Главная страница
Навигация по странице:

Философия и мировоззрение. Природа философских проблем Мировоззрение


Скачать 201.13 Kb.
Название Философия и мировоззрение. Природа философских проблем Мировоззрение
Анкор shpory_filosofia.docx
Дата 22.04.2017
Размер 201.13 Kb.
Формат файла docx
Имя файла shpory_filosofia.docx
Тип Документы
#1578
страница 3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

8. Пространственно-временная организация бытия. Субстациональная и реляционная концепция пространства и времени


Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют, прежде всего, реальные параметры сущего.

К основным свойствам пространства обычно относят:

- размерность-способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности.

- изотропность - свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина и т. д.

Основным свойством времени чаще всего считают необратимость (одномерность) - способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

Человек всегда живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании, проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность "не-пространству", т.е. хаосу - некоторому образованию, в котором еще отсутствует порядок. Хаос - потенциальный прообраз пространства, некая разверстая бездна, пустота, в которой все пребывает.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

Субстанциальная концепциярассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а время - как бесконечный поток состояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников - как среди физиков, так и философов - и сегодня: например, французский философ Ж. Дидье определяет пространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, а время - как смену событий, разворачивающихся в этой среде.

Реляционная концепцияпонимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности). В результате формируются новые, неклассические представления о пространстве и времени, в частности:

- пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости и движения (чем выше скорость, тем оно короче и тем медленнее течет для него время);

- пространство и время взаимосвязаны, образуют неразрывное единство - 4-мерный континуум пространство-время;

- свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

9. Природа как предмет философского и научного познания. Идея коэволюции человека и природы.



Природа — это естественная среда обитания человека; весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. На современном этапе общественного развития характер отношений в системе «человек — природа — общество» определяет сложную экологическую ситуацию в мире. В настоящее время она порождает одну из важнейших глобальных проблем — экологическую проблему.

Взаимодействие человека и природы:

? архаическое общество — высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней;

? античность — противостояние человека природной среде;

? техногенная цивилизация — в основе взаимодействия человека и природы лежит его противостояние природе;

? к. 20 — н. 21 вв. — поиск новых ориентиров в отношении человека к природе — идея коэволюции (у ее истоков — известный генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский): поскольку человек является частью биосферы, постольку его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (коэволюцию) человека и природы. Эта идея отвергает господство человека над природой и подчеркивает его ответственность за происходящее в окружающем мире, ориентирует на необходимость продуктивного диалога с ней.

Разработка коэволюционной стратегии начинается с создания действенных экологических императивов, оптимизирующих отношения в системе «человек — природа — общество» и способствующих достижению и сохранению ею состояния устойчивого развития.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовые принципы:

? процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;

? их богатство и разнообразие способствуют реализации этих ценностей;

? люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;

? современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого;

? необходимо изменить политику и повлиять на базисные экономические, технологические, идеологические структуры социума и т. д.

Модели взаимодействия человека и природы:

1. мифологическая — приоритет природы над человеком;

2. научно-технологическая — власть человека как создателя искусственного мира над естественной природой;

3. диалогическая — коммуникация как интерсубъективное взаимодействие.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14