков организма? Перечислите методы, используемые для разделения смеси белков по электрическому заряду.
16. Что понимают под денатурацией белков, действием каких факторов она может быть вызвана? Почему при денатурации белки теряют способность выполнять свои функции? Приведите примеры использования процесса денатурации белков в медицине.
17. Перечислите белковые фракции плазмы крови. Перечислите факторы, определяющие стабильность коллоидных растворов белка. Укажите методы, которые могут быть использованы для фракционирования белков плазмы крови.
18. Укажите особенности аминокислотного состава, пространственной структуры, физико-химических свойств и биологическую роль альбуминов и глобулинов. Какая фракция белков плазмы крови высаливается при меньшем насыщении раствора (NH4)2SO4 и почему?
19. Укажите особенности аминокислотного состава, пространственной структуры, физико-химических свойств и биологическую роль гистонов. В состав каких сложных белков они входят, какие связи образуют с апопротеином?
20. Укажите особенности аминокислотного состава, пространственной структуры, физико-химических свойств и биологическую роль коллагена и кератина. Почему коллаген связывает большое количество воды, но не растворяется?
21. Какие два компонента входят в состав сложных белков, и какой признак положен в основу их классификации? Перечислите основные классы сложных белков, дайте их характеристику, приведите примеры представителей каждого класса.
22. К какому классу сложных белков относятся гемоглобин и чем представлена его простетическая группа? Охарактеризуйте особенности структуры и свойств гемоглобина и укажите его роль в организме. Назовите регуляторные молекулы, влияющие на сродство гемоглобина к кислороду, и укажите характер их влияния.
23. К какому классу сложных белков относится миоглобин и чем представлена его простетическая группа? Дайте сравнительную характеристику миоглобина и гемоглобина по структуре, свойствам и функции.
24. К какому классу сложных белков относится гемоглобин и чем представлена его простетическая группа? Дайте сравнительную характеристику гемоглобина F и гемоглобина А по структуре и свойствам. Какова физиологическая роль гемоглобина F?
25. К какому классу сложных белков относится гемоглобин и чем представлена его простетическая группа? Дайте сравнительную характеристику гемоглобина S и гемоглобина А по структуре и свойствам. Какие заболевания называют гемоглобинопатиями (гемоглобинозами)?
26. К какому классу сложных белков относится гемоглобин и чем представлена его простетическая группа? Перечислите производные гемоглобина. Чем отличается метгемоглобин от гемоглобина? Какие факторы вызывают образование метгемоглобина, и каковы последствия его накопления в крови?
27. Какие белки называют гликопротеинами? Какие соединения могут выступать в качестве простетической группы гликопротеинов и с помощью каких связей она соединяется с апопротеином? Функциональные группы каких аминокислот в этом участвуют? Приведите примеры гликопротеинов, укажите их роль в организме.
28. К какому классу сложных белков относятся иммуноглобулины? Опишите особенности их строения, укажите назначение вариабельной и константной части иммуноглобулина. Перечислите классы иммуноглобулинов, укажите их роль в организме.
29. Какие белки называют фосфопротеинами? Приведите примеры. С помощью каких связей простетическая группа соединяется с апопротеином? Функциональные группы каких аминокислот в этом участвуют? На каком этапе синтеза белков происходит присоединение простетической группы?
30. Какие белки называют металлопротеинами? Приведите примеры этих белков. Чем представлена простетическая группа в каждом из них? Какую роль в организме выполняют эти белки?
31. Напишите формулу аденозин-5'-монофосфата (АМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные АМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Дайте определение понятий "нуклеозид" и "нуклеотид".
32. Напишите формулу гуанозин-5'-монофосфата (ГМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ГМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Как различаются ДНК и РНК по молекулярной массе?
33. Напишите формулу цитидин-5'-монофосфата (ЦМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ЦМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Какие соединения называют нуклеиновыми кислотами? Укажите особенности распределения в клетке различных типов нуклеиновых кислот.
34. Напишите формулу уридин-5'-монофосфата (УМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные УМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Может ли УМФ образоваться при частичном гидролизе ДНК? Ответ обоснуйте.
35. Напишите формулу дезокситимидин-5'-монофосфата (дТМФ), назовите азотистые основания, комплементарные дТМФ и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Может ли дТМФ образоваться при частичном гидролизе РНК? Ответ обоснуйте.
36. Напишите формулу дезоксиаденозин-5'-монофосфата (дАМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные дАМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Укажите особенности нуклеотидного состава ДНК (правила Чаргаффа).
37. Напишите формулу гуанозин-5'-монофосфата (ГМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ГМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Что понимают под вторичной структурой ДНК, какие химические связи её формируют?
38. Напишите формулу цитидин-5'-монофосфата (ЦМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ЦМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Укажите различия ДНК и РНК по химическому составу и пространственной организации молекулы.
39. Дайте определение первичной структуры нуклеиновых кислот, назовите связи, ее формирующие. Напишите схематично строение фрагмента молекулы РНК, состоящего из четырёх различных нуклеотидов. Перечислите виды РНК, укажите их функции в клетке.
40. Дайте определение первичной структуры нуклеиновых кислот, назовите связи, ее формирующие. Представьте в виде схемы строение фрагмента ДНК, состоящего из четырёх различных нуклеотидов. Что представляют собой белковая и простетическая части дезоксирибонуклеопротеинов, какими связями они соединены между собой?
41. Дайте определение понятия «репликация ДНК» и укажите особенности процесса (матрица, субстраты, источники энергии, ферменты, локализация в клетке, направление полимеризации полинуклеотидной цепи).
42. Дайте определение понятия «репликация ДНК» и охарактеризуйте основные принципы, на которых основан этот матричный синтез. В чём заключается биологическая роль процесса репликации ДНК?
43. Дайте определение понятия «транскрипция» и укажите особенности процесса (матрица, субстраты, источники энергии, фермент, локализация в клетке, направление полимеризации полинуклеотидной цепи).
44. Дайте определение понятия «транскрипция» и охарактеризуйте основные принципы, на которых основан этот матричный синтез. В чём заключается биологическая роль процесса транскрипции?
45. Дайте определение понятия «процессинг матричной РНК», укажите его локализацию в клетке и опишите основные операции, которые он включает. Что понимают под интронами и экзонами?
46. Дайте определение понятия «генетический код» и охарактеризуйте его основные свойства. Перечислите важнейшие условия, необходимые для биосинтеза белка.
47. Представьте в виде схемы строение транспортной РНК, укажите её функциональные участки. В чём заключается адапторная функция тРНК? Напишите схему активации аминокислот, назовите фермент.
48. Изобразите схематично структуру рибосомы, укажите её важнейшие участки и их назначение. Что называют инициирующим комплексом, какие условия необходимы для его формирования?
49. Дайте определение понятия «трансляция» и назовите её основные стадии. Представьте схематично процесс элонгации полипептидной цепи на рибосоме, укажите условия и факторы, способствующие терминации синтеза белка.
50. Перечислите варианты посттрансляционной модификации молекул белков. Приведите примеры полиморфизма белков.
51. Дайте определение понятия «оперон». Что входит в его состав? Опишите или представьте в виде схемы процессы регуляции биосинтеза белка путём индукции.
52. Дайте определение понятия «оперон». Что входит в его состав? Опишите или представьте в виде схемы процессы регуляции биосинтеза белка путём репрессии.
Типовые варианты заданий в тестовой форме
(см. также задания в тестовой форме по отдельным занятиям раздела)
Выберите ОДИН правильный ответ:
1. Радикал аминокислоты
|
|
при pH 7.0 является:
|
А. неполярным
Б. полярным незаряженным
В. полярным отрицательно заряженным
Г. полярным положительно заряженным
2. Смесь аминокислот разделяли при помощи хроматографии на бумаге. Вблизи точки старта из перечисленных аминокислот окажется:
А. валин
Б. глутамат
В. изолейцин
Г. метионин
Д. триптофан
3. Водородная связь, стабилизирующая α-спиральную конформацию фрагмента полипептидной цепи:
может образоваться между:
А. СО-группой остатка серина и NH-группой остатка гистидина
Б. СО-группой остатка серина и NH-группой остатка валина
В. СО-группой остатка серина и NH-группой остатка тирозина
Г. СО-группой остатка метионина и NH-группой остатка изолейцина
Д. СО-группой остатка метионина и NH-группой остатка треонина
4. Вторичная структура белка стабилизируется преимущественно
А. пептидными связями
Б. дисульфидными связями
В. водородными связями
Г. ионными связями
Д. гидрофобными взаимодействиями
5. Ионные связи в третичной структуре белка могут возникать между радикалами аминокислот
А. аспарагин и глутамат
Б. гистидин и аргинин
В. глутамин и аспартат
Г. глутамат и аспартат
Д. аспартат и аргинин
6. Наличие цистеина в полипептидных цепях способствует образованию связей:
А. ионных
Б. гидрофобных
В. пептидных
Г. водородных
Д. дисульфидных
7. Участок полипептидной цепи может принимать α-спиральную конформацию, если в его состав входит большое количество остатков аминокислот
А. глутаминовой и аспарагиновой
Б. лизина и аргинина
В. пролина и глицина
Г. аланина и лейцина
Д. аспарагиновой кислоты и гистидина
8. Фрагмент полипептидной цепи: -про-лиз-гли-про-вал-гли-про-сер-гли- вероятнее всего принадлежит белку
|
|
|